Курсовая работа

«Театрализованная игра как средство общения дошкольников»

  • 32 страниц
Содержание

Введение 2

1 Общая характеристика театрализованных игр 4

1.1 Понятие и виды театрализованных игр 4

1.2 Характеристика театрализованных игр 7

1.3 Театрализованная игра, как вид творческих игр 10

2 Методика проведения театрализованных игр с целью общения у дошкольников

2.1 Роль театрализованных игр в развитии общения дошкольников 13

2.3 Методика руководства театрализованными играми 17

Заключение 27

Список использованной литературы 31

Введение

Актуальность темы. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна.

Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластические действия с музыкой, ритмом, словом

Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов.

Цель занятий театрализованной деятельностью – всестороннее развитие личности ребенка. Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.

Это положение определило тему курсовой работы: «Театрализованная игра как средство развития речи у дошкольников».

Цель курсового исследования: рассмотреть особенности театрализованной игры как средства развития общения дошкольников.

Объект исследования: театрализованная игра.

Предмет исследования: театрализованная игра как средство общения у дошкольника.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи курсовой работы:

1. Дать общую характеристику театрализованных игр и рассмотреть организацию театрализованной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

2. Выделить особенности развития речи у дошкольников разных возрастов

3. Проанализировать методику проведения театрализованных игр с целью общения.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

1 Общая характеристика театрализованных игр

1.1 Понятие и виды театрализованных игр

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

• Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;

• развивать стремление к саморазвитию и любознательности;

• формировать волевые черты характера;

• развивать и тренировать выразительность речи;

• способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:

• Первая младшая группа:

o способствовать развитию внимания и тренировке памяти;

o формировать умение слушать и понимать речь;

o способствовать формированию выразительности речи;

o развивать речевую и умственную активность.

• Вторая младшая группа:

o воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;

o формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;

o способствовать обогащению и выразительности речи;

o развивать память, мышление, воображение, внимание;

o учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:

• Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.

• Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.

Игры-драматизации.

В детском саду выделяют следующие виды таких игр:

• Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

• С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

• Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

• Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

Режиссёрские игры. Среди этого вида игр принято выделять следующие:

• Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.

• Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.

• Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.

• Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.

• Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.

Заключение

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разными видами деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Проведенные исследования позволили уточнить структуру взаимосвязей разных разделов речевой работы на занятиях в возрастных группах и удельный вес того или иного раздела при переходе от группы к группе. Выделив приоритетные линии развития каждой речевой задачи, мы соотнесли их «вертикально», синхронически.

Развитие связной монологической речи, являясь главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка.

Стержнем формирования языковой способности является семантический компонент. Поэтому в становлении лексической стороны речи на первый план выступает работа над семантикой слова - формирование понимания синонимических, антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики. Работа над расширением семантического поля, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него – к связному высказыванию, играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.

В совершенствовании грамматического строя речи центральной становится задача формирования языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

В воспитании звуковой культуры речи важное место отводится работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения, поскольку в осознании четкости звукового оформления высказывания заложено условие становления развития связной монологической речи.

В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов (повествование, описание, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста), а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. Важной составной частью развития связной речи является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова.

Список литературы

1. Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи//Дошкольное воспитание. 2012. № 12.

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Издательство АРКТИ,2013. — 126 с.

3. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр. М.: Издательство Детство-пресс,2014. — 126 с.

4. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М., 2014.

5. Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука» // Дошкольное воспитание. 2012. № 4

6. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду // Ребёнок в детском саду. 2013. № 2.

7. Майер А.А. Система театров в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. 2009. № 4.

8. Жуганов А. В. Творческая активность личности. 2е изд. Л. :Наука, 1991. –142 с.3.

9. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. –2014. – Спецвыпуск № URL:http://ekoncept.ru/2014/14626.htm

10. Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. . канд. пед. наук. М.: 2003. —142 с.

11. Андреева И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. –Саратов, 2001. –18 с.

12. Федорова Г. А. Развитие творческой активности дошкольников витеатрализованной деятельности // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики : сб. материалов Всерос. науч.практ. конф/ СевероВосточный федеральный унт им. М. К. Аммосова. –Якутск, 2013. –С. 529–534.

13. Цеева, Л. Х. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников / Л. Х. Цеева, А. В. Ситкова // Концепт. –2014. –№ 8. –С. 76–80.

14. Черных Н.И.,. Фоломеева Л. Н, Саркисова К.Л.Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Молодой ученый. –2014. –№ 19. –С. 625–628.

15. Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования // Science Time: материалы Международных научнопрактических конференции за январь 2015 года№ 1. –Казань, 2015. –С. 235240.

16. Кондрашова Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх //Воспитатель. –2011. –№ 7. –С. 6974.

17. .Антипина,Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии/ Е. А. Антипина. − М. : Сфера, 2006. − 120 с.

18. Артемова,Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артемова. − М. : Владос, 1991.− 129 с.

19. Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игрыдраматизации : автореф. дис. … канд. пед. наук / Губанова Н.Ф.–М., 2004. –20 с.14.

Покупка готовой работы
Тема: «Театрализованная игра как средство общения дошкольников»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика