Реферат
«Школа и образовательная политика России в ХХ веке. Введение всеобщего среднего образования»
- 18 страниц
Введение
Глава 1. Образовательная политика в России в начале ХХ века
1.1. Образование в Российской империи
1.2. Реформа образования в 1917 году
Глава 2. Образовательная политика в СССР
2.1. Основные этапы развития образовательной системы в 1920-1930-е годы
2.2. Образование в годы Великой Отечественной войны
2.3. Поствоенное время и развитие среднего образования
Глава 3. Введение всеобщего среднего образования
3.1. Концепция всеобщего среднего образования
3.2. Реализация программы всеобщего среднего образования
3.3. Влияние всеобщего среднего образования на общество
Заключение
Список использованных источников
Образование является одним из ключевых факторов, определяющих развитие общества и государства. В XX веке Россия пережила значительные изменения в своей образовательной системе, что было связано с политическими, экономическими и социальными преобразованиями.
Введение всеобщего среднего образования в середине века стало кульминацией этих изменений и оказало глубокое влияние на уровень грамотности, социальную мобильность и культурное развитие населения.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости анализа образовательной политики России в XX веке, которая формировала не только систему образования, но и общественные отношения, воспитание гражданского сознания и национальной идентичности.
Целью данной работы является исследование образовательной политики России в XX веке с акцентом на введение всеобщего среднего образования.
Задачи исследования включают анализ основных этапов развития образовательной системы, рассмотрение влияния исторических событий на образование и оценку результатов внедрения всеобщего среднего образования.
Объектом исследования является система образования России в XX веке, а предметом — процессы, связанные с изменениями в образовательной политике и их последствия для общества.
Методологической основой работы послужат историко-аналитический подход, сравнение различных этапов образовательной политики и использование первичных источников.
Таким образом, данное исследование направлено на углубленное понимание роли образования в формировании современного российского общества и его значимости для будущих поколений.
Глава 2. Образовательная политика в СССР
2.1. Основные этапы развития образовательной системы в 1920-1930-е годы
В 1920-1930-е годы в СССР проводилась политика «коренизации», которая, была направлена на поддержку местных национальных культур и языков, а также на интеграцию различных народов в социалистическую систему. Эта политика стала ответом на необходимость учитывать многонациональный состав страны и стремление создать единую советскую нацию, сохраняя при этом культурные особенности различных этнических групп. В рамках политики «коренизации» особое внимание уделялось образованию. В ряде республик и автономий была введена система национальных школ, где обучение проводилось на родном языке.
Однако эта политика имела и свои недостатки. В некоторых случаях акцент на национальное образование приводил к недостаточной подготовке специалистов, необходимых для промышленного и социального развития страны. Кроме того, в конце 1930-х годов, с ростом авторитаризма и началом сталинских репрессий, политика «коренизации» была свернута, и акцент был сделан на русификацию, что негативно сказалось на образовательных системах национальных республик.
Одним из значительных достижений советской образовательной политики в 1920-1930-е годы стало введение обязательного начального образования. В 1930 году была принята новая Конституция СССР, в которой гарантировалось бесплатное и обязательное начальное образование для всех детей. Это стало важным шагом к ликвидации неграмотности и обеспечению равного доступа к образованию для всех слоев населения.
Обязательное начальное образование охватывало детей в возрасте от 7 до 15 лет и включало в себя обучение основным предметам: чтению, письму, арифметике, а также основам естественных и социальных наук. Важным аспектом стало внедрение трудового обучения, которое не только развивало практические навыки у детей, но и формировало у них трудовые привычки. Создание сети начальных школ стало приоритетной задачей государства.
В 1920-х годах было открыто множество новых учебных заведений, что способствовало значительному увеличению числа учащихся. По данным статистики, к концу 1930-х годов уровень грамотности среди молодежи значительно возрос, что стало основой для дальнейшего развития системы образования в стране.
Таким образом, 1920-1930-е годы стали важным периодом для формирования образовательной системы СССР. Политика «коренизации» и введение обязательного начального образования способствовали повышению уровня грамотности и обеспечению доступа к образованию для всех слоев населения, что стало важным шагом на пути к созданию социалистического общества.
2.2. Образование в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) система образования СССР столкнулась с множеством вызовов, связанных с военной обстановкой, эвакуацией населения и изменением социальной структуры. В условиях войны образовательные учреждения были вынуждены адаптироваться к новым реалиям, что отразилось на их функционировании и содержании учебных программ.
В ходе исследования темы «Школа и образовательная политика России в ХХ веке. Введение всеобщего среднего образования» мы увидели, как образовательная система страны претерпела значительные изменения под воздействием различных исторических и социальных факторов. В начале ХХ века Россия столкнулась с необходимостью реформирования образовательной политики, что было вызвано как внутренними, так и внешними вызовами.
Введение всеобщего среднего образования стало важным шагом на пути к созданию более справедливого и равноправного общества, где каждый гражданин имел возможность получить качественное образование. Это не только способствовало повышению уровня грамотности населения, но и обеспечивало социальную мобильность, способствуя экономическому и культурному развитию страны. Кроме того, внедрение всеобщего среднего образования оказало значительное влияние на формирование новой гражданской идентичности и развитие критического мышления у молодежи. Оно подготовило новое поколение граждан, готовых к активному участию в общественной жизни и решению актуальных проблем своего времени.
Таким образом, анализ образовательной политики России в ХХ веке показывает, что введение всеобщего среднего образования стало не только важным достижением в сфере образования, но и мощным инструментом социального прогресса. Это наследие продолжает оказывать влияние на современную образовательную систему страны, подчеркивая важность доступности и качества образования для всех слоев населения. В дальнейшем необходимо продолжать развивать и совершенствовать образовательные инициативы, чтобы обеспечить соответствие требованиям времени и потребностям общества.
1. Громыко Ю.В. Российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология Ленанд Серия Будущая Россия 2021
2. Зинченко Г. П. Непрерывное образование в советском обществе: формирование концепций и проблемы ее реализации: диссертация . доктора философских наук: 09.00.02. - Москва, 1990. - 306 с.
4. Авво Б. В. Общество и школа: история и современность: монография / Б. В. Авво, Н. М. Федорова ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 106 с.
5. Введение всеобщего среднего образования и задачи педагогической пропаганды [Текст] / Одес. обл. организация о-ва "Знание". Науч.-метод. совет по пропаганде пед. знаний. - Одесса : [б. и.], 1972. - 25 с.
6.
7. Савельев А. Я., Момот А. И., Хотеенков В. Ф. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. Под ред. В. Г. Кинелева; НИИ высш. образования. - Москва: НИИВО, 1995. - 342,[5] с.
8. Федорова, Е. С. Развитие общего (школьного) образования в СССР в 1940 – 1957 гг.: на материалах Ульяновской области : автореферат дис. . кандидата исторических наук : 5.6.1. / Федорова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»]. - Саранск, 2022. - 22 с.
9. Шарова М. А. Философия образования в русской мысли второй половины XIX века [Текст] : монография / М. А. Шарова, С. Ю. Яблонская ; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. аграрный ун-т - МСХА им. К. А. Тимирязева. - Калуга : Калужский фил. РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2012. - 200 с.
10. Мова А. Э. (СанктПетербург «Формирование системы всеобщего обязательного обучения в России» https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-vseobschego-obyazatelnogo-obucheniya-v-rossii/viewer
11. Коновалова К. Статистический сборник по народному просвещению РСФСР Народный комиссариат по просвещению Государственное издательство Статистический сборник по народному просвещению РСФСР. [Москва] : Народный комиссариат по просвещению, 1927, ГПИБ. Центр социально-политической истории https://www.prlib.ru/section/1910710
Тема: | «Школа и образовательная политика России в ХХ веке. Введение всеобщего среднего образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Контрольная работа
«История таможенного дела и таможенной политики России. Нерчинский договор.»Курсовая работа
«Вступление России в ВТО. Экономический аспект»Дипломная работа
«Концепция языковой игры во французском неоавангарде второй половины xx века: применение игровых технологий в практике изучения французского языка в средней общеобразовательной школе»Дипломная работа
«Ценовая политика предприятия в курсе экономики СПО»Курсовая работа
«Первые итоги вступления России в ВТО 2014»