Дипломная работа
«Развитие самостоятельности у детей младшего дшкольного возраста»
- 84 страниц
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ… 3
Глава I. Теоретические основы развития самостоятельности у детей младшей группы детского сада…
11
§1. Сущность и понятие самостоятельности…. 11
§2. Психолого-педагогические особенности детей младшей группы
детского сада….
18
§3. Проявление самостоятельности у детей младшей группы
детского сада и факторы, влияющие на её развитие….
26
Глава II. Обоснование и экспериментальная проверка комплекса мер по развитию самостоятельности у детей младшей группы детского сада…
38
§1. Подходы и принципы в развитии самостоятельности у детей
младшей группы детского сада….
38
§2. Обоснование программы по развитию самостоятельности у детей
младшей группы детского сада….
48
§3. Экспериментальная проверка комплекса мер, направленных на
развитие самостоятельности у детей младшей группы детского
сада…
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 78
ПРИЛОЖЕНИЯ… 82
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. Идеи гуманистической направленности активно возрождаются в современных концепциях целенаправленного воспитания детей. Они основываются на приоритете ценностей европейской культуры. Одна из главных гуманистических ценностей – это свободная и творческая личность. Творческая личность – это самоактуализирующая личность, проявляющая продуктивную самостоятельность во всех видах деятельности. Ведь только через продуктивную самостоятельность во всех сферах деятельности, человек может реализовать себя как личность в полной мере. Но самостоятельность не даётся человеку сама по себе, её необходимо целенаправленно воспитывать. Самостоятельность, как и другие личностные черты, человек приобретает только в процессе социализации.
Самостоятельность необходимо целенаправленно формировать с самого раннего детства. Конечно, человек в процессе пассивной социализации вынужден будет адаптироваться к требованиям социальной среды, но если у него не выработать собственную инициативу в деятельности, то он не сможет реализовать свои наиболее приоритетные мотивы. И, соответственно, будет в своей жизнедеятельности только социально адаптироваться к требованиям окружающей среды, а, собственные наиболее значимые мотивы будет реализовывать только в «идеальных конструкциях», без их реализации в реальности. В данном случае человек будет актуализировать себя как личность только в конформных социальных ролях. К сожалению таких людей - большинство, однако, создают и творчески преобразовывают культуру только те люди, которые хотя бы в одном из видов деятельности проявляют продуктивную самостоятельность.
Надо отметить, что особенность европейской культуры заключается в ценности прогрессивного развития. Такое развитие требует постоянных новаций во всех видах деятельности. Поэтому для развития культуры нужны продуктивно-самостоятельные люди. Задача педагогики заключается в целенаправленном формировании этого качества у развивающихся личностей, - детей. У ребёнка в процессе онтогенеза развиваются различные психологические качества. Задача педагогики заключается в управлении развитием этих качеств, то есть, в целенаправленном их формировании. В условиях нового постиндустриального общества возрастает роль продуктивной самостоятельности, и, соответственно, изменяется парадигма обучения. Наиболее значимым становится формирование продуктивной самостоятельности у детей.
Самостоятельность в деятельности включает в себя два уровня качественно отличающихся друг от друга: высший – продуктивная самостоятельность и самостоятельность, как социальная адаптация, то есть, способность без помощи извне выполнять определённые социальные функции. Каждый уровень самостоятельности имеет свои подуровни. Наличие уровней самостоятельности свидетельствует о том, что её можно целенаправленно формировать от уровня к уровню. Дети в младшем дошкольном возрасте переходят из социальной среды семьи в социальную среду дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, на уровне самостоятельности как социальной адаптации, к ним в новой среде предъявляются новые условия деятельности, требующие нового уровня социальной адаптации. У младших дошкольников происходит переход от предметно-действенного мышления к наглядно-образному, то есть, активно развивается функция воображения. Но, с другой стороны, ребёнок ещё слишком непосредственно воспринимает мир и в общении более ориентирован на значимых взрослых, чем на сверстников, полностью не способен к совместной деятельности с ними в игре. Поэтому формирование уровней продуктивной самостоятельности ещё может вызывать определённые педагогические трудности. Однако, для перехода с адаптационного уровня самостоятельности на продуктивный у ребёнка надо формировать инициативные интересы на адаптационном уровне, то есть, собственную инициативу в расширении адаптационного пространства, интересы к новым ранее не освоенным видам деятельности. Поэтому развитие интересов к новым видам деятельности в младшем дошкольном возрасте является крайне важным и значимым для формирования продуктивной самостоятельности в более старших возрастах.
Формирование самостоятельности в младшем дошкольном возрасте во многом зависит от совместных целенаправленных усилий воспитателей детского сада и родителей. Роль родителей в воспитании самостоятельности младшего дошкольника более значима, чем роль воспитателя дошкольного учреждения, так как все интересы ребёнка пока ориентированы преимущественно на взрослых, а не на сверстников по дошкольному учреждению. Поэтому, в младшем дошкольном возрасте особенно важно сотрудничество семьи и детского сада в формировании самостоятельности у детей. Если ребёнок воспитывается в рамках гиперопекающего родительского стиля или «симбиоз», то все усилия воспитателей детского сада по формированию самостоятельности ребёнка могут оказаться тщетными.
В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в её функции первоначальной социализации детей. Семейное воспитание отличается глубоко эмоциональным, интимным характером отношений матери, отца, других старших членов семьи и детей, и усиливается родственной привязанностью, взаимной любовью. Сила и стойкость семейных взаимодействий связана с тем, что они постоянны и длительны, повторяются в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье имеются все объективные возможности для систематического включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность.
Вместе с тем, семейное воспитание часто характеризуется определённой «стихийностью» и, в связи с этим, бывает односторонним, не последовательным, не систематическим. Поэтому дошкольное учреждение призвано оказывать семье постоянную и действенную помощь в воспитании детей с учётом их возраста и особенностей семейного воспитания вообще и его состояния в конкретных семьях. Помощь со стороны дошкольного учреждения для родителей младших дошкольников должна заключаться в диагностике уровней самостоятельности у детей в различных видах деятельности, выявлении стиля родительского воспитания, в методологической помощи родителям по коррекции стиля воспитания. Таким образом, дошкольное учреждение призвано корректировать стили родительского воспитания. Одна из целей такой коррекции заключается в формировании более высоких уровней самостоятельности у детей.
Таким образом, актуальность дипломного исследования обуславливается важностью скоординированного формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, на основе совместных целенаправленных усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения, основанных на коррекции стилей родительского воспитания.
Противоречие в предмете исследования заключается в том, что развитие самостоятельности в этом возрасте больше зависит от родительского стиля воспитания (родительского отношения к ребёнку). Однако, родители часто не имеют достаточного уровня педагогических знаний и подсознательно переносят на детей стили воспитания своих родителей (педагогическая социальная эстафета), что часто задерживает развитие самостоятельности у младших дошкольников. Это и обуславливает проблему дипломного исследования.
Цель исследования – проанализировать особенности развития самостоятельности у детей в младшем дошкольном возрасте и теоретически обосновать необходимые условия целенаправленного формирования самостоятельности у детей в данном возрасте, а также разработать скоординированную программу по коррекции стилей родительского воспитания с целью более активного формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают дети младшего дошкольного возраста МДОУ № 2 г. Фрязино Московской области.
Предметом исследования является процесс развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, заключающаяся в следующем:
1.развитие самостоятельности у детей в младшем дошкольном возрасте больше зависит от стилей родительского воспитания, чем от педагогического воздействия воспитателей детского сада.
2.Дети, воспитывающиеся в родительских стилях воспитания «кооперация», «принятие» имеют более высокие уровни самостоятельности в различных видах деятельности, чем их сверстники, в отношении которых применяются другие стили родительского воспитания.
3. При педагогической коррекции стилей родительского воспитания младших дошкольников на основе рекомендаций, разрабатываемых для родителей психологом дошкольного образовательного учреждения, уровень самостоятельности детей развивается во всех основных видах деятельности младшего дошкольника.
В соответствии с целью и гипотезой определенны следующие задачи исследования:
• проанализировать теоретические основы развития самостоятельности у детей младшей группы детского сада;
• рассмотреть основные подходы и принципы в формировании самостоятельности у детей младшей группы детского сада;
• разработать программу по коррекции стилей родительского воспитания у детей с низкими уровнями самостоятельности по различным видам деятельности;
• экспериментально проверить эффективность разработанной программы в экспериментальной группе детей с низкими уровнями самостоятельности.
Методологической и теоретической основой дипломного исследования являются основополагающие философские, социальные, психолого-педагогические концептуальные положения:
• о взаимосвязи общего, особенного и единичного, о всестороннем развитии личности (А.С. Арсеньев, Э.В. Безречевных, М.С. Коган, И.С. Кон, Ф.Т. Михайлов);
• определяющий роли социальной среды в процессе формирования личности и социальной обусловленности семейного воспитания (Ф.Н. Гоноболин, И. В. Гребенников, А.Г. Харчев);
• о теории и методологии педагогических исследований
(М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, М.Н. Скаткин);
• о теоретических основах процесса социальной адаптации (Н.М. Аксарина, И.А. Милославова, А.В. Петровский, Л.М. Растова, Р.В. Тонкова-Ямпольская).
Для решения поставленных задач были использованы следующие общенаучные методы исследования: формально-логический анализ, синтез, эксперимент; частнонаучные: наблюдение, анкетирование, беседа, тесты, статистические методы обработки данных, полученных в ходе исследования.
Организация экспериментального исследования. Исследование проходило на базе МДОУ №2 г. Фрязино. В процессе исследования проверялись на стили родительского воспитания и уровень самостоятельности 54 детей и 54 родителей. Были отобраны дети с низким уровнем самостоятельности. Была разработана программа по коррекции стилей родительского воспитания. Дети с низким уровнем самостоятельности были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе была апробирована разработанная программа в течение 13 недель, после чего дети были проверенны на уровень самостоятельности.
Дипломное исследование состояло из пяти этапов.
На первом этапе в течение одной недели анализировалась психолого-педагогическая литература по вопросам формирования самостоятельности у детей младшей группы детского сада; на втором этапе в течение двух недель осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, то есть, проверка детей на уровни самостоятельности в различных видах деятельности, выявление стилей родительского воспитания; в течение недели разрабатывалась программа педагогической коррекции самостоятельности у детей; в течение четырёх месяцев апробировалась программа коррекции уровней самостоятельности в экспериментальной группе; в течение недели проводился анализ полученного материала и систематизация полученных в ходе дипломного исследования результатов.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в уточнении понятия «самостоятельность», а также в более полном его раскрытии, в определении некоторых особенностей развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость также заключается в теоретическом обосновании положения, что развитие самостоятельности в младшем дошкольном возрасте больше зависит от родительского воспитания, а основные возможности дошкольного учреждения заключаются в дальнейшем целенаправленном формировании самостоятельности у ребёнка в совместных сюжетно-ролевых играх со сверстниками в более старших дошкольных возрастах.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы, разработанная и апробированная программа по коррекции уровня самостоятельности младших дошкольников может быть использована, как родителями, так и в дошкольных учреждениях в практике целенаправленного формирования самостоятельности у детей младшей группы детского сада.
По структуре дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе проводится теоретический анализ понятия самостоятельности, производится дифференциация и уточнения данного понятия, а также анализируются возрастные особенности и связанные с ними проявления самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, на теоретическом уровне анализируется влияние стилей родительского воспитания на формирование самостоятельности в различных видах деятельности у младших дошкольников.
Во второй главе выделяются основные подходы по целенаправленному формированию самостоятельности у младших дошкольников, производится выборка дошкольников для экспериментального исследования, анализируются результаты исследования на стили родительского воспитания и уровни самостоятельности. Обосновывается программа повышения уровня самостоятельности у детей с её низким уровнем, на основе коррекции стилей родительского воспитания. Проводится экспериментальная проверка эффективности программы в экспериментальной группе, а также проводится сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах. По результатам эксперимента делаются выводы по подтверждению выдвинутой гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе дипломного исследования получены следующие результаты.
Многообразие определений понятия «самостоятельность» в психологии и педагогике связано как с разными подходами в психологии и педагогике, так и с тем, что в различных определениях учитываются качественно разные уровни самостоятельности. Все определения понятия самостоятельности укладываются в два подхода: личностный и деятельностный. Причём личностная самостоятельность вполне вписывается в деятельностный подход при понимании личностной самостоятельности, как самостоятельности в социально-ролевой деятельности.
Самостоятельность имеет два качественно разных уровня и подуровня: пассивная репродуктивная самостоятельность, активная репродуктивная самостоятельность, продуктивная эвристическая самостоятельность, творческая продуктивная самостоятельность. уровень репродуктивной самостоятельности в деятельности можно подразделить на два подуровня. В рамках репродуктивной самостоятельности в деятельности, можно выделить два подуровня: пассивный и активный. На пассивном уровне человек действует самостоятельно по алгоритмам, которые он освоил по принуждению извне (требованиям окружающей среды). На активном уровне человек сам, без принуждения внешней среды стремится освоить и осваивает новые алгоритмы в деятельности, тем самым, расширяя по собственным побуждениям объём своего социокультурного пространства. Продуктивная деятельность характеризуется или использованием известных алгоритмов в новых условиях или созданием новых алгоритмов деятельности. Таким образом, уровень продуктивной самостоятельности можно также подразделить на два подуровня: эвристический и творческий.
Детерминирован только уровень пассивной репродуктивной самостоятельности. Все люди (исключение составляют только случаи крайней умственной отсталости) выходят на этот базисный уровень самостоятельности. На данном уровне можно остаться на всю жизнь. Такое характерно для полных «конформистов» в деятельности. Большинство людей не выходят на уровень продуктивной самостоятельности. А на уровень творческой самостоятельности в деятельности выходят единицы.
Для каждого возрастного этапа развития как эталон характерен свой уровень самостоятельности в доминирующей деятельности. Если самообслуживание для ребёнка в 2, 5 года – это проявление самостоятельности в деятельности, то для 7-8 летнего ребёнка, - это отнюдь не самостоятельность.
Самостоятельность детей младшего дошкольного возраста имеет различные уровни, начиная от активного подражания до исполнения заданий без помощи взрослых. Но наиболее характерны для младших дошкольников уровни репродуктивной самостоятельности. У ребёнка в данном возрасте необходимо развивать активную репродуктивную самостоятельность.
На формирование самостоятельности у младшего дошкольника влияют стили родительского воспитания. Стиль родительского воспитания по типу «принятие» в младшем дошкольном возрасте является фактором, способствующим формированию самостоятельности у ребёнка. Способствуют воспитанию самостоятельности стили воспитания «кооперация» и «принятие». Стили «симбиоз», «отвержение», маленький неудачник» соответственно не способствуют развитию самостоятельности. Со стилем воспитания «авторитарная гиперсоциализация», несколько сложней. Авторитарные требования к социализации ребёнка в младшем дошкольном возрасте позволят развить у него пассивную репродуктивную самостоятельность. Но в более старших дошкольных возрастах, данный стиль воспитания будет тормозить формирование самостоятельности у ребёнка на уровнях продуктивной деятельности, а также личностной самостоятельности.
Воспитание самостоятельности в младшем дошкольном возрасте зависит от скоординированных педагогических усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения. Причём, развитие самостоятельности в этом возрасте больше связано педагогической деятельностью родителей. Задача же дошкольного образовательного учреждения заключается в оказании методической помощи родителям, а также в коррекции уровня самостоятельности у детей.
Для коррекции уровня самостоятельности у детей нами было предложено родителям и воспитателям следующий комплекс мер, основанных на принципах диалогического общения.
Для проверки части гипотезы о роли семьи в формировании самостоятельности в младшем дошкольном возрасте и взаимосвязи уровня самостоятельности со стилями родительского воспитания было проведено экспериментальное исследование 54 детей младшей группы детского сада на стили родительского воспитания и уровень самостоятельности. Было выбрално 54 ребёнка в возрасте 3-4 лет: 30 девочек и 24 мальчика.
Диагностика уровней самостоятельности производилась по диагностическим тестам для родителей: тест на самостоятельность в самообслуживании, тест на самостоятельность в игре, тест на самостоятельность в общении.
Результаты соотношения стилей родительского воспитания и уровней самостоятельности соответствуют выдвинутой гипотезе. Самые высокие уровни самостоятельности у детей со стилями воспитания «кооперация» и «принятие», самые низкие – «симбиоз», отвержение», «маленький неудачник». Дети со стилем родительского воспитания «контроль» имеют средний уровень самостоятельности за счёт более высокого уровня по самообслуживанию.
Для апробации программы по повышению уровня самостоятельности у детей были выбраны дети с низкими уровнями самостоятельности. Дети были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная) по 9 человек. Дети со стилями родительского воспитания «отвержение» были исключены из эксперимента, так коррекция такого стиля воспитания у родителей, его проявляющих, является крайне затруднительной.
Коррекция стилей родительского воспитания младших дошкольников, а также целенаправленное развитие их самостоятельности значительно повышает уровни самостоятельности во всех видах деятельности. Причём целенаправленное формирование самостоятельности в игре у младших дошкольников, позволяет «запустить» механизм формирования «децентрации» в более ранний период, что позволит в более старших возрастах успешней развивать личностную самостоятельность детей.
Таким образом, гипотеза дипломного исследования о влиянии целенаправленной педагогической коррекции стилей родительского воспитания младших школьников на повышение уровня самостоятельности во всех видах деятельности доказана полностью.
Для развития самостоятельности в среднем и старшем дошкольном возрасте должна составляться отдельная программа формирования самостоятельности. Программа должна основываться на положениях о роли сюжетно-ролевой игры в развитии различных психических качеств, включая и самостоятельность, в средних и старших дошкольных возрастах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. -М.: Медицина, 1969.
2. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы // Дошк. воспитание. - 1998. - № 7
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. - 1989.- № 1.
4. Белкин А. С, Зимина И. С, Яковлев В. И. Технология развивающих игр - занятий у детей младшего дошкольного возраста.: Метод. рекомендации - УТПУ. Екатеринбург, 2005.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Кнорус. 2005.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- СПб.: Питер. 2001.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. – 1979. - № 2.
8. Варга А.Я., В.В. Столин. Стили родительского отношения. – Спб.: Летний сад. 2008.
9. Витязь М.Г. Развитие творческой игры в младшей группе детского сада//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. – М.: 1958.
10. Воспитателю о работе с семьей /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Кнорус, 2008.
11. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. – М.: Педагогика. – 1984. Т. 4.
12. Гаспарова Е. Ты меня понимаешь? //Обруч. – 1995 - № 6.
13. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и её влияние на развитие детских взаимоотношений//Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст//Под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Педагогика, 1972.
14. Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста. – СПб. Летний сад. 2005.
15. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок?//Дошкольное воспитание – 1988. - №11.
16. Давыдов В.В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной//Дошк. воспитание - 1998. - № 5.
17. Жарова Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. – СПб.: Питер, 2003.
18. Зверева О.Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1987.
19. Зворыгина Е.В. Роль взрослых в самостоятельных играх детей//Дошкольное воспитание. – 1982. - № 11.
20. Ибрагимова Р.Н. Первые зачатки чувства долга у детей дошкольного возраста. – М.: 1982.
21. Кириллов А.М. Воспитание у учащихся самостоятельности как черты личности/Тезисы доклада. Шадринск. 1996 .
22. Ковалёв А.Г. Психология личности. – СПб.: Питер. 2000.
23. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М.: Педагогика. 1988.
24. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб. Питер. 2006.
25. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
26. Кузовкова К.П. Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: Учеб. пособие для спецкурса. - Пермь, 1975.
27. Ларин А.П. О сущности и причинах детского упрямства//Дисс. на соиск. уч. степени канд. психологических наук. – М.: 1987.
28. Л. Фейербах и конец немецкой классической философии» Ф. Энгельс «Тезисы о Фейербахе. К. Маркс. М.: Госполитиздат,1951 .
29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Прогресс. 1972.
30. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. – М.:1948.
31. Люблинская А.А. Воспитание самостоятельности у детей//Дошкольное воспитание. – 1984. - № 2.
32. Люблинская А.А. Очерки психического развития детей. – М.: Прогресс. 1959. – С.77
33. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье. – М.: Педагогика. 1989.
34. Маркова Т.А. Детский сад и семья. – М.: Кнорус. 2002.
35. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты. – М.: Прогресс. 1982.
36. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Педагогика. 1975. – С.92
37. Неверович Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребёнка дошкольного возраста//Доклады на совещании по вопросам психологии – М.: 1954.
38. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос. 1997.
39. Ноткина Н.А. Причины осложнений в период адаптации детей в детском учреждении//Формирование знаний и умений у детей дошкольного возраста. Сборник научных трактатов. – Л.: 1987.
40. Полеванова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Гардарики. 2002.
41. Полеванова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Гардарики. 2004.
42. Порембская Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста. – Спб.: Летний сад. 1999.
43. Работа детского сада с родителями/Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Макаровой. – М.: Педагогика. 1988.
44. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика. 1978.
45. Розов М.А. «Проблема способа бытия в естественных и гуманитарных науках». философ. факультет УРАО, Ежегодник, М.: Изд-во: УРАО, 2001.
46. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос.2006.
47. Смирнова О.Е., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. – 1996. - № 3.
48. Стёпин В.С. Философия науки: общие проблемы. – М.: Гардарики.2006.
49. Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. – СПб.: Питер. 2007.
50. Усова А.П. К вопросу о характере творческих игр детей в дошкольном возрасте и правила руководства ими//Учёные записки. ЛГПИ им. Герцена. – Л. 1947.
51. Филютина Т.Н. Формирование самостоятельности у детей трёх лет, как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению/диссертация на соиск. уч. степени канд. Педагогических наук. – Омск.: 1996.
52. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. - СПб.: Питер Ком, 2000.
53. Чуковский К.И. От двух до пяти. – СПб.: Летний сад. 2008.
54. Шелованов Н.М., Аскарина Н.М. Воспитание детей младшего дошкольного возраста в детских учреждениях. – М., Педагогика. 1955.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Академия 2006.
Тема: | «Развитие самостоятельности у детей младшего дшкольного возраста» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 84 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия художественно-творческого развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Дипломная работа:
Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста
Дипломная работа:
Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта