Курсовая работа
«Коррекция гиперактивности у детей»
- 42 страниц
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гиперактивности и сказкотерапии как метода психокоррекции СДВГ
7
1.1. История исследований гиперактивности 7
1.2. Причины, вызывающие СДВГ 9
1.3. Проявления СДВГ 11
1.4. Психотерапия при СДВГ 14
1.5. Сказкотерапия как метод психокоррекции СДВГ 15
1.6. Коррекционная программа для снижения уровня гиперактивности у детей младшего школьного возраста
18
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции гиперактивности детей методом сказкотерапии
22
2.1. Описание методик 22
2.2. Выявление гиперактивных детей в выборке по методике Лютовой и Мониной
26
2.3. Исследование выборки по методике Тулуз-Пьерона 27
2.4. Исследование детей с СДВГ по методике Шульте 29
2.5. Выделение контрольной и экспериментальной групп 30
2.6. Исследование уровня импульсивности в экспериментальной группе детей после проведения программы сказкотерапии
32
2.7. Исследование показателей внимания и саморегуляции у детей в экспериментальной группе после проведения сказкотерапии
33
2.8. Исследование показателей по методике Шульте у детей в экспериментальной группе после проведения сказкотерапии
34
2.9. Проверка гипотезы об эффективности сказкотерапии по знаково-ранговому критерию Вилкоксона
35
Заключение 39
Библиографический список 42
Приложения 43
Крайняя невнимательность, трудности с концентрацией внимания в течение времени, являющегося достаточно длительным для того, чтобы решить задачу, а также забывчивость, характерны для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но надо отметить, что дефицит внимания не всегда связан с гиперактивностью, которая подразумевает неспособность сохранять спокойствие, неусидчивость, а также импульсивность и отсутствие терпения. Но так как большинство гиперактивных детей, всегда демонстрируют каждый из выше названных эмоциональных и когнитивных аспектов, то для гиперактивности и синдрома дефицита внимания используют комбинированный термин, - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Надо отметить, что по оценкам специалистов СДВГ имеет разную степень распространённости среди младших школьников (от 6% до 17%). Некоторые авторы отмечают, что степень распространённости гиперактивности среди младших школьников достигает 30-40 %.
Естественно, что СДВГ мешает младшим школьникам успешно осваивать школьную программу, а также приводит к дезаптации в коммуникации со сверстниками и преподавателями в связи с повышенной импульсивностью. СДВГ необходимо лечить (медицинскими средствами) и корректировать посредством психокоррекционной работы.
Методы лечения и коррекции довольно разнообразны: от применения стимуляторов до различных форм психокоррекционной работы, помощи в процессе обучения, как в школе, так и дома. Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть, включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы.
Среди методов психокоррекции можно выделить следующие:
• игровая психотерапия;
• арттерапия;
• музыкотерапия;
• наративная терапия;
• гештальттерапия;
• бихевиоральная терапия и др.
Одним из наиболее эффективных и новых методов в психокоррекции СДВГ является сказкотерапия. Задачи сказкотерапии, заключаются в том, чтобы через совместное изучение сказочных ситуаций, оценки изменений, происходящих с героями сказкок, пробудить в гиперактивном, агрессивном ребёнке созидателя, то есть, сформировать в ребёнке «дремлющую» созидательную силу и направить её на познание внутреннего и окружающего мира.
Важно то, что ребёнок в возрасте от 5-до 10 лет – это «мифологический» человек. На него воздействует не рациональная аргументация, а «мифологическая». Он берёт пример со сказочных героев (мультфильм, сказка, рассказ и т.д.) в отличие от подростков, которым свойственно создавать несуществующие черты у реальных личностей. Поэтому в психокоррекции у гиперактивности (и не только) у младших школьников желательно применять методы сказкотерапии. Сказкотерапия – это древнейший метод психокоррекции, но как научный метод он ещё недостаточно апробирован.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей и эффективности сказкотерапии, как одного из методов психокоррекции СДВГ у младших школьников.
Актуальность темы связана с довольно коротким сроком апробирования сказкотерапии в научной психологии как метода психокоррекционной работы (15-20 лет) . Поэтому довольно важно выявить в эмпирическом исследовании эффективность воздействия сказкотерапии для снижения СДВГ у младших школьников.
Объект исследования - гиперактивность у младших школьников.
Предмет исследования – сказкотерапия как метод псикоррекции гиперактивности у младших школьников.
Цель исследования заключается в анализе феномена гиперактивности, а также в исследовании группы младших школьников на уровень гиперактивности, выявлении экспериментальной группы для проведения программы психокоррекционной работы методом сказкотерапии и дальнейшей оценки оценке изменения уровня гиперактивности в данной группе детей.
Гипотеза исследования заключается в том, что психокоррекционная программа, основанная на методе сказкотерапии, позволит снизить уровень гиперактивности у детей и повысит уровень различных характеристик внимания у них, то есть, в целом, снизит у них уровень проявления СДВГ.
В соответствии с предметом исследования и проблемой ставятся следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы гиперактивности и методы коррекционной психотерарпии гиперактивности при помощи сказкотерапии;
• выявить в выборке детей младшего школьного возраста гиперактивных детей и определить в целом их уровень СДВГ (по методике Тулуз-Пьерона);
• провести исследование характеристик внимания в группе гиперактивных детей;
• разделить группу гиперактивных детей на две равные группы по критериям: гиперактивность (уровень), возраст, пол, характеристики внимания (они должны быть примерно одинаковыми для адекватности эмпирического исследования): экспериментальная группа для психокоррекции и контрольная группа;
• составить психокоррекционную программу для работы с экспериментальной группой детей и апробировать её;
• сравнить результаты по уровню гиперактивности и характеристикам внимания в контрольной и экспериментальной группах гиперактивных детей;
• оценить эффективность псикоррекции гиперактивных детей методом сказкотерапии;
Теоретической основой исследования являются теории, концепции, практические тренинги Мониной Г.Б, Лютовой-Робертс Е.К. Чутко Л.С. Зинкевич-Евстигневой Т.Д., Заваденко Н.Н. и др.
Для поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс методов исследования:
• общенаучные методы: аналитический и формально-логический;
• анкета для родителей и учителей Лютовой и Мониной, предназначенная для качественного выявления гиперактивных детей в выборке;
• тест Тулуз-Пьерона в модификации Ясюковой Л.А., предназначенный для выявления уровня СДВГ по минимальной мозговой дисфункции (ММД);
• таблица Шульте, предназначенная для определения устойчивости внимания и динамики его работоспособности;
• статистический метод результатов в сопряжённых парных группах – критерий Вилконсона.
База исследования – школа № 6 г. Фрязино: 3-а – 18 школьников; 3-в – 22 школьника. Статистическая выборка – 40 человек. Возраст школьников статистической выборки – 8-9 лет.
СДВГ представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей. В происхождении СДВГ играют роль как генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Основным механизмом развития СДВГ является нарушение тормозящего поведения, все остальные механизмы вторичны.
Неблагоприятные психологические и социальные факторы - это не прямая причина СДВГ, но они могут закреплять клинические проявления и усиливать дезадаптацию детей, страдающих этим заболеванием.
Среди психологических и социальных факторов, влияющих на возникновение ММД (СДВГ) можно выделить следующие: неподготовленность родителей к семейной жизни, напряженность и частые конфликты в семье, предубежденность и нетерпимость в отношении к детям. Усиливающими неблагоприятный результирующий эффект являются такие факторы, как: низкий материальный уровень, стесненные условия проживания, злоупотребление алкоголем членами семьи, использование физических методов наказания.
Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. В отличие от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.
Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций). Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя.
С возрастом гиперактивность снижается. Повышенная двигательная активность может сменяться внутренним ощущением беспокойства. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.
Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть, включать как медикаментозную терапию, так и психокоррекционные методы.
Выбор методов психокоррекции зависит от потребностей выбора ребёнка и целей психокоррекции.
Сказкотерапия – это одна из форм арттерапии.
Необходимо отметить, что у гиперактивного ребёнка гипертрофированы функции правого полушария, поэтому наиболее эффективно психокоррекционная работа с ним не на рационально-логическом уровне, а на сочетании ценностного и эмоционально-аффективного.
Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого влияния на поведение ребёнка. Они «замещают» неэффективный стиль поведения на более продуктивный.
Нами была выдвинута гипотеза, что психокоррекционная программа, основанная на методе сказкотерапии, позволит снизить уровень гиперактивности у детей, и повысит уровень различных характеристик внимания у них, то есть, в целом, снизит у них уровень проявления СДВГ.
Для проверки эффективности сказкотерапии в коррекции гиперактивности у детей, мы использовали программу эмоционально-волевого развития гиперактивных детей, основанную на тренинге Зинкевич-Евстегнеевой «Волшебная страна внутри нас».
Занятия проводились один раз в неделю. Общее количество занятий – 15. Общее количество часов – 40. Срок проведения психокоррекционной программы в экспериментальной группе составил 15 недель (3,5 месяца).
Получены следующие результаты. По результатам анкетирования взрослых выявлено 16 детей -40 % с высокой импульсивностью. Выявлено 16 детей с дефицитом внимания и саморегуляции по методике Тулуз-Пьерона. Но не все из них имеют высокий уровень импульсивности. Из 16 высокоимпульсивных детей только 12 имеют дефицит внимания и саморегуляции.
Мы разделили 12 детей на две равные сопряжённые группы (контрольная и экспериментальная) по уровню импульсивности, так как наша программа направлена, прежде всего, на снижение импульсивности у детей с СДВГ.
После проведения программы сказкотерапии получены следующие результаты.
У всех детей в экспериментальной группе уровень импульсивности стал ниже чем в контрольной с высокой статистической значимостью. У всех детей в экспериментальной группе уровень саморегуляции и внимания стал выше, чем в контрольной с высокой статистической значимостью. У всех детей после сказкотерапии в экспериментальной группе уровень эффективности работы стал выше, чем в контрольной с высокой статистической значимостью. У всех детей психоустойчивость повысилась после сказкотерапии по сравнению с детьми контрольной группы с высокоцй статистической значимостью.
Таким образом, эффективность сказкотерапии в психокоррекции детей с СДВГ подтверждена.
Библиографический список:
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика. 2002.
2. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., Школа-пресс. 2001.
3. Заваденко Н.Н. Школьная дезаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования.//Вопросы психологии. 1999г. № 4.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь. 2007.
5. Зинкевич-Евсстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребёнку. – Спб., Речь. 1998.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сазкотерапии/ Т.Грабенко, Т. Зинкевич-Евсигнеева, Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас». – СПб.: Речь. 2007.
7. Квашнер К. Гиперкинетические расстройства//Детская и подростковая психиатрия. М., 2001.
8. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника – М., Педагогическая книга. 1998.
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб., Речь. 1998
10. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. – М., Гардарики. 2005.
11. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. – СПб., Речь. 2007.
12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – ЛГУ. 1986.
Тема: | «Коррекция гиперактивности у детей» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 405 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности психического развития детей при СДВГ
Дипломная работа:
Коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Арт-терапия в коррекции психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломная работа:
Работа практического психолога по коррекции познавательной деятельности детей младшего школьного возраста страдающих задержкой психического развития
Дипломная работа:
Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития