Курсовая работа
«Прагматика сказок Джанни Родари»
- 32 страниц
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы прагматики сказок 4
1.1.Прагматика в лингвистике 4
1.2 Речевые тактики, типы поведения 10
2 Прагматика сказок Джанни Родари 20
2.1 Краткая характеристика творчества Джанни Родари 20
2.2 Прагматика сказок Джанни Родари 23
Заключение 30
Список литературы 32
Тема данной курсовой работы – прагматика сказок Джанни Родари. Она представляет несомненный интерес, т.к. детская литература является особым разделом литературы, требующим особых приемов в работе.
Актуальность данной проблемы, с точки зрения автора, в том, что детская литература способствует воспитанию личности ребёнка, развитию его эстетического сознания, формированию мировоззрения. Детская литература помогает активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность слова, расширяет представление о мире. Автор полагает, что в наше время не уделяется должного внимания этой проблеме. Это связано с появлением большого количества других источников информации. По мнению автора, детская литература – самый лучший источник получения информации для ребёнка.
Объектом исследования в данной работе являются особенности сказок Джанни Родари.
Предмет исследования работы – речевые тактики и типы поведения героев сказок Джанни Родари.
Цель исследования – изучение особенностей речевого поведения героев сказок Джанни Родари.
Задачи, обусловленные поставленной целью, следующие:
– рассмотреть теоретические основы прагматики в лингвистике;
– изучить сущность и особенности речевых тактик и типов поведения;
- охарактеризовать творчество Джанни Родари;
- выявить особенности прагматики сказок Джанни Родари.
Эта цель обусловила структуру исследования: введение, две главы, одна из которых – практическая, и заключение.
1 Теоретические аспекты проблемы прагматики сказок
1.1.Прагматика в лингвистике
Термин «прагматика» (от греческого πράγμα – «дело», «действие») введен в науку в конце 30х гг. 20 в. Ч. У. Моррисом, основателем семиотки – общей теории знаков. Выделение и формирование прагматики в качестве области исследований началось благодаря идеям Ч. С. Пирса, которым последовал Моррис и разделил семиотику на семантику – учение об отношении знаков к объектам, синтактику — учение о межзнаковых отношениях, и прагматику – учение об отношении знаков к говорящим. Таким образом, прагматика изучает функционирование знаков в реальных процессах коммуникации. Ч. Моррис пишет: «Поскольку интерпретаторами большинства (а может быть, и всех) знаков являются живые организмы, достаточной характеристикой прагматики было бы указание на то, что она имеет дело с биотическими аспектами семиозиса, иначе говоря, со всеми психологическими, биологическими и социологическими явлениями, которые наблюдаются при функционировании знаков» [11.С. 63].
Затем, к 70-м годам 20 столетия в языкознании сложилась ситуация неудовлетворенности перевесом описательного анализа в актуальных исследованиях
Наступило осознание недостаточного соответствия традиционного метода к языковому значению. Классический подход приравнивал языковое значение с абстрактными и устойчивыми суждениями (при соблюдении убеждений прежней логики) или с переменными суждениями (при учете принципов психологии).
70е гг. 20 столетия были периодом плодотворной работы в рамках разработки множества концепций синтаксической семантики [10.C. 295]. Потенциал синтаксической семантики растет за счёт присоединения прагматического аспекта, а именно коммуникативной цели пишущего.
Теоретическая лингвистика становилась более абстрактной наукой. Она отдалялась от таких наук как психология, социология, история и этнография. Язык делился на уровни, каждый из которых был отдельной системой. Структурная лингвистика старалась освободить язык от влияния экстралингвистических факторов, и данное направление лингвистики начало отдаляться от предмета своих изначальных исследований [1. С. 178].
До бесповоротного обособления лингвистической прагматики в отдельную отрасль исследований было замечено, что прагматика не обладает отчетливыми границами, она понималась как «область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи»[5.C. 95]. К проблемам, которые исследовались в ее рамках, причислялись те, которые взаимосвязаны с сообщающим субъектом, воспринимающим, их взаимодействием при общении.
Те же проблемы в одинаковой степени возникали как предмет изучения в сфере психолингвистики. Она понималась как «наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка»[13.C. 20].
В то же время, предмет своих исследований, указанная наука углубляла, в связи с пристальным вниманием к индивиду как носителю языка и благодаря тяготению к анализу языка как динамической структуры в рамках речевой деятельности (речевого поведения) данной личности, что зарождалось как одна из «дочерних» отраслей психологической теории деятельности, описанной А. Н.Леонтьевым [13.C.21]. 16
С течением времени внимание ученых смещается от проблем функционирования языка к проблемам автономии языковых средств от тех, кто этим языком владеет [7.C.35].
Почему сказки бессмертны? Умирают цивилизации, исчезают народы, а их сказания, мудрость сказок и легенд вновь и вновь оживают и волнуют нас. Что за притягательная сила сокрыта в глубинах их повествования? Почему в современном мире сказки так же любимы, как и много веков назад?
У каждого народа есть много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа. Люди мечтают о лучшей судьбе, и борются с угнетателями. Еще в древности народ придумывал и устно передавал потомкам замечательные фантастические мечты о добре и справедливости.
Сказки Джанни Родари наполнены персонажами, событиями. Здесь целая галерея прекрасных образов как положительных, так и отрицательных. Прекрасных, потому что все они очень ярко показывают разнообразие человеческих отношений.
Сказки Джанни Родари заставляют нас смеяться, волноваться. Мы от чистого сердца радуемся маленьким и большим победам Чиполино и его друзей. Мы радуемся, потому что главный герой и его друзья отстаивают справедливость. Они вызывают у нас симпатию, потому что наделены такими качествами как доброта, взаимовыручка им чужды жадность, жестокость, безразличие.
Сказки учит добру, принуждает действовать в трудных обстоятельствах. Даже у детей в любом возрасте бывают трудные обстоятельства. Джани Родари учит не сдаваться, бороться, быть сильным и выносливым.
Вот какие выводы можно сделать после проведенной работы:
1. Обывателям неинтересны абстрактные цели вроде построения «общества всеобщего счастья»
2. Обывателям нужна конкретика. Как правило, они начинают протестовать, когда их самих непосредственно касаются несправедливость и злоупотребления властей. Например, когда угрожают снести именно их дом, когда им месяцами не платят зарплату. Поэтому им нужно предложить конкретные решения именно их проблем.
3. Главный принцип низовых движений — это самоорганизация. Могут выдвигаться неформальные лидеры — люди, которые лучше других разбираются в данной проблеме. Чиполино, - сказал на прощание отец, - теперь ты уже большой и можешь сам о себе подумать. О твоей маме и братишках позаботится дядя Чиполла, а ты отправляйся странствовать по белу свету, поучись уму-разуму.
- Как же мне учиться? Книжек у меня нет, да и купить их не на что.
- Не беда, жизнь научит. Только гляди в оба - старайся видеть насквозь всяких плутов и мошенников, особенно тех, которые имеют власть.
Так лидеры превращаются в вождей, чье слово — закон, чье решение нельзя оспорить.
5. Для того чтобы создать мощное протестное движение, борющееся не только за интересы своего дома, своей улицы, своего завода, нужна сеть маленьких самоорганизующихся групп. Эти группы должны учиться взаимодействовать между собой. Чиполино находит добрых верных друзей. И среди его друзей Вишенка - представитель враждебного класса. История знает немало примеров, когда представители богатого сословия переходили на сторону бедняков из-за своих политических убеждений.
7. Ну и напоследок — что дает людям участие в акциях протеста? Во-первых, самоуважение. Люди начинают чувствовать себя реальной силой, они видят, что могут сами управлять своей жизнью. Во-вторых, участники социальных движений отучаются доверять власти. Мифы о «добром царе», о «сильной руке», которая якобы нужна народу, перестают работать. В них больше не верят. В-третьих, люди приобретают бесценный опыт сопротивления. Даже если что-то не получилось, если, к примеру, забастовка была подавлена или не все требования протестующих были выполнены, опыт-то все равно останется! Людей, которые уже один раз почувствовали себя людьми, не так-то просто заставить подчиниться.
1. Азнаурова, Э.С. Прагматика художественного слова. – Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1988. – С. 126
2. Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. Т.2. С. 135-155
3. Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему»- реплики в русском языке // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1970. № 30. С. 40-59
4. Арутюнова Н.Д., Булыгина Т.В. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. – М. : Наука, С. 1992. – 281.
5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.
6. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984. – С. 175.
7. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М.: Тривола, 1995. 460 с.
8. Степанов Ю. С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века : сб. ст. ; под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 33 – 73.
9. Сусов, И. П. Введение в языкознание : учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. – М.: АСТ: Восток–Запад, 2007. – С. 119
10. Сусов, И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система // Языковое общение: Процессы и единицы : межвуз. сб. науч. тр. ; Калинин. гос. ун-т., 1988. С. 7-13.
11. Сусов, И.П. История языкознания. – М. : АСТ: Восток–Запад, 2006. – С. 295.
12. Шунейко А.А., Авдеенко И.А. Тактики речевого поведения // Русская речь. 2010. №3. С. 50-56.
13. Чурилина Л.Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М.: Флинта, 2011. 240 с.
Тема: | «Прагматика сказок Джанни Родари» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 1100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Литературоведение. Сказка Дж. Родари "Волшебный барабан"
Дипломная работа:
Семантика и прагматика американской прессы в электоральном дискурсе в учебном аспекте
Дипломная работа:
Недетские сказки Л.С. Петрушевской: социальный и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Вторичная номинация как средство формирования концепта «Волшебство» на материале русских, французских и английских сказок
Дипломная работа:
Литературная сказка в прозе серебряного века