Доклад

«Конспект Лекций - Государственное регулирование экономики»

  • 57 страниц(ы)
  • 2656 просмотров
фото автора

Автор: oksielen

Введение .

Тема 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, методы (1, 2, 3, 4, 5, 20, 24, 32, 41)* .

Тема 2. Государственное предпринимательство и государственная собственность как инструменты государственного регулирования (7, 39, 46, 47) .

Тема 3. Государственная поддержка конкурентной среды (9, 16, 23, 31, 40, 47) .

Тема 4. Государственная финансовая политика (3, 5, 6, 10, 28, 33, 34, 50) .

Тема 5. Денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики (3, 6, 13, 18) .

Тема 6. Государственное регулирование и пути реализации промышленной политики (3, 26, 30, 42, 45, 49) .

Тема 7. Государственная научно-техническая политика (3, 17, 23, 37, 42) .

Тема 8. Государственная региональная политика (3, 10, 19, 25, 27) .

Тема 9. Государственная социальная политика (3, 8, 12, 14, 15, 17, 22, 35, 38, 43, 44, 49) .

Тема 10. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (11, 21, 29, 36, 42, 49, 51) .

Учебный курс “Государственное регулирование экономики” является неотъемлемой частью экономической подготовки студентов специальности “Менеджмент”. Для вузов России это сравнительно новая дисциплина. Переход российской экономики от централизованно-управляемой, административно-командной, где государство всесильный монополист и всеоб-щий координатор, к рыночной обусловливает актуальность изучения курса.

Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует в поло-жении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций “ночного сторожа”, а предполагает более широкое поле деятельности.

Исходя из этого, целями учебного курса являются обоснование принципиальной правомер-ности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйст-ва; изучение методов воздействия государства на экономику; характеристика инструментов го-сударственного регулирования. Следовательно, курс дает целостное представление о тех про-блемах, которые решает государство в экономике, базовых целях, основных понятиях. Это по-зволит, во-первых, будущим специалистам осмысливать реальные действия государства под углом зрения современной теории и соответственно принимать грамотные управленческие ре-шения: во-вторых, осваивать специальную литературу.

Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ:

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ

Вопросы по теме:

1. Экономическая роль государства: исторический аспект.

2. Сущность государственного регулирования, цели и задачи.

3. Функции и инструментарий государственного регулирования.

4. Методы государственного регулирования.

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государст-венного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических кон-цепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмеша-тельство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в за-конодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило по-литику в целях развития и защиты собственной промышленности.

Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую оче-редь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого есте-ственного права, основой которого является частная собственность.

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предше-ственников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.

По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмеша-тельства.

Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие мас-сового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обра-тить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно спра-виться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимули-рующую функции.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран был относительно низок - около 6% от стоимости товара. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты национальной промышленности.

В числе административных мер регулирования внешнеторговой деятельности широко ис-пользуется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государствен-ными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количест-венное регулирование внешнеторгового оборота. Лицензирование применяется в целях сбалан-сирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулирова-нию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется суб-сидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно разви-тых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.

Косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налого-обложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными метода-ми. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависи-мости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагае-мой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.

Кредитование экспорта - одна из распространенных форм стимулирования. Государствен-ные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой ва-люте. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В про-мышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х - начале 90-х годов со-ставляли около 8% объемов экспорта. Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.

Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.

Основная

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М., 1978.

2. Лившиц А. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1992. - №-12; 1993. - № 1.

3. Соколинский В., Исанова М. Экономическая политика (спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1995. - №-12; 1996. - №1, 3.

4. Эрхард А. Благосостояние для всех. - М., 1991.

5. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М., 1995.

Дополнительная

6. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 1996. - №5.

7. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 1994. - №8.

8. Балацкий Е. Государственное регулирование импорта рабочей силы // Мировая экономика и ме-ждународные отношения. - 1994. - №7.

9. Барабанов М. Промышленная политика России // Мировая экономика и международные отноше-ния. - 1994. - №11.

10. Богачева О. Бюджетная политика: проблемы России и зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.

11. Блинов Н., Кокарев М., Крашенников В. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. - 1996. - №4.

12. Бурак П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. - 1996. - №3.

13. Василишен Э. Регулирование банковской ликвидности посредством экономических нормативов // Российский экономический журнал. - 1995. - №8.

14. Вишневская Н. Программы общественных работ // Мировая экономика и международные отно-шения. - 1994. - №4.

15. Волков А. Масштабы и кредиты социальной политики Северных стран // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №11.

16. Волков А. Государственное регулирование ценообразования в Швеции // Экономист. - 1995. - №8.

17. Волобуев В. Федеральный бюджет США: структура и приоритеты // Мировая экономика и меж-дународные отношения. - 1994. - №10.

18. Грядовая О. Кредитные риски и банковское кредитование // Российский экономический журнал. - 1995. - №5.

19. Гусева К., Федотова А. Механизм взаимодействия Федерации и ее субъектов при реализации инвестиционно-кредитной политики // Экономист. - 1995. - №9.

20. Диманис М. ХДС и СДПГ: два концептуальных подхода к государству // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №7.

21. Зотеев Г. Внешнеэкономические связи России // Экономист. - 1996. - №5.

22. Зубкова А. Становление социального партнерства // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.

23. Иванова К. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Россий-ский экономический журнал. - 1995. - №12.

24. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 1995. - №8.

25. Коровин В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №4.

26. Кузин Д. Промышленная политика развитых стран: цели, инструменты, оценки // Вопросы эко-номики. - 1993. - №9.

27. Лексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции проблемы, решения // Российский экономический журнал. - 1993. - №9; 1994. - №7-8.

28. Логвина А. Вопросы налогового законодательства // Экономист. - 1996. - №2.

29. Максимова М. Внешнеэкономические приоритеты России // Экономист. - 1995. - №9.

30. Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал. - 1995. - №10.

31. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Государство и проблема монополии // Мировая экономи-ка и международные отношения. - 1994. - №7.

32. Ноув А. Государство и рынок в ХХ веке: о книге В. Мау ”Реформы и догмы (1914 - 1929)” // Во-просы экономики. - 1994. - №5.

33. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. - 1996. - №4.

34. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы // Экономист. - 1996. - №5.

35. Плакся. Финансирование системы социальной защиты от безработицы // Российский экономи-ческий журнал. - 1995. - №11.

36. Романова З. Объединенный рынок США, Канады и Мексики // Экономист. - 1995. - №12.

37. Симановский С. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность России // Российский эконо-мический журнал. - 1996. - №3.

38. Социальные проблемы современной России // Вопросы экономики. - 1995. - №9.

39. Таран В. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике // Экономист. - 1996. - №4.

40. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - №2.

41. Ходов А. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и об-ратная связь // Российский экономический журнал. - 1995. - №1.

42. Шишков Ю. Тернистый путь России в мировую экономику // Российский экономический жур-нал. - 1996. - №1.

43. Шмелев Н. Экономика и общество // Вопросы экономики. - 1996. - №1.

44. Яковлев Р., Мамонтова Т. Политика доходов и социальная защита населения // Российский эко-номический журнал. - 1995. - №10.

45. Яковец Ю. Стратегия инвестирования // Экономист. - 1995. - №9.

Справочная

46. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Спб., 1995.

47. Гражданское и торговое право капиталистических государств // Под ред. Е.А.Васильева. - М., 1993.

48. Доходы, уровень жизни // Экономист. - 1996. - №5.

49. Программа правительства Российской Федерации. “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах” // Вопросы экономики. - 1995. - №4.

50. Россия и зарубежные страны: Сравнение по основным показателям (дефицит государственного бюджета и кредит денежных властей центральному правительству) // Вопросы экономики. - 1996. - №1.

51. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям (экспортная и импортная квоты) // Вопросы экономики. - 1996. - №4.

Примечания к работе

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика