Курсовая работа
«Закон понятие признаки и виды. Соотношение понятий закон и право»
- 41 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА….6
1.1 Понятие и признаки закона ….6
1.2 Понятие юридической силы закона.9
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ….13
2.1 Конституция и конституционные законы….13
2.2 Кодификационные и текущие законы….21
2.3 Подзаконные нормативные акты….28
3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗАКОН» И «ПРАВО»…33
3.1 Понятие и сущность права….33
3.2 Проблема соотношения права и закона….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….39
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…42
В курсовой работе исследуется тема «Закон: понятие, признаки и виды. Соотношение понятий «закон» и «право». Актуальность темы заключается в следующем: на сегодняшний день эта проблема остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее.
Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения – в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права – в этом их специфический признак.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов. В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.
Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.
Юридическая сила нормативно-правового акта – это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.
В настоящее время исследователями отмечается отсутствие официального общеобязательного определения нормативного правового акта. Существуют четыре основные точки зрения по проблеме определения нормативного правового акта: 1) нормативным правовым считается акт, содержащий нормы права; 2) нормативным правовым считается акт, устанавливающий, изменяющий или прекращающий действие норм права; 3) нормативный правовой акт понимается как акт, который одновременно и содержит нормы права, и устанавливает (изменяет, отменяет) их; 4) определение нормативного правового акта строится таким образом, что акцент смещен на его формальные признаки, социальную составляющую и иные характеристики. В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: законы; подзаконные акты.
Степень разработанности темы. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся проблемы соотношения закона и права подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам рассматриваемой темы можно назвать труды отечественных цивилистов: Е.В. Пономаренко, Н.И. Палиенко, П.И. Новгородцева, А.С. Куницина, А.А. Вавиловой, Г.Ф. Шершеневича и многих других.
Исходя, из вышеизложенного:
Объект исследования в курсовой работе – закон как источник права.
Предмет исследования – понятие закона, его признаки и виды; соотношение понятий «закон» и «право».
Цель исследования – рассмотреть понятие закона, его признаки и виды, а также соотношение понятий «закон» и «право».
Поставленная в работе цель обусловила задачи, а именно:
- рассмотреть понятие и признаки закона;
- изучить понятие юридической силы закона;
- охарактеризовать конституцию и конституционные законы;
- охарактеризовать кодификационные и текущие законы;
- рассмотреть проблемы соотношения закона и права.
Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, раскрывающей сущность происхождения права; б) метод анализа специальной литературы; в) метод системного анализа.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности закона, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с вопросами соотношения понятий «закон» и «право».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых по рассматриваемой проблематике, учебная, и специальная литература.
В заключении отражен вывод автора по проведенному исследованию. Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области теории государства и права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.
Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения. Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом. Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.
Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона – необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта.
Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества . Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов .
Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.
Признаки закона: закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон - источник права; во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума).
К сожалению, качество законов в настоящее время не всегда проводится на практике: некоторые юридические документы (особенно на уровне областного законодательства), названные законами, не содержат основных, изначальных юридических норм, посвящены частным административным вопросам, требующих по своей сути подзаконной юридической регламентации .
По итогам проведенного в курсовой работе исследования кратко сформулируем основные выводы.
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:
Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве. Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства.
Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства); текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.
Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они: 1) принимаются на основе закона, 2) принимаются во исполнение закона, 3) не могут противоречить закону.
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом: указы Президента; постановления Правительства; акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.; акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций; акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.
В последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в Российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.
Проблема соотношения права и закона сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. В данном случае в разрешении проблемы соотношения права и закона сталкиваются два различных взгляда, или подхода. Один из них ориентирован на то, что все то, о чем говорит государство через свои законы – это и есть право.
Другой же взгляд, или подход, согласно которому государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993. Официальный текст по состоянию на 01 января 2010 г. М: ИНФРА. М-НОРМА.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. (ред. от 07.02.2011).
3. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994)// Российская газета, N 111, 15.06.1994.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712 (ред. от 28.12.2010).
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) // Российская газета, N 138 - 139, 23.07.1994 (с изм. и доп., вступившими в силу с 09.02.2011).
6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997). // Российская газета, N 43-44, 04.03.1997.
7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступившими в силу с 12.03.2010) //Российская газета, N 3, 06.01.1997.
Литература
1. Абдулаев А.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2009. – 437 с.
2. Алексеев С.С. Философия права. – М.: Издательство "НОРМА", 2008. С. 70-130.
3. Бабаева В.К. Теория государства и права. – М.: Юрист. 2007. С. 213.
4. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2007.
5. Байтин М.И. Сущность права. – Саратов. 2010. С. 9.
6. Вавилова А.А. Позитивное право: Информационный аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008. – С. 5-9.
7. История политических и правовых учений. М., 2009. – С. 334-521.
8. Комарова С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2009. С. 38.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство Бек, 2009.
10. Конституционное Право России. Учебник. / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Юрист, М., 2008.
11. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. Баглай М.В., НОРМА - ИНФРА, М., 2005.
12. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 2007.
13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2010.
14. Муратова Д.А. Признание норм гражданского права не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Автореферат дисс…. к. ю. н. М., 2009 С. 4.
15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд-во НОРМА, 2010. – 552 с.
16. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 384 с.
17. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2010. – 642 с.
18. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - Изд-во НОРМА, 2010. – 832 с.
19. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов./Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА – М: Изд-во НОРМА, 2010. – 616 с.
20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. – М., 2008., 8. – 382 с.
21. Юридический энциклопедический словарь. – М., 2009. С. 301.
Тема: | «Закон понятие признаки и виды. Соотношение понятий закон и право» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 41 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Курсовая работа:
Понятие и признаки преступления. Малозначительность деяния.
Контрольная работа:
Поощрительные нормы уголовно-исполнительного права: понятие, признаки и виды
Контрольная работа:
Функции местного самоуправления: понятие, виды и характеристика. Особенности формирования представительного органа местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Курсовая работа:
Налоговый учет и отчетность кредитных организаций