Дипломная работа
«Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)»
- 59 страниц
Введение…3
§ 1. Факторы развития личности подростка….6
§ 2. Роль информационной среды в развитии личности подростка….14
§ 3. Условия использования информационных ресурсов в образовательном процессе основной школы (на примере уроков английского языка) …23
Заключение….33
Список использованной литературы…35
Приложения
В настоящее время в условиях повсеместной информатизации общества возникает проблема эффективного использования информационной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. С одной стороны это связано с тем, что современное общество понимает и признает необходимость информационной доступности как средства расширения познавательного потенциала, с другой стороны возникает необходимость снижения негативного влияния информации, которая может повлиять на нравственные установки человека.
Наиболее интенсивное влияние информационной среды на личность наблюдается в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с такими возрастными характеристиками как ориентация на ближайшее окружение, поиск своего «Я». Именно поэтому необходимо осуществлять такую работу, которая способствует эффективному использованию ресурсов информационной среды и снижению их отрицательного влияния. Большую роль в этом процессе играет современная школа.
В ФГОС основного общего образования в качестве одного из метапредметных результатов деятельности выступает «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [22], который предполагает освоение обучающимися способами поиска информации, используя различные информационные ресурсы. Достижение этого результата может нести и отрицательные стороны: информационные материалы могут нести отрицательный контекст, который может восприниматься как норма или руководство к действию.
Таким образом, проблема эффективного использования ресурсов информационной среды выступает актуальной в настоящее время.
Теоретической основой нашего исследования выступают работы о психолого-педагогических особенностях подросткового возраста (Л.И. Божович, Д. Шеффер, Д.Б. Эльконин и другие), о факторах развития личности (У. Бронфенбреннер, З. Гелус, А.В. Мудрик и другие), о роли и последствиях влияния информационной среды на личность ( И.В. Гундарова, А.В. Федоров, Е.А. Цуканов и другие), об особенностях использования информационных технологий в образовательном процессе школы ( А.В. Дворецкая, А.А. Малева, А.Г. Шмелев и другие). Несмотря на довольно обширный интерес в науке к рассматриваемой проблеме, можно выделить ряд противоречий:
Между объективной необходимостью использования ресурсов информационной среды и возрастающим объемом негативной информации, которая отрицательно влияет на развитие личности.
Между необходимостью развития информационно-коммуникационных компетенций школьников и отсутствием эффективных условий эффективного использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы.
Указанные противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании условий эффективного использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы (на примере уроков английского языка).
Проблема исследования актуализировала выбор темы: Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)
Объект исследования: образовательный процесс в основной школе.
Предмет исследования: использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка).
Цель исследования: выявить сущность и значение влияния информационной среды на личность подростка и охарактеризовать условия ее эффективного использования в образовательном процессе основной школы (на примере уроков английского языка).
Гипотеза: эффективное использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе основной школы возможно при соблюдении условий:
• Использование информационных технологий в образовательном процессе (на примере уроков английского языка).
• Учет индивидуальных особенностей подростка.
• Работа с родителями подростков по эффективному использованию ресурсов информационной среды.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные факторы развития личности подростка.
2. Выявить роль информационной среды в развитии личности подростка.
3. Обосновать условия использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы (на примере уроков английского языка).
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические – изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, анализ и самоанализ уроков.
Теоретический анализ изучения проблемы использования информационных ресурсов в образовательном процессе основной школы (на примере уроков английского языка) позволил выявить сущность информационной среды, условия ее использования в образовательном процессе школы.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Факторы, влияющие на развитие личности, отражают биологические параметры (наследственность), социокультурные (среда и воспитание). Рассмотрение факторов развития личности подростка позволяет нам сделать вывод о том, что в этот период влияние факторов различно. Наследственность, являясь фундаментом развития личности определяет его физиологическое созревание. Воспитание выступает как целенаправленный процесс, формирующий систему новообразований личности школьника. Среда характеризует смену социальной ситуации развития и является ведущим фактором развития в подростковом возрасте.
2. Информационная среда— это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. К ресурсам информационной среды относят телевидение, прессу, Интернет и другие. Влияние компьютерных игр, Интернета, телевидения несут как положительный так и отрицательный потенциал и всецело зависит от семейной ситуации, от той среды, в которой растет и воспитывается ребенок и конечно же от условий использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы.
3. Эффективное использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе основной школы возможно по нашему мнению при соблюдении условий:
• Использование информационных технологий в образовательном процессе (на примере уроков английского языка).
• Учет индивидуальных особенностей подростка.
• Работа с родителями подростков по эффективному использованию ресурсов информационной среды.
Таким образом, проведенное исследование позволило достичь нам поставленных цели и задач, доказать выдвинутую гипотезу. В дальнейшем данная работа будет продолжена и среди перспектив можно указать следующие: более глубокое изучение особенностей влияния информационной среды на личность подростка, проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме, включение родителей в работу по созданию условий минимизации негативного влияния информационной среды на личность школьников.
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1999. 416 с.
2. Берк Л.Е. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006. 156 с.
3. Бирюля О.А. Влияние средств массовой информации на эстетический выбор младшего школьника // Коммуникации в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2002. С. 7–11.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 2009. 460 с.
5. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс,1976. 165 с.
6. Веккьо Ж. «Киндерсюрприз» для маркетологов: Как создать «долгоиграющий» бренд для детей. М.: Фаир-Пресс, 2005. 256 с.
7. Гелус 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности, в детском возрасте. М., 1980. С. 15-22.
8. Гундарова И.В. Возможности коррекции последствий восприятия телевизионной информации младшими школьниками URL: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy. (дата обращения: 10.02.2014).
9. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных средств обучения. / А.В. Дворецкая, 2006. – 159 с.
10. Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб.: Питер, 2002. 416 c.
11. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых: пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 272 с.
12. МалеваА.А.Компьютерные игровые программы как средство психического развития младших школьников // Информационные технологии в образовании: Конгресс конференций. URL: http://www.ito.su/1998-99/a/maleva-t.html (дата обращения: 10.02.2014).
13. Мальцева О.А. Становление личностного пространства ученика в образовательном процессе современной начальной школы: дис . канд. педагогич. наук : 13.00.01. Чита, 2013. 208 с.
14. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов. М., 1997. 365 с.
15. Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003. 224 c.
16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 602с.
17. Постман Н. Исчезновение детства URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=861 1988. (дата обращения: 10.02.2014).
18. Свободное время ребенка: опрос населения URL: http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/famil/child_dress/d071021(дата обращения: 10.02.2014).
19. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm (дата обращения 12.02. 2014 г.)
20. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в сторону риска. М.: Юнеско, 1998.
21. Спрафкин Д.Н., Либерт Р.М., Поулос Р.У. Влияние показываемых по телевидению примеров просоциального поведения на поступки детей, выражающиеся в оказании помощи // Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С. 422–430.
22. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/m373.html (дата обращения 06.02. 2014 г.)
23. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 418 c.
24. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 448 с.
25. Цуканов Е. А. Информационная среда как фактор социального и нравственного здоровья человека : дис . канд. филологич. наук : 10.01.10. Воронеж, 2003. 183 с
26. Шеффер Д. Дети и подростки. СПБ.: Питер, 2003. 976 с.
27. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990.
28. Экофф Д.С. Райер Р.Х. Похищенные. Дети в заложниках у маркетологов: как воспитать разумного потребителя. М.: Добрая книга, 2006. 328 с.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Academia, 2004. 384 с.
30. http://ru.wikipedia.org/wiki (да обращения 20.02. 2014 г.)
Оригинальность 37%
Тема: | «Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 59 | |
Цена: | 7000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование новых информационных технологий в учебном процессе
Дипломная работа:
Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации
Дипломная работа:
Активизация речемыслительнои деятельности школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения на основе использования игр
ВКР:
Стилистический потенциал лексических средств выразительности в англоязычном песенном дискурсе рок-направления на уроках английского языка в соо
Дипломная работа:
Организация самостоятельной работы на уроке английского языка