Курсовая работа

«Политические процессы и политические институты»

  • 28 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы политических процессов 5

1.1 Понятие политических процессов 5

1.2 Основные виды и типы политических процессов 8

Глава 2. Теоретические основы политических институтов 12

2.1 Понятие, сущность и виды политических институтов 12

2.2 Подходы к изучению политических институтов 15

Заключение 25

Список использованных источников 27

Введение

Тема курсовой работы является актуальной. Политическое измерение общественных процессов чаще всего воплощается во взаимодействии институтов государства и гражданского общества. Параметры становления и функционирования этих институтов, ориентированные на удовлетворение конкретных групповых интересов, формируются в трех направлениях: социокультурном; социо-экономическом; собственно политическом.

Многомерные процессы общественного развития в России в качестве функционального ядра предполагают политические институты, которые осуществляют функции социальной интеграции общества во взаимодействии с неполитическим сообществом. В большинстве источников указывается, что группы, объединяющие носителей интересов, являются (либо должны являться) активными участниками процессов общественной трансформации. Однако, подвергаясь влиянию изменений в социокультурном пространстве в условиях глобализации, группы меняют свои роли, ценности и интересы.

В данном случае практическое и научное значение имеет изменение представлений групп о демократических ценностях (участии, политическом представительстве, автономности, свободе, подотчетности, легитимности институтов, верховенстве закона, соревновательности, плюрализме и пр.) и их интересов (особенно социально обусловленных). Прежде всего, исследованию подлежат механизмы властных отношений и области политического взаимодействия, а далее – стремление групп к реализации различных потребностей в политической сфере.

Таким образом, следует изучать явления политической жизни не только как постоянные институциональные величины, а как процесс и результат их превращения из социального в политический субъектсо всеми вытекающими отсюда последствиями.

На государственном уровне функции политических институтов, обеспечивающих связи с гражданским обществом,ещё не определились. Способы решения социокультурных проблемобщества политическими институтами и их закрепление правовыми нормами пока слабо освоены, поэтому государственная политика в большей мере базируется на ситуативно-идеологических иконъюнктурно-политических соображениях, чем на объективноманализе действительности.

Необходимость теоретического разведения политических и правовых институтов для уточнения специфики их функционированияв решении социально значимых проблем пока еще не до конца осознана ни политологами, ни юристами. Всё это ставит перед теорией политики новые задачи, связанные с усилением социокультурного аспекта их функционированияв контексте обеспечения ответственности государства перед обществом в XXI в. Социокультурный контекст позволяет проследить целенаправленное функционирование политических институтов с точки зрения изменения норм, правил и моделей их деятельности в обеспечении социальной политики.

Объект исследования – политические процессы и политические институты.

Предмет исследования включает в себя основные теоретические аспекты политических процессов и политических институтов.

Цель исследования в курсовой работе – рассмотреть политические институты и политические процессы.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие политических процессов;

- изучить основные виды и типы политических процессов;

- рассмотреть понятие, сущность и виды политических институтов;

- охарактеризовать подходы к изучению политических институтов.

Фрагмент работы

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Термином "процесс" (от лат. "processus" – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и, исходя из этого, сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

Политический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

 1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы;

 2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит;

 3 группа связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров.

Однако в последнее время на первый план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам.

Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат

Заключение

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.Основные виды политических процессов: формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов: технократический; демократической;харизматический.

Политические институты – это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения. К числу наиболее общих функций политических институтов относятся:

 консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;

 выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;

 упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;

 интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;

 защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;

 обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.

Список литературы

1. Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. М., 2008. С. 7-18.

2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М., 2006.

3. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце 20 века. М., 2009. С. 12.

4. Бурганова О. Социальная стратификация и неравенство: специфика постмодернистского дискурса. – h**t://lib.socio.msu.r*/l/library?e=q.

5. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. М., 2007.

6. Голенкова З.Т. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 2010. С. 122.

7. Гордон Л.А. Потери и обретения России девяностых. М., 2011. С. 22

8. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2009.С. 13.

9. Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. – М., 2009.

10. Козырев Г.И. Политология:учебное пособие.- М.: ИД "ФОРУМ":ИНФРА – М., 2009.

11. Подойницына И.И. Общество открытых классов: очерк о моделях социальной структуры. Новосибирск, 2009.

12. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. М., 2009.

13. Россия: новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2009. С. 14.

14. Маркин В.В. Социальное программирование. – Пенза, 2008.

15. Калашников В.Л. Лугвин С.Б. Политология. М., 2009.

16. Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб, 2008.

17. Панов П.В. Политическое сообщество: конструирование и институционализация // Полис. 2007. № 1. С. 94–98.

18. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 2006.

19. Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учебник./ Под ред. Белоусова Р.А., Селезнева А.З. М., 2009.

20. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие./ Под ред. В.Н. Иванова. М., 2010.

21. Робская С.А. Государственное строительство как политический процесс (направления исследований). //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 2. С. 223-228.

22. Соловьев А.И. Политология: учебник для вузов. М., 2009.

23. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Поршнева. М., 2012.

24. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 2010.

Покупка готовой работы
Тема: «Политические процессы и политические институты»
Раздел: Муниципальное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика