Курсовая работа
«Технология разработки и организации экологический тропы»
- 38 страниц
Введение….3
1 Понятие экологической тропы, история…4
2 Экологические тропы зарубежный опыт…13
3 Экологические тропы России…17
3.1 Современное состояние….17
3.2 Проблемы….21
3.3 Перспективы развития…24
Заключение….31
Список используемой литературы….32
История создания экологических троп насчитывает более полувека. И в подавляющем большинстве случаев они проложены по наиболее интересным уголкам природы, в национальных парках, заповедниках или в городских парках, где происходит знакомство, прежде всего и больше всего, с естественными природными объектами. Однако нельзя забывать, что сегодня каждый третий человек планеты - горожанин, и городское население в последнее время увеличивается вдвое быстрее, чем население Земли в целом[10, с. 178]. Рост городов и их экономической базы, расширение городских застроенных территорий, увеличение числа автомобилей, средств общественного транспорта, развитие сферы потребления связаны со всё большим натиском городов на окружающую природную среду, и масштабы этого процесса растут год от года.
Анализ первоисточников показывает, что в большинстве из них исследуются отдельные аспекты экологической тропы (ЭТ) — образовательная, воспитательная или рекреационная функции. Вместе с тем в разработке проблемы ЭТ некоторые вопросы до сих пор недостаточно освещены. Актуальность и социальная значимость проблемы и недостаточная теоретическая разработка обусловили выбор темы данного исследования:: «Экологические тропа Российский и зарубежный опыт».
Предмет исследования - экологическая тропа как системообразующий фактор процесса формирования экологоцентрического мышления.
Цель – рассмотреть экологические тропы .
Методологической и теоретической основой работы явилась совокупность философских и естественнонаучных взглядов на мир как единое, изначально гармоничное целое, находящееся в непрерывном движении и развитии, на человека как неотъемлемую часть мировой гармонии, а также совокупность научных положений о социально-деятельностной сущности личности, о роли социальной и природной среды в воспитании личности в процессе активной созидательной и творческой деятельности.
1 Понятие экологической тропы, история
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах.
Экологические тропы классифицируют по разным критериям, прежде всего, по длине маршрута или его продолжительности. Общепринятой классификации по этим критериям не существует, т.к. они весьма относительны: тропа, имеющая длину 4-5 км , для небольшого по площади национального парка типа «Лосиного острова» войдет в категорию длинных, а для обширного национального парка «Югыд-Ва» будет считаться короткой. В городских условиях средняя длина экологических троп может колебаться от нескольких сот метров до нескольких километров.
В дикой природе их длина может достигать десятков, а то и сотен километров. Известная Аппалачская тропа в США имеет длину 3300 км.
В нашей стране аналогичные экологические тропы создаются на Байкале (Большая Байкальская тропа – ББТ), начаты разработки проектов на Камчатке и Урале.
Как и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого.
Рисунок 1 - Экотуризм
Экологические тропы также различают по трудности прохождения и по сложности предлагаемой информации[18, с. 63].
Подразделять экотропы по возрастным категориям населения чаще всего не имеет большого смысла. Понятно, что тропы для младшей возрастной категории (дошкольников и учеников младших классов), а так же для посетителей в возрасте более 60 лет должны быть короче и легче для прохождения, чем для молодежи и людей среднего возраста.
Под экологической тропой понимают экскурсионный пешеходный маршрут, разработанный для ознакомления с ценными особенностями местного ландшафта, учитывающий задачи экологического образования и природоохранной пропаганды [1].
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут следует планировать таким образом, чтобы он по возможности обходил стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу или охраняемых специальными постановлениями.
Лучший способ защиты почвы и растительности от уничтожения и деградации заключается в создании благоустроенных пешеходных дорожек с твердым покрытием. Поэтому предлагаемый маршрут экологической тропы проложен с учетом имеющейся в парке тропиночной сети или проходит по асфальтированным дорожкам.
1. Афонин A.B. От прокладки экологических троп к восстановлению природных территорий // Пед. образование. М., 2008. - Вып. 4. - С. 114-118.
2. Барашенков B.C. Существуют ли границы науки: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. М.: Мысль, 1982. - 208 с.
3. Бацмагомедов Ш.Р. Учебно-экологические тропы природы // Вестн. МГУ. Сер. Геогр. 1985. - № 3. - деп. ВИНИТЦ, № 886 от 30.01.85.
4. Беспалов Ю.В. Тропы в природу. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 68 с.
5. Беспамятное Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде (Справочник). JL: Химия, 1985. -528 с.
6. Бим-Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России. Советская педагогика., 1990, №9, - с. 102-103.
7. Богдановский Г.А. Химическая экология. М., изд. МГУ, 1994. - 40 с.
8. Булгаков С.Н. Православие. М., 2008, 292 с.
9. Бусыгин А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск, 1996.
10. Васинский А.И. Пейзаж будущего: Человек в мире природы. Природа в мире человека. М.: Политиздат, 1985. - 206 с.
11. Веденов М.Ф., Сачков Ю.В. Проблема стилей мышления в естествознании. М.: Знание, 1971. - 32 с.
12. Вербицкий A.A. Основы концепции развития экологического непрерывного образования // Педагогика. 1997. - № 6 - С. 31-36.
13. Вернадский В.И. О научном мировоззрении. В кн. В.И.Вернадский. О науке. - Дубна, 1997, с. 34.
14. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967, с. 81.
15. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.-О науке — Дубна, 1997, с.309
16. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М, 1978.
17. Вийтнасская природная тропа: По дорогам национального парка. / Р. Мянд и др. Таллин: Ээсти раамат. - 1989. - 78 с.
18. Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М.: Наука, 1976. - 350 с. - (Материалистич. диалектика, логика и методология современного естествознания).
19. Владимиров В.В. Города и экология. «Наука и жизнь», 1994, № 4. ЯницкийО.Н. Экология города. Зарубежные междисциплинарные концепции, М., 1984.
20. Владимиров В.В. Урбоэкология. М., Изд-во МНЭПУ, 2006 г.
Составная часть периодических изданий (газеты, сборника трудов, материалов конференции, журнала)
21. Войди в природу другом: Экологическая тропа в окрестностях Майкопа: Учеб. пособие / Кабаян Н.В. и др. Майкоп: Респ. «Адыгея», 1995. - 34 с.
22. 26. Волькенштейн М.В. Перекрёстки науки. М.: Наука, 1972. - 336 с.
23. 27. Воронков И.А. Экология. М., АГАР, 2006, 281 с.
24. 28. Время, наука, человек: Сб. статей. М.: Знание, 1966. - 46 с.
25. 29. Вселенная, Земля и человек: Сб. ст. на естественнонаучные темы. -Горький: Горьк. Изд-во, 1948. 452 с.
26. 30. Габович Р.Д., Припутина Л.С. Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. —Киев: Здоровье. 1987. 248 с.
27. 31. Груздев А.Г. Философия о единстве человека и природы. Нижний Н., 2008.-24 с.
28. 32. Диалектические противоречия в природе: Сб. ст. / Отв. ред. М.Н. Рут-кевич. М.: Наука, 1967. - 164 с.
29. 33. Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. — М.: Наука, 1974.-207 с.
30. 34. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 2008. - 192 с.
31. 4. Андреева J1.A. Экологическая тропа на берегу реки Амги // География в шк.- 1996. -№3.-С. 70-71.
32. Дмитрук М. Месть Балкан? / Свет. Природа и человек. 2006. - № 9, с. 10-12.
33. Зарубина Л.Я. Экскурсия а Арбековский лес: Экологическая тропа // Биология в школе. 1996. - № 3. - С. 64-67. Опыт ср. шк. № 36 г. Пензы.
34. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. - 184 с.
35. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1968. - 78 с.
36. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977.—64 с.
37. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
38. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. - 96 с.
39. Каропа Г.Н. принцип системной дифференциации в экологическом образовании //Педагогика. 1998. - № 7. - С. 31-36.
40. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: ко-эволюционная стратегитя. М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.
41. Карпинская P.C. Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980. - 208с.
42. Камакин О., Викторов А. Лесной серпантин: (Экологическая игра) // Воспитание школьников. 2006. - № 1. - С. 31 -32.
43. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естесственных наук. М.: Наука, 1967.-436 с.
44. Кедров Б.М., Огурцов А.П. Марксистская концепция истории естествознания. Первая четверть XX века. М.: Наука, 1985. - 808 с.
45. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса. М., 2003.
46. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные
47. тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989.
48. Эйтингон А.И. Экологический туризм. Курс лекций. М., 2001.
49. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт./Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002.
50. Моралева Н.В., Ледовских Е.Ю. Опыт развития экологического туризма на российских охраняемых территориях./Сила тяготения, № 3, Воронеж, 2000.
Тема: | «Технология разработки и организации экологический тропы» | |
Раздел: | Туризм | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 38 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Менеджмент технологии при разработки экологических маршрутов на примере озера «Аслыкуль»
Дипломная работа:
Планирование и разработка рекламной кампании: проблемы эффективности(на примере Общества с ограниченной ответственностью «Альтима»)
Контрольная работа:
Разработка и реализация стратегических установок организации.
Курсовая работа:
Менеджмент технологии при разработке экологических маршрутов на примере парка Кашкадан
Курсовая работа:
Влияние факторов внешней среды на разработку корпоративной стратегии организации на примере Wildberries