Диплом-Центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Курсовая работа

«Преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами»

  • 32 страниц(ы)
фото автора

Автор: grebnevo

Содержание

Оглавление

стр

Введение….3

Глава 1. Социально-экономические характеристики стран

с разным уровнем экономического развития

1.1. Социально-экономические характеристики

развитых стран….…6

1.2. Социально-экономические характеристики

развивающихся стран….….11

Глава 2. Основные модели преодоления социального

разрыва между развитыми и развивающимися странами

(на примере Индии, Китая и Бразилии).

2.1. Основные направления экономической стратегии

развивающихся стран….15

2.2 Модели преодоления социально-экономического

развития на примере отдельных стран

(Китая, Индии, Бразилии)….…19

Заключение….…26

Библиографический список….….30

Приложение. Результаты развития мировой экономики в

1950-1996гг….…31


Введение

Введение

Тема данной курсовой работы: «Пути преодоления социального разрыва между развивающимися и развитыми странами».

Одной из глобальных проблем современного человечества является социально-экономический разрыв между группами стран с разными экономиками. Можно выделить группу стран с развитой экономикой, в которой преобладают высокие технологии в экономике и группу развивающихся стран. Группы стран с развитой экономикой быстрыми темпами развивались последние 100-200 лет за счёт использования индустриальных технологий. Благодаря высокому уровню развития экономики в этих странах, на сегодняшний день наблюдается высокий уровень жизни. Но с другой стороны эти страны испытывают острый кризис в ресурсах. Из-за высоких темпов экономического развития были истощены многие природные ресурсы (нефть, газ, руды, леса, почва и т.д.).

Наряду с острым кризисом природных ресурсов, развитые страны испытывают острый кризис в людских ресурсах, который выражается в демографическом разрыве между старшим и младшим населением (старение население). Это связано с низкой рождаемостью и повышением продолжительности жизни. Этот же кризис связан с ростом образования населения в развитых странах, в результате чего возникает острая потребность в низкоквалифицированной рабочей силе.

Наряду с группой развитых стран существует группа развивающихся стран, уровень экономического развития в которых значительно ниже, чем в развитых странах. С этим связан низкий уровень жизни (бедность, низкий уровень образования, низкая продолжительность жизни). Так как, в развивающихся странах индустриальные технологии стали использоваться гораздо позднее (последние 30-40 лет), в этих странах сохранились природные ресурсы. Из-за низкой продолжительности жизни и высокой рождаемости, а также низкого среднего уровня образования, в этих странах наблюдается избыточность людских ресурсов, прежде всего, низкоквалифицированной рабочей силы, в связи с перечисленными факторами.

Благодаря высокому развитию средств коммуникации, между развитыми странами и развивающимися идёт постоянный обмен, как на экономическом, так и на социокультурном уровне. На экономическом уровне, этот обмен выражается в постоянном притоке людских ресурсов в развитые страны из развивающихся (миграция рабочей силы), изъятие у развивающихся стран со стороны развитых стран сырьевых ресурсов в обмен на продукты высоких технологий.

Учитывая вышесказанное, на лицо социальный разрыв между этими группами стран, что приводит к напряжённости и противостоянию между этими странами.

Какие же пути преодоления данного социального разрыва? В современной теории мировой экономики существуют две концепции:

• Концепция интеграции мировой экономики с выравниванием социально-экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами;

• Концепция столкновения цивилизаций, которая близка, по своей сути, к концепции упадка империй;

Все вышеотмеченные проблемы являются актуальными для современного человечества, включая и Россию.

Актуальность данной курсовой работы состоит в анализе автором вышеуказанных проблем, с высказыванием своей точки зрения, которая, конечно, не претендует на истину в последней инстанции.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе социального разрыва между развивающимися и развитыми странами, а также в анализе и рассмотрении возможных путей преодоления данного разрыва.

Исходя из цели данной курсовой работы, автор ставит перед собой две задачи:

• Анализ социально-экономических характеристик стран с разным уровнем развития;

• Анализ концепций преодоления социального развития между развитыми и развивающимися странами;

Объектом исследования в данной работе является состояние мировой экономике на сегодняшний день.

Предметом исследования в данной работе является социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Метод исследования в данной работе – сравнительный экономический и социальный анализ.

В качестве методологической базы в данной работе автор использовал работы таких авторов, как: Кондратьев Н.Д., Мизес Л,, Ломакин В.К., Булатов А.С., Яковец Ю.В., Глазьев С.Ю., Данилевский Н.Я., Моисеев Н.Н. и других.


Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя, итоги исследования в данной курсовой работе можно выделить следующие важные моменты:

На сегодняшний день существует разрыв в социально-экономическом развитии между группой промышленно-развитых стран и группой развивающихся стран

Для всех развитых стран характерен капиталистический характер производства, многочисленные социальные связи, как горизонтальные, так и вертикальные, высокий уровень материального потребления, «культура массового потребления»

В них сложилось гражданское общество

Все развитые страны имеют общую культурно-цивилизационную основу

Промышленно развитые страны характеризуются высоким уровнем по численности среди населения среднего класса и низким «децильным» коэффициентом (соотношением по уровню доходов между одной десятой наиболее богатой части населения и одной десятой наиболее бедной).

Развивающиеся страны включают 4/5 стран всего мира. В них проживает более 80% населения. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества.

В развивающихся странах до сегодняшнего дня сосуществуют доиндустриальные и индустриальные типы производительных сил, и, соответственно, два сектора экономики: традиционный и современный.

Отсталость экономики характеризуется низким уровнем производительности сил. В середине 90-х годов прошлого столетия соотношение по ВВП между промышленно развитыми странами на душу населения составляло – 19/1.

Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. В результате чего, экономическое развитие этих стран не потребностями их самих, а нуждами промышленно развитых стран, которые используют их сырьевые, рекреационные, трудовые (потребность в низкоквалифицированной рабочей силе) и другие ресурсы.

Эти страны развивались в условиях других локальных цивилизаций, и содержат иное социокультурное наполнение, чем в промышленно развитых странах, которые несут в себе европейское социокультурное наследие (кроме Японии).

Особенность социально-экономического развития развивающихся стран состоит в том, что за последние 20 лет число бедных стран не сократилось, а увеличилось примерно в два раза.

Основной стратегией преодоления социального разрыва и ликвидации экономической отсталости для стран мировой периферии стала индустриализация, содержание которой заключалось в развитии отраслей обрабатывающей промышленности.

На современном этапе процесс индустриализации имеет свои особенности. В развивающихся странах он происходит в условиях развития в мировом хозяйстве научно-технической революции. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложняет положение развивающихся стран. Это связанно с тем, что вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики, все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, а это требует огромных усилий.

Индустриализация на современном этапе в развивающихся странах требует максимально использования внутренних ресурсов с учетом специфических условий самой развивающейся страны. Это требует изменение хозяйственных приоритетов – вместо обслуживания интересов развитых стран или мирового рынка, они смещаются на удовлетворение основных нужд местного населения.

Имортзамещение, как развитие своих отраслей обрабатывающей промышленности – это начальный этап индустриализации развивающихся стран, который был характерен для 50х-70х годов XX века. Сам процесс имортзамещения имеет свои пределы. Это связанно, как правило, с низкой покупательной способностью населения, которая тормозит дальнейший прогресс производительной силы. Часть обрабатывающей промышленности может функционировать только благодаря государственным ограничениям конкурирующего импорта государством, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям.

На современном этапе для большинства развивающихся стран характерна стратегия открытого развития. Она дает возможность преодолеть социально-экономический разрыв. Основной её принцип – внутри страны экономить, вовне – продавать. При этом самостоятельность государств уменьшается, меняются формы и методы экономической политики.

Опыт экономической реформы в КНР связан с тремя ключевыми принципами реформы: развитие многообразных по формам собственности типов хозяйств; развитие социалистической рыночной экономики; «открытая» внешняя экономическая политика.

По сравнению с Китаем, Индия не может преодолеть социально-экономический разрыв. Это связанно с отсталостью сельского хозяйства и многих отраслей экономики, отсутствием «открытой» внешнеэкономической политики.

В последние годы в Бразилии изменена модель развития экономики. Она характеризуется резким снижением роли государства в экономики и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Эта стратегия привела к повышению уровня жизни и активному развитию экономики Бразилии. Можно провести сравнение с Аргентиной, где государство занимает господствующее положение и регулирует многие отрасли экономики. Благодаря изменению своей стратегии, Бразилия, которая была более отсталой страной, на сегодняшний день, по уровню потребления на душу населения и уровню жизни превосходит Аргентину.

В целом можно отметить, что преодоление социально-экономического развития и модернизации экономики идет в тех развивающихся странах, где сокращается роль государственного регулирования экономики, и активно развивается «открытая» внешне экономическая политика, связанная с доступом иностранного капитала в промышленность, с освоение современных иностранных технологий.


Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Василькова В.В., Яковлев Ю.В. Волновые процессы в общественном развитии. – Новосибирск., Госуниверситет, 1992

2. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. – М., Восточная литература, 1998

3. История экономических историй/под ред. Автономова В.П. – М., ЮНИТИ, 2000

4. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., Наука, 1991

5. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. – М., Наука, 1991

6. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., ЮНИТИ, 1998

7. Мизес Л. Человеческая деятельность. – Трактат по экономической теории. – М., Наука, 2000

8. Мировая экономика/под ред. Проф. Булатова А.С. – М., Экономист, 2003

9. Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: Теория и экономический механизм. – М., Экономика, 1988

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., Владос, 1997


Тема: «Преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика