Курсовая работа
«Формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций»
- 33 страниц
Введение 3
1. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства 7
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге 9
1.2 Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги 13
1.3 Правила, приемы и средства композиции 14
2. Методика ознакомления детей с творчеством художников – иллюстраторов 18
3. Констатирующий эксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации) 25
3.1 Задачи и методика проведения эксперимента 25
3.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Образы, созданные хорошим художником – иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности.
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой, Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие детского творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
- развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью;
- эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников-иллюстраторов.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой творческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможен при соблюдении следующих педагогических условий:
Поэтапное формирование у детей знаний о творчестве художников - иллюстраторов;
Знание методики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование искусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Организация целостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
2. Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
3. Разработать наиболее эффективный метод развития сюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников- иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент констатирующий.
База исследования: воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения детского сада № 57 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
Гипотеза - мы предположим, что эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятиях изобразительной деятельности в детском саду.
1. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями .
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:
Рисовальная - художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;
Печатная гравюра.
Графика близка к живописи, но если цвет там является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Графика больше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута её «сделанность».
Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть очевидной.
Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычной линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа .
Книжная графика – иллюстрация (от лат. Illustrare- прояснять) – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что развитие сюжетных композиций в рисунках детей, преодоление стереотипности – одна из важных задач обучения рисованию в дошкольном возрасте.
Методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий.
Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей.
Знакомство детей со сказочными образами – одна из важных сторон работы, направленной на развитие изобразительного творчества детей.
Необходимо познакомить детей с литературным произведением, обратив внимание детей на необычный образ, а потом, на занятии, вернуться к нему, предложив детям нарисовать сказочный сюжет. Рассматривание иллюстраций в этом случае должно предшествовать занятию.
Разработана серия занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы и книжной графики.
Рисование для детей — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.
В целом задачи моего исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960., 335с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Акаде мия, 2000., 300с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 1999., 220с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996., 99с.
5. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 1969. - № 4.- С. 77-84.
6. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 1972. - № 3. – С. 56-63.
7. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 1973., 115с.
8. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.,187с.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с.
10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1985.,127с. 11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика, 1995., 165с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990., 326с.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981г., 323с.
14. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.- С. 47-54.
15. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1998., 240с.
16. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.,185с.
17. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.,208с.
18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1987., 324с.
19. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982., 426с.
20. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.,340с.
21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981., 365с.
22. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988., 160с.
23. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. – М., 1954., 127с.
24. Работа с книгой в детском саду. – М., 1967., 356с.
26. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982., 283с.
25. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965., 243с.
26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985., 356с.
27. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М., 1974., 425с.
28. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985., 256с.
Тема: | «Формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Организация работы логопеда в условиях психолого-педагогических центров по сопровождению детей с детским церебральным параличом
Контрольная работа:
Психолого-педагогические основы формирования у детей представлений о форме и геометрических фигурах
Курсовая работа:
Использование педагогических технологий, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Дипломная работа:
Рождественские и святочные рассказы как средство развития познавательного интереса к чтению