Курсовая работа
«Использование приемов системы Марии Монтессори в работе педагога-дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
- 33 страниц
Введение …. 3
Глава 1. Характеристика задержки психического развития у детей
дошкольного возраста ….5
1.1. Определение, причины и классификация задержки
психического развития ….5
1.2. Психологические особенности задержки психического
развития в дошкольном возрасте ….10
Глава 2. Специфические особенности образовательной системы
М.Монтессори ….17
2.1. Становление педагогической системы Марии Монтессори ….17
2.2. Теоретико-методологические основы педагогической
системы М.Монтессори …19
2.3. Возможность применения приемов системы М.Монтессори
в работе с детьми с задержкой психического развития ….27
Заключение …. 32
Библиографический список … 33
Развитие ребенка, имеющего какой-либо дефект, протекает своеобразно в сравнении с нормой. Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют комплекс нарушений, которые характеризуются эмоциональной незрелостью, недостаточной познавательной активностью, неадекватной самооценкой.
Проблема воспитания и развития данной категории детей продолжает оставаться актуальной, так как она стала разрабатываться в советской психологии сравнительно недавно. За последние 15-20 лет в области изучения детей с задержкой психического развития накоплен определенный опыт. Однако эта проблема недостаточно освещена теоретически.
Для осуществления обучения детей с задержкой психического развития необходимо предусмотреть ряд соответствующих коррекционных упражнений, способствующих формированию тех психических функций, которые по какой-либо причине нарушены и имеют недостаточное развитие.
Коррекционные упражнения требуют от педагога-дефектолога творческого подхода к содержанию процесса обучения детей с задержкой психического развития. Творческий подход подразумевает использование нетрадиционных и инновационных технологий.
Поэтому объектом нашей курсовой работы является педагогическая система Марии Монтессори. Предмет – приемы педагогической системы Монтессори, как альтернативный подход в работе педагога-дефектолога с детьми с задержкой психического развития.
Цель нашей работы: определение возможности использования приемов М.Монтессори в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.
Исходя из цели, мы поставим следующие задачи:
выявить психологические особенности задержки психического развития у детей дошкольного возраста;
ознакомиться со спецификой образовательной системы М.Монтессори;
рассмотреть возможность использования приемов М.Монтессори в работе педагога-дефектолога с детьми с задержкой психического развития.
Первая глава рассматривает задержку психического развития, причины ее возникновения. Исходя из причин выделены четыре основных группы задержки психического развития. Также в первой главе описаны нарушения развития всех психических процессов и функций при задержке психического развития у детей-дошкольников.
Вторая глава посвящена изучению и ознакомлению с историей возникновения педагогической системы М.Монтессори. Здесь подробно описаны цель, задачи и принципы Монтессори-педагогики, самый важный из которых: «Помоги мне это сделать самому». Кроме того, описана организация Монтессори-среды, ее роль в воспитании всех психических процессов у ребенка-дошкольника. А также дано краткое описание методики, презентации и освоения материала.
Последний пункт второй главы раскрывает значительные потенциальные возможности некоторых методов и приемов в развитии детей с задержкой психического развития.
Поработав над темой данной курсовой работы, познакомившись с многочисленным материалом, мы закрыли еще одно «темное пятно» в своих знаниях.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Первая глава не вызвала затруднений. Удалось подобрать требуемый материал по данной проблеме.
Во второй главе возникли трудности из-за обилия материала и информации. В процессе отбора материала натолкнулись на мнение одного из «монтессорианцев» Дичковской И.Н. Суть этого мнения в том, что отдельно взятые приемы и материалы М.Монтессори не окажут должного эффекта на ребенка, как это делает Монтессори-среда.
В нашей работе не звучал вопрос о развитии ребенка в «подготовленной среде». Однако, работая в данной области, мы еще раз убедились в ценности дидактического материала госпожи Монтессори. В его прямом и косвенном воздействии на развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти и других психических функций у детей с задержкой психического развития.
1. Альманах «Мама». – М.: Межрегион. альтерн. Монтессори Ассоциация, 1994 – Вып. 1 – 176 с.
2. Богоуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори / И.Н.Сорокова, О.Л.Габелко, Н.В.Широнин – М.: Моск. Монтессори-Центр, 1994. – 136 с.
3. Воспитание для жизни: образовательная система М.Монтессори / К.Е.Сумнительный и др.; Московский Центр Монтессори. – Москва, 1996. – 116 с.
4. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.А.Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000.
5. Лубовский В.Н. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
6. Любина Г.А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из опыта работы) / Безбородова Н.Е., Сумнительный К.Е., Сумнительная С.И. – М.: Монтессори-Центр. – Москва, 1993. – 203 с.
7. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в домах ребенка / пер. с ит. Д.Сороков; Монтессори-Центр. – Москва, 1993. – 168 с.
8. Монтессори М. Метод научной педагогики / пер. с ит. С.Г.Займовского – 20е изд., испр. и доп. – М.: Пралеска, 1993.–336 с.
9. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / сост., вступ. ст. М.В.Богоуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.
10. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / пер. с ит. Р.Ландсберг; под ред. К.Сумнительный, Н.Широнин; Московский Монтессори-Центр. – Москва, 1993. – 203 с.
11. Педагогика Марии Монтессори / сумнительный К., Широнин Н.; Московский Монтессори-Центр. – Москва. – ч.2, 1993. – 80 с.
12. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия / сост. О.В.Защиринская. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
13. Специальная психология / В.Н.Лубовский и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
14. Система М.Монтессори: теория и практика / М.Г.Сорокова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 384 с.
15. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя (беседы о педагогике М.Монтессори) / К.Е.Сумнительный. – М.: ВИНИТИ, 1996. – 64 с.
Тема: | «Использование приемов системы Марии Монтессори в работе педагога-дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организация общения и игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Психологическая диагностика познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Разработка и реализация коррекционной программы при обучении детей с задержкой психического развития в начальной школе
Курсовая работа:
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития