Дипломная работа
«Правовое положение ЦБ РФ»
- 97 страниц
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
Введение….3
Глава 1. Роль Центрального Банка Российской Федерации
в банковской системе России
1.1. Исторический обзор банковской системы России…6
1.2. Нормативное регулирование деятельности Банка России….17
Глава 2. Органы управления ЦБ РФ и его структура
2.1. Структура ЦБ РФ….35
2.2. Органы управления ЦБ РФ….40
2.3. Расчётно-кассовый центр Банка России….45
Глава 3. Функции ЦБ РФ в регулировании банковской системы
России
3.1. Компетенция ЦБ РФ как органа банковского
регулирования и банковского надзора…53
3.2. ЦБ РФ как орган валютного регулирования (контроля)….64
Заключение….72
Библиография….79
Список сокращений….83
Приложение 1. Определение КС РФ по запросу ВС РФ
О проверке ч.3. ст. 75. ФЗ РФ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)….84
Приложение 2. Нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков…92
Приложение 3. Примерный состав НБС….93
ВВЕДЕНИЕ
Важным достижением экономических реформ в современной России стало формирование новой банковской системы рыночного типа и её правовых основ. Обеспечение стабильности и эффективности этой системы является одним из важнейших направлений экономической политики РФ. Будучи ключевым звеном рыночной экономики, банковская система представляет собой сложнейший механизм, который крайне чутко реагирует на происходящие в стране социально-экономические и политические процессы.
Это подтвердил финансово-банковский кризис 1998 года. Кризис показал насколько высока степень зависимости между макроэкономической нестабильностью, а также насколько дорого может обойтись для экономики России структурно-функциональное несовершенство банковской системы.
Важное значение в преодолении последствий этого кризиса принадлежит ЦБ РФ. Банку России удалось выработать и реализовать денежно-кредитную политику, политику валютного курса, который позволяет в настоящее время надеется на то, что макроэкономическая среда в России приведена в состояние равновесия и будет оказывать позитивное влияние на деятельность банков.
После кризиса 1998 года ЦБ РФ предпринял ряд срочных мер для восстановления банковской системы России:
- провёл многосторонний межбанковский клиринг;
- разрешил снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы;
- ввёл специальные нормы регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных;
- допустил на период кризиса принятие банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 года;
- разрешил при расчёте обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведённых банками до 14.08.1998, использовать валютный курс по состоянию на эту дату;
- выдал ряду коммерческих банков стабилизационный кредит
- установил срок действия особого режима регулирования до 01.07.1999.
Таким образом, Банк России продемонстрировал свою ведущую и стабилизирующую роль в условиях нестабильности всей финансовой системы и способность управлять банковской системой даже в самых критических условиях.
С целью углубления процесса реструктуризации кредитных организаций Банк России использует все предоставленные ему полномочия для ограничения деятельности находящихся в слабом финансовом положении банков, проведение реструктуризации и отзыва лицензий неплатежеспособных банков.
«Меры ЦБ РФ в совокупности позволяют провести реструктуризацию банковской системы таким образом, чтобы максимально сохранить потенциал российской банковской системы, повысить её надёжность, устойчивость, способность эффективно обслуживать потребности экономики».1
Часто Банк России упрекают в излишне широкой компетенции и высказывают предложения о необходимости её ограничений. Но в современных условиях не совсем стабильного, и не вполне устойчивого состояния банковской системы, любые попытки ограничения компетенции, компетенция Банка России могут привести к неблагоприятным последствием для экономики России.
Актуальность данной работы заключается в правовом анализе и доказательстве важной роли ЦБ РФ на современном этапе развития банковской системы в РФ. С этим связан выбор данной темы работы автором.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в освещении и анализе функций и компетенции ЦБ РФ.
Согласно цели, автор ставит перед собой три основных задачи:
- осветить и проанализировать роль ЦБ РФ в банковской системе России;
- проанализировать органы управления ЦБ РФ и его структуру в соответствии с действующим ФЗ РФ о Банке России;
- проанализировать функции ЦБ РФ в регулировании банковской системе России в соответствии с действующим законодательством РФ.
Объектом исследования в данной работе является банковская система России (правовой аспект).
Предмет данного исследования – правовой статус ЦБ РФ.
Метод исследования – правовой анализ действующего законодательства и правовой литературы.
Методологической базой в данной работе является нормативная база, регулирующая деятельность банковской системы РФ, а также работы следующих авторов: Тосунян Г.А.; Тавасиев А.М.; Эриашвили Н.Д.; Рассолова М.М.; Балабанов И.Т.; Фетисов Г.Г.; Викулин А.Ю.; Могилевский С.Л.; Мусаткина А.Н.; Эмирсултанова Э.Э.; Карасёва М.В. и других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы, автор выделила следующие особенности правового статуса Банка России и его функций.
Банк Росии ведёт свою историю с 1860 года. В 1860 году казённые кредитные учреждения, занимавшиеся в основном ипотечным кредитованием, были преобразованы в Госбанк России, который проводил кредитно-денежную политику, был эмиссионным банком, а также вёл экспортную торговлю лесом, хлебом и др. Госбанк провёл реформу российского рубля с полным обеспечением его золотом.
Одновременно активно развивалась банковская система России в виде коммерческих банков. Банки были частными, общественными, паевыми, государственными. Среди них были и такие крупнейшие, как Русско-Азиатский банк.
Центральные банки появляются в основном в 20 веке из крупнейших акционерных банков стран. К ним переходит монополия на эмиссию денег и проведение денежно-кредитной политики. В настоящее время некоторые центральные банки независимы от правительства, а другие зависимы. Самым независимым считается банк Германии.
Центральный Банк в 1992 году стал правопреемником банка СССР. Одноуровневая банковская система была преобразована в двухуровневую. Первый уровень – Банк России, второй – коммерческие банки.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитным и организациями, в соответствии с действующим банковским правом, определяется на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделён широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системы РФ, а с другой стороны – он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Это следующие федеральные законы: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О счётной палате РФ», «О реструктуризации кредитных организаций», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; а также письма, положения, указы, инструкции ЦБ РФ.
Банк России является юридическим лицом, но в то же время некоммерческой организацией, так как он не имеет в своих целях извлечения прибыли. Его уставной капитал принадлежит государству.
Как юридическое лицо Банк России управляет и владеет своим имуществом на правах хозяйственного ведения.
Но Федеральным законом предусмотрены значительные ограничения прав Банка России на осуществление экономической деятельности в сравнении с другими юридическими лицами - некоммерческими организациями. Согласно ст. 49 Федерального закона Банк России не имеет права осуществлять, в том числе, операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его организаций, а также заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (п. 3, 4). Банк России вступает с другими юридическими лицами в гражданско-правовые и иные правоотношения и получает доходы не в связи с предпринимательской деятельностью, а в процессе осуществления им функций государственного управления денежно-кредитной и банковской системами.
Можно сказать, что более того, гражданско-правовые сделки, совершаемые Банком России с другими юридическими лицами, в том числе и кредитными организациями (операции на открытом рынке, рефинансирование, процентные ставки по операциям Банка России, валютные интервенции и т.п.), являются для него не средствами получения прибыли, а основными инструментами и методами государственного управления в денежно-кредитной сфере (ст. 35 Федерального закона).
Для того, чтобы Банк России мог активно влиять на банковскую систему России, не только административно-нормативными методами, но и через экономические инструменты, необходимо законодательно расширить его права как юридического лица - некоммерческой организации.
Банк России подотчётен только Федеральному собранию. Председатель Банка назначается Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Президента. Получается, что по своей независимости Банк России аналогичен Банку Германии.
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства России. Министры финансов и экономики РФ могут участвовать в заседаниях Совета Директоров Банка России, но только с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение и координируют свои действия.
ЦБ РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В эту систему входят: центральный аппарат, территориальное учреждение Банка России, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, подразделения безопасности и другие организации и учреждения, внутренний аудит, Департамент валютного контроля Банка России.
Национальные банки республик также являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Коллегиальными органами управления Банка России являются Национальный банковский совет и Совет Директоров Банка России.
Национальный банковский совет состоит из представителей различных ветвей власти и наделён компетенцией, которая, с одной стороны, не ограничивает независимости Банка России, а, с другой стороны позволяет осуществлять контроль за его деятельностью на принципах коллегиальности, гласности и законности.
Вторым коллегиальным органом управления Банком России является Совет Директоров Банка России. Он является высшим органом, осуществляющим руководство Банком России. В новом Законе функции Совета Директоров Банка России претерпели весьма существенные изменения. Функции его расширены.
Сравнительный анализ показывает, что изменения в функциях Совета Директоров Банка России связаны в основном с расширением функции НБС. Так некоторые решения Совета Директоров подлежат опубликованию в Вестнике Банка России.
К управляющим органам Банка России можно отнести аудитора Банка России. Аудитор Банка России утверждается Советом директоров Банка по представлению Председателя Совета директоров.
Банк России осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, в том числе от правительства РФ и Государственной Думы. Но в Законе предусматриваются формы, цели и порядок взаимодействия Банка России с этими органами.
Целью взаимодействия Банка России, Государственной Думы и Правительства РФ является функция реализации функций, возложенных на Банк России.
РКЦ входит в состав структуры Банка России. РКЦ делится на три вида по уровню их в иерархической структуре Банка России: головной РКЦ, межрайонный РКЦ и районный РКЦ. Деятельность РКЦ сводится к обеспечению функционированию платёжной системы РФ. Через РКЦ осуществляются платежи между кредитными организациями через корреспондентские счета, движение наличных и безналичных средств. Также РКЦ осуществляет контрольные функции по правильности платёжных операций, кассовых операций, осуществляемыми кредитными организациями и другими юридическими лицами.
Согласно статье 55 Закона о Банке России органом банковского регулирования в РФ является Банк России. Именно он обеспечивает исполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность на подзаконном уровне. Соответственно, в соответствии с банковским законодательством, субъектом банковского регулирования является Банк России, а объектами такого регулирования – кредитные организации.
Особая роль Банка России в нормативном регулировании банковских правоотношений обусловила придание его нормотворчеству характера самостоятельного направления банковского регулирования.
Реализация всех направлений банковского регулирования в комплексе способствует созданию единых государственных стандартов банковской деятельности как гарантии устойчивости национальной валюты, стабильности и надёжности банковской системы в России. . На основании банковского законодательства Банк России устанавливает обязательные экономические нормативы для кредитных организаций и надзирает за их соблюдением. Стандарты, предъявляемые кредитным организациям в России, в значительной степени восприняли зарубежный опыт банковского регулирования, в частности, документы Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору.
С учётом повышенных требований к законности нормативных актов Банка России необходимо установить в законодательстве конкретные формы нормативных правовых актов, принимаемых им, порядок их издания и содержания. Так, например, в статье 6 Закона о Банке России нет указания о видах издаваемых Банком актов, порядке их издания или утверждения.
Среди административно-правовых направлений банковского регулирования значительное место занимают регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций.
В процессе банковского регулирования Банком России применяются и неадминистративные методы воздействия на функционирование кредитных организаций, валютной интервенции, операции на открытом рынке, рефинансирование банков.
Одним из важнейших направлений в надзорно-контрольной деятельности в банковской системе РФ является надзор за соблюдением экономических стандартов. Такой надзор называется пруденциальным. Его осуществляет Банк России при плановых, внеплановых, комплексных проверок.
Предметом иных направлений банковского надзора является надзор Банка России за соблюдением кредитными организациями установленных им правил осуществления банковских операций.
В рамках банковского надзора Банк России обеспечивает соблюдение кредитными организациями требований к банковской безопасности, банковской инфраструктуре. Банк следит за соблюдением кредитными организациями требований к профессиональным и личным качествам руководителей кредитных организаций.
Валютный контроль – это комплекс нормативно закреплённых административных и организационных мер, осуществляемых уполномоченными государственными органами и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка. Валютное регулирование считается одним из основных инструментов осуществления Банком России единой денежной кредитной политики.
Сам Банк России самостоятельно может проводить все виды валютных операций, а, именно это его правомочие, в наибольшей степени способна влиять на ситуацию на валютном рынке РФ. Но валютные интервенции Банка России скорее можно отнести не к валютному контролю, а к экономическим формам валютного регулирования.
На взгляд автора работы, необходимо различать «нормотворчество» и «контроль». Учитывая экономическую роль Банка России в валютном регулировании, его центральную роль в банковской системе страны, функции валютного контроля должны быть, закреплены за Банком России.
Функцию валютного контроля от имени Банка России осуществляет ДВК Банка России, территориальные учреждения Банка России и уполномоченные банки – агенты. Но они не имеют право на применение имущественных санкций. Их полномочия в валютной сфере ограничиваются контролем за соответствием действующему законодательству совершаемых их клиентами валютных операций, а также документов, направляемых их клиентами для получения лицензии на осуществление капитальных валютных операций.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Нормативная литература:
1. Конституция СЗ РФ. СЗ РФ. 1993.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. от 30.11.1994//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301.
3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. от 26.01.1996//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410.
4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3. от 26.10.2001//СЗ РФ. 2001. № 49. С. – 4552.
5. ФЗ РФ «О введении в действие части первой ГК РФ» от 30.11.1994. № 52-ФЗ//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. – 3302.
6. ФЗ РФ «О введении в действие части второй ГК РФ» от 26.01.1996. № 15-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 411.
7. ФЗ РФ «О введении в действие части третьей ГК РФ» от 26.11.2001. № 147-ФЗ//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. – 4011
8. ФЗ РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 27.06.2002. № 86-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №50. Ст. - 3233
9. ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997. № 8-ФКЗ//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. - 5712.
10. ФЗ РФ «О не6состоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999. № 40-ФЗ//СЗ РФ. № 9 Ст. - 1097.
11. ФЗ РФ «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.1999. № 93-ФЗ//СЗ РФ. № 28. Ст. - 3477.
12. ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990. № 17-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. - 492
13. ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. № 7-ФЗ//СЗ РФ. 1996. №3. Ст. – 145
14. ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12. 2003. № 173-ФЗ//СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. – 4859.
15. Инструкция ЦБ РФ № 86-И от 04.07.1999 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров»//ВБР. 1999. № 70.
16. Инструкция ЦБ РФ № 75-И от 23.07.1998 «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процесс регистрации кредитных организаций и лицензирования их деятельности»//ВБР. 1998. № 55.
17. Инструкция ЦБ РФ № 41 от 22.05.1999 «Об установлении лимитов открытой финансовой позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками РФ»//ВБР. 1999. № 73.
18. Инструкция ЦБ РФ № 62-А от 30.06.1997 «О порядке реформирования и использования резерва на возможные потери по ссудам»//ВБР. 1997. № 31.
19. Положение ЦБ РФ № 37 от 30.03.1996 «Об обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ»//ВБР. 1996. № 16.
20. Положение ЦБ РФ № 89-П от 24.09.1999 «О порядке расчёта кредитными организациями размера рыночных рисков»// ВБР. 1999. № 60.
21. Указание Президента РФ № 721 от 16.05.1997 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля» //СЗ РФ. 1997. № 21 Ст. - 2065.
22. Указание Банка России № 7-У от 24.10.1999 «О порядке составления и представления отчётности кредитными организациями ЦБ РФ»/\ВБР. 1999. № 89
Основная литература:
23. Агарков М.М. Основы банковского права. – М.: Юритст. 1998.
24. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Норма. 1996.
25. Антипова О.Н. Стандарты банковского надзора в России. – М.: Финансы и статистика. 1999.
26. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – Спб.: Питер. 2003.
27. Банковское дело. Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика. 2005.
28. Банковский надзор и аудит/под ред. Мамоновой И.Д. – М.: Финансы и статистика. 1995.
29. Бизнес и банки. 1998. № 38.
30. Буевич С.Ю.; Королёв О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности. – М.: Кнорус. 2005.
31. Вестник Госстандарта России. № 70.
32. Вестник Банка Росси. № 70.
33. Карамишин Н. Валютный контроль и система обеспечения состояния защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Правовая база «Консультант Плюс».
34. Карасёва Н.В. Финансовое право. – М.: Юрист. 1999.
35. Карачевский С. Кредитор последней инстанции. Правовая база «Консультант Плюс».
36. Мусаткина А.Л. Законность санкций и финансового права//Финансы и право 2005, № 4.
37. Мусаткина А.Л. Фондовые правоотношения, регулируемые нормами финансового права//Финансы и право. 2005, № 4.
38. Парамонова Т.В. О порядке качества надзора за кредитными организациями//Деньги и кредит. 2000. № 10.
39. Постатейный Комментарий к ФЗ РФ «О Центральном банке России (Банке России)»/под. ред. Тосуняна Г.А.; Викулина А.Ю. – М.: Эксмо. 2005.
40. Тавасиев А.М. Банковское дело. – М.: ЮНИТИ. 2004.
41. Теоретическая экономика. Политэкономия/под ред. Журавлёвой Г.Л. и Мельчаковой Н.Н. – М.: ЮНИТИ. 1997.
42. Тосунян Г.А. Банковское право. – М.: Юрист. 2004.
43. Фетисов Г.Г. Устойчивость коммерческих банков и рейтинговые системы её оценки. – М.: Финансы и статистика. 2000.
44. Эбке В.Ф. Международное валютное право. – М.: Норма. 1998.
45. Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М.: ЮНИТИ. 2006.
46. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: ЮНИТИ. 2002.
Тема: | «Правовое положение ЦБ РФ» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 97 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовое положение российских граждан за рубежом
Контрольная работа:
Правовые основы въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
Курсовая работа:
Система налоговых органов РФ
Реферат:
Правовое положение индивидуальных предпринимателей
Курсовая работа:
Законодательство о правовом положении иностранцев