Курсовая работа
«Проблемы бюджетного процесса»
- 43 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ….5
1.1 Понятие бюджета, участники и особенности бюджетного
процесса….5
1.2 Роль нормативно-правового регулирования и прогнозирования
в бюджетном процессе…20
2. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ….28
2.1 Проблемы, возникающие на стадии составления проекта
бюджета…28
2.2 Проблемы, возникающие на стадии исполнения бюджета….32
2.3 Проблемы реформирования бюджетного процесса в России….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….42
Приложение…44
Бюджетная система Российской Федерации, являясь составной частью финансовой системы страны, затронута процессами реформирования и обновления, которые охватили практически все сферы финансовой жизни: налогообложение, страхование, кредитование и др. Изменения в бюджетной системе не так очевидны, как, например, смена одних налогов другими или переход от валютной монополии к свободному совершению валютных сделок. Однако эти изменения носят базовый характер: конституционный принцип федерализма получил развитие в бюджетном праве в форме принципа бюджетного федерализма, в основу действующего бюджетного законодательства был положен принцип самостоятельности бюджетов.
Практическим следствием явилось развитие межбюджетных отношений; построение правового государства потребовало закрепления юридических гарантий реальных прав законодательной (представительной) власти в области бюджета. Органы представительной власти стали активными участниками стадии рассмотрения бюджета и контроля за его исполнением; произошел отказ от банковского исполнения бюджета, переход к казначейской системе, консолидации бюджетных средств на едином казначейском счете. Как следствие, участниками бюджетного процесса стали новые субъекты – органы федерального казначейства и казначейств субъектов федерации.
Актуальность изучения проблем бюджетного процесса обусловлена недостаточным уровнем разработанности данной тематики в литературе.
Развитие бюджетной системы и бюджетного законодательства России и субъектов федерации сопровождалось появлением монографий и разделов в учебной литературе, освещавших отдельные юридические и финансовые аспекты произошедших изменений. Среди современных монографий по бюджетной тематике необходимо особо отметить работы таких авторов как: Ю. А. Крохина, М.В. Романовского. Отдельные теоретические подходы к проблематике бюджетного процесса содержатся в учебной литературе, в частности в трудах: О.Н. Горбуновой, Н.И. Химичевой, М.В. Карасевой, Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко, содержащие разделы, посвященные бюджетному процессу. Но учебная литература не предполагает углубления в дискуссионные вопросы, поэтому в названных работах проблемы бюджетного процесса освещены в общем виде.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу составления, рассмотрения, утверждения бюджетов Российской Федерации, и ее субъектов, а так же по исполнению этих бюджетов и отчету об их исполнении.
Предметом исследования является бюджетный процесс.
Исходя из всего вышеизложенного, целью курсовой работы является рассмотрение современных проблем в области бюджетного процесса.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть понятие бюджета, участников и особенности бюджетного процесса;
- проанализировать роль нормативно-правового регулирования и прогнозирования в бюджетном процессе;
- изучить проблемы, возникающие на стадии составления проекта бюджета;
- рассмотреть проблемы, возникающие на стадии исполнения бюджета;
- рассмотреть проблемы реформирования бюджетного процесса в России.
Методологической основой исследования в курсовой работе выступает использование системного подхода, метод междисциплинарного исследования, сравнительного анализа.
Бюджетный процесс определяется как упорядоченная деятельность государственных органов (и ряда иных субъектов) по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджета, а также по составлению, рассмотрению и утверждению отчета о его исполнении. Именно такое понимание процесса воспринято наукой финансового права, хотя и не получило в ней развернутого теоретического обоснования.
Бюджетный кодекс (далее – БК РФ) в Главе 18 определил полномочия законодательных, исполнительных органов власти, Банка России и других участников бюджетного процесса.
Представляется, что бюджетный процесс не сводится к разрешению споров между участниками бюджетных правоотношений, а так же применению принудительных мер. Такие виды деятельности имеют место и играют важную роль в обеспечении применения материальных бюджетно-правовых норм, в соблюдении прав всех участников бюджетного правоотношения. Однако эта деятельность не исчерпывает всего бюджетного процесса. Нормы, регулирующие, например, порядок рассмотрения бюджета, так же являются процессуальными.
Существуют проблемы, возникающие на стадии составления проекта бюджета. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита. Прогноз народнохозяйственного развития разрабатывается не только для использования в бюджетном процессе: на его основе принимаются и другие макроэкономические решения как административного, так и нормативного характера. Прогнозные ориентиры и степень их реализации играют большую роль также при оценке итогов деятельности органов государственной власти и управления, а значит, принятии кадровых и политических решений. Прогнозы и степень их реализации влияют на оценку инвесторами и кредиторами соответствующих рисков.
Государство имеет ряд каналов поступления сведений о намерениях хозяйствующих субъектов. Информация добровольно представляется предприятиями в целях обретения господдержки, лоббирования своих интересов при принятии государственных решений. Также государственный орган может воспользоваться и общедоступной информацией о намерениях и ожиданиях хозяйствующих субъектов: данными относительно заключения срочных контрактов, изменения портфелей заказов, запасов биржевых товаров, объёмов предоставляемых и привлекаемых кредитов, и т. д. Описание экономики посредством модели межотраслевого баланса позволяет разбить всю процедуру формирования прогнозных показателей на три составляющие: 1) прогноз коэффициентов прямых затрат; 2) прогноз элементов конечного спроса; 3) учет внешних ограничений, проистекающих из анализа автономных (или относительно автономных) проектировок развития отдельных отраслей.
В стране с нестабильной экономической ситуацией и высоким уровнем инфляции составление бюджета на основе таких показателей, т.е. без учета фактических результатов исполнения бюджета за предшествующие годы, может стать нереалистичным. Чтобы избежать такой ситуации на этапе обсуждения бюджетных показателей необходимо привлечь федеральное казначейство. Оно должно представить оценки расходов за предыдущий год и расходы к данному моменту в текущем году, а так же прогнозы вероятных результатов на текущий год.
Другая проблема, возникающая на стадии составления проекта бюджета, заключается в отсутствии методов установления приоритетов в использовании ресурсов. Отсутствие целенаправленности при определении приоритетов или попытка устанавливать их на слишком позднем этапе подготовки бюджета создает вероятность перерасхода средств по сравнению с реально существующими потребностями.
Законодательные акты:
1. Бюджетный кодекс РФ. // Справочно-правовая система консультант Плюс.
2. Федеральный закон «О бюджетной классификации» от 15.08.1996 № 115-ФЗ в редакции от 18.12.2006. //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «О государственном прогнозировании //Справочно-правовая система Консультант Плюс.
Учебная и специальная литература:
1. Денежное обращение. Кредит. /Под ред. Г.Б. Поляка. – М., 2008.
Дукин В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой//Экономист, 2009. - № 2. – С. 37.
2. Карасева M.B. Финансовое правоотношение. - Воронеж, 2007.
3.Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления// Экономист, 2008. - № 1. – С. 16.
3.Лексин В. Шевцов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования. // РЭЖ, 2007. - № 6. – С. 22.
4. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2008, № 5.
5.Любимов Ю. Финансовые потоки как объект индикативного регулирования. //РЭЖ, 2008. - № 3.
6. Поляк Г.Б. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2007, № 5. – С. 17.
7. Реформы бюджетного процесса. 01.08.2009. //bujet.r*/article/61040.php.
8. Финансовое право. Учебник под ред. О.Н. Горбуновой. – М., 2006.
9. Финансовое право. Учебник под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М., 2009.
10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
11. Химичева Н.И. Правовые основы бюджетного процесса. – Саратов, 2006.
12. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 2008, № 5.
Тема: | «Проблемы бюджетного процесса» | |
Раздел: | Финансы | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 43 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Бюджетный процесс в Российской Федерации.
Контрольная работа:
Бюджетный процесс в Российской Федерации.
Курсовая работа:
Местный бюджет
Курсовая работа:
Бюджетное планирование и прогнозирование
Курсовая работа:
Финансовые процедуры и правила бюджетного процесса