Дипломная работа

«Употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи»

  • 62 страниц(ы)
  • 350 просмотров
фото автора

Автор: navip

Ведение 3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы употребления предложно - падежных конструкций детьми с нарушениями речи 6

1.1. Предложно- падежные конструкции как грамматический компонент 6

1.2. Употребления предложно-падежных конструкций детьми в онтогенезе 10

1.3. Особенности употребления предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи 14

Выводы по I главе 22

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи 24

2.1. Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента 24

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27

2.3. Методические рекомендации по обучению использования навыков предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи 31

Выводы по II главе 49

Заключение 50

Список использованной литературы 53

Приложение

Своевременное формирование грамматического компонента языковой системы ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.

Исследования таких ученых как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других, указывают на своеобразие овладения детьми с нарушениями речи грамматическим строем речи, которое проявляется в замедленном темпе усвоения грамматических категорий, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития. [8]

О.Е. Грибова, Н.С. Жукова, Л.С. Спирова, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская отмечают, что нарушения грамматического строя речи у детей с нарушениями речи, выражаются в элементарных, неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов

словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться до старших классов. [12]

Проблема усвоения детьми с нарушениями речи отдельных разделов грамматики является менее изученной. В своих работах среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина выделяют неправильное употребление предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи детей. [2]

Формирование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи происходит с большими трудностями, так как грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитикосинтетической деятельности.

Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.

Проблема исследования: заключается всовершенствовании

коррекционно- педагогической работы по формированию навыков использования предложно- падежных конструкций младших школьников с нарушениями речи.

Цель исследования: изучить употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушением речи и разработать комплекс методических рекомендаций, направленных на формирование навыков использования предложно-падежных конструкций младших школьников с нарушениями речи.

Объект исследования: процесс формирования предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи.

Предмет исследования:особенности формирования навыков

употребления предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи.

Гипотеза исследования: употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи предполагает иследование ориентировки в пространстве и употребление предложно-падежной конструкции в речи детей

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1 .Изучить научно-методическую литературу употребления предложно-падежных конструкций у детей младшего школьного возраста с нарушением речи.

2 .Изучить медико-педагогическую документацию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

3 .Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи.

4.Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков использования предложно-падежных конструкций у младших школьников с нарушениями речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

Теоретико-методологической базой исследования являются

основные положения теории порождения речи и уровнях синтаксиса (Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия) При разработке данного исследования мы опирались на теорию развивающего обучения (Е.Л. Малиованова, Н.П. Рудакова, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев А. А , Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.). Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические- анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические-педагогический эксперимент

(констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результата исследования.

База исследования: Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа-интернат г.Белебея.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы (источников), приложения.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.1.Онтогенез употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, и др. Формирование грамматического строя речи словоизменения, синтаксической структуры предложения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка [11, 45].

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка [46].

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка, поскольку именно грамматический строй является залогом успешной обще-речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение разными уровнями языковой системы. Грамматический строй — продукт длительного исторического развития. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [44].

Рассматривая с точки зрения обучения русскому языку морфология изучает, лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.

Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д. [2].

Грамматические категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, например, категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа.

Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти - косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них. Предлоги выражают разнообразнейшие отношения и связи, существующие в реальной действительности [6].

В своих работах А.Н. Гвоздев выделяет следующие этапы

формирования грамматического строя речи:

Первый этап- этап предложений, состоящих из аморфных слов- корней у детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. На этот период ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В его речи небольшое количество слов, в основном существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова. В следующий период у ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации.

Подводя итоги дипломной работы необходимо отметить, что формирование предложно-падежных конструкций при обучении детей с ОНР это поэтапный процесс освоения материала от простого к сложному, который включен в общую схему лексико-грамматического обучения.

Основная цель исследования: разработать комплекс методических приемов, направленных на формирование предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

В соответствии с целью исследования были определены следующие ре задачи:

1.Теоретически обосновать проблему формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

2.Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи.

3.Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи и обосновать методические рекомендации, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

Проведенный теоретический анализ проблемы позволяют сделать следующие выводы.

Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с различными формами ОНР имеются типичные проявления, указывающие на ре системное нарушение речевой деятельности. Для таких детей характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения (все виды); нарушений ритмико-слоговой структуры слова; затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Выделяют морфологический (умение владеть приемами словоизменения и словообразования) и синтаксический ( умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения) уровни грамматической системы. Формирование предложно-падежных конструкций является одним из элементов обучения детей лексико- грамматическому строю речи.

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процесса формирования предложно-падежных конструкций, которое характеризуется: трудностями понимания контекста употребления предложно-падежных конструкций, неправильном употреблении предложно-падежных конструкций в различных падежах, пропусками предлогов и падежей, заменами одного предлога или падежа другими.

Процесс формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР включает в себя на первых занятиях изучение наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия; коррекция понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами на, под. Затем происходит формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Расширение знаний ребенка о предлогах и их употреблении с различными падежами: к — с дательным, от — с родительным, с — винительным и творительным. На заключительных этапах происходит отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах, составление разных типов предложений.

В дипломной работе проводилось исследование, в котором использовалась методика, подобранная для детей младшего школьного возраста Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой. В ходе рэкспериментального исследования был сделан вывод, что детям младшего школьного возраста с нарушениями речи требуется коррекционная помощь.

Таким образом, на основании полученных результатов были предложены методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению предложно-падежных конструкций.

Использование методик формирования предложно-падежных конструкций у детей с ОНР помогает логопедам, учителям и родителям, систематизировать и совершенствовать работу по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

У детей с нарушениями речи предложно-падежные конструкции менее сформированные. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических реформ у младших школьников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований.

Таким образом, можно утверждать, что в дипломной работе цель достигнута, задачи решены.

1. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у младших школьников [Текст] / Т.В. Александрова - Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2017. - 48с.

2. Алексеева, М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников [Текст] / М.М Алексеева - Учеб. пособие для студ. Высш. И сред. пед. учеб. заведений. 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 153 - 156с.

3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова - учебное пособие для студентов пед. вузов - М.: АСТ : Астрель, 2017. - 224 с

4. Афанасьева, Е.А., Фомичева, М.Ф. Овладение пространственными представлениями основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.А. Афанасьева - Е.А.Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2016. - 393с.

5. Боровская, И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизическогоразвития [Текст] / И.К. Боровская - Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 369с.

+ еще 45 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Употребление предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 62
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика