Отчет по практике

«Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения»

  • 54 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретико-правовые аспекты государственного управления здравоохранением на современном этапе развития РФ 5

1.1 Сущность государственного управления здравоохранением 5

1.2 Нормативно-правовое обеспечение отрасли здравоохранения 9

1.3 Система государственного управления сферой здравоохранения 15

2 Анализ деятельности региональной системы здравоохранения на примере Пензенской области 20

2.1 Структура управления системой здравоохранения в регионе 20

2.2 Анализ деятельности в сфере здравоохранения в Пензенской области 24

3 Основные направления совершенствования государственного управления здравоохранением в Пензенской области 34

3.1 Комплекс мер по совершенствованию охраны здоровья населения 34

3.2 Повышение качества управления региональной системой здравоохранения 37

Заключение 42

Список литературы 46

Приложения 52

Введение

Органом, отвечающим за регулирование деятельности системы здравоохранения в Пензенской области, является Министерство здравоохранения Пензенской области. Кураторство деятельности данного ведомства осуществляется Министерством здравоохранения РФ. Основной функцией Министерства является координация деятельности медицинских учреждений, а также обеспечение выделения финансирования для осуществлении ими своей деятельности.

Исходя из актуальности темы, целью написания данной научно-исследовательской работы является анализ деятельности системы здравоохранения на примере Пензенской области с целью определения основных направлений ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-правовые основы деятельности системы здравоохранения;

- проанализировать деятельность здравоохранения в Пензенской области;

- оценить современное состояние и диагностику ключевых проблем в Министерстве здравоохранения Пензенской области;

- определить пути совершенствования системы здравоохранения в регионе.

Предметом определение путей совершенствования деятельности системы здравоохранения в Пензенской области.

Объект исследования - система здравоохранения в Пензенской области.

Информационную базу исследования составляет совокупность организационно-распорядительных и нормативно-правовых актов Министерства. Методами исследования работы ведомства были: экономикоматематическое моделирование, математическая статистика, научный анализ и синтез, методы группировки и сравнения.

Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава посвящена теоретико-правовым аспектам государственного управления здравоохранением на современном этапе развития РФ. Во второй главе дана краткая характеристика объекту исследования - системе здравоохранения Пензенской области. Проведен анализ деятельности Министерства здравоохранения Пензенской области. Третья глава содержит основные направления совершенствования деятельности системы здравоохранения региона. В заключении сформулированы основные выводы.

Фрагмент работы

1 Теоретико-правовые аспекты государственного управления здравоохранением на современном этапе развития РФ

1.1 Сущность государственного управления здравоохранением

«Здравоохранение» - отрасль государственной деятельности, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения с сохранением и повышением его уровня здоровья.

Понятие «государственная политика» представлено совокупностью целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти с привлечением для этого институтов гражданского общества.

Государственная политика – целенаправленная деятельность органов государственной власти в сфере решения общественных проблем, достижения и реализации общезначимых целей развития всего общества либо его отдельных сфер [41].

Сущность государственной политики в сфере здравоохранения заключается в выявлении качественных признаков этого важного явления социальной и политической жизни общества.

Государственное управление здравоохранением – это целенаправленная, планомерная и непрерывная деятельность органов государственной власти, проявляющаяся в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на объекты, представляющие собой учреждения здравоохранения, и направлено на обеспечение граждан правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.

Под государственной политикой в сфере здравоохранения необходимо понимать систему ценностей и целей, совокупность управленческих мер, решений и действий, которые направлены на обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в необходимом объеме и соответствующего качества с целью снижения смертности, повышения рождаемости, роста продолжительности жизни населения страны.

Принципы государственной политики в сфере здравоохранения подразделяются на общие и частные.

Общие принципы заключаются: – в формировании эффективной институциональной структуры (в том числе и ее нормативно-правового регулирования), поддерживающей переход от управления затратами к управлению результатами; – в обеспечении равенства прав граждан на получение качественной помощи; – в обеспечении гарантированного объема бесплатной помощи; – в росте доступности медицинской помощи и социальной ответственности структур здравоохранения; – в приоритетности профилактики.

Среди частных принципов необходимо выделить следующие: – регламентацию реализации государственной политики на различных уровнях власти; – анализ результативности с корректировкой целей; – повышение ответственности органов власти за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения.

Проблема здоровья населения была и остается традиционно актуальной на протяжении всей истории человечества. Здоровый человек является главной ценностью государства. Однако таким он может стать только при комплексном решении существующих проблем: политико-правовых, социально- экономических, духовно-нравственных и, культурных. Усилия государства должны быть направлены на совершенствование государственной политики в сфере здравоохранения в условиях трансформирующегося российского общества. Несовершенство правового обеспечения, наличие существенных противоречий в системе здравоохранения, которые проявляются в несоответствии возможностей государства потребностям населения, привели к снижению регулирующей роли нравственных и прочих социальных норм, содержат в себе опасность для выживания любого народа.

Современный этап развития отечественной системы здравоохранения можно отметить ее реформированием, основной движущей силой которого служит комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая и проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. За последние годы в России сложилась неблагоприятная обстановка в здравоохранения: снизились качество и доступность медицинской помощи населению; увеличилось число заболеваний социально опасного характера; медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения [21].

Реформы в сфере здравоохранения проводились: укрупняли учреждения и модернизировали. Однако необходимо отметить тот факт, что современная система здравоохранения России продолжает находиться в глубоком кризисе.

На это указывают и те обстоятельства, что зачастую медицинские учреждения сталкиваются с фактами коррупции.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в области здравоохранения, представляет некоторую сложность, так как большинство из них относится к так называемым «двусторонним», где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных, что обусловливает их высокую латентность.

Основные причины и условия, порождающие коррупционные преступления в сфере здравоохранения:

- остаточный принцип финансирования здравоохранения в России;

- низкий уровень доходов и социальной защиты медицинских работников;

- наличие фактов расслоения российского здравоохранения на элитное и для бедных;

- корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения;

- отсутствие статистической отчетности по коррупционным преступлениям в сфере здравоохранения;

- активное вынужденное участие граждан в коррумпировании отечественного здравоохранения.

Направления государственной политики в сфере здравоохранения можно разделить на несколько групп, исходя из задач (политических, экономических и социальных), при решении которых появляется возможность создания общенациональной системы охраны здоровья населения в РФ с обеспечением нормального ее функционирования.

В число политических задач входят:

- определение пути дальнейшего развития здравоохранения с учетом мнения персонала здравоохранения и населения;

- разработка и осуществление стратегии развития здравоохранения органами государственной власти и местного самоуправления;

- окончательное формирование нормативно-правовой базы здравоохранения и создание системы контроля над его исполнением;

- политическую поддержку в создании и функционировании структур, которые выражают корпоративные интересы медицинского персонала на федеральном и региональном уровне.

К экономическим задачам необходимо отнести:

- признание существования медицинской услуги как экономической категории;

- формирование и государственное регулирование рынка медицинских услуг;

- приведение обязательного медицинского страхования в единые для всей России организационные рамки;

- стабилизацию отношений участников страхового процесса: страхователей, страховщиков, лечебных учреждений и населения;

- урегулирование межбюджетных отношений между Министерством здравоохранения РФ как представителем федерального центра и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Однако в настоящее время еще сохраняются ключевые проблемы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в сфере здравоохранения и улучшению показателей здоровья населения:

- низкая заинтересованность населения в сохранении и укреплении здоровья;

- недостаточная вовлеченность населения в профилактические медицинские осмотры;

- недостаточное применение новых эффективных медицинских технологий;

- дефицит медицинских работников и низкая заработная плата. Не достигающая уровня среднемесячного дохода населения РФ;

- децентрализованная система управления;

- недостаточное использование современных информационных технологий в здравоохранении.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение отрасли здравоохранения

Политика в области здравоохранения должна включать законодательные функции. Законодательное регулирование вопросов здравоохранения – одно из приоритетных направлений любой государственной политики.

Законодательство РФ о здравоохранении представлено системой нормативных правовых актов, объединенных в самостоятельную отрасль российского законодательства, которая представляет собой комплексное образование.

Анализ федеральных нормативно-правовых актов показывает, что для разработки и осуществления государственной политики в здравоохранении в российском законодательстве есть четкие и весомые, однако пока не реализованные правовые основы.

В общем виде нормативно-правовое обеспечение деятельности представлено на рисунке 1.

За здравоохранением статус предмета правовой политики признается Конституцией РФ [1] и ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [3].

Рассмотрение формирования государственной политики в сфере здравоохранения как комплексной проблемы предполагает, что при определении ее основ нужно исследовать, как отражение изучаемого понятия в нормативных правовых актах, так и системные характеристики зафиксированной в нем сущности.

Так, необходимо решить вопрос о взаимосвязи между обозначенными в Конституции РФ направлениями государственной политики: в сфере здравоохранения (ст. 114) и внутренней политики (ст. ст. 80 и 84). В системе государственной политики первое направление является частью второго - внутренней политики государства, которая определена Президентом Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ).

Заключение

Подытоживая изложенный материал в данной работе, необходимо отметить следующее.

Рассмотренные теоретико-правовые основы формирования стратегии развития здравоохранения показали, что качество предоставляемых медицинских услуг и, соответственно здоровье населения зависит от системы бюджетного финансирования здравоохранения, которое поступает из нескольких источников. Так, помимо бюджетных ассигнований, медицинское обслуживание осуществляется за счет взносов работодателей в фонд обязательного медицинского страхования населения. Однако при сопоставлении государственного финансирования с альтернативным способом оплаты медицинских услуг – частным, выявлено, что выделение бюджетных средств отличается определенной стабильностью и планомерностью. Частная оплата лечения в медицинских учреждениях носит хаотичный характер и имеет место только по мере необходимости.

Система государственного управления сферой здравоохранения построена на вертикальных отношениях между структурными элементами. Так, основным координирующим органом государственного управления является Министерство здравоохранения России. За аккумулирование финансовых средств отвечают ФФОМС и ТФОМС.

Деятельность Министерства здравоохранения Пензенской области рассмотрена как система взаимодействия всех структурных подразделений в виде организационной структуры. Рассмотрение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельности территориального Минздрава показало, что в своей деятельности данное ведомство использует законодательную базу Российской Федерации, а также Законы и Постановления Правительства Пензенской области.

В ходе оценки эффективности функционирования системы здравоохранения региона выявлено, что недостаточно внимания уделяется профилактике заболеваний. Также в системе здравоохранения Пензенской области отсутствуют критерии эффективности деятельности медицинских учреждений.

В целом по ресурсному обеспечению системы здравоохранения из бюджета Пензенской области прослеживается положительная динамика – прирост за период 2018 – 2019 гг. составил в 1,5%. Однако в 2020 году прослеживается снижение данного показателя за счет переноса статьи расходов по медицинскому страхованию в раздел «Социальная политика».

Анализ основных показателей функционирования здравоохранения в Пензенской области показал, что на начало 2021 года еще сохраняются ключевые проблемы, препятствующие эффективной реализации государственной политики в сфере здравоохранения и улучшению показателей здоровья населения: - низкая заинтересованность населения в сохранении и укреплении здоровья; - недостаточная вовлеченность населения в профилактические медицинские осмотры; - недостаточное применение новых эффективных медицинских технологий; - дефицит медицинских работников и низкая заработная плата. Не достигающая уровня среднемесячного дохода населения Пензенской области;

- децентрализованная система управления;

- недостаточное использование современных информационных технологий в здравоохранении.

С целью улучшения качества и обеспечения доступности медицинской помощи населению Пензенской области необходимо решение основных задач:

- обеспечить приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

- повысить эффективность оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи;

- повысить эффективность службы родовспоможения и детства;

- продолжать работу в направлении развития медицинской реабилитации населения, а также совершенствования системы санаторно-курортного лечения;

- обеспечить медицинской помощью неизлечимых больных;

- повысить эффективность государственной и муниципальной систем здравоохранения Пензенской области;

- обеспечить систему здравоохранения высококвалифицированными кадрами.

Без решения ключевых проблем и задач, требующих комплексного программного подхода, улучшить основные демографические показатели и показатели здоровья населения невозможно, возникает риск их ухудшения, что негативно отражается на социально-экономическом развитии региона в целом.

С целью совершенствования охраны здоровья населения в данной работе предложена региональная трехэтапная система диспансеризации, основанная на современной логистике и правильной маршрутизации пациентов.

Предложенная система охватывает все уровни медицинских учреждений и ее основное предназначение – своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях. В данном случае, еще раз поднимается вопрос профилактики и диагностики заболеваний.

К действующим двум этапам диспансеризации в рамках данного исследования предложено добавление третьего этапа, на котором проводится дополнительное исследование, перечень направлений которого утверждается Министерством здравоохранения Пензенской области с учета специфики и статистики заболеваний региона.

Высокая эффективность системы здравоохранения может быть достигнута при наличии высокого профессионализма медицинского персонала, который должен быть сопоставимой величиной с оплатой труда.

С целью поддержания стимулирующей роли заработной платы в ходе написания данной работы изучен опыт г. Москвы по проведению добровольного тестирования, при успешном прохождении которого врачам начисляется и выплачивается надбавка к зарплате на протяжении 5 лет.

Таким образом, в рамках данного исследования рассмотрено формирование региональной системы здравоохранения, в которой максимально должен использоваться медицинский потенциал Пензенской области, независимо от формы собственности в основе единых критериев качества медицинской помощи.

Список литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2021. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2021

2. О некоммерческих организациях: федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 02.07.2021. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2021

3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2021. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2021

4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323- ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.03.20121Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2021

5. О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения: федеральный закон РФ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №354.- Ст. 2

+ еще 38 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Совершенствование государственного управления в сфере здравоохранения»
Раздел: Управление
Тип: Отчет по практике
Страниц: 54
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика