Дипломная работа

«Коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста»

  • 57 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Развитие и изучение письменной речи у детей младшего школьного возраста 6

1.1. Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи 6

1.2. Нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста 11

1.3. Изучение детей с нарушениями письменной речи 17

Выводы по 1 главе 26

Глава 2. Изучение и коррекция нарушений письма у детей младшего школьного возраста 29

2.1. Организация экспериментальной работы и методы исследования нарушений письма у детей младшего школьного возраста 29

2.2. Исследование нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста и качественно-количественный анализ результатов 31

2.3. Методические рекомендации по коррекции письменной речи у детей младшего школьного возраста 35

Выводы по главе 2 41

Заключение 43

Список литературы 44

Приложения 47

Введение

Актуальность. В последние годы увеличивается число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. На сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста (А.Р Лурия, 2005). С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфий (Н.Г. Андреева, Д.Б. Эльконин, А.Н Корнев).

Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на дальнейший процесс обучения. Актуальность этой проблемы подтверждается исследованиями Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурии, А.Н Корнева, И.Н. Садовниковой и др. Вопросы причин, диагностики и коррекции дисграфии у детей рассматриваются в работах таких ученых, как Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Л.Г. Парамонова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин, и многих других. Предложено много методов диагностики дисграфии и подходов к коррекции таких нарушений.

Одним из направлений исследования проблемы дисграфии является изучение психофизических и психологических механизмов нарушения письма (Н.Г. Андреева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Корнев и др.); другие исследования в большей степени затрагивают педагогический аспект преодоления затруднений в формировании навыков чтения и письма (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, И.Н. Садовникова).

Сложность проблемы заключается в том, что овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного (И.Н. Садовникова). Как отмечал Л.С. Выготский, письменная речь требует для своего развития высокой степени абстракции, т.к. в ней нет интонации, экспрессии, звучания и, более того, нет ситуации общения, т.е. собеседника; по этим причинам ребенок оказывается психологически не подготовленным к письму - у него нет для этого побудительных мотивов. Овладение письменной речью происходит только благодаря научению.

Это положение, а также сложный психофизиологический механизм овладения письменной речью, в котором открываются новые аспекты, делает проблему исследования письменной речи и коррекции ее нарушений актуальной и значимой проблемой.

Цель исследования: изучение письменной речи у младших школьников и разработка методических рекомендаций по коррекции ее нарушений.

Объект исследования: письменная речь у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: коррекция нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной школе, имеющих нарушения письма, выявляются различные варианты дисграфии: артикуляторно-акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования и коррекции письменной речи у детей младшего школьного возраста

2. Обосновать необходимость изучения письменной речи у детей младшего школьного возраста и подобрать методики для изучения письма.

3. Провести эмпирическое исследование письменной речи у детей младшего школьного возраста.

4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

5. Разработать рекомендации к коррекции нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Теоретико-методологическая база исследования:

- принципы общей и специальной педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического развития (Б.Г. Ананьев);

- труды по исследованию развития речи (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, И.Н Садовникова и др.);

- исследования по проблеме нарушений и коррекции письменной речи Т.В. Ахутиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой.

Методы исследования:

- метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы;

- метод анализа психолого-педагогической документации;

- эмпирические методы: диагностика, основанная на методике О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой;

- методы количественного и качественного анализа результатов

исследования;

Теоретическая значимость состоит в анализе и обобщении материалов по характеристике и классификации дисграфии, методикам обследования и коррекции.

Практическая значимость состоит в том, что разработаны рекомендации по коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста, что может быть использовано в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с дисграфией.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ д.Улукулево, Кармаскалинский район РБ. Контингент исследования - школьники второго класса в возрасте 8-9 лет; 12 детей младшего школьного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человеком. Это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

Л.С. Выготский отмечает, что необходимо различать понятия «письмо» и «письменная речь», так как они не тождественны. Письмо - механизм осуществления письменной речи. Письменная речь представляет собой особую систему символов и знаков, владение которой означает критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка. Развитие письменной речи представляет собой переход от иллюзорной игры через рисование к письму. Таким образом, письмо выступает и как механизм, и как один из этапов развития письменной речи, являясь ее символьной фиксацией.

Письменная речь, прежде всего, относится к языковым явлениям. Вследствие этого необходимо учитывать факторы, определяющие данный вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций. Вместе с тем, письменная речь представляет собой особую деятельность человека, в которой необходимо различать как психологические, так и физиологические аспекты. В связи с этим, при изучении механизмов письменно-речевого высказывания важно учитывать не только учение о психических операциях, но и психологическую структуру каждой операции в отдельности [4].

К настоящему времени сложилась определенная концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности - письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения. В частности, А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме) начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегания вперед, повторов и т.п.) [18].

С точки зрения профессора Р.Е. Левиной и ее последователей, успешность овладения письменной речью обусловлена состоянием предпосылок данного вида деятельности, сформированностью произносительных навыков, определенным уровнем развития фонематического слуха, морфологических и синтаксических обобщений, достаточным объемом лингвистических знаний [14].

В настоящее время большое внимание уделяется изучению структурных операций письменно-речевой деятельности, а также развитию базовых психических функций, влияющих на ее становление. Обосновывается зависимость состояния письменно-речевых умений и навыков от уровня развития как операциональных, так и функциональных компонентов письменной речи, однако в коррекционной педагогике не сформированы единые критерии и показатели, позволяющие диагностировать уровень готовности к овладению письменной речью.

В психологическом аспекте письменная речь определяется как компонент других видов деятельности (эпистолярной, учебной, мнестической, деятельности управления и т.д.), внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение.

Среди когнитивных процессов, обеспечивающих письменную речь, большинством авторов единодушно выделяются внимание и память.

Письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами (мышлением, воображением, эмоционально-волевой сферой и уровнем психического развития ребенка в целом), сформированность которых является существенным фактором в успешности построения связного письменного высказывания.

Заключение

Нарушения письма и чтения очень влияют как на весь процесс обучения ребенка, так и на его общее благополучие в социальной среде. Поэтому очень важно вовремя выявить и предупредить любые трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения письменной речью.

Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей.

Своевременная и точная диагностика структуры нарушений письма у младших школьников имеет очень большую значимость не только при определении путей и методов коррекционного обучения. Это залог дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшего построения жизненного пути ребенка.

С целью изучения нарушений письменной речи у младших школьников и разработки методических рекомендаций к их коррекции нами было проведено исследование на базе МОБУ СОШ д.Улукулево Кармаскалинский район РБ с использованием методик О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой. В эксперименте приняли участие дети 2 класса, в возрасте 8-9 лет. В результате проведенного исследования было выявлено, несформированность

письменной стороны речи, низкий уровень развития письменных способностей, в целом это свидетельствовало о том, что у детей имеется дисграфия, что требует коррекции.

С целью коррекции письменных нарушений, нами предложено применение различных письменных упражнений с предварительным слуховым анализом, что позволит улучшить навыки письма у младших школьников.

По каждой из глав были подведены обобщающие итоги.

Поставленная цель была полностью достигнута. Выделенные задачи в ходе работы реализованы.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977.-380 с.

2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет.- Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология.- 2006, №2.- С. 51-58.

3. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья.- 2007, № 3.- С. 38-42.

4. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.А. Величенкова. - М., 2002. - 184 с.

5. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. - М.: Астрель, 2009. - 127 с.

+ еще 29 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Коррекция письменной речи у детей младшего школьного возраста»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика