Реферат

«Основные этапы развития педагогики и образования»

  • 26 страниц(ы)
  • 3 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: vlad1245

Введение 3

1. Сущность и функции педагогики 4

2. Этапы развития педагогики и образования 6

2.1.Возникновение педагогики и системы образования 6

2.1. Древний мир 8

2.2. Эпоха Возрождения 12

2.3. Средние века 14

2.4. Развитие педагогики в России 16

3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов 19

3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей. 19

3.2.Этапы реформирования. 20

Заключение 25

Литература 26

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты че-ловеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существова-нии. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развива-ющихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь исто-ки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни-людей. Обнаружилось, что общество про-грессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем по-ставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов раз-вития педагогики и образования.

1. Сущность и функции педагогики

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее суще-ствовании.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно опре-делённый асект природных или общественных явлений, изучением кото-рых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество об-разовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться пе-дагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных фак-торов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономер-ностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется но-вым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педа-гогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педа-гогических дисциплин:

1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспита-ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспи-тания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образова-ния и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания лю-дей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);

3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенно-сти развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабо-видящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагоги-ка, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (ино-странного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

2. Этапы развития педагогики и образования

2.1.Возникновение педагогики и системы образования

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, чело-веке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сде-ланы и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А имен-но, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоре-тиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на про-тяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение "Образование орато-ра" древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических шко-лах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригиналь-ные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового вос-питания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими маслиновыми рощами.

Тертуллиан (160 – 222 г.г.), Августин (354 – 430 г.г.), Аквинат (1225 – 1274 г.г.)

Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из ос-новных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного импе-ратива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Ан-тичность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ре-бёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образова-нии должно занимать изучение Библии.

2.2. Эпоха Возрождения

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения

Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.), Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.), Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.) , Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)

Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.

Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей»  заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.

Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)

Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»

Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.

Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)

В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

2.3. Средние века

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)

Воспитание униженных и оскорбленных. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)

Гербарт  автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

3.Реформирование системы образования в России 80-90-х го-дов

3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е го-ды имеет ряд особенностей.

Одной из важнейших особенностей реформирования системы образо-вания является проведение реформирования в условиях тяжелейшего по-литического, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения ре-формы. На начальном этапе реформирования системы образования появ-ление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позво-лило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформиро-вать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.

Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финан-сирования системы образования привело к торможению процесса даль-нейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы обра-зования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее ви-де.

Второй важнейшей особенностью реформирования системы образо-вания в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований и реформирования образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране. Такая параллельность явилась необходимым условием развития реформы на протяжении длительного промежутка времени.

Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растянутость. Начиная с 1984 г. в системе образования происходит целый ряд серьезных изменений. За крутыми экономическими переменами последовали изменения во всех со-циальных сферах, в том числе и в образовании.

Изменения проходят постепенно, как бы накапливаясь. При этом рез-кие изменения не всегда называются реформами, а проходят как бы вы-нужденно, под знаком введения новых законодательных актов "для обес-печения деятельности учреждений образования в новых экономических условиях". Таким образом, реформа в системе образования носит не толь-ко растянутый, но и неявный, скрытый характер. На втором и третьем эта-пах чаще всего реформирование проводилось под лозунгом приспособле-ния системы образования к сложившимся экономическим и социальным условиям.

Первый этап - подготовительный, или этап развития альтернативного образования (конец 80-х годов - 1992 г.). На этом этапе стояли две основ-ные задачи:

1) сменить господствующие концептуальные подходы к образованию;

2) разработать концепции развития личности человека и апробировать ин-новационные подходы.

Тоталитарный и политико-идеологический характер предстояло пре-одолеть и заменить демократическим, а унифицированность и обезличен-ность превратить в плюралистичность и многообразие. Усилиями образо-вательной общественности было совершено то, о чем до середины 80-х го-дов ни общество в целом, ни учительство не смело даже мечтать: школа обрела свободу, пусть даже еще достаточно условную. Это было важно потому, что без самостоятельности, без права на творчество, без многооб-разия никакое движение к демократическим формам невозможно.

80-е годы были периодом активной разработки новых подходов и спон-танного внедрения их в педагогическую практику отдельными новатора-ми. Осуществлялась интенсивная разработка самых разнообразных путей совершенствования методик обучения и воспитания. Этот период явился временем настоящего всплеска педагогических разработок и идей.

Второй этап - становление вариативного образования (1992 -1996 гг.). В начале 90-х годов в сфере образования стали проявляться положитель-ные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образования, увеличение видов образовательных учреждений, реформа в содержании педагогиче-ского образования. Основные приоритеты реформы были закреплены За-коном Российской Федерации "Об образовании". Прежде всего это демо-кратизация образования, т.е. ликвидация монополии государства на обра-зование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления.

Третий этап - формирование механизмов обеспечения качества обра-зования (начинается с 1996 г.). Школа хоть и медленно, но твердо и неуклонно входит в новый, третий этап образовательной реформы - этап устойчивого гармоничного развития и системных инновационных измене-ний. Для того чтобы реформа на этом этапе стала необратимой, необходи-мо, чтобы такие важнейшие тенденции развития, как инновационное дви-жение, реформирование экономики образования и системы управления, регионализация и муниципализация, набрали силу и окрепли. Поэтому ос-нову этого периода составляют разработка и утверждение Закона о госу-дарственных образовательных стандартах и самих государственных обра-зовательных стандартов.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает много-кратно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искус-ство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – по-знавательной деятельности, на базе которой может и должно разви-ваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагоги-ческой деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осозна-ние того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорно-го, каждодневного труда.

Федеральная программа развития образования": Федеральный закон № 51-ФЗ от 10.04.2000г.// Собрание законодательства - № 16- ст.1639.

2. Агранович М. Реформирование системы образования.// Общество и экономика - 2000 - № 8 - С. 66 - 81.

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История пе-дагогики-М., Просвещение, 1982г.

4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.

5. Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998.

6. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Пи-тер», 2000.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика