Курсовая работа

«Государственное регулирование экономики: методы и последствия»

  • 42 страниц
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ … 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ….

6

1.1.Основные подходы макроэкономических школ к роли государства

в регулировании рыночной экономики….

6

1.2. Виды и методы государственного регулирования рыночной

экономики….

13

2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ШВЕЦИИ И РОССИИ)

20

2.1. Последствия государственного регулирования экономики в

Швеции….

20

2.2. Последствия государственного регулирования экономики

в России….

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 39

ГЛОССАРИЙ…. 40

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 42

Введение

Введение

Государственное регулирование экономики – это, прежде всего, регулирование рыночных механизмов со стороны государства. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся система хозяйствования, в котором основным элементом регулирования является цена. Такая система подразумевает принцип совершенной конкуренции. Но данный принцип осуществим только при условии, что экономическая система состоит из однородных элементов (хозяйствующих субъектов, товаров). Реальная макроэкономическая система не является однородной и закрытой, подвержена внешним влияниям в виде сугубо нерыночных факторов социальной жизни.

Таким образом, рыночная экономика в чистом виде является идеализацией и поэтому априори имеет сущностные недостатки в виде выхода саморегулируемых экономических параметров за пределы диапазона саморегулирования. Чем сложнее экономическая система, тем больше степень вероятности «запредельного» нарушения рыночной симметрии. Таким образом, экономика, развивающаяся по принципам рыночной экономики, в процессе своего развития подвержена кризисам перепроизводства, нарушениям денежно-кредитного равновесия, инфляции и т.д.

Данные недостатки рыночной экономики можно устранить только путём воздействия на систему внешних сил. Для национальной экономики наиболее эффективной такой внешней силой является институт государства. Это связано с тем, что государство обладает всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также механизмами экономического воздействия. Надо отметить, что роль государственного регулирования рыночной экономики на современном этапе признаётся всеми макроэкономическими школами. Но при этом в разных макроэкономических концепциях степень государственного вмешательства в рыночную экономику, а также методы государственного регулирования оценивается по-разному. Надо отметить, что во всех подходах есть своё рациональное «зерно». Это доказано практикой государственного регулирования рыночной экономики в разных странах с разными существенными макроэкономическими проблемами, а также в различные исторические периоды.

Таким образом, в зависимости от макроэкономической ситуации, государство при разработке и осуществлении своей программы регулирования национальной экономики может использовать инструментарий, включающий методы, разработанные в различных макроэкономических школах и апробированные на практике в различных странах.

На современном этапе, государственное регулирование экономики востребовано также в связи с факторами глобализации экономики, ухудшения состояния природной среды, возрастающей роли товаров-программ (комплексных проектов, включающих различные секторы экономики). Речь уже идёт не просто о государственном регулировании, а скорее о надгосударственном регулировании.

Таким образом, государственное регулирование рыночной экономики является актуальной темой курсового исследования, как на государственном, так и на региональном макроэкономическом уровнях. Актуальным является также анализ опыта (последствий) государственного регулирования рыночной экономики в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой.

Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе методов и последствий государственного регулирования экономики в рамках существующих макроэкономических концепций, а также на примере России, Швеции.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

• проанализировать методы государственного регулирования рыночной экономики в различных макроэкономических школах;

• рассмотреть роль, место и значение государственной экономической политики в регулировании рыночной экономики;

• рассмотреть основные виды государственного регулирования рыночной экономики;

• проанализировать роль государства в экономике Швеции;

• проанализировать роль и перспективы государственного регулирования рыночной экономики в России на современном этапе;

Методы исследования: аналитический, структурно-функциональный; статистический. Методологическая база исследования основывается на работах ведущих российских и зарубежных авторов по макроэкономике Серёгиной С.В, Агаповой Т.А, Самуэльсона П, Штумпетера Й, а также Грязновой А.Г и др.

Заключение

Заключение

Государственное регулирование рыночной экономики признаётся во всех макроэкономический подходах. Но при этом, в классицизме считается, что государство должно заниматься только правовым обеспечением функционирования рынка. Кейнсианы делают акцент на том, что именно государство налоговыми, экономическим механизмами должно стимулировать совокупный спрос. В монетаризме акцент делается на регулировании со стороны государства денежной массы. Институционализм учитывает роль транакционного сектора экономики в современных условиях, поэтому регулирование этого сектора со стороны государства признаётся наиболее значимым.

На современном этапе перехода к постиндустриальной экономике, значительно возрастает трансакционный сектор экономики. Соответственно, институционалистский подход, органично включающий в себя методы монетаризма и кейнсианства, является наиболее эффективным для государственного регулирования рыночной экономики.

Надо отметить, что в современном постиндустриальном обществе, возрастает роль межнациональных экономических проектов, в которых роль государственного и надгосударственного регулирования значительно возрастает.

На современном этапе развития рыночной экономики можно выделить следующие сферы государственной экономической политики: налоговая, денежно-кредитная, социальная, экологическая, государственный сектор экономики, государственные инвестиции, политика занятости и др. При этом, при осуществлении всех видов государственной политики, государство использует как, правовые, так и налоговые, административные, экономические механизмы. Таким образом, роль государственного регулирования в современной рыночной экономике существенно возросла.

Существуют разные определения шведской социально-экономической модели: одни называют ее «народным капитализмом», другие «социализмом», третьи «социально-ориентированным рыночным капитализмом». Существует и более общее определение: «государство народного благосостояния». Все эти определения имеют право на существование. Они отражают важнейшие особенности этого феномена: традиционно высокий уровень материальной и культурной обеспеченности населения страны; отсутствие резкого классового и социального расслоения общества.

В основе отсутствия подобного расслоения лежит множество различных мероприятий, проводимых в рамках социально-экономической политики государства. Традиции такой политики заложены шведской социал-демократией, правительства которой много десятилетий находились у власти. С небольшими изменениями эта политика проводилась и при правых правительствах. Центральным элементом экономической политики в Швеции является прогрессивное налогообложение, когда крупные компании, получающие сверхприбыли, облагаются всевозрастающим налогом. В результате государство получает возможности обеспечивать на необходимом уровне те социальные слои общества, которые нуждаются в такой поддержке.

К странам, развивающимся по модели социально-ориентированной экономики, также относятся Германия, Австрия, Норвегия, Австралия. В экономиках данных стран государственное регулирование рыночной экономики занимает значительно место. Используются все отмеченные в первой главе виды и механизмы гос. регулирования, но при этом значительная часть ВВП перераспределяется в социальную сферу.

Но надо отметить, что чрезмерная «социализация» рыночной экономики дестимулирует активность бизнеса из-за высокого налогового бремени. Поэтому при необходимости устойчивого экономического роста с высоким уровнем прироста ВВП, необходимы меры государственных инвестиций в национальную экономику, а также создание благоприятного режима для активного развития бизнеса.

По итогам анализа проблем государственного регулирования национальной экономики в России, необходимо отметить, что все сферы экономики нуждаются в устойчивом развитии и государственном регулировании.

В последнее время в России произошёл переход от монетаристских методов государственного регулирования к кейнсианским. Но при этом ещё недостаточно использованы эффекты мультипликации, поэтому основная задача государственного регулирования, - это государственные инвестиции в комплексные национальные проекты, а также создание благоприятной финансово-кредитной, налоговой, административно-правовой баз для стимулирования внутренних и зарубежных инвестиций в развитие российской экономики в рамках стратегических национальных проектов.

Список литературы

Библиографический список:

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. – М., Дело и Сервис. 2007.

2. Архипова А.И., Большаков А.К. Экономика. – М., Проспект.2007.

3. Доклад о мировом развитии – 2005. Изд-во Всемирного банка. – М., Финансы и статистика.2005.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М., Экономист. 2006.

5. Колесов В.П, Кулаков М.В. Международная экономика. – М., Экономист. 2007.

6. Колесов В.П, Кулаков М.В. Международная экономика. – М., Экономист. 2007.

7. Макроэкономика. Теория и российская практика/Под. ред. проф.А.Г. Грязновой. – М.: КНОРУС. 2006.

8. Макроэкономика: теория и российская практика/Под ред. Грязной А.Г., Думной Н.Н. – М. Кнорус.2006.

9. Тимошина Т.М. Экономика переходного периода. – СПб., Питер. 2005.

10. Тимошина Т.М. Экономика переходного периода. – СПб., Питер. 2005.

11. Фридмен М. Если бы деньги заговорили. – М. Финансы и кредит. 2008.

12. Хайман Д. Современная макроэкономика. – СПб. Питер.2007.

13. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М., Гардараки. 2006.

14. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М., Финансы и статистика. 2006.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственное регулирование экономики: методы и последствия»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика