Дипломная работа

«Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)»

  • 59 страниц(ы)
фото автора

Автор: Deriya1994

Введение…3

§ 1. Факторы развития личности подростка….6

§ 2. Роль информационной среды в развитии личности подростка….14

§ 3. Условия использования информационных ресурсов в образовательном процессе основной школы (на примере уроков английского языка) …23

Заключение….33

Список использованной литературы…35

Приложения

В настоящее время в условиях повсеместной информатизации общества возникает проблема эффективного использования информационной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. С одной стороны это связано с тем, что современное общество понимает и признает необходимость информационной доступности как средства расширения познавательного потенциала, с другой стороны возникает необходимость снижения негативного влияния информации, которая может повлиять на нравственные установки человека.

Наиболее интенсивное влияние информационной среды на личность наблюдается в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с такими возрастными характеристиками как ориентация на ближайшее окружение, поиск своего «Я». Именно поэтому необходимо осуществлять такую работу, которая способствует эффективному использованию ресурсов информационной среды и снижению их отрицательного влияния. Большую роль в этом процессе играет современная школа.

В ФГОС основного общего образования в качестве одного из метапредметных результатов деятельности выступает «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [22], который предполагает освоение обучающимися способами поиска информации, используя различные информационные ресурсы. Достижение этого результата может нести и отрицательные стороны: информационные материалы могут нести отрицательный контекст, который может восприниматься как норма или руководство к действию.

Таким образом, проблема эффективного использования ресурсов информационной среды выступает актуальной в настоящее время.

Теоретической основой нашего исследования выступают работы о психолого-педагогических особенностях подросткового возраста (Л.И. Божович, Д. Шеффер, Д.Б. Эльконин и другие), о факторах развития личности (У. Бронфенбреннер, З. Гелус, А.В. Мудрик и другие), о роли и последствиях влияния информационной среды на личность ( И.В. Гундарова, А.В. Федоров, Е.А. Цуканов и другие), об особенностях использования информационных технологий в образовательном процессе школы ( А.В. Дворецкая, А.А. Малева, А.Г. Шмелев и другие). Несмотря на довольно обширный интерес в науке к рассматриваемой проблеме, можно выделить ряд противоречий:

Между объективной необходимостью использования ресурсов информационной среды и возрастающим объемом негативной информации, которая отрицательно влияет на развитие личности.

Между необходимостью развития информационно-коммуникационных компетенций школьников и отсутствием эффективных условий эффективного использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы.

Указанные противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании условий эффективного использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы (на примере уроков английского языка).

Проблема исследования актуализировала выбор темы: Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)

Объект исследования: образовательный процесс в основной школе.

Предмет исследования: использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка).

Цель исследования: выявить сущность и значение влияния информационной среды на личность подростка и охарактеризовать условия ее эффективного использования в образовательном процессе основной школы (на примере уроков английского языка).

Гипотеза: эффективное использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе основной школы возможно при соблюдении условий:

• Использование информационных технологий в образовательном процессе (на примере уроков английского языка).

• Учет индивидуальных особенностей подростка.

• Работа с родителями подростков по эффективному использованию ресурсов информационной среды.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные факторы развития личности подростка.

2. Выявить роль информационной среды в развитии личности подростка.

3. Обосновать условия использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы (на примере уроков английского языка).

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические – изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, анкетирование, анализ и самоанализ уроков.

Теоретический анализ изучения проблемы использования информационных ресурсов в образовательном процессе основной школы (на примере уроков английского языка) позволил выявить сущность информационной среды, условия ее использования в образовательном процессе школы.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Факторы, влияющие на развитие личности, отражают биологические параметры (наследственность), социокультурные (среда и воспитание). Рассмотрение факторов развития личности подростка позволяет нам сделать вывод о том, что в этот период влияние факторов различно. Наследственность, являясь фундаментом развития личности определяет его физиологическое созревание. Воспитание выступает как целенаправленный процесс, формирующий систему новообразований личности школьника. Среда характеризует смену социальной ситуации развития и является ведущим фактором развития в подростковом возрасте.

2. Информационная среда— это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. К ресурсам информационной среды относят телевидение, прессу, Интернет и другие. Влияние компьютерных игр, Интернета, телевидения несут как положительный так и отрицательный потенциал и всецело зависит от семейной ситуации, от той среды, в которой растет и воспитывается ребенок и конечно же от условий использования ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы.

3. Эффективное использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе основной школы возможно по нашему мнению при соблюдении условий:

• Использование информационных технологий в образовательном процессе (на примере уроков английского языка).

• Учет индивидуальных особенностей подростка.

• Работа с родителями подростков по эффективному использованию ресурсов информационной среды.

Таким образом, проведенное исследование позволило достичь нам поставленных цели и задач, доказать выдвинутую гипотезу. В дальнейшем данная работа будет продолжена и среди перспектив можно указать следующие: более глубокое изучение особенностей влияния информационной среды на личность подростка, проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме, включение родителей в работу по созданию условий минимизации негативного влияния информационной среды на личность школьников.

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1999. 416 с.

2. Берк Л.Е. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006. 156 с.

3. Бирюля О.А. Влияние средств массовой информации на эстетический выбор младшего школьника // Коммуникации в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2002. С. 7–11.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 2009. 460 с.

5. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс,1976. 165 с.

6. Веккьо Ж. «Киндерсюрприз» для маркетологов: Как создать «долгоиграющий» бренд для детей. М.: Фаир-Пресс, 2005. 256 с.

7. Гелус 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности, в детском возрасте. М., 1980. С. 15-22.

8. Гундарова И.В. Возможности коррекции последствий восприятия телевизионной информации младшими школьниками URL: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichologiy. (дата обращения: 10.02.2014).

9. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных средств обучения. / А.В. Дворецкая, 2006. – 159 с.

10. Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб.: Питер, 2002. 416 c.

11. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых: пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 272 с.

12. МалеваА.А.Компьютерные игровые программы как средство психического развития младших школьников // Информационные технологии в образовании: Конгресс конференций. URL: http://www.ito.su/1998-99/a/maleva-t.html (дата обращения: 10.02.2014).

13. Мальцева О.А. Становление личностного пространства ученика в образовательном процессе современной начальной школы: дис . канд. педагогич. наук : 13.00.01. Чита, 2013. 208 с.

14. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов. М., 1997. 365 с.

15. Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: Evidentis, 2003. 224 c.

16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 602с.

17. Постман Н. Исчезновение детства URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=861 1988. (дата обращения: 10.02.2014).

18. Свободное время ребенка: опрос населения URL: http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/famil/child_dress/d071021(дата обращения: 10.02.2014).

19. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm (дата обращения 12.02. 2014 г.)

20. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в сторону риска. М.: Юнеско, 1998.

21. Спрафкин Д.Н., Либерт Р.М., Поулос Р.У. Влияние показываемых по телевидению примеров просоциального поведения на поступки детей, выражающиеся в оказании помощи // Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. С. 422–430.

22. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/m373.html (дата обращения 06.02. 2014 г.)

23. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Кучма, 2004. 418 c.

24. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 448 с.

25. Цуканов Е. А. Информационная среда как фактор социального и нравственного здоровья человека : дис . канд. филологич. наук : 10.01.10. Воронеж, 2003. 183 с

26. Шеффер Д. Дети и подростки. СПБ.: Питер, 2003. 976 с.

27. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990.

28. Экофф Д.С. Райер Р.Х. Похищенные. Дети в заложниках у маркетологов: как воспитать разумного потребителя. М.: Добрая книга, 2006. 328 с.

29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Academia, 2004. 384 с.

30. http://ru.wikipedia.org/wiki (да обращения 20.02. 2014 г.)

Примечания к работе

Оригинальность 37%

Покупка готовой работы
Тема: «Использование ресурсов информационной среды в образовательном процессе школы как фактор развития личности подростка (на примере уроков английского языка)»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 7000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика