Курсовая работа

«Политические процессы и политические институты»

  • 28 страниц(ы)
  • 1089 просмотров
фото автора

Автор: ohlenka

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы политических процессов 5

1.1 Понятие политических процессов 5

1.2 Основные виды и типы политических процессов 8

Глава 2. Теоретические основы политических институтов 12

2.1 Понятие, сущность и виды политических институтов 12

2.2 Подходы к изучению политических институтов 15

Заключение 25

Список использованных источников 27

Тема курсовой работы является актуальной. Политическое измерение общественных процессов чаще всего воплощается во взаимодействии институтов государства и гражданского общества. Параметры становления и функционирования этих институтов, ориентированные на удовлетворение конкретных групповых интересов, формируются в трех направлениях: социокультурном; социо-экономическом; собственно политическом.

Многомерные процессы общественного развития в России в качестве функционального ядра предполагают политические институты, которые осуществляют функции социальной интеграции общества во взаимодействии с неполитическим сообществом. В большинстве источников указывается, что группы, объединяющие носителей интересов, являются (либо должны являться) активными участниками процессов общественной трансформации. Однако, подвергаясь влиянию изменений в социокультурном пространстве в условиях глобализации, группы меняют свои роли, ценности и интересы.

В данном случае практическое и научное значение имеет изменение представлений групп о демократических ценностях (участии, политическом представительстве, автономности, свободе, подотчетности, легитимности институтов, верховенстве закона, соревновательности, плюрализме и пр.) и их интересов (особенно социально обусловленных). Прежде всего, исследованию подлежат механизмы властных отношений и области политического взаимодействия, а далее – стремление групп к реализации различных потребностей в политической сфере.

Таким образом, следует изучать явления политической жизни не только как постоянные институциональные величины, а как процесс и результат их превращения из социального в политический субъектсо всеми вытекающими отсюда последствиями.

На государственном уровне функции политических институтов, обеспечивающих связи с гражданским обществом,ещё не определились. Способы решения социокультурных проблемобщества политическими институтами и их закрепление правовыми нормами пока слабо освоены, поэтому государственная политика в большей мере базируется на ситуативно-идеологических иконъюнктурно-политических соображениях, чем на объективноманализе действительности.

Необходимость теоретического разведения политических и правовых институтов для уточнения специфики их функционированияв решении социально значимых проблем пока еще не до конца осознана ни политологами, ни юристами. Всё это ставит перед теорией политики новые задачи, связанные с усилением социокультурного аспекта их функционированияв контексте обеспечения ответственности государства перед обществом в XXI в. Социокультурный контекст позволяет проследить целенаправленное функционирование политических институтов с точки зрения изменения норм, правил и моделей их деятельности в обеспечении социальной политики.

Объект исследования – политические процессы и политические институты.

Предмет исследования включает в себя основные теоретические аспекты политических процессов и политических институтов.

Цель исследования в курсовой работе – рассмотреть политические институты и политические процессы.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие политических процессов;

- изучить основные виды и типы политических процессов;

- рассмотреть понятие, сущность и виды политических институтов;

- охарактеризовать подходы к изучению политических институтов.

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Термином "процесс" (от лат. "processus" – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и, исходя из этого, сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

Политический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

 1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы;

 2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит;

 3 группа связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров.

Однако в последнее время на первый план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам.

Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.Основные виды политических процессов: формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов: технократический; демократической;харизматический.

Политические институты – это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения. К числу наиболее общих функций политических институтов относятся:

 консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;

 выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;

 упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;

 интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;

 защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;

 обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.

1. Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. М., 2008. С. 7-18.

2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. – М., 2006.

3. Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце 20 века. М., 2009. С. 12.

4. Бурганова О. Социальная стратификация и неравенство: специфика постмодернистского дискурса. – h**t://lib.socio.msu.r*/l/library?e=q.

5. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. М., 2007.

6. Голенкова З.Т. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 2010. С. 122.

7. Гордон Л.А. Потери и обретения России девяностых. М., 2011. С. 22

8. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2009.С. 13.

9. Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. – М., 2009.

10. Козырев Г.И. Политология:учебное пособие.- М.: ИД "ФОРУМ":ИНФРА – М., 2009.

11. Подойницына И.И. Общество открытых классов: очерк о моделях социальной структуры. Новосибирск, 2009.

12. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. М., 2009.

13. Россия: новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2009. С. 14.

14. Маркин В.В. Социальное программирование. – Пенза, 2008.

15. Калашников В.Л. Лугвин С.Б. Политология. М., 2009.

16. Кравченко А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев. СПб, 2008.

17. Панов П.В. Политическое сообщество: конструирование и институционализация // Полис. 2007. № 1. С. 94–98.

18. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 2006.

19. Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учебник./ Под ред. Белоусова Р.А., Селезнева А.З. М., 2009.

20. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие./ Под ред. В.Н. Иванова. М., 2010.

21. Робская С.А. Государственное строительство как политический процесс (направления исследований). //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 2. С. 223-228.

22. Соловьев А.И. Политология: учебник для вузов. М., 2009.

23. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Под ред. Д.С. Львова, А.Г. Поршнева. М., 2012.

24. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 2010.

Покупка готовой работы
Тема: «Политические процессы и политические институты»
Раздел: Муниципальное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика