Дипломная работа
«Разработка бизнес-плана регионального проекта оказания услуг в сфере активного туризма»
- 100 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
АКТИВНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ 8
1.1 Структура и организационно-экономические условия развития
регионального туризма 8
1.2 Институциональные основы функционирования туризма в условиях
рыночной экономики 19
1.3 Особенности методологии бизнес-планирования в сфере регионального
туризма 26
1.3.1 Проектный подход к управлению развитием туризма в регионе и его
преимущества 26
1.3.2 Бизнес-планирование как эффективный метод обоснования проекта 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 36
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УРАЛО-СИБИРСКОЙ ЗОНЕ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 37
2.1 Перспективы и приоритеты развития активного туризма в регионе 37
2.2 Рекомендации по выбору проекта оказания услуг в сфере активного
туризма 44
2.2.1 Критерии оценки инвестиционной привлекательности проекта 44
2.2.2 Методологические аспекты определения экономической
эффективности проекта 48
2.3 Состав и порядок разработки бизнес-плана проекта 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 58
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОЕКТА ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ В СФЕРЕ АКТИВНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 60
3.1 Резюме 60
3.2 Описание проекта 62
3.3 Анализ рынка 64
3.4 Маркетинг 68
3.5 Производственный план 72
3.6 Финансовый план 74
3.7 Риски проекта 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
В настоящее время индустрия туризма является одной из высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туризма приходится около 10% мирового валового продукта, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. При этом современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, направлениях развития. С одной стороны, состояние его оценивается как кризисное, что связано с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, ухудшением материальной базы туристической отрасли. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение зарубежных поездок россиян и числа туристских организаций по всей территории России. Противоречивость данных о развитии туризма, неопределенность в перспективах его развития как в целом в Российской Федерации, так и в регионах, при наличии большого потенциала, дают возможность говорить о необходимости научного поиска, анализа и обоснования предложений для этой сферы экономики.
Для повышения эффективности туристской деятельности необходимо разработать целостную систему управления, отвечающую современным и перспективным требованиям динамичного развития. Целевая привязанность туризма к ресурсному потенциалу определенного пространства является основой выделения и проектирования территориальных туристских рекреационных комплексов с формированием определенного организационно-экономического механизма управления.
В качестве целевых методов управления туризмом выступают проектный подход и бизнес-планирование, характеризующиеся постоянным расширением сфер применения, повышением эффективности управленческих решений и реализации мероприятий.
Экономическая структура туризма, как правило, региональная, т.е. привязана к определенной территории. Туризм как объект управления может иметь несколько центров в регионе или быть межрегиональным (например, в бассейне р.Волга или на территориях Северного, Среднего, Южного, Западного Урала и Зауралья). Следует отметить, что в современном мире туризм рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Однако, в России, обладающей колоссальными туристскими ресурсами, туризм еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Туристские объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры туристских услуг, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти, отсутствия мотивации для частных инвестиций в туристские рынки и эффективных методов экономического анализа туристского комплекса регионов.
Актуальность темы исследования. Актуальность совершенствования системы управления туристско-рекреационным комплексом, в том числе и региональным, обусловлена приоритетами социальной политики Правительства, что позволит решить ряд важнейших задач: создание эффективного механизма воспроизводства трудовых ресурсов; развитие современной туристской и курортной индустрии и ее инфрастуктуры; решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе иностранных; развитие программно-целевых и конкурентных механизмов бюджетного финансирования курортного дела, оздоровительного, социального и других видов туризма.
Эти вопросы актуальны не только для курортных территорий и туристско-рекреационных центров, но и областей и регионов, представляющих собой сложный многофункциональный территориально-хозяйственный комплекс, где туризм и курортное дело не являются градообразующими отраслями, но представляющимися в то же время перспективными в плане развития различных видов туризма, в том числе и оздоровительного, активного. В этой связи, являются достаточно актуальными вопросы научных разработок и исследований, позволяющих совершенствовать механизм управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса, активизировать его деятельность, что, несомненно, окажет благотворное влияние как на экономику региона, так и страны в целом.
Вопросы управления туристским комплексом, адаптации зарубежного опыта развития туризма активно обсуждаются современными российскими исследователями.
Степень разработанности темы. Теоретические и прикладные проблемы мирового туризма исследованы в работах И.Т. Балабанова, Н.А. Восколович, В.Г. Гуляева, Дж. Криппендорфа, М.Э. Немоляевой, Г.А. Папиряна. Вопросы развития регионального туризма рассматриваются в работах Б.М. Биржакова, Е.И. Богданова, Е.Н. Ильиной, Д.К. Исмаева, В.А. Квартальнова и других авторов. Специфика сферы услуг и ее место в экономике отражены в работах Г.А. Ахинова, Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова, Л.И. Якобсона. Вопросы обоснования научно-методических подходов к экономической оценке развития отраслей сферы услуг отражены в работах В.В. Котилко, В.К. Романович, Н.Б. Щениковой, а также таких западных исследователей, как Ж. Ламбен, М. Портер, А. Томпсон. В то же время по проблемам развития регионального туризма имеется значительный пакет недостаточно проработанных вопросов. Для развития российского туризма становится необходимым создание стимулирующих условий и разработка концептуальных основ, методологии и практических мер по развитию туризма в каждом отдельном регионе с целью максимального использования его потенциала, что и предопределило выбор темы дипломной работы.
Цель дипломной работы: совершенствование механизма управления развитием туризма в регионе с использованием инструментария бизнес-планирования как метода обоснования инвестиционной привлекательности проекта.
Объект исследования: инвестиционная привлекательность сферы активного туризма в регионе.
Предмет исследования: региональный проект оказания услуг в сфере активного туризма и его обоснование с применением метода бизнес-планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выполнить оценку сложившейся структуры и организационно-экономических условий развития регионального туризма;
2) выполнить анализ институциональных основ функционирования туризма в условиях рыночной экономики;
3) выявить особенности методологии бизнес-планирования в сфере регионального туризма;
4) дать оценку перспектив и проблем развития активного туризма в регионе (на примере Свердловской области);
5) дать рекомендации по выбору проекта оказания услуг в сфере активного туризма;
6) определить состав и порядок разработки бизнес-плана проекта;
7) выполнить разработку бизнес-плана проекта оказания услуг в сфере активного туризма (на примере Свердловской области).
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики туризма. Информационная база исследования включает законодательные и другие нормативные акты Российской Федерации, отражающие организационно-экономические условия и стандарты регулирования сферы услуг туризма. Эмпирической базой являются материалы российской статистики, данные профильных министерств и ведомств, тематические Интернет-ресурсы.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в ней выработаны конкретные рекомендации по выбору регионального проекта оказания услуг в сфере активного туризма, по оценке его экономической эффективности. Конечным результатом дипломной работы является разработка бизнес-плана проекта, основные положения которого приведены в практической части пояснительной записки
По результатам анализа материалов работы можно сформулировать следующие обобщающие выводы:
1. Важным для регионального туризма признается его программно-целевое развитие. В настоящее время в регионах реализуются и находятся в стадии разработки 65 региональных программ развития туризма, в т.ч., в 5 регионах уже приняты концепции развития туризма. В каждом из 5-ти регионов УрФО также принята и реализуется своя региональная программа.
2. Эффективным инструментом обоснования различного рода инвестиционных проектов в сфере активного туризма в регионах является бизнес-планирование. Основным принципом, которым при этом следует руководствоваться, является принцип рациональной достаточности.
3. В силу того, что Урал – это горная страна, в регионе стремительно развиваются зимние виды активного туризма, связанные с горнолыжным спортом. Реки Уральских гор активно осваиваются туристами-водниками, а озера, образовавшиеся на месте старинных горных выработок – любителями дайвинга. В регионе также динамично развиваются технические виды туризма – трофирейды на внедорожниках и снегоходах. Весьма перспективны такие направления активного отдыха, как охота и рыбалка в малообжитых районах Свердловской области. На сегодняшний день очень мало используется такой ресурс, как историко-культурно-познавательная составляющая активного туризма в регионе.
4. Основным требованиям к критериям оценки привлекательности туристского потенциала в регионе относятся следующие:
а) репрезентативность (охват всей совокупности туристских ресурсов региона);
б) умеренная масштабность (все показатели дифференцированы и не слишком укрупнены);
в) простота и наглядность.
Количественная интерпретация критериев оценки инвестиционной привлекательности проекта может быть выполнена с использованием методов финансового менеджмента.
5. Для оценки экономического эффекта проекта наиболее целесообразно использовать инструменты маркетингового анализа. В данной работе предложена структура методики предварительной оценки экономической эффективности инвестиционного проекта развития туризма в регионе. Методика реализуется в четыре этапа (см. п.п.2.2.2), причем, на четвертом разрабатывается непосредственно бизнес-план проекта.
6. Разработку бизнес-плана рекомендуется осуществлять, применяя хорошо апробированные на практике состав и порядок его разработки (см. п.2.3). При этом необходимо учитывать специфику туристской отрасли и региона в соответствии с рекомендациями, изложенными в п.п.1.3, 2.1 и 2.2.
7. В данной работе разработан бизнес-план проекта оказания услуг в сфере активного туризма на примере Свердловской области. При этом в качестве турагента рассмотрено вновь созданное ЗАО «Денежкин камень» (см. п.3.1. – «Резюме»). Дерево целей проекта включает в себя также цели, как: достижение ежегодного роста не менее, чем на 10%; захват лидерства в области активного туризма на Среднем и Северном Урале.
8. Основные положения бизнес-плана инвестиционного проекта, наряду с резюме, включают в себя результаты расчетов и разработок по разделам: «Описание проекта», «Анализ рынка», «Маркетинг», «Производственный план», «Финансовый план», «Риски проекта».
9. Анализ безубыточности проекта показывает, что точка безубыточности ожидается при объеме продаж турпродукта (туры) в количестве 40 ед., что соответствует сумме, оцениваемой в 2400000 руб. Анализ безубыточности основан на предположении, что валовая маржа равна 20%. Данная оценка является консервативной. В целом же, можно сделать вывод о том, что проект является инвестиционно привлекательным.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993//СЗ РФ. 26.01.2009, № 4, ст.445 (с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»//СЗ РФ. 02.12.1996 № 49, ст.5491 (с изм. от 30.12.2008 № 309-ФЗ).
3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических законах в Российской Федерации»//СЗ РФ. 25.07.2005, № 30 (часть II), ст.312 (ред. от 23.07.2008).
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»//СЗ РФ. 15.01.1996, № 3, ст.140 (ред. от 23.07.2008).
5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//СЗ РФ. 13.08.2001, № 23 (часть I), ст.3430 (ред. от 30.12.2008).
6. Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».
7. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
8. Приказ Ростуризма № 66 «Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации».
9. Приказ Ростуризма № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладке туризма в экономику субъектов Российской Федерации.
10. Приказ Ростуризма № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года».
11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. – М.: Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), 2008. – 98 с.
12. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Формат PDF. – 318 с.
13. Арзуманова Н.И. Разработка концессионно-франчайзинговых форм проектного управления в развитии системы частно-государственного партнерства. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. эконом. наук. – Ростов на Дону.: Южн. федеральн. ун-т, 2008. – 27 с.
14. Баженова Е.Ю., Белоусов В.М., Волков Ю.Г. и др. Региноведение. – М.: Феникс, 2007. – 448 с.
15. Боголюбов В.С. Экономика туризма. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
16. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. – М.: Гардарики, 2005. – 160 с.
17. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. – М.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 288 с.
18. Ветитнев А.М., Жеравлева Л.Б. Курортное дело. – М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.
19. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 440 с.
20. Деятельность компаний – перевозчиков. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 112 с.
21. Дурович А.П. Реклама в туризме. – Минск: Новое знание, 2008. – Формат PDF.
22. Еськова Н.А. Управление развитием туристско-рекреационного комплекса: стратегии, программы, проекты (на примере регионов Российской Федерации//Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ. Часть 1-2. – М.: ИНИОН РАН. – 2009. – с.144-150.
23. Завьялова М.П. Методы научного исследования. – Томск: ТПУ, 2007. – 160 с.
24. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.
25. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
26. Квартальнов В.А. Финансы и бухгалтерский учет в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 336 с.
27. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство, - Томск: ТПУ, 2005. – 152с.
28. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 208 с.
29. Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
30. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
31. Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – Томск: ТПУ, 2003. – 127 с.
32. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. Часть 1. Информационные технологии в турфирме. – М.: Советский спорт, 2001. – 320 с.
33. Проблемы и тенденции туристско-экскурсионной деятельности в Чувашии / Под ред. Никитина А.С. – Чебоксары: филиал СПб института туризма и сервиса, 2001. – 160 с.
34. Райли Майкл. Управление персоналом в гостеприимстве. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 192 с.
35. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.
36. Сайнакова Н.А. Валютно-финансовая деятельность в социальной сфере. – Томск: ТПУ, 2007. – 124 с.
37. Самойленко А.А. География туризма. – М.: Феникс, 2006. – 368 с.
38. Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
39. Саратовцев Ю.И. Технология туризма. – СПб.: Издательство СПб ГИЭУ, 2002. – 184 с.
40. Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм. – СПб.: Питер, 2004. – 379 с.
41. Скараманга В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 192 с.
42. Степанова Е. Public Relations в туризме. – СПб.: Питер, 2002. – 412 с.
43. Сутягин А.В., Феоктистов И.А. Новые правила оказания туристических услуг. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 33 с.
44. Феоктистов И.А., Филина Ф.Н. Учет в туризме: бухгалтерские аспекты и налогообложение. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 156 с.
45. Филипповский Е.Е., Шмарова Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 418 с.
46. Храбовченко В.В. Экологический туризм. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208 с.
47. Чудновский А.Д., Жукова А.М., Сенин В.С. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: КНОРУС, 2007. – 440 с.
48. Шматько Л.П., Жлобова Л.В., Ляшко Г.И. и др. Туризм и гостиничное хозяйство. – М.: ИЦ «Март», 2005. – 352 с.
49. Cooper Chris. Contemporary Tourism. – Elsevier Science, 2008. – 400 р.
50. Власова А.А. Инновационный подход к разработке стратегии территориального туристского продукта // w*w.jurnal.org.
51. Как создать турфирму? С чего начать бизнес? Бизнес-план турфирмы // w*w.2828.r*/vip.
52. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н., Власенко А.А. Разработка стратегий развития туристской отрасли региона на основе изучения мнений потребителей // экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – том 5 - № 3. с. 219-228.
53. Методические материалы к семинарским и практическим занятиям по курсу «Информационные технологии в бизнес-планировании» // e-lib.gasu.r*.
54. Назначение и структура бизнес-плана // w*w.probp.r*.
55. Основы бизнес-планирования // w*w.bissnesplan.r*.
56. Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири // sibir.info.
57. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов // w*w.msi-aval.r*.
58. Свердловская область // w*w.r*ssiatourism.r*.
59. Экономическая и социальная политика в сфере туризма. Программы вступительных испытаний по магистерским программам // olol.econ.pu.r*
Отличная работа, написанная на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза.
Тема: | «Разработка бизнес-плана регионального проекта оказания услуг в сфере активного туризма» | |
Раздел: | Финансы | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка бизнес-плана по внедрению диагностической услуги в гастроэнтерологическом отделении
Дипломная работа:
Совершенствование предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения (на примере ГАУЗ Новосибирской области "Молочная кухня ")
Курсовая работа:
Разработка бизнес плана на примере ООО «Глобус
Курсовая работа:
Разработка бизнес-плана создания предприятия гостиничного комплекса
Курсовая работа:
Разработка бизнес-плана организации в непроизводственной сфере.