Курсовая работа

«Проблема интеллекта и его измерения в психологии»

  • 31 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы интеллекта и его измерения в современной психологии 5

1.1. Интеллект как предмет научного исследования 5

1.2. Изучение интеллекта в отечественных и зарубежных исследованиях 15

Глава 2. Исследование проблемы интеллекта и его измерения в психологии 22

2.1. Анализ проблемы интеллекта и его измерения в психологии 22

2.2. Практическая психология – проблема измерения интеллекта 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время российская социокультурная среда характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоциональной сфере человека (игнорирование или искажение эмоциональных переживаний, развитие тревожности и др.), личностным деструкциям, а также общей «нереализованностью» личности.

В данных условиях особую значимость получает изучение проблематики знания и понимания человеком себя, саморегулирования и регуляции отношений с другими людьми, психологической защищенности и др., что, согласно положениям ряда современных работ, составляет сущность психологической культуры личности как ее системного качества. Результаты проведенных исследований указывают на то, что уровень развития психологической культуры личности оказывает влияние на процессы самореализации в различных видах деятельности, становление профессионализма, снижение уровня тревожности, организацию взаимоотношений в социуме.

Однако, несмотря на регулярное использование понятия «психологическая культура» в научной литературе, отмечается отсутствие единства в понимании его содержания, научное представление о структуре психологической культуры является дискуссионным, что определяет перспективу исследований в данной области. В частности, остаётся открытым вопрос о значении способности в области понимания и управления эмоциями (иными словами, эмоционального интеллекта) в структуре и развитии психологической культуры личности.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что результативность в области активных профессиональных коммуникаций (человек - человек) в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом. В связи с этим представляется важным установление значения эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с компонентами психологической культуры личности именно на примере профессиональной деятельности специалистов, реализующих управленческую функцию. Изучение эмоционального интеллекта в данном аспекте выступает необходимым этапом решения проблемы его значения для мотивационной сферы, рефлексивного анализа эмоциональных переживаний, самоотношения личности и ее устойчивости в стрессогенных условиях деятельности и др.

Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике, ситуативным аспектам актуализации, специфике взаимосвязи с когнитивными стилями, с лидерством, оценками по тестам достижений, решением проблем, а также влиянию на характеристики управленческой деятельности и др. Тем не менее, концепция эмоционального интеллекта остается недостаточно проработанной в научной психологии.

В связи с вышесказанным возникает противоречие между актуальностью исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, с одной стороны, и недостаточной изученностью структурных и функциональных особенностей эмоционального интеллекта, с другой стороны. Исследовательская проблема связана с выявлением и обоснованием функций эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, проявляющихся в различных видах деятельности.

Целью курсовой работы является исследование проблемы интеллекта и его измерения в психологии

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1. Интеллект как предмет научного исследования

Впервые сочетание «интеллект» в обиходе исследователей-психологов появилось совсем недавно - в 1990 году. На сегодняшний день в научной литературе, а также в сети Интернет можно найти несколько сотен тысяч материалов, посвященных этому явлению, многие крупные консалтинговые компании проводят тренинги по развитию интеллекта. Однако единого определения этого явления всё ещё не существует. Профессиональное психологическое сообщество разделилось на несколько групп, которые трактуют это понятие весьма разнообразно.

Если говорить в целом, то интеллект – это способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоциональные знания и регулировать эмоции для дальнейшего эмоционального и интеллектуального развития . Компоненты эмоционального интеллекта важны и необходимы для успешного существования и воздействия на окружающую действительность, а их развитие способствует совершенствованию и профессиональному росту личности.

В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях.

Предыстория исследования вопросов эмоционального интеллекта началась ещё в 20-х г.г. XX в. Именно тогда американский психолог и педагог Э.Торндайк представил модель интеллекта, которая состоит из трех компонентов: абстрактный интеллект (способность понимать идеи и оперировать ими), механический интеллект (способность понимать конкретные предметы и использовать их) и социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими) . Таким образом, в психологии появилось понятие социального интеллекта, которое трактовалось ученым как «способность понимать людей и управлять ими, поступать разумно в человеческих отношениях» . Социальный интеллект явился тем звеном, которое связывало воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта сформировывался подход, рассматривающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс. В этом же ключе эмоциональный интеллект рассматривают в дальнейшем и другие исследователи в разные годы изучения данного вопроса: Д. Гилфорд, Х.Гарднер и Г. Айзенк. Однако со временем, большинство ученых пришло к выводу о том, что эмоциональный интеллект необходимо рассматривать как самостоятельное направление.

Впервые понятие «эмоциональный интеллект» появилось в начале 1990-х годов в трудах П. Сэловея и Д. Мейера как «способность воспринимать и выражать эмоции, интегрировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и эмоции других» . Данный концепт сразу же вызвал интерес среди исследователей, что было связано с тем, что, во-первых, это были первые попытки оценить адаптивные способности индивида через его умение взаимодействовать с другими, во-вторых, возможность предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности. П. Сэловей, Д. Мейер, а позже и Д. Карузо отмечали, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекта, не триумф разума над чувствами, а уникальное пересечение обоих процессов». Тогда же была разработана и одна из наиболее известных моделей этого сложного конструкта, состоящего из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2) регуляция эмоций; 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности. После нескольких лет более детального изучения данной проблемы П.Сэловей Дж. Мейер, а также Д.Карузо доработали и уточнили предложенную модель. Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций. Впоследствии ученые продолжили работу над методикой исследования эмоционального интеллекта, на основании получаемых результатов теоретическая модель конструкта дорабатывалась и совершенствовалась до тех пор, пока, наконец, в 2002 году не был создан стандартизированный тест для измерения эмоционального интеллекта.

П.Сэловей с командой сподвижников и в наши дни продолжает работу над описанной теорией эмоционального интеллекта в Йельском университете.

Заключение

Анализ научно-методической литературы и материалов исследовательской работы позволил нам определить, что же входит в понятие «экстремальные (напряженные) ситуации» и влияния этих ситуаций на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников психологической помощи.

Напряженные условия и специфический характер оперативно-служебной (боевой) деятельности психологической помощи являются предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств и дезадаптивных состояний сотрудников.

Была выдвинута гипотеза:

эмоциональный интеллект оказывает влияние на поведение сотрудников психологической помощи в трудных ситуациях служебной деятельности.

В ходе исследования гипотеза получила подтверждение.

Современные условия деятельности психологической помощи представляют собой сложный процесс социализации личности, в которых происходит формирование психических реакций, адекватных требованиям, предъявляемым средой жизнедеятельности. Вне зависимости от ситуаций, длительности воздействия и сроков пребывания сотрудников в этих условиях, они содержат отрицательную для психики информацию, несут разрушительную силу и крайне негативные последствия на эмоционально-волевую сферу личности сотрудников.

Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от сотрудников умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди сотрудников психологической помощи.

На сотрудников психологической помощи ежедневно оказывают воздействие различные факторы, зачастую имеющие стрессовый характер, что в свою очередь может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональных состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В настоящее время перед сотрудниками психологической помощи встают все более трудные задачи, которые нередко приходится выполнять в экстремальных условиях. Для успешного достижения поставленной цели им приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального психического и физического напряжения. Специфика службы требует от сотрудника психологической помощи умение управлять своим психическим состоянием, мобилизовать все свои возможности.

Список литературы

1. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. – 2022. – №6. – С. 244-250.

2. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2022. – 288 с.

3. Андреева, И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30-31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2020. С. 12-13.

4. Андреева, И. Н. О новой теории эмоционального интеллекта // https://www.p**u.by/images/stories/spf/personal/andreeva/novaja-teorija-emocionalnogo-intellekta.pdf

5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2019.

+ еще 25 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Проблема интеллекта и его измерения в психологии»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика