Реферат
«Основные этапы развития педагогики и образования»
- 26 страниц(ы)
- 3 просмотров
- 0 покупок
Автор: vlad1245
Введение 3
1. Сущность и функции педагогики 4
2. Этапы развития педагогики и образования 6
2.1.Возникновение педагогики и системы образования 6
2.1. Древний мир 8
2.2. Эпоха Возрождения 12
2.3. Средние века 14
2.4. Развитие педагогики в России 16
3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов 19
3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей. 19
3.2.Этапы реформирования. 20
Заключение 25
Литература 26
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты че-ловеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существова-нии. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развива-ющихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь исто-ки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни-людей. Обнаружилось, что общество про-грессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем по-ставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Целью данной работы является рассмотрение основных этапов раз-вития педагогики и образования.
1. Сущность и функции педагогики
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее суще-ствовании.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно опре-делённый асект природных или общественных явлений, изучением кото-рых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество об-разовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться пе-дагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных фак-торов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономер-ностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется но-вым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педа-гогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педа-гогических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспита-ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспи-тания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образова-ния и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания лю-дей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенно-сти развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабо-видящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагоги-ка, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (ино-странного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
2. Этапы развития педагогики и образования
2.1.Возникновение педагогики и системы образования
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, чело-веке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сде-ланы и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А имен-но, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоре-тиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на про-тяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение "Образование орато-ра" древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических шко-лах.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригиналь-ные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового вос-питания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.
Тертуллиан (160 – 222 г.г.), Августин (354 – 430 г.г.), Аквинат (1225 – 1274 г.г.)
Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из ос-новных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного импе-ратива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Ан-тичность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ре-бёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образова-нии должно занимать изучение Библии.
2.2. Эпоха Возрождения
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.), Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.), Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.) , Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»
Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
2.3. Средние века
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Воспитание униженных и оскорбленных. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.
И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)
Гербарт автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.
3.Реформирование системы образования в России 80-90-х го-дов
3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е го-ды имеет ряд особенностей.
Одной из важнейших особенностей реформирования системы образо-вания является проведение реформирования в условиях тяжелейшего по-литического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения ре-формы. На начальном этапе реформирования системы образования появ-ление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позво-лило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформиро-вать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.
Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финан-сирования системы образования привело к торможению процесса даль-нейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы обра-зования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее ви-де.
Второй важнейшей особенностью реформирования системы образо-вания в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране. Такая параллельность явилась необходимым условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.
Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими переменами последовали изменения во всех со-циальных сферах, в том числе и в образовании.
Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом рез-кие изменения не всегда называются реформами, а проходят как бы вы-нужденно, под знаком введения новых законодательных актов "для обес-печения деятельности учреждений образования в новых экономических условиях". Таким образом, реформа в системе образования носит не толь-ко растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем эта-пах чаще всего реформирование проводилось под лозунгом приспособле-ния системы образования к сложившимся экономическим и социальным условиям.
Первый этап - подготовительный, или этап развития альтернативного образования (конец 80-х годов - 1992 г.). На этом этапе стояли две основ-ные задачи:
1) сменить господствующие концептуальные подходы к образованию;
2) разработать концепции развития личности человека и апробировать ин-новационные подходы.
Тоталитарный и политико-идеологический характер предстояло пре-одолеть и заменить демократическим, а унифицированность и обезличен-ность превратить в плюралистичность и многообразие. Усилиями образо-вательной общественности было совершено то, о чем до середины 80-х го-дов ни общество в целом, ни учительство не смело даже мечтать: школа обрела свободу, пусть даже еще достаточно условную. Это было важно потому, что без самостоятельности, без права на творчество, без многооб-разия никакое движение к демократическим формам невозможно.
80-е годы были периодом активной разработки новых подходов и спон-танного внедрения их в педагогическую практику отдельными новатора-ми. Осуществлялась интенсивная разработка самых разнообразных путей совершенствования методик обучения и воспитания. Этот период явился временем настоящего всплеска педагогических разработок и идей.
Второй этап - становление вариативного образования (1992 -1996 гг.). В начале 90-х годов в сфере образования стали проявляться положитель-ные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образования, увеличение видов образовательных учреждений, реформа в содержании педагогиче-ского образования. Основные приоритеты реформы были закреплены За-коном Российской Федерации "Об образовании". Прежде всего это демо-кратизация образования, т.е. ликвидация монополии государства на обра-зование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления.
Третий этап - формирование механизмов обеспечения качества обра-зования (начинается с 1996 г.). Школа хоть и медленно, но твердо и неуклонно входит в новый, третий этап образовательной реформы - этап устойчивого гармоничного развития и системных инновационных измене-ний. Для того чтобы реформа на этом этапе стала необратимой, необходи-мо, чтобы такие важнейшие тенденции развития, как инновационное дви-жение, реформирование экономики образования и системы управления, регионализация и муниципализация, набрали силу и окрепли. Поэтому ос-нову этого периода составляют разработка и утверждение Закона о госу-дарственных образовательных стандартах и самих государственных обра-зовательных стандартов.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает много-кратно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искус-ство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – по-знавательной деятельности, на базе которой может и должно разви-ваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагоги-ческой деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осозна-ние того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорно-го, каждодневного труда.
Федеральная программа развития образования": Федеральный закон № 51-ФЗ от 10.04.2000г.// Собрание законодательства - № 16- ст.1639.
2. Агранович М. Реформирование системы образования.// Общество и экономика - 2000 - № 8 - С. 66 - 81.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История пе-дагогики-М., Просвещение, 1982г.
4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
5. Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998.
6. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Пи-тер», 2000.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не подошла эта работа?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
-
Реферат:
26 страниц(ы) 2009 3145 0 покупок
-
Контрольная работа:
Особенности планирования расходов бюджета.
35 страниц(ы) 2011 1865 0 покупок
-
Реферат:
Строение атмосферы. Ионосфера и ее роль. Магнитосфера
17 страниц(ы) 2009 4089 0 покупок
-
Реферат:
21 страниц(ы) 2008 5756 0 покупок
-
Реферат:
Культура постсоветской России. Особенности и перспективы развития.
33 страниц(ы) 2009 2834 0 покупок
-
Реферат:
Культура древнего Рима от республики к империи
25 страниц(ы) 2009 2467 0 покупок
-
Реферат:
Советский Союз во Второй мировой войне.
40 страниц(ы) 2008 3326 0 покупок
-
Реферат:
Межгрупповое поведение и управление конфликтом
35 страниц(ы) 2009 2257 0 покупок
-
Реферат:
Россия в условиях глобализации.
21 страниц(ы) 2009 3835 0 покупок
-
Реферат:
Исторический деятель Л.И.Брежнев
21 страниц(ы) 2008 2823 0 покупок
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
-
ВКР:
Информатизация математического образования в системе среднего профессионального образования
32 страниц(ы) -
Реферат:
Школа и образовательная политика России в ХХ веке. Введение всеобщего среднего образования
18 страниц(ы) -
Курсовая работа:
Этапы развития социальной работы как научного знания и практики
48 страниц(ы) -
Контрольная работа:
Философия в Древней Греции, основные этапы развития. Вариант 44.
13 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Развитие памяти и внимания младших школьников на уроках музыки
78 страниц(ы)