Дипломная работа

«Лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ) в системе исправительных учреждений»

  • 83 страниц(ы)
  • 6992 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: sps03

Введение….3

1. Социальное назначение ЛИУ в системе исправительных учреждений….8

1.1 Виды ЛИУ и их назначение….8

1.2 Категории осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ…25

2. Правовая регламентация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ЛИУ УИС….36

2.1 Особенности правового статуса осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ….36

2.2 Порядок и условия отбывания наказания в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ….41

2.3 Особенности реализации основных средств исправления в отношении лиц, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ…43

Заключение…68

Список используемой литературы….76

Приложения….81

На построение системы ИУ влияют многие факторы: политический режим, состояние экономики, уголовная и уголовно-исполнительная политика, состояние и структура преступности, установленная законом уголовно-правовая классификация преступлений по степени их тяжести, уровень развития уголовной и уголовно-исполнительной теории, отечественный и зарубежный опыт решения подобного рода проблем, существующие традиции.

В настоящее время в РФ существует сложная система исправительных учреждений, которая включает в себя различные виды данных учреждений: тюрьмы, колонии, лечебные учреждения и т.п. Каждое государство вырабатывает свой подход к построению системы ИУ, однако определяющим моментом для построения любой исправительной системы является классификация осужденных. В зависимости от этого устанавливаются конкретные виды ИУ, их лимиты (наполняемость), формы и методы работы с осужденными.

Лечебные исправительные учреждения являются одним из видов исправительного учреждения в РФ. В лечебно-исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы, больные алкоголизмом или наркоманией, а также страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Многие исправительные учреждения не соответствуют элементарным стандартным санитарно-гигиеническим требованиям. Часто совместно со здоровыми осужденными в силу нехватки лечебных исправительных учреждений и по иным причинам (запоздалое выявление заболевания, недостаток медикаментов и т.п.) размещаются лица, страдающие легкой формой туберкулеза, другими инфекционными заболеваниями или разного рода психическими расстройствами. Не говоря о том, что исправительные учреждения слабо оснащены спортивным инвентарем, не хватает специальных территорий для занятия спортом, есть отступления и от требований по соблюдению техники безопасности на рабочих местах в зонах и пр.

Обобщение материалов практики позволяет сделать вывод, что на здоровье лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сказываются как неблагоприятные условия их жизни на свободе, так и условия содержания под следствием. Поэтому работу по охране здоровья осужденных необходимо начинать с профилактических мероприятий, осуществляемых непосредственно с периода применения к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в качестве меры процессуального принуждения заключение под стражу.

Следует заметить, что такое положение в уголовно-исполнительной системе (УИС) – это в первую очередь отражение ситуации, связанной с охраной здоровья граждан по стране в целом, существенным снижением уровня социальной защищенности.

Министерство юстиции РФ совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ проводят комплекс возможных мероприятий по охране здоровья лиц, лишенных свободы. Отметим, что за последние годы бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы возросло в несколько раз; более эффективно реализуются направленные на улучшение здоровья осужденных и подследственных федеральные целевые программы, значительное внимание в которых уделено профилактическим и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

Органами, контролирующими места лишения свободы, являются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; суд; Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры; Президент РФ; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федерации; представители средств массовой информации и пр. (ст. 19 - 24 УИК РФ). Все они призваны выявлять факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью осужденных.

Администрация исправительных учреждений обязана следить за соблюдением в ИУ санитарно-гигиенических норм, правил по технике безопасности в процессе трудовой деятельности осужденных, оснащением исправительных учреждений необходимыми медикаментами и своевременным помещением больных лиц в лечебные исправительные учреждения.

В результате постоянно проводимой работы по развитию медицинской службы в системе исправительных учреждений и контролю за последние три года на 3,5 тыс. мест увеличилась вместимость противотуберкулезных стационаров, было открыто четыре специализированных лечебных учреждения. Доведено до установленных нормативов обеспечение исправительных учреждений и следственных изоляторов необходимым набором медикаментов, что способствовало снижению заболеваемости.

В то же время показательны данные роста заболеваемости туберкулезом в уголовно-исполнительной системе: в 1993 году в учреждениях УИС было 35 тыс. больных туберкулезом, к концу 2008 года – свыше 90 тыс., а на 1 июля 2009 г. – уже более 77 тыс. больных.

В учреждениях УИС, по данным на 1 июля 2009 г., содержались 405 тыс. человек, из которых каждый второй страдал различными заболеваниями: психическими расстройствами - 236 тыс. человек, активной формой туберкулеза - более 77 тыс. человек, наркоманией - 102 тыс. человек; были инфицированы ВИЧ 37 тыс. человек – пять процентов от находящихся в этой системе.

Такое положение во многом обусловлено тем, что осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, хотя и косвенно, но существенно ограничены в праве на должную охрану здоровья, а в определенном смысле и вовсе лишены этой возможности.

Следует отметить, что в настоящее время пребывание осужденных в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях УИС недостаточно урегулировано нормами действующего законодательства.

Практически отсутствуют научные исследования, касающиеся правовой регламентация исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ЛИУ УИС, нет исследований, посвященных особенностям реализации основных средств исправления в отношении лиц, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ. Таким образом, указанная проблематика до настоящего времени является не достаточно разработанной на теоретическом уровне.

Кроме того, учитывая недостаточную четкость урегулирования указанных вопросов на законодательном уровне, возникают проблемы в практической деятельности работников лечебных учреждений УИС.

Все выше изложенное обусловило актуальность темы дипломной работы.

Цель исследования – рассмотреть основные аспекты правовой регламентации исполнения наказания в лечебных учреждениях УИС.

Объект исследования – исполнение наказания в лечебных учреждениях УИС.

Предмет – особенности правового статуса осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ.

Поставленная в работе цель обусловила ряд задач, а именно:

- рассмотреть социальное назначение ЛИУ в системе исправительных учреждений;

- изучить виды ЛИУ и их назначение;

- рассмотреть категории осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ;

- рассмотреть правовую регламентацию исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в ЛИУ УИС;

- проанализировать особенности правового статуса осужденных, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ;

- рассмотреть особенности реализации основных средств исправления в отношении лиц, отбывающих наказание в ЛИУ, ЛПУ УИС РФ.

Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Согласно Статье 109 УИК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.

Для осуществления трудовой терапии в ЛПМ Учреждения организуются производственные участки (п. 13).

Основными задачами ЛПМ являются: применение трудовой терапии для осужденных в целях улучшения психического и физического состояния, создания благоприятных условий для достижения стойких результатов лечения, повышения и закрепления трудоспособности больных (п. 16), обучение с целью освоения осужденными профессии, соответствующей степени их трудоспособности, обеспечение занятости осужденных общественно полезным трудом (п. 17), реабилитация осужденных на основе трудовой терапии для восстановления ими способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (п. 18).

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с деятельностью ЛИУ и ЛПУ в УИС РФ.

В настоящее время представляется необходимым: обеспечение большей открытости процесса поставок лекарственных средств в учреждения УИС, создание единой базы информации о государственных закупках лекарств для учреждений УИС; проведение систематических семинаров для врачей и работников ФСИН; планирование закупки лекарств с учетом нормативов финансирования лекарственного обеспечения на 1 заключенного, публикация статистических данных о заболеваемости и лекарственном обеспечении за последние 5 лет по каждому региону; открытие при каждом Управлении ФСИН субъекта Федерации интернет – аптеки для приобретения лекарств родственниками заключенных с безналичной оплатой приобретения лекарств без выезда с места жительства.

В соответствии с частью 3 ст. 18 УИК РФ к осужденным, больным токсикоманией, ВИЧ-инфицированным, а также к осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии непосредственно в исправительном учреждении, в котором они отбывают наказание, должно применяться обязательное лечение. В настоящее время необходимо создание в российской исправительной системе специальных учреждений для ВИЧ-инфицированных осужденных.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сложившаяся в настоящее время ситуация требует пересмотра организации деятельности лечебных учреждений УИС и внесения соответствующих изменений в уголовно-исполнительное законодательство РФ.

Очевидно, что если лечебные исправительные учреждения перевести в разряд лечебно-профилактических, только со специализацией лечения в отношении некоторых категорий осужденных (например, больных туберкулезом, для лечения которых имеются и ЛИУ, и ЛПУ), то ряд вопросов, связанных с похожими условиями отбывания наказания, дублированием некоторых функций этими учреждениями, престанет создавать трудности в теории и правоприменительной практике.

Кроме того, неурегулированным вопросом в законодательстве является отсутствие такого понятия, как правовой статус лечащегося (на что ранее уже указывалось практиками), правила его поведения в лечебных учреждениях УИС и ответственность за нарушения условий содержания и лечения и многое другое.

Учитывая все выше изложенное, представляется, что нужен четкий документ, например Положение о лечебно-профилактическом учреждении, не оставляющий сомнений в обоснованности применения лечения, с определением процедур лечения к больным осужденным, правил их поведения в соответствующем отделении учреждения (туберкулезном, хирургическом, офтальмологическом, инфекционном, психиатрическом, терапевтическом и т.д.) и пр.

На наш взгляд, Уголовно-исполнительный кодекс следует дополнить разделом, который регламентировал бы порядок исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, больных опасными для окружающих инфекционными заболеваниями. Необходимо предусмотреть нормы, регулирующие вопросы, связанные с отбыванием наказания этой специфической категории лиц; а также определяющие вид учреждений для отбывания наказания данными лицами. Параллельно с внесением изменением в законодательство необходимо разработать и принять соответствующую ведомственную инструкцию по функционированию лечебных исправительных учреждений.

Предлагается законодательно закрепить следующие виды учрежде-ний, исполняющих наказание в виде лишения свободы в отношении больных осужденных: специально созданные для этих целей учреждения с соответствующим режимом, определенным судом для данной категории лиц, медицинским персоналом и медицинским оборудованием; специально оборудованные стационарные отделения закрытого типа с соответствующим видом режима; специально оборудованные в медицинском и бытовом плане лечебные изолированные участки при исправительных колониях (в каждом субъекте Российской Федерации достаточно иметь одну-две колонии с такими участками).

1. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. междуна-родных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

2. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод // Права че-ловека: Сб. международных документов. М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.

3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными /Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990.

4. Европейские правила тюремного заключения // Международное со-трудничество в области прав человека. Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1993.

5. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или уни-жающих достоинство видов обращения и наказания // Права человека: Сб. международных документов. М.: изд-во Моск. ун-та, 1990.

6. Конституция РФ / Принята всенародным голосованием в 1993 г. // СПС Консультант Плюс.

7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. // СПС Консультант Плюс.

8. Приказ Министерства Юстиции от 1 ноября 2005 г. N 7133 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу».

9. Совместный Приказ от 17 октября 2005 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ N 190; раздел 1 приложений 7, 8 к Приказу ГУИН МЮ РФ от 30 марта 2000 г. N 41.

10. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исполнительных учреждений» (по состоянию на 01.09.20008 в ред. Решений ВС РФ от 02.03.2006 N ГКПИ06-54; от 26.06.2007 № ГКПИ07-520;в ред. приказов Минюста РФ от 03.03.2008 № 48).

11. Приказ Минюста от 1 декабря 2005 г. N 235 (в ред. Приказов Минюста РФ от 10.02.2006 N 20, от 25.09.2007 N 193).

12. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 г. N 224.

Учебная и специальная литература

1. Алесин А. Когда в товарищах нет согласия. // Воспитание и правопорядок. 1990. N 3. С. 54.

2. Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб, 2006. – С. 27.

3. Белов Ю. Проблемы медицины в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. Вестник РВШ МВД России. 1994. N 1(2). С. 51.

4. Бородулин В.Г. Об итогах работы в 2000 году по организации медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России // Медицина в пенитенциарной системе России. М.: Права человека, 2001. С. 55.

5. Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / Под ред. С.Н. Братановского. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. С. 40 - 74.

6. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб, 2007. – С. 136.

7. Вежнина Н., Кучеров А. А как на практике? // Воспитание и правопорядок. 2009. N 5. С. 51 - 53.

8. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: Монография. СПб, 2006. – С. 28.

9. Горобцов В. О правовом регулировании лечения осужденных к лишению свободы // Уголовное право. 2007. N 4. С. 83 - 84.

10. Дебольский М. Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы // Энциклопедия юридической психологии/Под общей ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: Юнити – Дана, 2006. – С. 36.

11. Волков В.Н. Медицинская психология в ИТУ. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников ИТУ, 1989. С. 187.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник / Под ред. А. И.

12. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань: Рязанская Высшая школа МВД Российской Федерации, 1993.

13. Калинин Ю. Курсом обновления // Преступление и наказание. 2008. N 7. С. 7.

14. Калинин Ю.И. 125 лет системе исполнения наказаний России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 3. С. 28.

15. Катков В. Компетентно, деловито, творчески. // Преступление и наказание. 2009. N 4. С. 22 – 23.

16. Катков В. Отвести угрозу туберкулеза // Преступление и наказание. 2008. N 1. С. 39.

17. Кирсанов В., Никольский Ю. Пенитенциарная медицина. Какой ей быть? // Воспитание и правопорядок. 2009. N 9. С. 25.

18. Комментарий к УИК РФ / Под ред. О.О. Миронова; науч. ред. А.С. Михлин и В.И. Селиверстов. М., 2009. С. 67 – 68.

19. Комарова Л.В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях: Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2008. С. 44.

20. Кононец А.С. Большое вам всем спасибо! // Преступление и наказание. 2008. N 7. С. 8.

21. Кононец А. Ведомственная медицина: приоритетные направления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. N 2. С. 27 - 29.

22. Кононец А. На острие проблем // Преступление и наказание. 2008. N 12. С. 7.

23. Кузьменко В., Куличев В. Гуманизация с завтрашнего числа// Воспитание и правопорядок. 1989. N 7. С. 7.

24. Лукьянова Е. По пути реформирования // Преступление и наказание. 2009. N 8. С. 3.

25. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. УИННЛС ФСИН России. 2007.

26. Направление осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167.

27. Первозванский В. Б., Стурова М. П. Проблемы исправления осужденных различных категорий: Лекция. – М.: Академия управления МВД России, 2009.

28. Перин М. Переломить ситуацию может преемственность лечения. Из выступления на международной конференции по туберкулезу в Москве (август 1998 г.) // Проблемы уголовно-исполнительной системы России. Тюремная библиотека. Вып. 1. М., 1999. С. 25.

29. Проблемы лекарственного обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы / Электронный ресурс. 21-01-2010

30. Расюк А. Курс лечения - доверие // Воспитание и правопорядок. 2009. N 10. С. 48.

31. Сержантов Н. Вторая медицинская кафедра в "Матросской тишине" // Преступление и наказание. 2006. N 6. С. 36.

32.Симонян А.В. Лишенные свободы и их распределение по исправительным учреждениям: Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2007. С. 155 – 156.

33. Скиба А.П. Реализация прав и законных интересов осужденных в лечебно-профилактических учреждениях: Уч. пособие. Ростов-на-Дону, 2002. С. 10 - 11.

34. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ "О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и УИС РФ" // Защита прав граждан. М.: Юрид. лит, 2001. С. 409.

35. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие / Под ред. А.Я. Гришко. М.: МосУ МВД России, 2009.С. 131.

36. Уголовно-исполнительное право/под редакцией А.И. Зубкова. М. 2007. – С. 211.

37. Шкель Т. В квартире, на нарах // Российская газета. 2005. 3 нояб.

Покупка готовой работы
Тема: «Лечебно-исправительные учреждения (ЛИУ) в системе исправительных учреждений»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика