Дипломная работа

«Лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ) в системе исправительных учреждений»

  • 83 страниц
Содержание

Введение….3

1. Социальное назначение ЛИУ в системе исправительных учреждений….8

1.1 Виды ЛИУ и их назначение….8

1.2 Категории осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ…25

2. Правовая регламентация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ЛИУ УИС….36

2.1 Особенности правового статуса осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ….36

2.2 Порядок и условия отбывания наказания в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ….41

2.3 Особенности реализации основных средств исправления в отношении лиц, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ…43

Заключение…68

Список используемой литературы….76

Приложения….81

Введение

На построение системы ИУ влияют многие факторы: политический режим, состояние экономики, уголовная и уголовно-исполнительная политика, состояние и структура преступности, установленная законом уголовно-правовая классификация преступлений по степени их тяжести, уровень развития уголовной и уголовно-исполнительной теории, отечественный и зарубежный опыт решения подобного рода проблем, существующие традиции.

В настоящее время в РФ существует сложная система исправительных учреждений, которая включает в себя различные виды данных учреждений: тюрьмы, колонии, лечебные учреждения и т.п. Каждое государство вырабатывает свой подход к построению системы ИУ, однако определяющим моментом для построения любой исправительной системы является классификация осужденных. В зависимости от этого устанавливаются конкретные виды ИУ, их лимиты (наполняемость), формы и методы работы с осужденными.

Лечебные исправительные учреждения являются одним из видов исправительного учреждения в РФ. В лечебно-исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы, больные алкоголизмом или наркоманией, а также страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Многие исправительные учреждения не соответствуют элементарным стандартным санитарно-гигиеническим требованиям. Часто совместно со здоровыми осужденными в силу нехватки лечебных исправительных учреждений и по иным причинам (запоздалое выявление заболевания, недостаток медикаментов и т.п.) размещаются лица, страдающие легкой формой туберкулеза, другими инфекционными заболеваниями или разного рода психическими расстройствами. Не говоря о том, что исправительные учреждения слабо оснащены спортивным инвентарем, не хватает специальных территорий для занятия спортом, есть отступления и от требований по соблюдению техники безопасности на рабочих местах в зонах и пр.

Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения заключение под стражу.

Следует заметить, что такое положение в уголовно-исполнительной системе (УИС) – это в первую очередь отражение ситуации, связанной с охраной здоровья граждан по стране в целом, существенным снижением уровня социальной защищенности.

Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ проводят комплекс возможных мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в несколько раз; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

Органами, контролирующими места лишения свободы, являются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федерации; представители средств массовой информации и пр. (ст. 19 - 24 УИК РФ). Все они призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных.

Администрация исправительных учреждений обязана следить за соблюдением в ИУ санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения.

В результате постоянно проводимой работы по развитию медицинской службы в системе исправительных учреждений и контролю за последние три года на 3,5 тыс. мест увеличилась вместимость противотуберкулезных стационаров, было открыто четыре специализированных лечебных учреждения. Доведено до установленных нормативов обеспечение исправительных учреждений и следственных изоляторов необходимым набором медикаментов, что способствовало снижению заболеваемости.

В то же время показательны данные роста заболеваемости туберкулезом в уголовно-исполнительной системе: в 1993 году в учреждениях УИС было 35 тыс. больных туберкулезом, к концу 2008 года – свыше 90 тыс., а на 1 июля 2009 г. – уже более 77 тыс. больных.

В учреждениях УИС, по данным на 1 июля 2009 г., содержались 405 тыс. человек, из которых каждый второй страдал различными заболеваниями: психическими расстройствами - 236 тыс. человек, активной формой туберкулеза - более 77 тыс. человек, наркоманией - 102 тыс. человек; были инфицированы ВИЧ 37 тыс. человек – пять процентов от находящихся в этой системе.

Такое положение во многом обусловлено тем, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, хотя и косвенно, но существенно ограничены в праве на должную охрану здоровья, а в определенном смысле и вовсе лишены этой возможности.

Следует отметить, что в настоящее время пребывание осужденных в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях УИС недостаточно урегулировано нормами действующего законодательства.

Практически отсутствуют научные исследования, касающиеся правовой регламентация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ЛИУ УИС, нет исследований, посвященных особенностям реализации основных средств исправления в отношении лиц, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ. Таким образом, указанная проблематика до настоящего времени является не достаточно разработанной на теоретическом уровне.

Кроме того, учитывая недостаточную четкость урегулирования указанных вопросов на законодательном уровне, возникают проблемы в практической деятельности работников лечебных учреждений УИС.

Все выше изложенное обусловило актуальность темы дипломной работы.

Цель исследования – рассмотреть основные аспекты правовой регламентации исполнения наказания в лечебных учреждениях УИС.

Объект исследования – исполнение наказания в лечебных учреждениях УИС.

Предмет – особенности правового статуса осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ.

Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:

- рассмотреть социальное назначение ЛИУ в системе исправительных учреждений;

- изучить виды ЛИУ и их назначение;

- рассмотреть категории осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ;

- рассмотреть правовую регламентацию исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ЛИУ УИС;

- проанализировать особенности правового статуса осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ;

- рассмотреть особенности реализации основных средств исправления в отношении лиц, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ.

Заключение

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Согласно Статье 109 УИК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Для осуществления трудовой терапии в ЛПМ Учреждения организуются производственные участки (п. 13).

Основными задачами ЛПМ являются: применение трудовой терапии для осужденных в целях улучшения психического и физического состояния, создания благоприятных условий для достижения стойких результатов лечения, повышения и закрепления трудоспособности больных (п. 16), обучение с целью освоения осужденными профессии, соответствующей степени их трудоспособности, обеспечение занятости осужденных общественно полезным трудом (п. 17), реабилитация осужденных на основе трудовой терапии для восстановления ими способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (п. 18).

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с деятельностью ЛИУ и ЛПУ в УИС РФ.

В настоящее время представляется необходимым: обеспечение большей открытости процесса поставок лекарственных средств в учреждения УИС, создание единой базы информации о государственных закупках лекарств для учреждений УИС; проведение систематических семинаров для врачей и работников ФСИН; планирование закупки лекарств с учетом нормативов финансирования лекарственного обеспечения на 1 заключенного, публикация статистических данных о заболеваемости и лекарственном обеспечении за последние 5 лет по каждому региону; открытие при каждом Управлении ФСИН субъекта Федерации интернет – аптеки для приобретения лекарств родственниками заключенных с безналичной оплатой приобретения лекарств без выезда с места жительства.

В соответствии с частью 3 ст. 18 УИК РФ к осужденным, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, а также к осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии непосредственно в исправительном учреждении, в котором они отбывают наказание, должно применяться обязательное лечение. В настоящее время необходимо создание в российской исправительной системе специальных учреждений для ВИЧ-инфицированных осужденных.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сложившаяся в настоящее время ситуация требует пересмотра организации деятельности лечебных учреждений УИС и внесения соответствующих изменений в уголовно-исполнительное законодательство РФ.

Очевидно, что если лечебные исправительные учреждения перевести в разряд лечебно-профилактических, только со специализацией лечения в отношении некоторых категорий осужденных (например, больных туберкулезом, для лечения которых имеются и ЛИУ, и ЛПУ), то ряд вопросов, связанных с похожими условиями отбывания наказания, дублированием некоторых функций этими учреждениями, престанет создавать трудности в теории и правоприменительной практике.

Кроме того, неурегулированным вопросом в законодательстве является отсутствие такого понятия, как правовой статус лечащегося (на что ранее уже указывалось практиками), правила его поведения в лечебных учреждениях УИС и ответственность за нарушения условий содержания и лечения и многое другое.

Учитывая все выше изложенное, представляется, что нужен четкий документ, например Положение о лечебно-профилактическом учреждении, не оставляющий сомнений в обоснованности применения лечения, с определением процедур лечения к больным осужденным, правил их поведения в соответствующем отделении учреждения (туберкулезном, хирургическом, офтальмологическом, инфекционном, психиатрическом, терапевтическом и т.д.) и пр.

На наш взгляд, Уголовно-исполнительный кодекс следует дополнить разделом, который регламентировал бы порядок исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, больных опасными для окружающих инфекционными заболеваниями. Необходимо предусмотреть нормы, регулирующие вопросы, связанные с отбыванием наказания этой специфической категории лиц; а также определяющие вид учреждений для отбывания наказания данными лицами. Параллельно с внесением изменением в законодательство необходимо разработать и принять соответствующую ведомственную инструкцию по функционированию лечебных исправительных учреждений.

Предлагается законодательно закрепить следующие виды учрежде-ний, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении больных осужденных: специально созданные для этих целей учреждения с соответствующим режимом, определенным судом для данной категории лиц, медицинским персоналом и медицинским оборудованием; специально оборудованные стационарные отделения закрытого типа с соответствующим видом режима; специально оборудованные в медицинском и бытовом плане лечебные изолированные участки при исправительных колониях (в каждом субъекте Российской Федерации достаточно иметь одну-две колонии с такими участками).

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. междуна-родных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

2. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод // Права че-ловека: Сб. международных документов. М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.

3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными /Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990.

4. Европейские правила тюремного заключения // Международное со-трудничество в области прав человека. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1993.

5. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или уни-жающих достоинство видов обращения и наказания // Права человека: Сб. международных документов. М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.

6. Конституция РФ / Принята всенародным голосованием в 1993 г. // СПС Консультант Плюс.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. // СПС Консультант Плюс.

8. Приказ Министерства Юстиции от 1 ноября 2005 г. N 7133 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

9. Совместный Приказ от 17 октября 2005 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ N 190; раздел 1 приложений 7, 8 к Приказу ГУИН МЮ РФ от 30 марта 2000 г. N 41.

10. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исполнительных учреждений» (по состоянию на 01.09.20008 в ред. Решений ВС РФ от 02.03.2006 N ГКПИ06-54; от 26.06.2007 № ГКПИ07-520;в ред. приказов Минюста РФ от 03.03.2008 № 48).

11. Приказ Минюста от 1 декабря 2005 г. N 235 (в ред. Приказов Минюста РФ от 10.02.2006 N 20, от 25.09.2007 N 193).

12. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. N 224.

Учебная и специальная литература

1. Алесин А. Когда в товарищах нет согласия. // Воспитание и правопорядок. 1990. N 3. С. 54.

2. Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб, 2006. – С. 27.

3. Белов Ю. Проблемы медицины в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. Вестник РВШ МВД России. 1994. N 1(2). С. 51.

4. Бородулин В.Г. Об итогах работы в 2000 году по организации медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России // Медицина в пенитенциарной системе России. М.: Права человека, 2001. С. 55.

5. Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / Под ред. С.Н. Братановского. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. С. 40 - 74.

6. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб, 2007. – С. 136.

7. Вежнина Н., Кучеров А. А как на практике? // Воспитание и правопорядок. 2009. N 5. С. 51 - 53.

8. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: Монография. СПб, 2006. – С. 28.

9. Горобцов В. О правовом регулировании лечения осужденных к лишению свободы // Уголовное право. 2007. N 4. С. 83 - 84.

10. Дебольский М. Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы // Энциклопедия юридической психологии/Под общей ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: Юнити – Дана, 2006. – С. 36.

11. Волков В.Н. Медицинская психология в ИТУ. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников ИТУ, 1989. С. 187.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник / Под ред. А. И.

12. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань: Рязанская Высшая школа МВД Российской Федерации, 1993.

13. Калинин Ю. Курсом обновления // Преступление и наказание. 2008. N 7. С. 7.

14. Калинин Ю.И. 125 лет системе исполнения наказаний России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 3. С. 28.

15. Катков В. Компетентно, деловито, творчески. // Преступление и наказание. 2009. N 4. С. 22 – 23.

16. Катков В. Отвести угрозу туберкулеза // Преступление и наказание. 2008. N 1. С. 39.

17. Кирсанов В., Никольский Ю. Пенитенциарная медицина. Какой ей быть? // Воспитание и правопорядок. 2009. N 9. С. 25.

18. Комментарий к УИК РФ / Под ред. О.О. Миронова; науч. ред. А.С. Михлин и В.И. Селиверстов. М., 2009. С. 67 – 68.

19. Комарова Л.В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях: Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2008. С. 44.

20. Кононец А.С. Большое вам всем спасибо! // Преступление и наказание. 2008. N 7. С. 8.

21. Кононец А. Ведомственная медицина: приоритетные направления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. N 2. С. 27 - 29.

22. Кононец А. На острие проблем // Преступление и наказание. 2008. N 12. С. 7.

23. Кузьменко В., Куличев В. Гуманизация с завтрашнего числа// Воспитание и правопорядок. 1989. N 7. С. 7.

24. Лукьянова Е. По пути реформирования // Преступление и наказание. 2009. N 8. С. 3.

25. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. УИННЛС ФСИН России. 2007.

26. Направление осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167.

27. Первозванский В. Б., Стурова М. П. Проблемы исправления осужденных различных категорий: Лекция. – М.: Академия управления МВД России, 2009.

28. Перин М. Переломить ситуацию может преемственность лечения. Из выступления на международной конференции по туберкулезу в Москве (август 1998 г.) // Проблемы уголовно-исполнительной системы России. Тюремная библиотека. Вып. 1. М., 1999. С. 25.

29. Проблемы лекарственного обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы / Электронный ресурс. 21-01-2010

30. Расюк А. Курс лечения - доверие // Воспитание и правопорядок. 2009. N 10. С. 48.

31. Сержантов Н. Вторая медицинская кафедра в "Матросской тишине" // Преступление и наказание. 2006. N 6. С. 36.

32.Симонян А.В. Лишенные свободы и их распределение по исправительным учреждениям: Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2007. С. 155 – 156.

33. Скиба А.П. Реализация прав и законных интересов осужденных в лечебно-профилактических учреждениях: Уч. пособие. Ростов-на-Дону, 2002. С. 10 - 11.

34. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ "О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и УИС РФ" // Защита прав граждан. М.: Юрид. лит, 2001. С. 409.

35. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие / Под ред. А.Я. Гришко. М.: МосУ МВД России, 2009.С. 131.

36. Уголовно-исполнительное право/под редакцией А.И. Зубкова. М. 2007. – С. 211.

37. Шкель Т. В квартире, на нарах // Российская газета. 2005. 3 нояб.

Покупка готовой работы
Тема: «Лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ) в системе исправительных учреждений»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика