Курсовая работа
«Технология социальной работы с инвалидами 1группы»
- 44 страниц
Введение 4
1. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам 8
2 Сущность социальной работы с инвалидами I-группы 14
2.1 Общая характеристика социальной работы 14
2.2 Социальная работа с инвалидами I-группы 16
3. Технология социальной работы с инвалидами I-группы: аспекты работы 23
3.1 Правовой аспект проблем инвалидов I-группы. 23
3.2 Социально-средовой аспект 24
3.3 Психологический аспект 27
3.4 Общественно-идеалогический аспект. 28
3.5 Производственно-экономический аспект. 31
3.6 Анатомо-функциональный аспект 31
Заключение 35
Список использованных источников 43
Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.
В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении[2].
В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
1. История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам
Социальная работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином.
История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпидемий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от государства организацией и существовало на пожертвования населения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие, белье и другие предметы первой необходимости) 10, с. 57.
Общество объединяло 94 общины, в которых на общественных началах трудились 2780 сестер милосердия, занималось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение получило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий население о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красного Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года деятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан сосредоточить свою деятельность на " восстановлении здоровья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения.
2 Сущность социальной работы с инвалидами I-группы
2.1 Общая характеристика социальной работы
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением 11, с. 189.
В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 2007 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами I-группы. В 2007 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов I-группы. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами I-группы. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.
Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.
В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).
Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев.
Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.
Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
2.2 Социальная работа с инвалидами I-группы
Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов I-группы отсутствовали 8, с. 203.
В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов I-группы затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных 3факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.
В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.
3. Технология социальной работы с инвалидами I-группы: аспекты работы
3.1 Правовой аспект проблем инвалидов I-группы.
Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов I-группы.
Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон «Об основах социальной защищенности инвалидов I-группы» 5, с. 451. Но в связи с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в определенной доработке. Например, в части распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но появление такого документа — событие значительное, и прежде всего для миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, «свой» закон. Ведь чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона. Первое — это наличие у инвалидов I-группы особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов — в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов). Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов I-группы для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов I-группы. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов I-группы 5, с. 457.
3.4 Общественно-идеалогический аспект.
Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов I-группы и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.
Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким людям. Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.
Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологические исследования проблем. Для систематизации информации создать единый банк данных по району.
Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных служб.
Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов I-группы в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды I-группы и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов I-группы и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов I-группы, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать.
1. Конституция Российской Федерации – М., Юридическая литература, 2003.
2. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» // Консультант Плюс: Версия Проф.
3. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов I-группы в Российской Федерации». // Консультант Плюс: Версия Проф.
4. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». // Консультант Плюс: Версия Проф.
5. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М.: Юрист, 2007.
6. Васильева, Ю.В., Василькова Г.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М.: Центр Академии, 2000.
7. Григорьев С.И. Теория и методика социальной работы. – М.: Диля, 2005.
8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – М., 2007.
9. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 2007.
10. Исторический опыт социальной работы в России - М. //Наука, 2000. - №7.
11. Павленка П.Д. Теория и методика социальной работы. – М.: ГАСБУ, 2004.
12. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: ИСР, 2007.
13. Рабочая книга социального педагога. / Под ред. Н.Ф.Масловой. – Орел: Книга , 2005.
14. Саппс М. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М.: Социум, 2004.
15. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Книга, 2002.
16. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Аспект – Пресс, 2007.
17. Шептенко, П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Педагогика, 2001.
18. Эффективность социальной работы: Методологический семинар. / Сост. ред. В.В. Колков. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Тема: | «Технология социальной работы с инвалидами 1группы» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 440 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Технологии социальной работы с безработной молодежью
Курсовая работа:
Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида
Курсовая работа:
Социальная работа с беженцами
Дипломная работа:
Социальная работа с малообеспеченными семьями в учреждениях социальной защиты населения