Дипломная работа

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

  • 89 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ….….9

1.1.Историко-теоретические основы становления здоровьесберегающей педагогики и терапевтического воздействия музыки на организм человека….9

1.2.Здоровьесберегающая технология в музыкально-образовательной практике….….….….20

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ….….36

2.1.Передовой педагогический опыт по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования….….…3

2.2.Опытная работа в области здоровьесбережения на уроках музыки….….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….….81

ПРИЛОЖЕНИЕ …84

Введение

Актуальность исследования. Современное общество на данном этапе развития человечества сильно отличается от того общества, которое существовало сто, двести лет назад. Ускорился темп жизни и человечеству, живущему в нем, нужно приспосабливаться к нему, чтобы не потеряться в огромной массе информации. Поэтому, образование играет одну из главных ролей в жизни. Вряд ли надо сегодня подробно доказывать особое, исключительное место и значение образования для жизнедеятельности и процесса общества. Этот процесс прямо и самым серьезным образом влияет на все стороны общественной жизни, определяет ее состояние – научное, технологическое, экономическое, социальное, политическое, духовно-нравственное. Сегодня на каждом шагу у нас можно слышать словесное признание того, что без высокого и качественного образования у общества нет достойного будущего. Образование – важнейший фактор формирования развития личности на различных этапах социализации и жизнедеятельности.

К сожалению, в условиях современной школы наблюдается ряд негативных явлений:

Во-первых, возрастает объем информации, которым должен овладеть подрастающий человек в системе общего образования, ограниченный временным промежутком пребывания в этой системе.

Во-вторых, очевидно несоответствие между «здоровьезатратностью» и «природоспособностью» современного общего образования и безусловной необходимостью для школьника полноценного проживания детства.

В-третьих, происходит расхождение между унифицированностью формального образования и целесообразностью его ориентации не только на возрастные, но и на личностные особенности, возможности, предрасположенности, способности, наклонности субъектов образования.

В-четвертых, недостаточно используется такое эффективное направление в рамках здоровьесберегающей педагогики, как привлечение искусства, в частности музыкального искусства и музыкальной деятельности, как здоровьеобразующего фактора человеческой деятельности. В том числе в раннем возрасте.

Предпосылки для решения названных проблем созданы исследованиями отечественных и зарубежных ученых в области: теории и методологии образования (П.Р.Атутов, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Л.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин и др.); валеологии и валеологического образования (И.И.Брехман, В.П.Казначеева, В.П.Колбанов, В.П.Петленко, Л.Г.Татарников, З.И.Тюмасева); анализа различных подходов к совершенствованию деятельности работников образования О.А.Абдуллина, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, М.И.Махмутов, А.В.Мудрик), научно обоснованного проектирования образовательных систем (А.Ф.Аменд, К.Ш.Ахияров, А.С.Белкин, Б.С.Гершунский, В.С.Леднев, М.М.Поташник и др.), что оказало существенное влияние на онтологику и гносеологию проведенного исследования:

На наш взгляд, в процессе становления и развития личности современного школьника немаловажную роль играет применение музыкального искусства.

1. О роли музыкального искусства в жизни человека, отмеченной такими философами, как, как Аристотель, Платон, Сократ, Аристофан и др.

2. О ценности идей народной педагогики – М. Акмулла, К.Д.Ушинский, Яковлев и др.

3. Ценные мысли о воздействии музыки на личность высказывали советские педагоги-исследователи: Б.А.Асафьев, А.В.Луначарский, Б.Л.Яворский, Д. Б. Кабалевский, Б.М. неменский и др.

4. Воздействие музыки на эстетическую сторону души получило осмысление в теории образования и воспитания детей в трудах отечественных педагогов – С.Т. и В.Н.Шацких, А.С.Макаренко В.А.Сухомлинского и др.

5. О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном и физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.Г.Александрова, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Е.И. Зоткина и др.

6. Актуальность музыкального образования в школе рассматривается современными педагогами-музыкантами – Л.В.Школяр, Г.П.Сергеевой, Ю.Б.Алиевым и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического образования и воспитания школьников значительную роль играют исследования в области психологии, теории психологии, творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова, Е.В.Назайкинского и др.

Музыкальная педагогика пополняется все новыми системами и методиками в том числе и музыкально–коррекционного обучения, в которой серьезно поднимается проблема музыкального образования и воспитания аномальных детей с физическими и психологическими отклонениями требующими более пристального отношения к их музыкальному образованию. О чем говорят труды таких педагогов-музыкантов, как И.С.Белик, Д.Л.Левина, В.И.Петрушин.

Актуальность исследования проблемы акцентируется также в основополагающих документах Всемирной организации здравоохранения, где отмечается, что одной из первых должна решаться задача по улучшению здоровья молодежи и в особый ряд выделяются направления по формированию образа жизни, способствующего укреплению здоровья, а также борьба с курением, алкоголизмом и потреблением психотропных веществ.

Уровень валеологического образования школьников средствами музыкального искусства остается, к сожалению, весьма низким и в городских, и в сельских школах. Необходимость внедрения валеологических принципов в систему общего музыкального образования продиктовано проблемами сегодняшней действительности.

Реализовать же названные задачи можно только в том случае, если отечественное образование будет ориентировано на эквивалентность и необходимость вписаться в мировое образовательное пространство, которое далеко не во всем адекватно отечественному образованию. На пути ликвидации этого разрыва в отечественной педагогике происходят процессы, которые выражаются с помощью целого рода понятий и парадигм, вошедшие в педагогическую практику, в том числе и музыкальную педагогику, сравнительно недавно: универсальность образования, толерантность, коммуникативность, единство знаний и нравственности, педагогические технологии, таксономии результатов обучения, когнитивные структуры, валеология, базисный учебный план, стандарт образования, образовательная среда и образовательное пространство, телесное, духовное и социальное благополучие, демократизация, гуманитаризация и гуманизация образования.

На основе анализа рассматриваемой проблемы можно выделить ряд противоречий между:

• потребностью государства в здоровых (физически и духовно) гражданах и реальным состоянием здоровья детей школьного возраста;

• существующими директивными документами по охране здоровья детей и их реализации в каждом конкретном учреждении;

• реальными физическими и психологическими возможностями учащихся и все более усложняющимися школьными учебными программами;

• негативным влиянием школьной среды и учебно-воспитательного режима на здоровье учащихся и отсутствием в общественных учреждениях целостной системы, осуществляющей валеолого-педагогическую деятельность;

• недостаточное использование предметов художественно-эстетического цикла, в частности уроков музыки, в процессе реализации здоровьесберегающей педагогики.

Актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования: Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.

Цель исследования: осветить теоретические позиции и опытным путем проверить эффективность основных путей реализации музыкального образования в здоровьесберегающей педагогике.

Объект исследования: система школьного музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия внедрения здоровьесберегающей педагогики в области музыкального образования.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему становления здоровьесберегающей педагогики музыкального образования с позиции методологии

2. Определить содержание, формы, методы взаимодействия здоровьесберегающей педагогики и музыкального образования в современных образовательных учреждениях.

3. Выработать методические рекомендации по взаимодействию здоровьесберегающей педагогики с музыкальным образованием в современных образовательных учреждениях.

Методологической основой исследования являются философские учения о роли искусства, в том числе и музыки, во всестороннем развитии личности; психолого-педагогическая теория формирования личности ребенка; комплекс идей и научных положений, обусловленных валеологической концепцией; теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей; гуманизация и демократизация школьного образовательного процесса.

Для решения обозначенной проблемы исследования нами использовались следующие теоретические и эмпирические методы:

Теоретические:

• Анализ литературы в области философии, этики, эстетики, социологии, истории музыки и музыкознания, медицины, в области общей музыкальной педагогики, музыкальной психологии.

• Обобщение передового педагогического опыта по использованию достижений музыкального образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в здоровьесберегающей педагогике.

Эмпирические:

• Целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование будущих педагогов, школьников; опрос, беседа с целью выявления отношения респондентов к проблеме исследования; констатирующий и формирующий эксперименты, обработка полученных данных и литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, 1 и 2 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1.Передовой педагогический опыт по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования

На протяжении истории человечество выработало определенные моральные принципы и жизненные ценности, которые могут, должны обеспечить развитие общества и его цивилизованность. Сегодня, когда мы, наконец, поняли, что мы загнаны в тупик в духовном развитии общества, что утеряны многие человеческие ценности, памятники культуры и т.д. мы начали обращать свои взоры в прошлое. И обращаясь в прошлое, пытаемся призвать к себе в союзники опыт великих мастеров-педагогов. Проблема формирования музыкально-эстетически развитой личности приобретает сегодня особую остроту, и ее решение, прежде всего, ложится на учительство, родителей и общественность.

Учитель, более чем кто–либо является последовательным и активным носителем музыкальной культуры, он должен способствовать формированию и развитию музыкальной культуры у молодого поколения. Главная цель и задача каждого учителя, в особенности того, кто несет в себе высочайшую ответственность воспитателя - зажечь «светоч духа» в сердце каждого ребенка. Поддерживать этот проснувшийся интерес к новому, что они узнают о музыке, творчестве – задача учителя. Умелое сочетание урока и внеклассной работы способствуют этому. Известна педагогическая истина, что поставленная школой и учителем цель обуславливает содержание обучения с определенными уровнями знаний (знакомства, воспроизведение типовых умений, творчества), влечет выбор его методов, форм, средств. Это требует от учителя в конкретных условиях работы создание плана, программы, в которых учитывался и использовался передовой педагогический опыт. Рассмотрим с этой позиции опыт работы отдельных школ города Уфы, которые в разных формах, с использованием разнообразных методов осуществляют музыкальное образование учащихся в рамках здоровьесберегающей педагогики. Следует сразу отметить, что в целом, во всех изученных нами учреждениях положительно решаются проблемы здоровья и образования школьников через урочную и внеурочную музыкальную деятельность. Кроме основной программы по музыке, которой руководствуются учителя музыки в своей педагогической практике, частично используют отдельные темы, музыкальный материал, творческие задания из программ Ю.Б.Алиева, О.П.Радыновой, Л.М.Кашаповой, Н.Г.Ямалетдиновой и Р.Х.Хусаиновой.

Нами был изучен опыт работы следующих образовательных учреждений:

В лицее №2 сложились давние традиции музыкального образования учащихся. В процессе приобщения своих подопечных к миру музыкального искусства в рамках урочной (1-8 классы) и внеурочной музыкальной деятельности учителя музыки лицея - В.М.Казина и Н.Г.Старостин систематически обращаются к музыкальному фольклору русского, башкирского, татарского народов. Валентиной Михайловной сделано многое по оснащению кабинета музыки, сложилась своя система обучения школьников. Особенно следует отметить в лицее внеклассную музыкальную деятельность учащихся, где работают еще 7 педагогов-музыкантов, которые осуществляют индивидуальное обучение детей по классу духовых инструментов, баяна, домбры, курая, руководят инструментальными ансамблями. С 1989 г. существует детский фольклорный ансамбль под руководством Н.Г.Старостина. На сегодня он является автором программы «Фольклорный класс» в рамках экспериментальной площадки, утвержденной экспериментным советом НИМЦ при ГУО в 2003 г.

Более 15 лет в школе также работает детский музыкальный оперный театр, которым руководит Ф.З.Гершова. Опыт жизнедеятельности и процветания этого коллектива достоин самого пристального изучения, обобщения и пропаганды не только в Башкортостане, но и в РФ. Она своей работой способствует развитию духовного и музыкального вкуса детей, (особенно учащихся классов педагогической коррекции) совершенствует их танцевальные и вокальные умения и навыки. Начиная с 1994 г., ею поставлено более 8 музыкальных спектаклей – детских опер. Она выступает не только в качестве руководителя данного коллектива, но и автора либретто, музыки всех этих детских музыкальных спектаклей. Следует сказать, что музыкальная культура народов Башкортостана пронизывает всю жизнедеятельность лицея на всех возрастных этапах, которая выливается в большие общешкольные праздники, фестивали, интересные встречи с деятелями культуры и искусства.

Следует отметить и музыкальное образование учащихся, осуществляемое в школе №9 С.А.Малковым, одним из ведущих педагогов-музыкантов города Уфы. Он является прекрасным оратором, исполнителем, также требовательным педагогом к себе и учащимся, он создал хорошую методическую базу в своем кабинете музыки по вопросам музыкального образования школьников, где находятся новинки литературы в области музыкальной педагогики и психологии. В своей работе он умело реализует задачи национально-регионального музыкального образования, что не маловажно в условиях современности. На уроках учитель использует интересные приемы, проводит содержательные беседы о музыке и музыкантах, вызывая тем самым интерес учеников к миру искусства. Он немало усилий вкладывает для совершенствования совей методической подготовки, устранения типичных ошибок и трудностей в работе учителя музыки. Ребята являются активными участниками всех праздников и мероприятий, проводимых в школе, где музыка один из важнейших компонентов, стоит назвать конкурс, который стал уже традиционным в школе «Звезды школы», в котором принимают участие все желающие. Также в школе существуют инструментальный, вокально-инструментальный ансамбли, сольного пения и др. Хотелось бы отметить работу учителя и в таком направлении, как здоровьесберегающее обучение детей на уроках музыки при помощи специально подобранного музыкального материала.

В настоящее время в России актуальной проблемой является новая ветвь в общей педагогики это коррекционная педагогика. В данное время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с отклонением в развитии является их воспитание, обучение и лечение в коррекционных учреждениях.

Дошкольное образовательное учреждение № 170 г. Уфы Кировского района, было открыто в 1975 году. Двенадцатигрупповой детский сад был рассчитан на большое количество детей их близлежащих микрорайонов. Через два года существования детского сада возникла необходимость в создании базы для коррекционной помощи детям с нарушением речи. В 1977 году в ДОУ №170 Кировское РОНО создает и открывает две речевые группы для детей старшего дошкольного возраста.

Вся коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи в речевых группах осуществляется в тесном контакте работы логопеда, воспитателя, музыкального руководителя.

Коррекционно-педагогическую работу в речевых группах логопеду и воспитателям помогает осуществлять весь педагогический состав ДОУ и большую роль в этом играет музыкальный руководитель. Поэтому предметом нашего исследования будет являться взаимодействие музыкального образования и коррекционной педагогики (логопедии).

Музыкальный руководитель Николаева Алла Алексеевна имеет большой стаж работы в речевых группах ДОУ № 170. Она работает в тесном контакте с логопедами и воспитателями. Свою музыкально-коррекционную работу с детьми-логопатами она строит на основе программы М.А.Васильево и, в тоже время, включает в структуру занятий разработанную методику логоритмики Г.А.Волковой. В последнее время Алла Алексеевна использует опыт работы логопедов и музыкальных руководителей других детских садов города Уфы и применяет в своей работе тематику и конспекты из журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология». В течение нескольких лет она накопила и разработала свой методический материал по теме "Русский фольклор", который она использует в коррекционной работе на музыкальных занятиях с детьми с речевой патологией. Благодаря правильно построенным структурам занятий и использования различных коррекционно-методических приемов дети полностью справляются с программным содержанием музыкальных занятий.

На музыкальных занятиях, одновременно с решением основных задач по музыкальному воспитанию, и образованию музыкальный руководитель осуществляет коррекционное воспитание и обучение, которые имеют своей целью: закрепление и автоматизацию правильного звукопроизношения и развития речевого дыхания; обогащение и закрепление знаний по лексическим темам; развитие общей и мелкой моторики. Музыкальное воспитание и обучение в коррекционных группах осуществляется в основном на фронтальных музыкальных занятиях, которые проводятся два раза в неделю, как и в массовых группах, детского сада.

Также на музыкальных занятиях, помимо основных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально ритмические движения) музыкальный руководитель включает в структуру занятий упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения речевых и мимических движений, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, упражнения регулирующие мышечный тонус.

Заключение

Анализ проблемы исследования в педагогической теории и практике показал, что на одно из первых мест в последние годы выдвигается проблема поиска путей эффективной организации образовательного процесса, способного обеспечить не только освоение учащимися знаний, но и создание ими личного опыта в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала дает основание сформулировать общие выводы по выпускной квалифицированной работе.

1. Проблема взаимодействия здоровьесберегающей педагогики и музыкального образования детей волновала ученые умы еще с древности. В процессе становления здоровьесберегающей педагогики принимали участие ученые разных областей наук, в том числе о роли музыки, как средстве врачевания упоминается у Пифагора, Аристотеля, Боэция; профессора медицины Феликс Платтер, педагог – философ Ян Амос Коменский, психиатр Эмиль Крепелин и др. Из российских ученых Екатерина Грачева, Всеволод Кащенко, Лев Выготский и др. В последнее время проблема здоровья занимает не последнее место в сфере общего образования, в том числе и музыкального. Этой проблемой занимались психоневрологи Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко.

2. В современном мире уровень цивилизованности общества, авторитет нации ставится в прямую зависимость от положения детей и глубины заботы о них государством, обществом в целом. В настоящее время в России проблема здоровьесберегающего обучения и воспитания приобретает все большую актуальность, т.к. увеличивается количество детей с аномальными отклонениями, требующие к себе особого подхода. Все это связано с переутомленностью на уроках, загруженностью домашних заданий, врожденными и другими аномалиями. В решении этой проблемы немаловажную роль отводится художественно-эстетическому образованию, в том числе и музыкальному.

3. В содержание системы здоровьесберегающего обучения и музыкального образования необходимо включать специализированные и дифференцированные формы и методы воспитания и образования, позволяющие решать задачи своевременной активной помощи детям. От того, каким смыслом будет наполнено содержание здоровьесберегающего образования, будет зависеть эффективность системы здоровьесберегающего воспитания и обучения.

4. Методика здоровьесберегающего музыкального образования и воспитания в настоящее время недостаточно разработана, нет единой системы, обеспечивающей полноценное развитие ребенка. Сегодня успешное функционирование любой школы становится немыслимым без здоровьесберегающей педагогики.

5. Для того, чтобы система здоровьесберегающего обучения и музыкального образования успешно адаптировалась в современной педагогической практике необходимо:

- знать особенности детей, их психофизическое развитие;

- обеспечить необходимые условия для профессионально-трудовой подготовки специалистов в области здоровьесберегающей педагогики и психологии, музыкального образования и воспитания;

- постоянно проводить конференции, консилиумы, собрания, консультации по обогащению родителей знаниями в области здоровьесберегающей педагогики и музыкального образования, а также выявлять пути их взаимодействия;

- решить вопросы специальной подготовки педагогических кадров в области музыкотерапии, психологии, музыкознания, этнопедагогики и т.д.;

- осуществить учебно–материальное обеспечение музыкального образования школьников в рамках здоровьесберегающей педагогики.

6. Проблемами здоровьесберегающей педагогики занимаются педагоги, музыканты-практики, разрабатывают новые методики, системы, упражнения в таких областях, где взаимодействуют медицина и педагогика.

7. Анализируя достижения теории и практики, мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости упомянутых исследований, проблема музыкального образования школьников в системе здоровьесберегающего обучения остается недостаточно разработанной, так как нет специальных методик и разработок именно в области музыкального образования школьников в системе здоровьесберегающей педагогики. В школах по прежнему нет должного внимания к здоровью ребенка (постоянные перегрузки, переутомления, стрессы).

Проведя наблюдения, анкетирование, беседы, уроки музыки, нами были суммированы все данные и разработаны рекомендации для создания, на наш взгляд, более эффективных условий решения задач здоровьесберегающей педагогики в системе школьного музыкального образования. А так же разработали консультации, лекции-доклады, семинары-практикумы для просвещения родителей по вопросам здоровьесберегающей педагогики.

Мы надеемся, что опора на разработанную нами памятку, окажет помощь при построении урока и работе как будущим учителям музыки, так и учителям-практикам.

Таким образом, с поставленными перед нами задачами и целью исследования, заключавшуюся в освещении теоретических позиций и проверки опытным путем эффективность основных путей реализации музыкального образования в здоровьесберегающей педагогике, мы считаем справились.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для вузов. – М.Академия, 2004.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для вузов.- М., Музыка, 2006.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для вузов. DVD- комплект из 6 дисков - М., Институт новых технологий, 2006.

4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. – С.95.

5. Алиев Ю.Б. Учет успеваемости учащихся на уроках музыки. Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А.Апраксина – М.; 1971 – Вып.7 – С. 38-43.

6. Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в школе/Воспитание школьников. Вып.5.-1990.-С.15.

7. Апраксина О.А. методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов пед. институтов. – М: Просвещение, 1983. – 224 с.

8. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя- музыканта для общеобразовательной школы: Музыкально - педагогическая подготовка учителя. – М: Просвещение, 1973. – 89 с.

9. Арановская М.Г. Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. – 336 с.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. - М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

11. Багреева Е. Прекрасные наши возможности… (Из творческого наследия А.С.Макаренко) // Музыка в школе. – 1986. - №2 – С.5.

12. Барановская Р.И. Советская музыкальная литература. Вып.1: Учебник

для музыкальных училищ. – 5-е изд.-М.: Музыка, 1981. - 559 с.

13. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – 95 с.

14. Белик И.С. Музыка против глухоты. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

15. Берхман Т.И. Музыкальное образование учителя: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1956 – 135 с.

16. Блаво Р. Музыка здоровья. – Спб.: Диля, 2002. – 288 с.

17. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для учащихся училищ. –М.: Просвещение, 1987. – 288 с.

18. Большой энциклопедический словарь: Музыка / Гл. ред. Келдыш Г.В. –М.:БРЭ. 1998. – 671 с.

19. Вендрова Т.Е. Художественно – педагогический анализ на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе. – М, 1989. – 13 с.

20. Верницкая Н.Н. Педагогика способностей. – М.; 1973.- С. 10-12.

21. Ветлучина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.

18. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. – М. – Педагогическое общество России, 1999. – 192 с.

19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа –Пресс, 1995. – 448 с.

20. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1.- Л, -1962. – 238 с.

21. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12.- Л, -1973. – 222 с.

22. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13.- Л, -1974. – 238 с.

23. Гозенпуд А.А. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14.- Л, -1975. – 222 с.

24. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений. – М.: «Академия, 1999. – 280 с.

25. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика/ Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.В.Рыжакова. – М.: изд-во Московского психологического-социального института; Воронеж.: изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 348 с.

26. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. – М.: Просвещение, 1969.- 77 с.

27. Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. Методика муз. воспитания в школе: учебн. для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 207с.

28. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – Спб.:Детство – пресс, 2001. – 158с.

29. Закон Республики Башкортостан об образовании// Ведомости Верховного Совета и правительства РБ. – 1992. - №4. – с. 223 - 226.

30. Закон РФ «Об образовании»//Образование в документах. - 1996, - №5. – с.7 - 61.

31. Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание в современном мире. – М.: ИСМЕ, 1970. – 415 с.

32. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: программа экспериментального курса и методические рекомендации. – Уфа: изд-во БИПКРО, 1995. – 45 с.

33. Коджаспирова К.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и средних пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

34. Колбанов В.В. Валеология. – Спб.: Деам, 2000.- 256 с.

35. Коллинз С. Классическая музыка от и до. – М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001. – 288 с.

36. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. – М.: Моск. центр В.П., 1992. – 32 с.

37. Лазарев М.Л. Санатал. – М.,2006.

38. Маркус С.А. История музыкальной эстетики. – М.: Музыка, 1968. – 685 с.

39. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. –Л.: Музыка, 1988. – 88 с.

40. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М.: Просвещение, 1971. – 156 с.

41. Монтессори – материал: часть 1: Школа для малышей. – Изд. «Мастер», 1992. – 80 с.

42. Музыкальная жизнь / Под. ред. Платек Я.М. М, 1991. - №4. – С. 6 – 7.

43. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебн. пособ. для студ. и

пособ. для преподавателей. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

44. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: Учебн. Пособие для ВУЗов. – М: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

45. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. Пособ. для музыкального самообразования. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

46. Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально - педагогической деятельности. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

47. Севастьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. – М.: Изобразительное искусство, 1977 – 312 с.

48. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 1999 - №3 – С.-145 -169.

49. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 1999 - №4 – С. 166 - 170.

50. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 2000 - №1 – С. 123 - 148.

51. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 2000 - №2 – С. 170 - 189.

52. Социально-гуманитарные знания. / Под ред. Миронова А.В., 2000 - №3 – С. 154 - 162.

53. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. учебное пособие.– М.,2008

54. Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: 1986.- С. 23.

55. Шульц Ю.Ф. Медицина в поэзии греков и римлян. – М.: Медицина, 1987. – 125 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика