Курсовая работа
«Преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами»
- 32 страниц
Оглавление
стр
Введение….3
Глава 1. Социально-экономические характеристики стран
с разным уровнем экономического развития
1.1. Социально-экономические характеристики
развитых стран….…6
1.2. Социально-экономические характеристики
развивающихся стран….….11
Глава 2. Основные модели преодоления социального
разрыва между развитыми и развивающимися странами
(на примере Индии, Китая и Бразилии).
2.1. Основные направления экономической стратегии
развивающихся стран….15
2.2 Модели преодоления социально-экономического
развития на примере отдельных стран
(Китая, Индии, Бразилии)….…19
Заключение….…26
Библиографический список….….30
Приложение. Результаты развития мировой экономики в
1950-1996гг….…31
Введение
Тема данной курсовой работы: «Пути преодоления социального разрыва между развивающимися и развитыми странами».
Одной из глобальных проблем современного человечества является социально-экономический разрыв между группами стран с разными экономиками. Можно выделить группу стран с развитой экономикой, в которой преобладают высокие технологии в экономике и группу развивающихся стран. Группы стран с развитой экономикой быстрыми темпами развивались последние 100-200 лет за счёт использования индустриальных технологий. Благодаря высокому уровню развития экономики в этих странах, на сегодняшний день наблюдается высокий уровень жизни. Но с другой стороны эти страны испытывают острый кризис в ресурсах. Из-за высоких темпов экономического развития были истощены многие природные ресурсы (нефть, газ, руды, леса, почва и т.д.).
Наряду с острым кризисом природных ресурсов, развитые страны испытывают острый кризис в людских ресурсах, который выражается в демографическом разрыве между старшим и младшим населением (старение население). Это связано с низкой рождаемостью и повышением продолжительности жизни. Этот же кризис связан с ростом образования населения в развитых странах, в результате чего возникает острая потребность в низкоквалифицированной рабочей силе.
Наряду с группой развитых стран существует группа развивающихся стран, уровень экономического развития в которых значительно ниже, чем в развитых странах. С этим связан низкий уровень жизни (бедность, низкий уровень образования, низкая продолжительность жизни). Так как, в развивающихся странах индустриальные технологии стали использоваться гораздо позднее (последние 30-40 лет), в этих странах сохранились природные ресурсы. Из-за низкой продолжительности жизни и высокой рождаемости, а также низкого среднего уровня образования, в этих странах наблюдается избыточность людских ресурсов, прежде всего, низкоквалифицированной рабочей силы, в связи с перечисленными факторами.
Благодаря высокому развитию средств коммуникации, между развитыми странами и развивающимися идёт постоянный обмен, как на экономическом, так и на социокультурном уровне. На экономическом уровне, этот обмен выражается в постоянном притоке людских ресурсов в развитые страны из развивающихся (миграция рабочей силы), изъятие у развивающихся стран со стороны развитых стран сырьевых ресурсов в обмен на продукты высоких технологий.
Учитывая вышесказанное, на лицо социальный разрыв между этими группами стран, что приводит к напряжённости и противостоянию между этими странами.
Какие же пути преодоления данного социального разрыва? В современной теории мировой экономики существуют две концепции:
• Концепция интеграции мировой экономики с выравниванием социально-экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами;
• Концепция столкновения цивилизаций, которая близка, по своей сути, к концепции упадка империй;
Все вышеотмеченные проблемы являются актуальными для современного человечества, включая и Россию.
Актуальность данной курсовой работы состоит в анализе автором вышеуказанных проблем, с высказыванием своей точки зрения, которая, конечно, не претендует на истину в последней инстанции.
Цель данной курсовой работы заключается в анализе социального разрыва между развивающимися и развитыми странами, а также в анализе и рассмотрении возможных путей преодоления данного разрыва.
Исходя из цели данной курсовой работы, автор ставит перед собой две задачи:
• Анализ социально-экономических характеристик стран с разным уровнем развития;
• Анализ концепций преодоления социального развития между развитыми и развивающимися странами;
Объектом исследования в данной работе является состояние мировой экономике на сегодняшний день.
Предметом исследования в данной работе является социально-экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Метод исследования в данной работе – сравнительный экономический и социальный анализ.
В качестве методологической базы в данной работе автор использовал работы таких авторов, как: Кондратьев Н.Д., Мизес Л,, Ломакин В.К., Булатов А.С., Яковец Ю.В., Глазьев С.Ю., Данилевский Н.Я., Моисеев Н.Н. и других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя, итоги исследования в данной курсовой работе можно выделить следующие важные моменты:
На сегодняшний день существует разрыв в социально-экономическом развитии между группой промышленно-развитых стран и группой развивающихся стран
Для всех развитых стран характерен капиталистический характер производства, многочисленные социальные связи, как горизонтальные, так и вертикальные, высокий уровень материального потребления, «культура массового потребления»
В них сложилось гражданское общество
Все развитые страны имеют общую культурно-цивилизационную основу
Промышленно развитые страны характеризуются высоким уровнем по численности среди населения среднего класса и низким «децильным» коэффициентом (соотношением по уровню доходов между одной десятой наиболее богатой части населения и одной десятой наиболее бедной).
Развивающиеся страны включают 4/5 стран всего мира. В них проживает более 80% населения. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества.
В развивающихся странах до сегодняшнего дня сосуществуют доиндустриальные и индустриальные типы производительных сил, и, соответственно, два сектора экономики: традиционный и современный.
Отсталость экономики характеризуется низким уровнем производительности сил. В середине 90-х годов прошлого столетия соотношение по ВВП между промышленно развитыми странами на душу населения составляло – 19/1.
Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. В результате чего, экономическое развитие этих стран не потребностями их самих, а нуждами промышленно развитых стран, которые используют их сырьевые, рекреационные, трудовые (потребность в низкоквалифицированной рабочей силе) и другие ресурсы.
Эти страны развивались в условиях других локальных цивилизаций, и содержат иное социокультурное наполнение, чем в промышленно развитых странах, которые несут в себе европейское социокультурное наследие (кроме Японии).
Особенность социально-экономического развития развивающихся стран состоит в том, что за последние 20 лет число бедных стран не сократилось, а увеличилось примерно в два раза.
Основной стратегией преодоления социального разрыва и ликвидации экономической отсталости для стран мировой периферии стала индустриализация, содержание которой заключалось в развитии отраслей обрабатывающей промышленности.
На современном этапе процесс индустриализации имеет свои особенности. В развивающихся странах он происходит в условиях развития в мировом хозяйстве научно-технической революции. Наслаивание научно-технической революции на промышленный переворот осложняет положение развивающихся стран. Это связанно с тем, что вместо поэтапной перестройки отдельных отраслей экономики, все основные отрасли должны модернизироваться практически одновременно, а это требует огромных усилий.
Индустриализация на современном этапе в развивающихся странах требует максимально использования внутренних ресурсов с учетом специфических условий самой развивающейся страны. Это требует изменение хозяйственных приоритетов – вместо обслуживания интересов развитых стран или мирового рынка, они смещаются на удовлетворение основных нужд местного населения.
Имортзамещение, как развитие своих отраслей обрабатывающей промышленности – это начальный этап индустриализации развивающихся стран, который был характерен для 50х-70х годов XX века. Сам процесс имортзамещения имеет свои пределы. Это связанно, как правило, с низкой покупательной способностью населения, которая тормозит дальнейший прогресс производительной силы. Часть обрабатывающей промышленности может функционировать только благодаря государственным ограничениям конкурирующего импорта государством, налоговым скидкам, прямым и косвенным государственным субсидиям.
На современном этапе для большинства развивающихся стран характерна стратегия открытого развития. Она дает возможность преодолеть социально-экономический разрыв. Основной её принцип – внутри страны экономить, вовне – продавать. При этом самостоятельность государств уменьшается, меняются формы и методы экономической политики.
Опыт экономической реформы в КНР связан с тремя ключевыми принципами реформы: развитие многообразных по формам собственности типов хозяйств; развитие социалистической рыночной экономики; «открытая» внешняя экономическая политика.
По сравнению с Китаем, Индия не может преодолеть социально-экономический разрыв. Это связанно с отсталостью сельского хозяйства и многих отраслей экономики, отсутствием «открытой» внешнеэкономической политики.
В последние годы в Бразилии изменена модель развития экономики. Она характеризуется резким снижением роли государства в экономики и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Эта стратегия привела к повышению уровня жизни и активному развитию экономики Бразилии. Можно провести сравнение с Аргентиной, где государство занимает господствующее положение и регулирует многие отрасли экономики. Благодаря изменению своей стратегии, Бразилия, которая была более отсталой страной, на сегодняшний день, по уровню потребления на душу населения и уровню жизни превосходит Аргентину.
В целом можно отметить, что преодоление социально-экономического развития и модернизации экономики идет в тех развивающихся странах, где сокращается роль государственного регулирования экономики, и активно развивается «открытая» внешне экономическая политика, связанная с доступом иностранного капитала в промышленность, с освоение современных иностранных технологий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Василькова В.В., Яковлев Ю.В. Волновые процессы в общественном развитии. – Новосибирск., Госуниверситет, 1992
2. Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. – М., Восточная литература, 1998
3. История экономических историй/под ред. Автономова В.П. – М., ЮНИТИ, 2000
4. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., Наука, 1991
5. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. – М., Наука, 1991
6. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М., ЮНИТИ, 1998
7. Мизес Л. Человеческая деятельность. – Трактат по экономической теории. – М., Наука, 2000
8. Мировая экономика/под ред. Проф. Булатова А.С. – М., Экономист, 2003
9. Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: Теория и экономический механизм. – М., Экономика, 1988
10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., Владос, 1997
Тема: | «Преодоление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Общее и особенное в экономическом развитии новых индустриальных стран
Шпаргалка:
Современное состояние экономики развивающихся стран: Латинская Америка и Карибский бассейн
Курсовая работа:
Предмет экономической науки
Дипломная работа:
Структура внешней торговли России (на примере Южного таможенного управления)
Курсовая работа:
Мировой рынок