Курсовая работа
«Театрализованная игра как средство общения дошкольников»
- 32 страниц
Введение 2
1 Общая характеристика театрализованных игр 4
1.1 Понятие и виды театрализованных игр 4
1.2 Характеристика театрализованных игр 7
1.3 Театрализованная игра, как вид творческих игр 10
2 Методика проведения театрализованных игр с целью общения у дошкольников
2.1 Роль театрализованных игр в развитии общения дошкольников 13
2.3 Методика руководства театрализованными играми 17
Заключение 27
Список использованной литературы 31
Актуальность темы. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.
Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна.
Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластические действия с музыкой, ритмом, словом
Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов.
Цель занятий театрализованной деятельностью – всестороннее развитие личности ребенка. Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.
Это положение определило тему курсовой работы: «Театрализованная игра как средство развития речи у дошкольников».
Цель курсового исследования: рассмотреть особенности театрализованной игры как средства развития общения дошкольников.
Объект исследования: театрализованная игра.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство общения у дошкольника.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи курсовой работы:
1. Дать общую характеристику театрализованных игр и рассмотреть организацию театрализованной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
2. Выделить особенности развития речи у дошкольников разных возрастов
3. Проанализировать методику проведения театрализованных игр с целью общения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
1 Общая характеристика театрализованных игр 1.1 Понятие и виды театрализованных игр
Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:
• Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
• развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
• формировать волевые черты характера;
• развивать и тренировать выразительность речи;
• способствовать раскрытию творческого потенциала.
Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для определённой возрастной группы:
• Первая младшая группа:
o способствовать развитию внимания и тренировке памяти;
o формировать умение слушать и понимать речь;
o способствовать формированию выразительности речи;
o развивать речевую и умственную активность.
• Вторая младшая группа:
o воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;
o формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;
o способствовать обогащению и выразительности речи;
o развивать память, мышление, воображение, внимание;
o учить правильно оценивать себя и действия окружающих.
В дошкольном образовании выделяют 2 основных вида игр:
• Основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации.
• Игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры.
Игры-драматизации.
В детском саду выделяют следующие виды таких игр:
• Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
• С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
• Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
• Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.
Режиссёрские игры. Среди этого вида игр принято выделять следующие:
• Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
• Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
• Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
• Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги или ткани.
• Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.
Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникативная деятельность предполагает:
1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разными видами деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
Проведенные исследования позволили уточнить структуру взаимосвязей разных разделов речевой работы на занятиях в возрастных группах и удельный вес того или иного раздела при переходе от группы к группе. Выделив приоритетные линии развития каждой речевой задачи, мы соотнесли их «вертикально», синхронически.
Развитие связной монологической речи, являясь главной задачей, вбирает в себя все речевые достижения ребенка.
Стержнем формирования языковой способности является семантический компонент. Поэтому в становлении лексической стороны речи на первый план выступает работа над семантикой слова - формирование понимания синонимических, антонимических и полисемических отношений, использование ассоциативного принципа усвоения лексики. Работа над расширением семантического поля, упражнения, показывающие детям движение многозначного слова от словосочетания к предложению и от него – к связному высказыванию, играет большую роль в ориентировке ребенка на смысл высказывания в целом.
В совершенствовании грамматического строя речи центральной становится задача формирования языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.
В воспитании звуковой культуры речи важное место отводится работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения, поскольку в осознании четкости звукового оформления высказывания заложено условие становления развития связной монологической речи.
В центре развития связности речевого высказывания находится формирование у дошкольников представлений о структуре разных типов текстов (повествование, описание, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями и частями текста), а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. Важной составной частью развития связной речи является воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова.
1. Авитиди М., Галкина И., Лязина М. О развитии монологической речи//Дошкольное воспитание. 2012. № 12.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Издательство АРКТИ,2013. — 126 с.
3. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр. М.: Издательство Детство-пресс,2014. — 126 с.
4. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. М., 2014.
5. Климченко Т. Играем в театр кукол «Живая рука» // Дошкольное воспитание. 2012. № 4
6. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду // Ребёнок в детском саду. 2013. № 2.
7. Майер А.А. Система театров в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад от А до Я. 2009. № 4.
8. Жуганов А. В. Творческая активность личности. 2е изд. Л. :Наука, 1991. –142 с.3.
9. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях / В.Б. Филимонова // Концепт. –2014. – Спецвыпуск № URL:http://ekoncept.ru/2014/14626.htm
10. Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. . канд. пед. наук. М.: 2003. —142 с.
11. Андреева И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. –Саратов, 2001. –18 с.
12. Федорова Г. А. Развитие творческой активности дошкольников витеатрализованной деятельности // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики : сб. материалов Всерос. науч.практ. конф/ СевероВосточный федеральный унт им. М. К. Аммосова. –Якутск, 2013. –С. 529–534.
13. Цеева, Л. Х. Влияние театрализованной игры на развитие творческих способностей дошкольников / Л. Х. Цеева, А. В. Ситкова // Концепт. –2014. –№ 8. –С. 76–80.
14. Черных Н.И.,. Фоломеева Л. Н, Саркисова К.Л.Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности // Молодой ученый. –2014. –№ 19. –С. 625–628.
15. Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Формирование у детей 67лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования // Science Time: материалы Международных научнопрактических конференции за январь 2015 года№ 1. –Казань, 2015. –С. 235240.
16. Кондрашова Н. В. Формирование ценностных ориентаций в театрализованных играх //Воспитатель. –2011. –№ 7. –С. 6974.
17. .Антипина,Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии/ Е. А. Антипина. − М. : Сфера, 2006. − 120 с.
18. Артемова,Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артемова. − М. : Владос, 1991.− 129 с.
19. Губанова, Н. Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игрыдраматизации : автореф. дис. … канд. пед. наук / Губанова Н.Ф.–М., 2004. –20 с.14.
Тема: | «Театрализованная игра как средство общения дошкольников» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Курсовая работа:
Игра как средство воспитания дошкольников
Курсовая работа:
Игра как средство развития общения дошкольника
Дипломная работа:
Сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Контрольная работа:
1. Теория игры. Классификация детских игр. 2. Театрализованные игры. Характеристика театрализованных игр. 3. Организация предметно-игровой среды в группе детского сада.