Курсовая работа

«Регулирование и надзорная политика в банковской и страховой деятельности»

  • 42 страниц(ы)
  • 2144 просмотров
  • 1 покупок
фото автора

Автор: sps03

Введение….3

Глава 1. Теоретические основы финансово-правового регулирования банковской и страховой деятельности в Российской Федерации….5

1.1 Регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.5

1.2 Регулирование страхования в Российской Федерации…9

Глава 2. Надзор за банковской и страховой деятельностью в Российской Федерации….14

2.1 Состояние и тенденции надзорной политики за банковской

деятельностью на современном этапе….14

2.2 Надзорная политика в сфере страховой деятельности

Заключение….24

Список использованной литературы….35

Приложения….38

В курсовой работе исследуется тема «Регулирование и надзорная политика в банковской и страховой деятельности». Актуальность темы исследования. Проблема укрепления и развития банковской и страховой систем должна всегда находиться в центре внимания государства и общества, так как от их эффективного решения зависит не только состояние указанных секторов экономики, но и способность банковской системы выполнять присущие ему уникальные функции, и устойчивость, и безопасность финансовой системы страны в целом. Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно представляется как процесс по установлению правил осуществления банковской деятельности в России в порядке законодательной и иной нормотворческой деятельности. Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью.

Цели государственной политики в сфере регулирования и надзорной политики в банковской и страховой деятельности определяют цели системы государственного управления в данной сфере как обеспечение стабильности и развития государства.

Исходя из изложенного:

Объект исследования – комплексный анализ регулирования и надзорной политики в банковской и страховой деятельности.

Предметом исследования в курсовой работе выступают проблемы и вопросы, связанные с реализацией финансово-правового регулирования банковской и страховой деятельности в Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие участие и степень присутствия государства в сфере банковской деятельности, теоретические основы, а также правоприменительная практика финансово-правового регулирования и совершенствования в названных сферах.

Цель исследования – комплексный анализ представлений о регулировании и надзорной политики в банковской и страховой деятельности

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические основы регулирования банковской и страховой деятельности в Российской Федерации;

- изучить состояние и тенденции надзорной политики за банковской деятельностью на современном этапе;

- рассмотреть надзорную политику в сфере страховой деятельности.

Несмотря на большое внимание, уделяемое изучению банковских правоотношений, существует необходимость в комплексном исследовании финансово-правового регулирования банковской деятельности на современном этапе развития.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных принципов познания, применялись основные общенаучные методы: системный подход, научный анализ фактических данных, формально-логический метод и другие.

Эмпирическую базу работы составили данные официальной статистики о состоянии банковской и страховой сфере.

Объем и структура курсовой работы обусловлены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Курсовая работа изложена на 37 страницах, без учета приложений, содержит 2 таблицы, 6 рисунков и 5 приложений.

Российский страховой рынок характеризуется значительным числом действующих страховых компаний (в Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2010 г. зарегистрировано 625 страховых компаний) . Совокупный объем активов страховых компаний России составляет около 700 млрд. руб., а суммарный уставный капитал страховых организаций – свыше 200 млрд. руб. Для сравнения: совокупные активы российских банков оцениваются в 33 трлн. руб., а объем ВВП страны – 41,7 трлн. руб. . Доля российского страхового рынка в ВВП страны составляет 2,5% (56-е место в мире), что гораздо ниже, чем в среднем в странах Европы (7,56%) и Северной Америки (8,02%) .

Объекты государственного регулирования на страховом рынке сгруппированы следующим образом:

1) Объектами регулирования предложения могут быть допуск страховщиков на рынок, страховые операции действующих компаний, финансовая устойчивость и платежеспособность, инвестиционная деятельность, операции по перестрахованию и сострахованию, страховое посредничество (брокеры и агенты), конкуренция и соблюдение антимонопольного законодательства и др.

2) Регулирование страхового продукта, которое может включать утверждение правил (условий) страхования (типовых для всего рынка или индивидуальных для конкретного страховщика), регулирование наличия необходимых условий в договоре страхования (полисе), регулирование страховых тарифов, регулирование норм доходности (по накопительному страхованию жизни) и др.

3) Объектом регулирования спроса могут быть условия налогообложения страховых взносов и выплат, установление различных льгот для страхователей, законодательно установленные обязательности страхования определенных рисков и др.

Создаваемые участниками российского страхового рынка такие институциональные структуры, как пулы и объединения, находятся на начальной стадии развития по сравнению с мировым уровнем масштаба деятельности и объемов финансовых ресурсов, аккумулируемых мировыми лидерами в области страхования .

Существенными особенностями финансово-правового регулирования банковской деятельности как формы реализации единой государственной финансовой политики в кредитно-денежной сфере, выделяющими их из других, регламентируемых нормами финансового права, форм финансовой деятельности, выступают: особый объект регулирования (банковская система и банковская деятельность как составные элементы, соответственно, финансовой системы и финансовой деятельности); специальный субъектный состав публично-правовых участников (т.н. регуляторов и надзорно-контрольных органов) и частноправовых участников, наделенных существенными публично-правовыми функциями в банковской сфере (в части финансового и валютного мониторинга и контроля); наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом; специальные правовые методы и формы надзорно-контрольной деятельности в регулируемой сфере.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 между Минфином и ФСФР России перераспределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка. Ранее Президентом РФ было принято решение присоединить Росстрахнадзор к ФСФР России. В связи с этим возникла необходимость в перераспределении функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка. С этой целью Правительством РФ и принято указанное постановление. В частности, установлено, что Минфин России осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам его регулирования.

Также утверждено новое Положение о ФСФР России. Согласно нему служба осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Теперь на нее возложено принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и их изменений, стандартов раскрытия информации и форм отчетности (кроме бухгалтерской (финансовой)) таких фондов. По согласованию с Минфином России служба будет принимать стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу.

Как и ранее, ФСФР России будет приостанавливать эмиссию ценных бумаг, а также надзирать за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении. Кроме того, за службой закреплено ведение ряда реестров. Это единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестры профессиональных участников рынка ценных бумаг и паевых инвестиционных фондов, госреестры кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. А также согласно положению служба контролирует соблюдение страхового законодательства, достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности и выдачу страховщиками банковских гарантий.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Российская газета, N 127, 13.07.2002.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 11.07.2011) "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.

4. Федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 18.07.2011) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, N 2, ст. 56.

5. Федеральный закон от 25 декабря 1999 года №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». // СПС Консультант Плюс.

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерства финансов РФ». // СПС Консультант Плюс.

7. Административный регламент Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции ведений единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела, утвержденный приказом Минфина РФ от 28 апреля 2009 г. N 39н.

8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов" (утв. Банком России) // СПС Консультант Плюс.

Научная литература

1. Ковалевская Н.С. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) страховых организаций // w*w.bankr.r*

2. Потапова Н.Н. Проблемы разграничения преднамеренного банкротства от мошенничества и лжебанкротства страховых организаций // h**t://w*w.alldocs.r*.

3. Потапова Н.Н. Соотношение возбуждения процедуры банкротства и отзыва лицензии страховой организации // Режим доступа: h**t://w*w.allinsurance.r*/AllDocs/OMIN-7PUALD050309100.

4. Пугачев А.И. Банковский надзор в системе регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Автореферат дисс… к. эк. н. М., 2011. С. 10.

5. Сырбу Т.Г. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: Автореферат дисс… к. ю. н. М., 2009. С. 7.

6. Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации. Автореферат дисс… д. ю. н. М., 2010. С. 6.

7. Ткач В.Н. Регулирование конкурсного производства страховой организации // Законодательство. 2004. №10.

8. Устьянцев А.И. Совершенствование финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации. Автореферат дисс… к. ю. н. М., 2010. С. 16.

9. Черникова Е. В. Публично-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации (финансово-правовые аспекты) // Режим доступа: h**t://dibase.r*/article/20042009_chernikovaev/4, свободный.

Периодические издания

1. Ведмедь И. Прогнозирование макроэкономических индикаторов развития страхового рынка Российской Федерации в 2010 г. с использованием методов имитационного моделирования // Страховое дело. 2010. № 3. С. 17.

2. Пугачев А.И. Переход Российской Федерации от банковского надзора к мегарегулятору // Предпринимательство. 2009, № 4.

3. Пугачев А.И., Регулирование банковского сектора Российской Федерации с помощью единого органа надзора финансовой рынка // Вестник ВГНА Минфина России. 2010, № 11.

4. Пугачев А.И., Создание мегарегулятора финансового рынка в России как важное направление совершенствования банковского надзора // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2011, № 4.

5. Устьянцев А.И. Некоторые особенности регулирования банковского надзора и практики его применения в странах Европейского Союза // Актуальные вопросы российского права: Сборник статей. № 16. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С. 139-144.

Другие источники

1. Данные компании Sigma Re за 2010 г.

2. Данные Федеральной службы страхового надзора: Сведения о деятельности страховых организаций за 2010 г. // Режим доступа: w*w.fssn.r*/www/site.nsf/web/doc_24022010161419.html, свободный.

3. Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия). – Февраль 2011 г. (Экспресс-выпуск) // Режим доступа: w*w.cbr.r*/analytics/bank_system/#ob, свободный.

4. Страхование сегодня. Динамика отзыва лицензий – по годам, кварталам и месяцам//h**t:// insur-info.r*.

5. Сайт ЦентроБанка РФ // Режим доступа: h**t://w*w.cbr.r*/credit/likvidbase/print.asp?file=about.htm.

Примечания к работе

Работа защищена на отлично. Содержит актуальные приложения.

Покупка готовой работы
Тема: «Регулирование и надзорная политика в банковской и страховой деятельности»
Раздел: Страхование
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 480 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика