Дипломная работа

«Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников»

  • 76 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

8

1.1 Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников

8

1.2 Особенности воспитания детей младшего школьного возраста 12

1.3 Роль семьи в экономическом воспитании младших школьников 17

ГЛАВА 2. ВВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

22

2.1 Основные цели, задачи и принципы экономического воспитания младших школьников

22

2.2 Психолого-педагогические условия экономического воспитания

младших школьников

26

2.3 Формы экономического воспитания младших школьников 30

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

41

3.1 Описание методики диагностирования сформированности экономических представлений у младших школьников

41

3.2 Экспериментальное исследование уровня сформированности экономических представлений у младших школьников

46

3.3 Интерпретация результатов исследования и оценка экономической воспитанности младших школьников

47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЯ 72

Введение

Происходящие в настоящее время преобразования в РФ, в том числе становление рыночных отношений, обусловили необходимость воспитания школьников с учетом рыночного опыта. Поэтому особенно актуальным становится экономическое воспитание.

Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.

Во многих школах предмет «Экономика» включен в учебные планы. В настоящее время разработаны и широко применяются в школе курсы экономики следующих авторов: Л. Антоновой, И. Липсица, Б. Райзберга и др.

Проблемы экономического воспитания школьников рассмотрены в трудах следующих ученых: А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильева, Б. З. Вульфова,

Е. Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др. Перечисленные авторы считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше.

При строгом научном подходе, экономическое образование и экономическое воспитание следует рассматривать как две разные, хотя и органически переплетающиеся стороны единого процесса и явления - экономической подготовки. Экономическая подготовка – это процесс и результат усвоения учащихся экономическими знаниями, навыками и умениями.

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное – образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.

Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.

В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

Несмотря на выше изложенные обстоятельства, определяющие актуальность выбранной темы дипломной работы, в начальной школе до сих пор продвижение экономических знаний идет крайне медленно.

Учитывая изложенное, и исходя из реальных требований жизни, и с учетом социально – экономических перспектив, необходимо осуществлять экономическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования: каковы условия экономического воспитания младших школьников.

Объектом исследования в дипломной работе является психолого-педагогический процесс экономического воспитания младших школьников.

Предметом исследования являются психолого – педагогические условия экономического воспитания младших школьников.

Цель: изучить психолого-педагогические условия и приемы экономического воспитания младших школьников.

При написании дипломной работы поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы экономического воспитания младших школьников.

2. Изучить возрастные особенности экономического воспитания младших школьников.

3. Изучить психолого–педагогические условия экономического воспитания младших школьников.

4. Рассмотреть приемы экономического воспитания младших школьников.

5. Экспериментально исследовать уровень экономических представлений младших школьников.

6. Разработать задания, упражнения по формированию экономических представлений младших школьников.

Гипотеза: экономическое воспитание младших школьников будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:

- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;

- используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников;

- используются психолого–педагогические приемы экономического воспитания.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Базой для проведения эмпирического исследования являлась Средняя Общеобразовательная Школа № 65, г. Кемерово.

Заключение

Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования.

Успех экономического просвещения школьников во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Поскольку работа по экономическому просвещению ещё не стала важной стороной воспитательной деятельности учителей, приходится искать различные формы и метода её. Формы экономического воспитания в системе внеклассной работы могут быть различными: кружки экономики, ученические научные общества, общественно-полезный труд, читательские конференции, диспуты, ученические конференции, беседы, тематические стенды, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы, стенгазеты.

Вопросы экономического воспитания школьников как части процесса всестороннего воспитания не могут решаться без целенаправленного планирования и чёткого руководства.

Говоря об индивидуальных особенностях детей в первую очередь можно вспомнить о явлении акселерации, ведь уже в дошкольном возрасте около 8 % детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года. Педагогу особенно трудно будет работать в коллективе, где выявится подобный феномен.

Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности – все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями – все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события.

Список литературы

1. Аменд, А. Ф., Васильев, Ю. К., Вульфов Б. З. Экономическое воспитание учащихся. М., 2008

2. Автономов, А. Я., Малышев, М. Л. Совершенствование экономического воспитания учащихся//Педагогика – 2007. - №8, с. 53 - 57.

3. Ахметшина, Г. К., Воробьев, И. В., Щукин, А. С. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы. Казань, 2007, с. 146 - 155.

4. Бадмаев, С. Б., Березовская, Д. А. Экономическое воспитание учащихся. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2008.

5. Валиева, З. А., Розов, В. К., Барило, И. А., Кулакова, Н. П. Роль семьи в экономическом воспитании детей. М., 2008.

6. Васильев, Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008, с. 91 - 101.

7. Взаимодействие школы и семьи в экономическом воспитании детей. Методические рекомендации. М., 2006.

8. Гебеков, Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников. Махачкала: Даучпедгиз, 2005.

9. Глебова, Г.Д. Экономическое воспитание школьников. Минск, 2008.

10. Голуб Л. Педагогика. М., 2007.

11. Грищенко, Т. В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников. М., 1991.

12. Евсеенко, Ф.П. Экономическое воспитание как средство формирования у школьников потребности в труде//Экономическое воспитание и профориентация в школе. Смоленск, 2007, с. 21 - 28.

13. Зарецкая, И., Чернер, С. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников. // Школа - 2008. - №4, с. 34 - 52.

14. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы. М., 2007.

15. Зиновьева, А. Дети и деньги //Московская правда - 2005. - 24 марта.

16. Калиниченко, Н.А. Единство трудового обучения и экономического воспитания // Педагогика - 2007. - №2, с. 17 - 19.

17. Ковалева, В. Е., Орлова, Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии// Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. М., 2006, с. 82 - 92.

18. Крылова, И., Федоров, А. Учитель и экономическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2008. - №1, с. 41 - 42.

19. Курбанниязов, Э. О. Вопросы теории и методики экономического воспитания школьников. Ашхабад, 2005.

20. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М., "Вита-пресс", 2006.

21. Лихачев, Б. Рыночные отношения и воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005. - №5, с. 5 - 6.

22. Максакова, В. И. Экономическая культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 2005, с. 99 - 104.

23. Матюша, И. К. Связь трудового и экономического воспитания// Педагогика – 2006. - №9, с. 32 - 36.

24. Михайлов, М. И. Взаимосвязь экономического и эстетического воспитания школьников// Формирование современного экономического мышления у школьников. Владимир, 2008, с. 107-112.

25. Михальченко, Ю. И. Экономическое воспитание школьников в процессе природоохранительной деятельности во внеурочное время. М., 2007.

26. Нульман Л. М., Кураков, Л. П., Кисилёв В. П., Иткин И.Б. Педагогика: учебное пособие. М., 2005.

27. Поляков, В. А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика - 2004. - №4, с.19 - 26.

28. Попов, В. Экономическое воспитание школьников. // Образование.- 2008.-№1,с.84-89.

29. Прокопенко, И. Ф., Пономарёв, Л. И., Плахотник, О. В. Методика экономического воспитания младших школьников. М., 2005

30. Прутченков, А. С. Деловая игра как средство экономического воспитания школьников // Школа и право - 2006. - №10, с. 60 - 62.

31. Прутченков, А. С. Теория и практика игровой технологии. М., 1997.

32. Пушкарь, А. Дети и деньги. // Известия - 2008. - 25 марта.

33. Рамазов М.Б. Экономическое воспитание школьников// Педагогика.– 2005. - № 12, с. 97 - 101.

34. Розов, В. К. и др. Методика экономического воспитания школьников. М., 2005.

35. Сасова, И. А. Вопросы повышения уровня экономического образования и воспитания школьников. М., 2007, с. 69 - 76.

36. Семенихин, В. А. Экономическое образование и воспитание в школе. М., 2006, с. 86 - 89.

37. Сергеева, Т. Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. М., 2005.

38. Середа, В. С. Экономическое воспитание школьников// Педагогика.– 2006. - № 32, с. 103 - 112.

39. Смирнова, Е. В. Первые шаги к рынку. М., 2006.

40. Смирнова, Т. В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. М., 2006.

41. Смирнова, Т. В., Проснякова, Т. Н. Путешествие в компании Белки и её друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2 – 3 класс, часть I. М., 2005.

42. Средства экономического образования и воспитания в школе. Министерство просвещения РФ. Владимирский Государственный Педагогический Институт им. П. И. Лебедева - Полянского: Владимир, 2005.

43. Товстик Н. С. Организация экономического воспитания школьников. Киев, 2005.

44. Федоров, А. Н. Экономическое воспитание в школе и дома. Москва, 2005.

45. Фридман Л. П. Экономическое воспитание. М., 2006.

46. Чернер, Л. С. Азбука экономики. М., 2007.

47. Шпак, А. Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся. Киев, 2007.

48. Экономическое воспитание учащихся. М., 2006.

49. Экономическое образование и воспитание учащихся/под ред. Горлач, Н. И. и др.: - Киев, 2007.

50. Экономическая подготовка в условиях рыночных отношений/сост. Аверьянова Л. Н. М., 2007.

Покупка готовой работы
Тема: «Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика