Курсовая работа

«Преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами»

  • 32 страниц
Содержание

Оглавление

стр

Введение….3

Глава 1. Социально-экономические характеристики стран

с разным уровнем экономического развития

1.1. Социально-экономические характеристики

развитых стран….…6

1.2. Социально-экономические характеристики

развивающихся стран….….11

Глава 2. Основные модели преодоления социального

разрыва между развитыми и развивающимися странами

(на примере Индии, Китая и Бразилии).

2.1. Основные направления экономической стратегии

развивающихся стран….15

2.2 Модели преодоления социально-экономического

развития на примере отдельных стран

(Китая, Индии, Бразилии)….…19

Заключение….…26

Библиографический список….….30

Приложение. Результаты развития мировой экономики в

1950-1996гг….…31

Введение

Введение

Тема данной курсовой работы: «Пути преодоления социального разрыва между развивающимися и развитыми странами».

Одной из глобальных проблем современного человечества является социально-экономический разрыв между группами стран с разными экономиками. Можно выделить группу стран с развитой экономикой, в которой преобладают высокие технологии в экономике и группу развивающихся стран. Группы стран с развитой экономикой быстрыми темпами развивались последние 100-200 лет за счёт использования индустриальных технологий. Благодаря высокому уровню развития экономики в этих странах, на сегодняшний день наблюдается высокий уровень жизни. Но с другой стороны эти страны испытывают острый кризис в ресурсах. Из-за высоких темпов экономического развития были истощены многие природные ресурсы (нефть, газ, руды, леса, почва и т.д.).

Наряду с острым кризисом природных ресурсов, развитые страны испытывают острый кризис в людских ресурсах, который выражается в демографическом разрыве между старшим и младшим населением (старение население). Это связано с низкой рождаемостью и повышением продолжительности жизни. Этот же кризис связан с ростом образования населения в развитых странах, в результате чего возникает острая потребность в низкоквалифицированной рабочей силе.

Наряду с группой развитых стран существует группа развивающихся стран, уровень экономического развития в которых значительно ниже, чем в развитых странах. С этим связан низкий уровень жизни (бедность, низкий уровень образования, низкая продолжительность жизни). Так как, в развивающихся странах индустриальные технологии стали использоваться гораздо позднее (последние 30-40 лет), в этих странах сохранились природные ресурсы. Из-за низкой продолжительности жизни и высокой рождаемости, а также низкого среднего уровня образования, в этих странах наблюдается избыточность людских ресурсов, прежде всего, низкоквалифицированной рабочей силы, в связи с перечисленными факторами.

Благодаря высокому развитию средств коммуникации, между развитыми странами и развивающимися идёт постоянный обмен, как на экономическом, так и на социокультурном уровне. На экономическом уровне, этот обмен выражается в постоянном притоке людских ресурсов в развитые страны из развивающихся (миграция рабочей силы), изъятие у развивающихся стран со стороны развитых стран сырьевых ресурсов в обмен на продукты высоких технологий.

Учитывая вышесказанное, на лицо социальный разрыв между этими группами стран, что приводит к напряжённости и противостоянию между этими странами.

Какие же пути преодоления данного социального разрыва? В современной теории мировой экономики существуют две концепции:

• Концепция интеграции мировой экономики с выравниванием социально-экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами;

• Концепция столкновения цивилизаций, которая близка, по своей сути, к концепции упадка империй;

Все вышеотмеченные проблемы являются актуальными для современного человечества, включая и Россию.

Актуальность данной курсовой работы состоит в анализе автором вышеуказанных проблем, с высказыванием своей точки зрения, которая, конечно, не претендует на истину в последней инстанции.

Цель данной курсовой работы заключается в анализе социального разрыва между развивающимися и развитыми странами, а также в анализе и рассмотрении возможных путей преодоления данного разрыва.

Исходя из цели данной курсовой работы, автор ставит перед собой две задачи:

• Анализ социально-экономических характеристик стран с разным уровнем развития;

• Анализ концепций преодоления социального развития между развитыми и развивающимися странами;

Объектом исследования в данной работе является состояние мировой экономике на сегодняшний день.

Предметом исследования в данной работе является социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Метод исследования в данной работе – сравнительный экономический и социальный анализ.

В качестве методологической базы в данной работе автор использовал работы таких авторов, как: Кондратьев Н.Д., Мизес Л,, Ломакин В.К., Булатов А.С., Яковец Ю.В., Глазьев С.Ю., Данилевский Н.Я., Моисеев Н.Н. и других.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя, итоги исследования в данной курсовой работе можно выделить следующие важные моменты:

На сегодняшний день существует разрыв в социально-экономическом развитии между группой промышленно-развитых стран и группой развивающихся стран

Для всех развитых стран характерен капиталистический характер производства, многочисленные социальные связи, как горизонтальные, так и вертикальные, высокий уровень материального потребления, «культура массового потребления»

В них сложилось гражданское общество

Все развитые страны имеют общую культурно-цивилизационную основу

Промышленно развитые страны характеризуются высоким уровнем по численности среди населения среднего класса и низким «децильным» коэффициентом (соотношением по уровню доходов между одной десятой наиболее богатой части населения и одной десятой наиболее бедной).

Развивающиеся страны включают 4/5 стран всего мира. В них проживает более 80% населения. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества.

В развивающихся странах до сегодняшнего дня сосуществуют доиндустриальные и индустриальные типы производительных сил, и, соответственно, два сектора экономики: традиционный и современный.

Отсталость экономики характеризуется низким уровнем производительности сил. В середине 90-х годов прошлого столетия соотношение по ВВП между промышленно развитыми странами на душу населения составляло – 19/1.

Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. В результате чего, экономическое развитие этих стран не потребностями их самих, а нуждами промышленно развитых стран, которые используют их сырьевые, рекреационные, трудовые (потребность в низкоквалифицированной рабочей силе) и другие ресурсы.

Эти страны развивались в условиях других локальных цивилизаций, и содержат иное социокультурное наполнение, чем в промышленно развитых странах, которые несут в себе европейское социокультурное наследие (кроме Японии).

Особенность социально-экономического развития развивающихся стран состоит в том, что за последние 20 лет число бедных стран не сократилось, а увеличилось примерно в два раза.

Основной стратегией преодоления социального разрыва и ликвидации экономической отсталости для стран мировой периферии стала индустриализация, содержание которой заключалось в развитии отраслей обрабатывающей промышленности.

На современном этапе процесс индустриализации имеет свои особенности. В развивающихся странах он происходит в условиях развития в мировом хозяйстве научно-технической революции. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложняет положение развивающихся стран. Это связанно с тем, что вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики, все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, а это требует огромных усилий.

Индустриализация на современном этапе в развивающихся странах требует максимально использования внутренних ресурсов с учетом специфических условий самой развивающейся страны. Это требует изменение хозяйственных приоритетов – вместо обслуживания интересов развитых стран или мирового рынка, они смещаются на удовлетворение основных нужд местного населения.

Имортзамещение, как развитие своих отраслей обрабатывающей промышленности – это начальный этап индустриализации развивающихся стран, который был характерен для 50х-70х годов XX века. Сам процесс имортзамещения имеет свои пределы. Это связанно, как правило, с низкой покупательной способностью населения, которая тормозит дальнейший прогресс производительной силы. Часть обрабатывающей промышленности может функционировать только благодаря государственным ограничениям конкурирующего импорта государством, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям.

На современном этапе для большинства развивающихся стран характерна стратегия открытого развития. Она дает возможность преодолеть социально-экономический разрыв. Основной её принцип – внутри страны экономить, вовне – продавать. При этом самостоятельность государств уменьшается, меняются формы и методы экономической политики.

Опыт экономической реформы в КНР связан с тремя ключевыми принципами реформы: развитие многообразных по формам собственности типов хозяйств; развитие социалистической рыночной экономики; «открытая» внешняя экономическая политика.

По сравнению с Китаем, Индия не может преодолеть социально-экономический разрыв. Это связанно с отсталостью сельского хозяйства и многих отраслей экономики, отсутствием «открытой» внешнеэкономической политики.

В последние годы в Бразилии изменена модель развития экономики. Она характеризуется резким снижением роли государства в экономики и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Эта стратегия привела к повышению уровня жизни и активному развитию экономики Бразилии. Можно провести сравнение с Аргентиной, где государство занимает господствующее положение и регулирует многие отрасли экономики. Благодаря изменению своей стратегии, Бразилия, которая была более отсталой страной, на сегодняшний день, по уровню потребления на душу населения и уровню жизни превосходит Аргентину.

В целом можно отметить, что преодоление социально-экономического развития и модернизации экономики идет в тех развивающихся странах, где сокращается роль государственного регулирования экономики, и активно развивается «открытая» внешне экономическая политика, связанная с доступом иностранного капитала в промышленность, с освоение современных иностранных технологий.

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Василькова В.В., Яковлев Ю.В. Волновые процессы в общественном развитии. – Новосибирск., Госуниверситет, 1992

2. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. – М., Восточная литература, 1998

3. История экономических историй/под ред. Автономова В.П. – М., ЮНИТИ, 2000

4. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., Наука, 1991

5. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. – М., Наука, 1991

6. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., ЮНИТИ, 1998

7. Мизес Л. Человеческая деятельность. – Трактат по экономической теории. – М., Наука, 2000

8. Мировая экономика/под ред. Проф. Булатова А.С. – М., Экономист, 2003

9. Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: Теория и экономический механизм. – М., Экономика, 1988

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., Владос, 1997

Покупка готовой работы
Тема: «Преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика