Курсовая работа
«Эмоциональное состояние младших школьников во внеурочное время»
- 33 страниц
Введение.3
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального состояния младших школьников.5
1.1 Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.5
1.2 Уровни сформированности эмоционального интеллекта младших школьников.10
Глава 2. Состояние младших школьников во внеурочное время.16
2.1 Внеурочная занятость младших школьников как решение проблемы адаптации к школе.16
2.2 Технологии развития межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.26
Заключение.29
Библиографический список.31
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции (Божович, 1968; Якобсон, 1966). Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.
Д. И. Фельдштейн (1988) отмечает, что детей 10-11 лет отличает весьма своеобразное отношение к себе: около 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.
В связи с этим вопрос изучения и диагностики эмоционального состояния детей младшего школьного возраста актуален и требует постоянного развития.
Проблемой изучения эмоциональных состояний человека занимались П.К. Анохин, Л.И.Божович, Д.Бретт, В.К. Вилюнас, Н.В. Витт, В. Вундт, Б.И. Додонов, А.В. Запорожец, К. Изард, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и другие ученые. В отечественной психологии проблема эмоций разрабатывалась с позиции деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров), в контексте общей теории функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков), в рамках информационного подхода (П.В. Симонов).
Целью курсовой работы является изучение эмоционального состояния младших школьников во внеурочное время.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста;
2. Рассмотреть уровни сформированности эмоционального интеллекта младших школьников;
3. Описать внеурочную занятость младших школьников как решение проблемы адаптации к школе;
4. Определить технологии развития межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет - особенности эмоционального состояния детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
В работе использовались теоретические методы исследования: анализ литературы, сравнение обобщение, подбор диагностических методик, тестов и эмпирические методы исследования: наблюдение, сравнение.
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального состояния младших школьников 1.1 Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста
Поступление в школу оказывает большое влияние на эмоциональную сферу детей в связи с расширением и усложнением содержания деятельности и возрастанием количества эмоциогенных объектов. Те стимулы, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, на младших школьников перестают действовать. С поступлением в школу подавляющее большинство эмоциональных реакций вызываются не игрой и общением, а прежде всего процессом и результатом учебной деятельности, удовлетворением потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В младшем школьном возрасте крайне редко встречаются случаи безразличного отношения к учению, большинство младших школьников очень эмоционально реагируют на оценки и мнения учителя.
В исследовании Н.А. Степановой выявлено, что в целом позитивное эмоциональное состояние на протяжении обучения в начальных классах обеспечивает положительное отношение к учебной деятельности учащихся с 1-го по 4-й класс. Типы эмоциональных реакций учащихся на неуспех в интеллектуальной деятельности имеют собственную динамику. Наблюдается снижение числа учащихся с адекватным типом эмоциональных реакций от 2-го к 4-му классу и возрастание числа учащихся с рискующим типом от 2-го класса к 4-му. Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, данная тенденция отражает рост более критичного и избирательного отношения учащихся к выполняемой работе, наличие стремления заслужить похвалу взрослого через оправдание своих неудач внешними обстоятельствами. Выявленные особенности могут быть следствием повышения тенденции к самостоятельному принятию решений (с помощью критерия хи-квадрат выявлены значимые различия между 1-м и 3-м классами), изменения иерархии ценностей, образовательных потребностей и интересов.
Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.
Практический пример: Развитию представлений об эмоциях и навыков эмоциональной саморегуляции способствует игровое упражнение «Маски», при котором дети делятся на пары и одному из них предлагается выразить с помощью мимики определенные эмоции: горе, страх, радость и др. Другой ученик должен определить, что выражает лицо партнера. Затем следует смена ролей.
В целом эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события и эмоциональной окрашенностью восприятия, воображения, мышления, умственной и физической деятельности;
2) непосредственностью и откровенностью проявления своих эмоциональных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) различной степенью готовности к переживанию эмоции страха в процессе учебной деятельности как предчувствия неприятностей, неудач, неуверенности в своих возможностях, неспособности справиться с учебным заданием; ощущения угрозы своему статусу в классе, семье;
4) высокой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой эмоциональных состояний (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и интенсивным эмоциональным реакциям;
5) интенсивным эмоциональным реагированием на игры и общение со сверстниками, достижения в учебе и оценку своих успехов учителем и одноклассниками;
6) несовершенным пониманием и осознанием своих и чужих эмоций и чувств, часто неверным восприятием и истолкованием мимики и других выражений эмоциональных состояний окружающими (за исключением базовых эмоций страха и радости, в отношении которых у детей сформированы четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя синонимичные слова, обозначающие эти эмоции), что вызывает неадекватные ответные реакции младших школьников.
Младшие школьники еще неполно и не всегда точно осознают свои эмоциональные состояния и не всегда правильно понимают чужие переживания. Дети не всегда точно ориентируются даже в выражении эмоций (например, гнева, страха, ужаса, удивления), оценивая их недифференцированно. Школьники младших классов гораздо легче понимают и осознают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но часто затрудняются выразить эмоциональные переживания словами. Легче различаются положительные эмоции, чем отрицательные, большие трудности наблюдаются в идентификации некоторых видов эмоций (удивление, вина, отвращение и др.). Недостаточно совершенное восприятие и понимание эмоций и чувств приводит к чисто внешнему подражанию взрослым в выражении эмоциональных состояний, и этим младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с окружающими людьми. В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников проявляется способность к эмоциональному сопереживанию при восприятии тягостных ситуаций и драматических конфликтов.
Эмоции в жизни детей, помогают воспринимать мир вокруг нас правильно и адекватно реагировать на него.
По мере взросления ребёнка, его эмоциональная сфера становится более разнообразной. От базовых эмоций, таких как радость, страх, эмоциональная сфера переходит к наиболее сложной гамме чувств: к восторгу и удивлению, к радости и грусти. Меняется не только внутреннее проявление эмоций, но и внешнее.
В дошкольном возрасте ребенок уже понимает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее. В младшем школьном возрасте, он начинает учиться сдерживать бурные и резкие выражения своих чувств. Первоклассник в отличие от дошкольника, уже может сдержать слёзы и не показывать страх. Он начинает учиться управлять выражением собственных эмоций, сознательно ими пользоваться. Но импульсивность ещё никуда не уходит. Эмоции, которые испытывают младшие школьники, легко прочитываются во всём поведении, в их мимике, пантомимике.
Поведение ребенка в этом возрасте, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Эмоциональный фон ребёнка даёт информацию об эмоциональном благополучии.
Сформированность эмоционального развития является значимой составляющей развития личности ребёнка. С помощью тренировок и упражнений, необходимо формировать у первоклассника нравственные переживания: доверие, отзывчивость, сочувствие и др.
Воспитание личности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном климате. Задача педагога этому способствовать. Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Воля занимает важное для индивида место. Личность (по Д.Н. Узнадзе) начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своими потребностями и чувствами.
Эмоциональная сфера первоклассников неустойчива. Для успешного развития эмоциональной сферы необходимо способствовать увеличению эмоций и чувств, создать благоприятный психологический климат, который будет помогать адекватному взаимодействию в обществе. Таким образом гипотеза – подтверждена.
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
3. Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», от 12.05.2011года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
5. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. М. “П.”-1983.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. “П.”-1990.
7. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. Москва. 1967.
8. Гордеева О. В. Развитие языка эмоций у детей. Вопросы психологии. № 2- 1995.
9. Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций. Вопросы психологии. № 6- 1994.
10. Петухова, А.Е. Профилактика и медико-психологическая коррекция дезадаптации у школьников /А.Е. Петухова, О.В. Якубенко // Вопросы современной педиатрии. № 1, том 5. – Издательская группа «ГОЭТАР-Медиа», 2016. – С. 463.
11. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И. В. М. Международная педагогическая академия. 1995.
12. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога в образовании. М. Владос. 1995.
13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2016.
14. Суслов И.Н. Ценностные аспекты организации и методики проведения детских игр / И.Н. Суслов, П.И. Фролова // Омский научный вестник. – 2012. – № 19. – С. 195-198.
15. Телегина Т.Л. Соотношение уровня развития мыслительных действий и эмоциональных переживаний у дошкольников в игровой ситуации. Вопросы психологии. №1-1991.
16. Фролова, П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода / П.И. Фролова // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2016 г., Москва: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; под редакцие О.И. Ключко. – 2016. – С. 557-563.
17. Фролова, П.И. Проблемы психологической готовности и адаптации в процессе подготовки детей к обучению в школе // NovaInfo.Ru. 2016. – Т. 3. – № 54. – С. 264-269.
18. Фролова, П.И. Психология и педагогика: учебное пособие / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина . – Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
19. Чердынцева, Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности / Е.В. Чердынцева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 6. – С. 33.
20. Чердынцева, Е.В. Особенности формирования внутренней позиции школьника у первоклассников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева// Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 103-105.
21. Чердынцева, Е.В. Технология организации внеурочной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева// Научный потенциал. – 2014. – № 1 (14). – С. 88- 91.
22. Чердынцева, Е.В. Технологии формирования психологопедагогической компетентности у родителей младших школьников/ Е.В. Чердынцева // Начальная школа плюс До и После. – 2013. № 4. – С. 24-26.
23. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. 1978.
24. Якубенко, О.В. Арт-средства в профилактике конфликтного поведения младших школьников /О.В. Якубенко// Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции–Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016.–С.292-294.
25. Якубенко О.В. Проблемы адаптации обучающихся в условиях модернизации образования / О.В. Якубенко // NovaInfo.Ru. – 2016.– Т. 2. № 55. – С. 371-374.
Тема: | «Эмоциональное состояние младших школьников во внеурочное время» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 33 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству
Дипломная работа:
Формирование ИКТ компетенций у младших школьников в образовательном процессе
Дипломная работа:
Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку
Дипломная работа:
Формирование матемтических способностей школьников во внеурочное время
Магистерская работа:
Развитие интеллектуальной одаренности школьников во внеурочной деятельности