Дипломная работа
«Качество закона и эффективность законодательства»
- 69 страниц
Введение… ….3
1 Понятие, признаки и классификация нормативно – правовых актов ….6
1.1 Понятие нормативно – правовых актов. Конституция РФ ….6
1.2 Законы РФ: понятие, виды и признаки ….13
1.3 Подзаконные нормативно – правовые акты и указы Президента….18
2. Качество российского законодательства…23
2. 1 Качество законопроектов ….23
2.2 Влияние концепции законопроекта на качество
регионального законодательства ….29
3. Эффективность законодательства….39
3.1 Прогнозирование эффективности законодательных норм …39
3.2 Проблемы эффективности законодательства в сфере защиты
частного права ….50
Заключение….….….….59
Список использованных источников ….….….63
Актуальность проблем эффективности и демократизации законодательства в условиях современной России обусловлена прежде всего международными правовыми идеями гуманизма в сфере защиты прав человека. Социальная и правовая защищенность человека есть всегда проявление конкретное, выражающееся в наличии законов, надежно защищающих его права и свободы. Законы надежны и эффективны, когда провозглашают не только нормы, принципы, но и претворяют их в жизнь.
Эффективность механизмов правового регулирования в первую очередь измеряется обоснованностью и выбором целей в стратегии правовой политики, обеспечиваемой адекватными средствами правового воздействия, а также квалифицированным использованием этих средств. Для укрепления законности и правопорядка необходимо совершенствовать правотворческий и правоприменительный виды деятельности, которые должны непременно учитывать динамизм происходящих в обществе экономических, социальных, культурных и иных процессов и явлений.
Право решает в нормативном виде социальные, политические и экономические задачи, выдвигаемые перед законодателем ходом общественного развития. В зависимости от того, насколько технологично и адекватно состоянию общества сформирована законодательная база, право (понимая его с нормотивистских позиций) может либо способствовать общественно-экономическому прогрессу, либо тормозить его и даже наносить обществу прямой ущерб.
Современное состояние российского законодательства во многом не отвечает общественным потребностям. Пройдя очередной цикл своего переформирования в 1990 - 2014 гг., оно, в отличие от 20-х гг. прошлого века, строилось не столько на тотальном отрицании предшествующих правовых моделей, сколько на основе глубокой модернизации сложившегося в СССР законодательства. В наибольшей степени обновилось правовое регулирование экономической деятельности, в то же время такие отрасли, как административное, уголовное, процессуальное, социальное законодательство, по сути, не оторвались от старой основы. Поспешность в разработке и принятии законов, пренебрежение правилами юридической техники породили такие негативные явления, как недостаточная системная сбалансированность, пробельность, экономическая необеспеченность и несоответствие реалиям общественного развития многих конструкций российского законодательства.
Важным средством преодоления подобной ущербности законодательства является системное научное прогнозирование как его развития, так и эффективности применения прогнозируемых норм.
Вопросы, связанные с качеством и эффективностью российского законодательства глубоко исследовались и широко освещались в научной литературе. Поэтому в данной работе мною были использованы материалы и труды таких специалистов – правоведов, Абрамова А.И., Аничкин Е.С., Артамонов А.Н., Бархатова Е.Ю., Болдырев С.Н., Бычков А., Власенко Н.А., Глазырин В.В., Давыдова М.Л., Лазарев Л.В., Лебедь В.И., Кудрявцев В.Н., Ломтева В.С., Малько А.В., Павлодский Е.А., Степин А.Б., Сырых В.М., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я., Хамуков А.В., Яценко В.Н. и другие.
Однако в настоящее время, как представляется, данные вопросы требуют новых исследований в данной сфере.
Методологической и теоретической основой исследования является аналитический, сравнительный и формально-юридический методы познания.
Основой работы являются законы и кодексы РФ, другие нормативно – правовые акты, исследования специалистов и ученых, рассматривавших данную тему.
Объект исследования – общественные отношения, влияющие на качество закона и эффективность законодательства в РФ.
Предмет исследования - качество закона и эффективность законодательства.
Основная цель работы – отразить российских законов и проанализировать эффективность законодательства.
Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:
- изучение понятия, признаков и классификации нормативно – правовых актов;
- рассмотрение вопросов качества законопроектов;
- анализ влияния концепции законопроекта на качество законодательства;
- исследование вопросов прогнозирования эффективности законодательных норм;
- выявление проблем эффективности законодательства в сфере защиты частного права анализ особенностей;
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Основываясь на вышеизложенное сделаем следующие основные выводы.
Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.
Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: общефедеральные; акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).
В зависимости от срока действия различают: акты неопределенно длительного действия; временные акты.
Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Конституция - это закон, который в известном смысле учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Конституция выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ.
Закон - основная категория законодательной системы страны. Поэтому его изучение занимает центральное место в юридической теории и законодательной технике.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.
Подзаконные нормативно - правовые акты:
- представляют собой разновидность источников российского права;
- обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами;
- являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения;
- направлены, главным образом, на решение текущих задач;
- издаются в виде постановлений, распоряжений, указов, правил, приказов, инструкций, положений, разъяснений, указаний и в иных видах, предусмотренных положениями о соответствующих органах государственной власти, обладающих нормотворческой компетенцией.
Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. С принятием федеральных законов сфера первичного «указного» права неуклонно сужается и изданные до закона указы должны отменяться Президентом. Не противоречит Конституции Российской Федерации издание Президентом России указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат федеральным законам, а их действие во времени ограничивается до принятия соответствующих законодательных актов.
В условиях постоянно изменяющегося законодательства, особую значимость для качества закона приобретает предварительная процедура осмысления и одобрения будущего законопроекта в виде разработки и обсуждения его концепции.
Концепцию закона (законопроекта) можно определить как документ, представляющий собой теоретическое обоснование необходимости принятия закона, которое вырабатывается на основе законодательной идеи, практических результатов развития общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования закона (законопроекта), ложится в основу текста положений проекта закона.
Обзор регионального законодательства показывает, что вопросы теоретического обоснования законотворческой деятельности на уровне российских регионов не находят должного места, на практике результаты обоснования необходимости принятия того или иного закона в основном сводятся к пояснительной записке объемом в несколько абзацев. Такое отношение приводит к бесконечному валу изменений, дополнений, признаний утратившими силу, принятий вновь региональных законов, иных нормативных правовых актов, что не способствует ни качеству регулирования общественных отношений, ни восприятию обществом права как эффективного регулятора.
Достаточный уровень эффективности законодательства во многом может быть достигнут при помощи грамотного правового прогнозирования. Эффективность закона предполагает оценку его качества прежде всего с точки зрения того, насколько полно выполнены поставленные в нем задачи, достигнута ли поставленная цель правового регулирования, хорошо ли он сбалансирован с системой действующего законодательства, насколько благоприятны возможные или уже наступившие социально-экономические и иные последствия введения его в действие.
Разработка рекомендаций по прогнозированию законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм поможет открыть новые пути развития законодательства и правовой системы Российского государства.
В настоящее время основания для вывода о высоком уровне эффективности российского законодательства отсутствуют. Если одни показатели свидетельствуют о его определенной эффективности, то по другим показателям ее необходимо усиливать. Однако очевидно, что учет указанных критериев в процессе законотворчества и реализации законов обеспечит повышение эффективности законодательства, окажет положительное воздействие на всю систему российского законодательства и обеспечит ее устойчивое развитие в духе базовых ценностей, заложенных в Конституции РФ 1993 г.
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Конституционное право России: Сб. конституционно-правовых актов / Сост. Н.А. Михалева, отв. ред. О.Е. Кутафин. М., 1998.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 // Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999. Т. 2.
3. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 12.
4. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 дек. 1993г.// Рос. газета. - 1993.- 25 дек.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ. // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
6. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
7. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.
8. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» (ред. от 13.03.2015// СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.
9. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 13.03.2015) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
10. Устав Краснодарского края // Кубанские новости, № 169 от 11 сентября 1997.
11. Областной закон от 18.09.2002 № 270-ЗС «О Законодательном Собрании Ростовской области»// Справочно - правовая система Консультант Плюс.
12. Закон Астраханской области от 20.03.2003 № 17/2003-ОЗ «О нормативных правовых и иных актах органов государственной власти Астраханской области» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
13. Закон Республики Калмыкия от 27.06.2008 № 18-IV-3 «О противодействии коррупции в Республике Калмыкия»// Справочно - правовая система Консультант Плюс.
14. Закон Астраханской области от 10.04.2012 № 18/2012-ОЗ «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
15. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 18.04.2012 № 3212-П «О Методических правилах подготовки и оформления правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Краснодарского края» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
16. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 19.01.2004 № 4 «О Регламенте Кабинета Министров Республики Адыгея»// Справочно - правовая система Консультант Плюс.
17. Постановление Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея от 05.12.2012 «О Регламенте Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
18. Указ Губернатора Ростовской области от 20.03.2012 № 16 «О Регламенте правительства Ростовской области» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
19. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 29.08.2002 № 709 «О Регламенте Законодательного Собрания Ростовской области»// Справочно - правовая система Консультант Плюс.
20. Постановление правительства Республики Калмыкия от 22.12.2005 № 402 «О Регламенте Правительства Республики Калмыкия // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
21. Постановление губернатора Астраханской области от 24.02.2004 № 64 «О законопроектной деятельности органов исполнительной власти Астраханской области» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
22. Постановление Волгоградской областной Думы от 24.02.2005 № 5/77 «О Регламенте Волгоградской областной Думы» // Справочно - правовая система Консультант Плюс.
23. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 23 февраля 2000 г. № 1187-ЭР «О Рекомендациях по подготовке и оформлению проектов федеральных законов» // Справочно – правовая система Консультант Плюс.
Судебная практика
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой» // СЗ РФ. 02.05.2011, № 18, ст. 2697.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 № 6-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект» // СЗ РФ. 09.05.2011, № 19, Ст. 2769.
Учебная и научная литература
26. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010.
27. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2001.
28. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011.
29. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.
30. Глазырин В.В. Прогнозирование эффективности правовых норм: возможный подход // Труды ВНИИСЗ. Вып. 41. М., 1988.
31. Давыдова М.Л. Нормативно-правовые предписания в Российском законодательстве: Учебное пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.
32. Законодательный процесс: Науч.-практ. пособие / Под ред. Р.Ф. Васильева. М., 2000.
33. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: «Деловой двор», 2009.
34. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: «Эксмо», 2010.
35. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО «Новая правовая культура», 2009.
36. Корпоративное право: учебный курс /отв. ред. И.С. Шиткина; предисл. Е.П. Губина. - М.: «Волтерс Клувер», 2011.
37. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995;
38. Ломтева В.С. Прогнозирование в правотворчестве и правоприменении. Дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.
39. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010.
40. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т.2 Теория права/отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2005.
41. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.В.В. Лазарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.
42. Павлодский Е.А. Опыт прогнозирования эффективности правового акта с помощью экспертных оценок // Труды ВНИИСЗ. Вып. 41. М., 1988.
43. Социология права. Учебник / Под ред. В.М. Сырых. М., 2004.
44. Сырых В.М. Социология права. 2002.
45. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
46. Хабриева Т.Я. Глобализация и законодательный процесс // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. М.; Н. Новгород, 2007.
Научные статьи
47. Абрамова А.И. Законодательная идея и форма ее реализации // Журнал российского права. 2010. № 12.
48. Аничкин Е.С. Эффективность конституционного законодательства Российской Федерации (к вопросу о систематизации критериев) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10.
49. Артамонов А.Н. Концепция законопроекта как залог качества принимаемого закона // Российская юстиция. 2013. № 6.
50. Баранов В.М. Идея законопроекта // Юридическая техника. 2007. № 1.
51. Боголюбов С.А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2010. № 6.
52. Болдырев С.Н. Проблемы становления и развития юридической техники в праве // Общество и право. 2010. № 4.
53. Бошно С.В. Нормативный правовой акт в условиях современной российской теории и практики //Ваш налоговый адвокат, № 11, ноябрь 2008.
54. Бычков А. Самозащита гражданских прав. Разумный баланс интересов // Финансовая газета. 2015. № 1.
55. Лебедь В.И. Научная концепция закона и научная экспертиза как необходимые стадии законотворчества // Российское право: образование, практика, наука. 2011. № 6.
56. Муратова Д.А. Правовая природа способа защиты гражданских прав // Российская юстиция. 2009. № 4.
57. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм /Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т.// Журнал российского права, 2008, № 8.
58. Сараев В.В., Шаповалов А.В. Разработка и обсуждение концепции законопроекта как обеспечение качества закона в сфере спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 2.
59. Сорокин Ю.А. Понятие способа защиты гражданских прав. Классификация способов защиты гражданских прав // Юридический журнал. 2007. № 5.
60. Степин А.Б. К вопросу об эффективности защиты частного права в законодательстве Российской Федерации // Современное право. 2014. № 5.
61. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11.
62. Туктаров Ю.Е. Защита инвесторов при раскрытии информации (по материалам судебно-арбитражной практики) // Журнал российского права. 2005. № 5.
63. Хамуков А.В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 9.
64. Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий //Журнал российского права, № 2, февраль 2003.
Ресурсы Интернет
65. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс] URL: h**t://asozd2.duma.gov.r*/mai№.№sf/(Spravka)?Ope№Age№t&R№=177585-6 (дата обращения: 22.04.2015).
Тема: | «Качество закона и эффективность законодательства» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 69 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Курсовая работа
«Закон понятие признаки и виды. Соотношение понятий закон и право»Курсовая работа
«Законность и правопорядок»Курсовая работа
«Эффективность и качество менеджмента»Дипломная работа
«Система права и система законодательства»Дипломная работа
«Особенности учета и анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективность их использование»