Реферат
«Целесообразность благотворительной деятельности»
- 15 страниц
Введение 3
1. Возникновение благотворительной деятельности 5
2. Благотворительность в социокультурной практике 7
3. Целесообразность и роль благотворительности в современном обществе 9
Заключение 12
Список литературы 14
Благотворительность составляет одно из «вещных» воплощений духовной культуры человечества, в первую очередь такого ее достояния как, милосердие. Данный феномен характеризуется стихийно возникшим уже на ранних этапах цивилизации, а затем развившимся на более поздних ее этапах целенаправленным вниманием и конкретной помощью со стороны общества людям, не способным в силу ряда причин (субъективных или объективных) самостоятельно решить вопросы собственного жизнеобеспечения.
Раннецивилизационная практика благотворительности была подробно описана еще в священных книгах древних евреев. Культура античного мира уже полна примеров благотворительной деятельности. Здесь осуществлялась государственная раздача неимущим гражданам денежных средств, создавались дома призрения для военных инвалидов и осиротевших детей, детей бедных родителей. В Древнем Риме развивалась и частная благотворительность. С возникновением христианства благотворительность стала одной из форм практического воплощения милосердия, включающего не только участливое отношение к людям, но и требование жертвенности ради другого.
Сегодня под нуждающимися в филантропической поддержке понимаются не только живущие в бедности, но и студенты, гражданские активисты, представители творческих профессий, изобретатели и другие лица, заслуживающие такую помощь, а также те общественные (т. е. некоммерческие и неполитические) организации, которые испытывают недостаток в дополнительных средствах для решения индивидуальных, профессиональных, культурных и иных социально значимых задач.
Обычно благотворительные инициативы заведомо рационально взвешены, публичны и в какой-то мере формализованы. Но весьма часто порыв помощи возникает спонтанно, под влиянием глубокого сочувствия бедствующему человеку и выражается в реальной готовности немедля оказывать конкретную поддержку нуждающемуся. Такой альтруистический порыв, по нашему убеждению, чаще свойствен не тому, кто обладает избыточным достатком, но тому, кто сам испытывал нужду в кризисных ситуациях. Как правило, неформальная благотворительность ориентирована от лица к лицу. Движимая благородными побуждением души, она обычно осуществляется личностью сокровенно, не публично и встречает признание лишь со стороны самого опекаемого.
Необходимо сказать, что благотворительность, в противовес продолжающемуся экономическому кризису, получает усиливающееся признание и поддержку со стороны общественности и государства, но, как уже сказано, пока еще не находит достаточного и углубленного теоретического осмысления.
1. Возникновение благотворительной деятельности
Благотворительная практика возникла на ранних этапах развития общества задолго до появления организованных религиозных и государственных структур. Социо-биологические исследования последних десятилетий показали, что в инстинкте высших животных заложены не только эгоизм и стремление к самосохранению, но также установки альтруизма и стремление к своеобразной солидарности и объединению. На наш взгляд, эти данные свидетельствуют о наличии некоторой биоприродной составляющей в становлении начальной социализации наших предков.
Историко-этнографические факты подтверждают, что обычаи взаимопомощи формируются естественно (т. е. как неинституциональная норма), в самом процессе совместной социальной жизнедеятельности людей и их массового общения. Первоначально историческое накопление социального опыта и его кристаллизация в социально-необходимых, обязательных для человека нормах поведения происходило в самой стихии жизненного бытия, повседневной практике и обыденном сознании общности. На ранних этапах социализации еще нет разделения на субъект и объект благотворительности: общность, вырабатывающая и санкционирующая норму, ее и исполняет [Березина, 2014: 54 с.].
Особое значение в этом контексте культуры отношений приобретало требование благодарности, сформулированное еще в эпоху варварства и представляющее деятельностное выражение чувств уважения, одобрения и симпатии к другому человеку. Одним из важнейших, может быть, и решающим шагом антропогенеза и культурогенеза является возникновение такого противоестественного явления, как дарение, отдавание, угощение, широко известное этнографам, но вызывающее споры исследователей и в наши дни.
«Противоестественного» потому, что в условиях нужды первосигнальные раздражители, казалось бы, требуют потреблять добытое благо самому. Способность отдавать, расточать блага, по всей видимости, является своеобразной защитой от суггестии: ряд исследователей указывают на суггестивный характер раннего языка. Дары приобретали и символическую ценность, так как считались воплощением власти и силы дарителя (его «маны», харизмы); они напоминали о щедром властителе, обеспечивали зависимость и преданность ему со стороны тех, кто получал дары и потому был обязан сделать ответный дар. Как известно, обмен дарами среди «своих» со временем стал основой практики экономических отношений с «чужими» [Буданцева С.В., 2015: 82 с.].
Современное общество, при ограниченных возможностях большинства стран в обеспечении социальной сферы и полноценном предоставлении социальных гарантий населению, столкнулось с необходимостью формирования эффективного механизма благотворительной деятельности. Благотворительные пожертвования как дополнительный источник ресурсного обеспечения имеют большое значение для содействия развитию социальной сферы и помощи населению в достижении достойного качества жизни.
Исследование благотворительной деятельности привело к выводу, что понятие «благотворительность» трактуется чрезвычайно узко. Существуют варианты определения благотворительности как проявления сострадания к ближнему, и нравственная обязанность имущего помочь неимущему (компенсационные выплаты). Благотворительность определяется и как материальная помощь нуждающимся, оказывающаяся отдельными лицами и организациями.
Часть авторов приравнивают благотворительную деятельность к социальной работе или деятельности организаций, представляющих третий сектор экономики, оно смешивается с понятием призрения незащищенных слоев населения, и при этом не разделяется добровольная активность граждан, их объединений и деятельность государственных структур. Благотворительность трактуют и как негосударственную добровольную безвозмездную деятельность в социальной сфере, направленную на поддержку отдельных лиц или организаций.
Целесообразность современной благотворительной деятельности опирается на следующие основные положения:
– становление благотворительности как составляющей в жизни общества;
– ориентация и направление деятельности на интересы и потребности местного сообщества;
– использование ресурсов людей (развитие добровольчества);
– перераспределение материальных ресурсов;
– содействие развитию потенциала самопомощи и собственной инициативы граждан как альтернативы социальному иждивенчеству;
– поддержка благотворительности со стороны государства.
1. Березина Е.М. "Благотворительность в контексте социально-культурной практики" Вестник культуры и искусств, № 4 (24), 2014, С. 54-60.
2. Буданцева С.В. "Экономическая сущность явления «Благотворительность»: цели и принципы" Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3, 2015, С. 81-85.
3. Буданцева С.В. "Развитие благотворительной деятельности в России" Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №. 2, 2016, С. 56-61.
4. Бутырин, Г. Н. Человек и современный мир: сб. / Г. Н. Бутырин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 458 с.
5. Гусейнов, А. А. Сослагательное наклонение морали / А. А. Гусейнов // Вопр. философии. – 2013. – № 5. – С. 3–33.
6. Михеева, Е.М., Пешкова Н.Н. Статус благотворительной организации в структуре региона. – Тюмень, 2014. – 156 с.
7. Пешкова Н.Н. "Анализ эффективности благотворительной деятельности в современном обществе" Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, № 1 (12), 2013, С. 134-141.
8. Пешкова Н.Н. "Кросс-культурный анализ благотворительной деятельности" Современные исследования социальных проблем, № 2, 2016, С. 21.
9. Пушкарёва Т.В, Мельникова В.Н. "Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность" Вестник Костромского государственного университета, № 1, 2013, С. 188-190.
10. Рыбальченко М.Б., Иксанов М.Ш. "Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества" Auditorium, № 1 (5), 2015, С. 24-38.
Тема: | «Целесообразность благотворительной деятельности» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 15 | |
Цена: | 700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Разработка мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям (на примере ЗАО «Урал +»)
Дипломная работа:
Разработка мероприятий по оказанию благотворительной помощи образовательным учреждениям (на примере ЗАО «Урал плюс»)
Контрольная работа:
Формы благотворительности в Древней Руси
Курсовая работа:
Технологии социально-культурной деятельности на примере общественной организации «Волонтерство»
Контрольная работа:
Императорское человеколюбивое общество и его деятельность