Курсовая работа
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста»
- 38 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1 Сущностные характеристики развивающей предметно-пространственной среды ….7
1.2 Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей предметно-пространственной среды…11
Выводы по первой главе….20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…21
2.1 Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДОО….…21
2.2 Организация и использование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста….…25
Выводы по второй главе…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…
Актуальность темы нашей работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где сказано о том, что одним из принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов» детей через различные виды деятельности. Данный целевой ориентир предполагает развитие у дошкольников «любознательности и познавательной мотивации» [24, с. 15].
Проблема организации и создания предметно-пространственной среды как развивающей и её влияния на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна, поскольку принципиально важным является нахождение оптимальных условий для возникновения и развития этого свойства личности у ребёнка, которое высоко ценится в современном мире, характеризующемся часто сменяющимися и быстро возникающими новыми условиями существования. При этом развивающая предметно-пространственная среда даёт возможность каждому ребёнку стать активным участником в выборе содержания своего образования, стать субъектом образования, что является основным принципом дошкольного образования, указанном в государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Дошкольное обучение является начальной ступенью всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований.
В системе дошкольного воспитания задачи познавательного развития занимают центральное место. Интеллектуальное и личностное развитие детей зависит от того, насколько высоко сформирована у ребенка познавательная активность, насколько велик интерес дошкольника к окружающему миру, насколько развито желание ребенка познавать новое. Источником познавательной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать еще в дошкольном возрасте. Педагогический опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести и понять, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия.
Предметно-пространственная образовательная среда позволяет создать условия для поддержки разнообразия детства и сохранения его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека. Погружаясь в развивающую образовательную среду, дошкольник получает возможность воспитываться и развиваться по индивидуальной образовательной траектории. Взрослый, который выступает в роли партнера, определяет для ребёнка содержание образования, формы общения, подстраивая образовательный процесс под конкретные возможности и потребности. Чем больше и полнее ребёнок использует возможности среды, тем более успешно происходит его свободное и активное саморазвитие.
Проблеме познавательного интереса у детей дошкольного возраста посвящено значительное количество исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития в дошкольный период осмыслены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Г.И. Щукиной и др. В работах исследователей, также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Предпосылки возникновения познавательного интереса на этапе дошкольного образования обозначены Т.И. Ерофеевой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Поддьяковым и др.
Объект исследования: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, путем создания развивающей предметно-пространственной среды.
Цель исследования: изучение связи развивающей предметно-пространственной среды с развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и влияния деятельности педагога на развитие этого качества.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, касающуюся проблемы развития познавательного интереса дошкольников;
2. Выделить особенности развивающей предметно-пространственной среды, способствующие развитию познавательного интереса у дошкольников;
3. Проанализировать требования к развивающей предметно-пространственной среде;
4. Исследовать организацию и использование развивающей предметно-пространственной среды.
Теоретические и методологические основания исследования образуют исследования познавательной активности в отечественной психологии (Богоявленская Д.Б., Бурлакова И.А., Венгер Л.А., Веракса Н.Е., Годовикова Д.Б., ДавыдовВ.В., Дьяченко О.М., Клопотова Е.Е.)
Научно-практическая новизна работы состоит в попытке выделить особенности развивающей предметно-пространственной среды, влияющей на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Проведённое исследование позволяет охарактеризовать наличную ситуацию того, как развивающая предметно-пространственная среда влияет на развитие познавательного интереса у дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущностные характеристики развивающей предметно-пространственной среды
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
К проблеме формирования предметно-развивающей среды обращались многие авторы, раскрывающие ее многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции и культурологическую роль. По мнению С. Л. Новоселовой «предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития». Над содержанием среды работали Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина, В. Т. Кудрявцев. Значимость развивающей среды для процесса становления личности видела Л. Н. Седова, определив три ее основных параметра: целеполагание, анализ позиции педагога в ходе совместной деятельности с детьми и отбор методов и средств, способствующих саморазвитию ребенка.
Опираясь на методические рекомендации по построению развивающей среды С. Л. Новоселовой, концепцию построения среды В. А. Петровского, Л. А. Стрелковой и Л. М. Клариной, а также на разработанные В. А. Петровским принципы построения среды, создавала развивающую среду в своей группе и территории учреждения, учитывая при этом особенности нового образовательного стандарта.
Основными элементами предметной среды, описанными в трудах С. Л. Новоселовой, являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами.
ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка. ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.
Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие), которая способствует всестороннему развитию, создает условия для активизации разных видов деятельности, обеспечивает возможность самовыражения детей, психологическую и физическую безопасность всех участников образовательного процесса.
Все пространство группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и представлено центрами активности детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей, пространство группы постоянно трансформируется. Свободное пространство на полу, разнообразие материалов, игр, игрушек, дает возможность сооружать постройки, стимулирует детей на игровую, познавательную и исследовательскую активность детей. В группе находятся ковры различных размеров для различных игр детей.
Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.
Актуальность построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ обусловлена необходимостью включения дошкольников в образовательную деятельность, выстроенную на основе их индивидуальных особенностей, потребностей и жизненных ситуаций. Задачи, поставленные в исследовании, выполнены.
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] /О. Артамонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 23-30.
2. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 19 с.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь. 2015. – 128 с.
4. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … к. пед. н. – М., 2014. – 24 с.
5. Дмитриенко В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса / В.А. Дмитриенко, Е.А. Меньшикова // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири / Под ред. В.А. Дмитриенко. – Томск: Том.гос. ун-т, 2015. – С. 217–273.
6. Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 2 (18). – С. 72–78.
7. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2007. – 64с.+16с. цв. вкл.
8. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
9. Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. - 64 с
10. Новосёлова С.Л. Система «Модуль - игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. - 40 с.
11. Новосёлова С.Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15. /01/RPPS-2.pdf
12. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. Мир Квадро. // Дошкольное воспитание, 1998, № 4. – С. 79-85
13. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. // Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – С. 92-104
14. Новосёлова С.Л. Предметная среда детства развивающая. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
15. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 16–20.
16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
17. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. ,Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164с.
18. Познавательное развитие дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа:
19. http://kno*ledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bc68b5d53a88521316c26_0.html
20. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL.: http://www.r*g.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
21. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада//Справочник руководителя дошкольного учреждения.-2010.-№6. – С.15-23
22. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] /Н. А. Рыжова - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192с.
23. Смолер Е. Познавательный интерес дошкольника [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.vs*olu.ru/content/interes_doshkolnika.rar
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155;
25. Фонарев А.М., Гурбейн Н.П., Кожухова Н.Н., Милюков Ю.Е., Новоселова С.Л., Овчинников А.А. Мебель-игрушка – средство организации предметно-пространственной среды. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 35-36.
26. Формирование самостоятельности и инициативы у дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsp*rtal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/05/18/formirovanie-samostoyatelnosti-i-initsiativnosti. - 10.04.2015
27. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2016. — 382 с.
Тема: | «Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование возможностей метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Роль народных игр в развитии межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к творчеству с.т.аксакова
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Дипломная работа:
Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры