Дипломная работа

«Употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи»

  • 62 страниц
Содержание

Ведение 3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы употребления предложно - падежных конструкций детьми с нарушениями речи 6

1.1. Предложно- падежные конструкции как грамматический компонент 6

1.2. Употребления предложно-падежных конструкций детьми в онтогенезе 10

1.3. Особенности употребления предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи 14

Выводы по I главе 22

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи 24

2.1. Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента 24

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27

2.3. Методические рекомендации по обучению использования навыков предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи 31

Выводы по II главе 49

Заключение 50

Список использованной литературы 53

Приложение

Введение

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.

Исследования таких ученых как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других, указывают на своеобразие овладения детьми с нарушениями речи грамматическим строем речи, которое проявляется в замедленном темпе усвоения грамматических категорий, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития. [8]

О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская отмечают, что нарушения грамматического строя речи у детей с нарушениями речи, выражаются в элементарных, неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов

словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться до старших классов. [12]

Проблема усвоения детьми с нарушениями речи отдельных разделов грамматики является менее изученной. В своих работах среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина выделяют неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей. [2]

Формирование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, так как грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитикосинтетической деятельности.

Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.

Проблема исследования: заключается всовершенствовании

коррекционно- педагогической работы по формированию навыков использования предложно- падежных конструкций младших школьников с нарушениями речи.

Цель исследования: изучить употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушением речи и разработать комплекс методических рекомендаций, направленных на формирование навыков использования предложно-падежных конструкций младших школьников с нарушениями речи.

Объект исследования: процесс формирования предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи.

Предмет исследования:особенности формирования навыков

употребления предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи.

Гипотеза исследования: употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи предполагает иследование ориентировки в пространстве и употребление предложно-падежной конструкции в речи детей

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1 .Изучить научно-методическую литературу употребления предложно-падежных конструкций у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

2 .Изучить медико-педагогическую документацию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

3 .Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи.

4.Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков использования предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

Теоретико-методологической базой исследования являются

основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) При разработке данного исследования мы опирались на теорию развивающего обучения (Е.Л. Малиованова, Н.П. Рудакова, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев А. А , Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.). Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические- анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические-педагогический эксперимент

(констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результата исследования.

База исследования: Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа-интернат г.Белебея.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (источников), приложения.

Фрагмент работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.1.Онтогенез употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, и др. Формирование грамматического строя речи словоизменения, синтаксической структуры предложения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка [11, 45].

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка [46].

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка, поскольку именно грамматический строй является залогом успешной обще-речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение разными уровнями языковой системы. Грамматический строй — продукт длительного исторического развития. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [44].

Рассматривая с точки зрения обучения русскому языку морфология изучает, лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.

Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д. [2].

Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, например, категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа.

Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти - косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них. Предлоги выражают разнообразнейшие отношения и связи, существующие в реальной действительности [6].

В своих работах А.Н. Гвоздев выделяет следующие этапы

формирования грамматического строя речи:

Первый этап- этап предложений, состоящих из аморфных слов- корней у детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. На этот период ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В его речи небольшое количество слов, в основном существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова. В следующий период у ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации.

Заключение

Подводя итоги дипломной работы необходимо отметить, что формирование предложно-падежных конструкций при обучении детей с ОНР это поэтапный процесс освоения материала от простого к сложному, который включен в общую схему лексико-грамматического обучения.

Основная цель исследования: разработать комплекс методических приемов, направленных на формирование предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

В соответствии с целью исследования были определены следующие ре задачи:

1.Теоретически обосновать проблему формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

2.Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

3.Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

Проведенный теоретический анализ проблемы позволяют сделать следующие выводы.

Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с различными формами ОНР имеются типичные проявления, указывающие на ре системное нарушение речевой деятельности. Для таких детей характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения (все виды); нарушений ритмико-слоговой структуры слова; затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Выделяют морфологический (умение владеть приемами словоизменения и словообразования) и синтаксический ( умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения) уровни грамматической системы. Формирование предложно-падежных конструкций является одним из элементов обучения детей лексико- грамматическому строю речи.

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процесса формирования предложно-падежных конструкций, которое характеризуется: трудностями понимания контекста употребления предложно-падежных конструкций, неправильном употреблении предложно-падежных конструкций в различных падежах, пропусками предлогов и падежей, заменами одного предлога или падежа другими.

Процесс формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР включает в себя на первых занятиях изучение наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия; коррекция понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, под. Затем происходит формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Расширение знаний ребенка о предлогах и их употреблении с различными падежами: к — с дательным, от — с родительным, с — винительным и творительным. На заключительных этапах происходит отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах, составление разных типов предложений.

В дипломной работе проводилось исследование, в котором использовалась методика, подобранная для детей младшего школьного возраста Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой. В ходе рэкспериментального исследования был сделан вывод, что детям младшего школьного возраста с нарушениями речи требуется коррекционная помощь.

Таким образом, на основании полученных результатов были предложены методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению предложно-падежных конструкций.

Использование методик формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР помогает логопедам, учителям и родителям, систематизировать и совершенствовать работу по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

У детей с нарушениями речи предложно-падежные конструкции менее сформированные. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических реформ у младших школьников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований.

Таким образом, можно утверждать, что в дипломной работе цель достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у младших школьников [Текст] / Т.В. Александрова - Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2017. - 48с.

2. Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников [Текст] / М.М Алексеева - Учеб. пособие для студ. Высш. И сред. пед. учеб. заведений. 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 153 - 156с.

3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова - учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: АСТ : Астрель, 2017. - 224 с

4. Афанасьева, Е.А., Фомичева, М.Ф. Овладение пространственными представлениями основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.А. Афанасьева - Е.А.Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2016. - 393с.

5. Боровская, И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизическогоразвития [Текст] / И.К. Боровская - Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 369с.

+ еще 45 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика