Доклад
«Конспект Лекций - Государственное регулирование экономики»
- 57 страниц
Введение .
Тема 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы (1, 2, 3, 4, 5, 20, 24, 32, 41)* .
Тема 2. Государственное предпринимательство и государственная собственность как инструменты государственного регулирования (7, 39, 46, 47) .
Тема 3. Государственная поддержка конкурентной среды (9, 16, 23, 31, 40, 47) .
Тема 4. Государственная финансовая политика (3, 5, 6, 10, 28, 33, 34, 50) .
Тема 5. Денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики (3, 6, 13, 18) .
Тема 6. Государственное регулирование и пути реализации промышленной политики (3, 26, 30, 42, 45, 49) .
Тема 7. Государственная научно-техническая политика (3, 17, 23, 37, 42) .
Тема 8. Государственная региональная политика (3, 10, 19, 25, 27) .
Тема 9. Государственная социальная политика (3, 8, 12, 14, 15, 17, 22, 35, 38, 43, 44, 49) .
Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (11, 21, 29, 36, 42, 49, 51) .
Учебный курс “Государственное регулирование экономики” является неотъемлемой частью экономической подготовки студентов специальности “Менеджмент”. Для вузов России это сравнительно новая дисциплина. Переход российской экономики от централизованно-управляемой, административно-командной, где государство всесильный монополист и всеоб-щий координатор, к рыночной обусловливает актуальность изучения курса.
Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в поло-жении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.
Исходя из этого, целями учебного курса являются обоснование принципиальной правомер-ности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйст-ва; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов го-сударственного регулирования. Следовательно, курс дает целостное представление о тех про-блемах, которые решает государство в экономике, базовых целях, основных понятиях. Это по-зволит, во-первых, будущим специалистам осмысливать реальные действия государства под углом зрения современной теории и соответственно принимать грамотные управленческие ре-шения: во-вторых, осваивать специальную литературу.
Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ:
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ
Вопросы по теме:
1. Экономическая роль государства: исторический аспект.
2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи.
3. Функции и инструментарий государственного регулирования.
4. Методы государственного регулирования.
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государст-венного регулирования.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических кон-цепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.
Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмеша-тельство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в за-конодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило по-литику в целях развития и защиты собственной промышленности.
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую оче-редь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого есте-ственного права, основой которого является частная собственность.
Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предше-ственников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.
По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:
- ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;
- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;
- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.
Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмеша-тельства.
Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие мас-сового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обра-тить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно спра-виться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.
Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимули-рующую функции.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.
В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран был относительно низок - около 6% от стоимости товара. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты национальной промышленности.
В числе административных мер регулирования внешнеторговой деятельности широко ис-пользуется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государствен-ными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количест-венное регулирование внешнеторгового оборота. Лицензирование применяется в целях сбалан-сирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.
Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулирова-нию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется суб-сидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно разви-тых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.
Косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налого-обложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными метода-ми. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависи-мости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагае-мой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.
Кредитование экспорта - одна из распространенных форм стимулирования. Государствен-ные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой ва-люте. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В про-мышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х - начале 90-х годов со-ставляли около 8% объемов экспорта. Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.
Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.
Основная
1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978.
2. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1992. - №-12; 1993. - № 1.
3. Соколинский В., Исанова М. Экономическая политика (спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1995. - №-12; 1996. - №1, 3.
4. Эрхард А. Благосостояние для всех. - М., 1991.
5. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М., 1995.
Дополнительная
6. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 1996. - №5.
7. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 1994. - №8.
8. Балацкий Е. Государственное регулирование импорта рабочей силы // Мировая экономика и ме-ждународные отношения. - 1994. - №7.
9. Барабанов М. Промышленная политика России // Мировая экономика и международные отноше-ния. - 1994. - №11.
10. Богачева О. Бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.
11. Блинов Н., Кокарев М., Крашенников В. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. - 1996. - №4.
12. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. - 1996. - №3.
13. Василишен Э. Регулирование банковской ликвидности посредством экономических нормативов // Российский экономический журнал. - 1995. - №8.
14. Вишневская Н. Программы общественных работ // Мировая экономика и международные отно-шения. - 1994. - №4.
15. Волков А. Масштабы и кредиты социальной политики Северных стран // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №11.
16. Волков А. Государственное регулирование ценообразования в Швеции // Экономист. - 1995. - №8.
17. Волобуев В. Федеральный бюджет США: структура и приоритеты // Мировая экономика и меж-дународные отношения. - 1994. - №10.
18. Грядовая О. Кредитные риски и банковское кредитование // Российский экономический журнал. - 1995. - №5.
19. Гусева К., Федотова А. Механизм взаимодействия Федерации и ее субъектов при реализации инвестиционно-кредитной политики // Экономист. - 1995. - №9.
20. Диманис М. ХДС и СДПГ: два концептуальных подхода к государству // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №7.
21. Зотеев Г. Внешнеэкономические связи России // Экономист. - 1996. - №5.
22. Зубкова А. Становление социального партнерства // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.
23. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Россий-ский экономический журнал. - 1995. - №12.
24. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8.
25. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.
26. Кузин Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки // Вопросы эко-номики. - 1993. - №9.
27. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции проблемы, решения // Российский экономический журнал. - 1993. - №9; 1994. - №7-8.
28. Логвина А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. - 1996. - №2.
29. Максимова М. Внешнеэкономические приоритеты России // Экономист. - 1995. - №9.
30. Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.
31. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Государство и проблема монополии // Мировая экономи-ка и международные отношения. - 1994. - №7.
32. Ноув А. Государство и рынок в ХХ веке: о книге В. Мау ”Реформы и догмы (1914 - 1929)” // Во-просы экономики. - 1994. - №5.
33. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. - 1996. - №4.
34. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы // Экономист. - 1996. - №5.
35. Плакся. Финансирование системы социальной защиты от безработицы // Российский экономи-ческий журнал. - 1995. - №11.
36. Романова З. Объединенный рынок США, Канады и Мексики // Экономист. - 1995. - №12.
37. Симановский С. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность России // Российский эконо-мический журнал. - 1996. - №3.
38. Социальные проблемы современной России // Вопросы экономики. - 1995. - №9.
39. Таран В. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике // Экономист. - 1996. - №4.
40. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №2.
41. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и об-ратная связь // Российский экономический журнал. - 1995. - №1.
42. Шишков Ю. Тернистый путь России в мировую экономику // Российский экономический жур-нал. - 1996. - №1.
43. Шмелев Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 1996. - №1.
44. Яковлев Р., Мамонтова Т. Политика доходов и социальная защита населения // Российский эко-номический журнал. - 1995. - №10.
45. Яковец Ю. Стратегия инвестирования // Экономист. - 1995. - №9.
Справочная
46. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Спб., 1995.
47. Гражданское и торговое право капиталистических государств // Под ред. Е.А.Васильева. - М., 1993.
48. Доходы, уровень жизни // Экономист. - 1996. - №5.
49. Программа правительства Российской Федерации. “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах” // Вопросы экономики. - 1995. - №4.
50. Россия и зарубежные страны: Сравнение по основным показателям (дефицит государственного бюджета и кредит денежных властей центральному правительству) // Вопросы экономики. - 1996. - №1.
51. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям (экспортная и импортная квоты) // Вопросы экономики. - 1996. - №4.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное регулирование экономики
Курсовая работа:
Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты, объекты, цели государственного регулирования
Реферат:
Средства и методы государственного регулирования экономики
Курсовая работа:
1.Содержание и задачи финансового регулирования 2.Финансовое регулирование экономических процессов 3. Финансовое регулирование социальных процессов