Курсовая работа

«Этапы развития социальной работы как научного знания и практики»

  • 48 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1. Понятие социальной работы в методологии

1.2. Периодизация процесса помощи в истории социальной работы

1.3. Социальная работа как культурно-исторический феномен

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В РОССИИ

2.1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян X века

2.2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII веков

2.3. Период церковно-государственной помощи – с XIV века по 2 половину XVII века

2.4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII века по 2 половину XIX века

2.5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX века до начала ХХ века

2.6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 года

2.7. Социальная помощь и поддержка населения России в 90-х годах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.

С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социаль-ной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х годов ХХ века. Поэтому выбор данной темы актуален и не случаен [5, 60].

Цель работы – рассмотреть этапы развития социальной работы как научного знания и практики.

Основные задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие социальной работы в методологии;

- охарактеризовать периодизацию процесса помощи в истории соци-альной работы;

- проанализировать социальную работу как культурно-исторический феномен;

- рассмотреть основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России.

Объектом исследования является этапы развития социальной работы.

Методами исследования данной темы, будет являться анализ широкого спектра источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, источники, указы, инструкции, положения, циркуляры, а также труды историков, ученых Карамзина, М. Забылина, П. Нищеретного, П.Я. Циткилова, В.А. Сущенко, Л.В. Бадя, М.В. Фирсова, В.И. Курбатова, Л.И. Деминой, В.Н. Егошиной, Е.И.Холостовой, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, А.И. Лященко, В.Е.Давидович, А. Спицкой.

Анализируя источники и взгляды, мы старались:

1) показать, что благотворительность – явление закономерное, была присуща России, начиная с архаического периода родоплеменных отношений;

2) собрать, рассмотреть и систематизировать все источники для видения социально-исторического процесса общественной помощи и общественного призрения;

3) рассмотреть исторические модели социальной помощи каждого периода;

4) выявить, что сделано предшествующими поколениями в этой области;

5) критически осмыслить имеющийся материал с учетом тенденций и перспектив для применения положительного опыта и работы в современных условиях.

Данная работа состоит из двух глав. В одной из которых рассматривается методологические проблемы историографии социальной работы, в другой – основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России. Также в наше исследование входит введение и заключение, затем список литературы.

Заключение

Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я – тебе, а ты – мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному. Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. И в этом отношении в таких социальных акциях, как «десятина», «секуляризация», «экспроприация», «ваучеризация» на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические принципы общественного бытия. Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.

В парадигме помощи и поддержки можно наблюдать, как закон рас-пределения и перераспределения проходит свои определенные стадии. В родовой общине это было связано с законами отцов и дедов, первоначально эти традиции воспринимает и княжеская власть. Однако после принятия христианства в Древней Руси начинают осуществляться новые подходы к проблемам нуждающихся, которые выстраиваются на основе греческого номоканона, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения различных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений различных групп населения в период массового голода. С XVIII в. окончательно оформляется законодательная практика помощи и поддержки на государственном уровне. В начале XIX в. появляется Устав общественного призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до советского периода. В советский период не было специального законодательства, регулирующего помощь и поддержку в обществе, оно входило в состав различных областей права. В постсоветский период наблюдается тенденция формирования отдельного законодательства в области социальной поддержки, направленного на защиту прав различных групп населения, таких, как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и т.д. С возрождением традиций благотворения государство берет под законодательный контроль данный вид общественной помощи [31, 25].

Однако в советский период, когда происходит слияние государства и общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает. Государство, исповедуя классовый подход в деле помощи и поддержки, сворачивает многие виды общественной помощи: частную, конфессиональную, сословную, благотворительную. Именно в этот период законодательно оформляется принцип приоритетов, помощь и защита в зависимости от заслуг, выслуги, статуса и т.д. В конце 80-90-х гг. происходит расширение парадигмы помощи, появляются тенденции благотворительности, но в отличие от тенденций XIX века она выступает как один из путей негосударственной деятельности в социальной сфере, а не как потребность гражданского общества. Тем не менее возвращение к видам деятельности, не связанных с государственными институтами, позволяет говорить о формировании самостоятельных общественных тенденций в конце ХХ в.

Институт церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из жизненных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются больницы и странноприимницы. Секуляризация церковных земель не могла не пройти бесследно для системы призрения нуждающихся. Власть вынуждена заново тратить средства, чтобы организовать институты призрения, восстанавливая то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, внутрицерковная жизнь имела жесткие противоречия, однако традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Такая же участь постигла систему государственного призрения в советский период, а в постсоветский период система социального обеспечения заменяется системой социальной защиты. Все же церковно-монастырская система помощи в конце XIX века и сегодня, в конце ХХ в. возвращается к своим исконным традициям в деле милосердия, когда призрение оказывается не только через монастыри, но и через приходы, где предоставляется комплекс услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, приют.

Изменение форм защиты неотъемлемо от изменения паттернов клиен-та: они касались то стариков, то вдов, то сирот, то инвалидов. Постепенно к различным формам патологии вырабатывались оперативные и превентивные меры. Можно отметить одну устойчивую тенденцию – в культурно-исторической перспективе клиентела не уменьшается, с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдовы; инфантицид считается преступлением и т.п. Возможно, гуманизация общества связана с выявлением на том или ином историческом отрезке определенного типа нуждающегося в помощи и поддержке [29, 132].

Список литературы

1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях пере-стройки. – М.: Просвещение, 1989. – 232с.

2. Антология социальной работы. – М.: Просвещение, 1994-1995. – 222с.

3. Бадя, Л.В. Благотворительность и нищенство в России: Краткий исторический очерк [Текст] / Л.В. Бадя. – М.: ИНФРА-М, 1993. – 333с.

4. Бадя, Л.В. Исторический опыт социальной работы в России [Текст] / Л.В. Бадя, Л.И. Демина, В.Н. Егошина. – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 345с.

5. Готье, Ю.В. История областного управления от Петра I до Екатерины II [Текст] / Ю.В. Готье. – М.: ИНФРА-М, 1999. – Т. 2. – 243с.

6. Григорьев, В.А. Реформы местного управления при Екатерине II [Текст] / В.А. Григорьев. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2000. – 354с.

7. Гуслякова, Л.Г. Теория и методология социальной работы [Текст] / Л.Г. Гуслякова. – М.: ИНФРА-М, 1994. – 343с.

8. Давидович, В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности [Текст] / В.Е. Давидович. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 1989. – 246с.

9. Дегтярев, Л. Социальная политика в трансформирующихся экономиках [Текст] / Л. Дегтярев // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №6. – С. 34.

10. Жуков, В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. [Текст] / В.И. Жу-ков. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 434с.

11. Жуков, В.И. Теория и методика социальной работы [Текст] / под ред. В.И. Жукова. – М., 1994. – 455с.

12. Зайнышев, И.Г. Теория и методика социальной работы [Текст] / под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 1994. – Ч. 1. – 345с.

13. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия [Текст] / М. Забылин. – СПб.: Издательство «Питер», 1994. – 421с.

14. Козлов, А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Е. Козлов. – М.: Наука, 2000. – 324с.

15. Конституция (Основной закон) РФ. – М., 1992.

16. Курбатова, В.И. Социальная работа [Текст] / под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999.

17. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работы в России [Текст]: учеб. пособие / А.И. Ляшенко. – М.: ИНФРА-М, 1995. – 425с.

18. Нищеретний, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России [Текст] / П.И. Нищеретний. – М.: Наука, 1999. – 333с.

19. Павленок, П.Д. Основы социальной работы. [Текст]: учебник / под ред. П.Д. Павленок. – М.: Наука, 1997. – 455с.

20. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике [Текст] / П. Рикер. – М.: Наука, 1995. – 345с.

21. Социальная политика переходного периода [Текст] // Общественные науки и современность. – 1994. - № 6.

22. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ). – М: РАН, 1992.

23. Социальные ориентиры изменяющегося общества [Текст] / Спб. статей РАН. – М., 1993.

24. Спицкая, А. Социальная история и социальная работа как общественная практика [Текст] / А. Спицкая // Теория и методология соци-альной работы. – М., 1994.

25. Сущенко, В.А. История российского предпринимательства [Текст] / В.А. Сущенко. – Ростов-на-Дону, 1997. – 343с.

26. Тихомиров, М.Н. Труды В.Н. Татищева по истории России [Текст] / В.Н. Татищев. Собр. соч. – Т. 1. – М., 1994. – 333с

27. Фирсов, М.В. Антология социальной работы в России [Текст] / М.В. Фирсов. – Т. 1-3. – М., 1994-1995. – 433с.

28. Фирсов, М.В. История социальной работы в России [Текст]: учебное пособие. / М.В. Фирсов. – М., 1998.

29. Фирсов, М.В. Антология социальной работы. – В 5 тт. – Соци-альная политика и законодательство в социальной работе [Текст] / М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС 1995. – 422с.

30. Холостова, Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы/ Е.И. Холостова //Социальная работа. – 1992. – Вып. 5.

31. Циткилова, П.Я. Материалы по истории социальной работы в России [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 1996. – 355с.

32. Энциклопедия социальной работы [Текст]. – Т. 1,2. – М., 1994.

Покупка готовой работы
Тема: «Этапы развития социальной работы как научного знания и практики»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 48
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика