Реферат
«Государственный строй и управление Российской империи накануне крушения самодержавия»
- 16 страниц
Введение 3
1. Изменение государственного строя 4
2. Высшие органы исполнительной власти 6
3. I и II государственные думы 9
4. Начало российского парламентаризма 12
Заключение. 16
Список используемой литературы 17
11 декабря 1905 г. был издан разработанный правительством С. Ю. Витте новый избирательный закон в Государственную думу. Он сохранял основные положения избирательного закона 6 августа 1905 г. с тем лишь различием, что теперь к участию в выборах допускались и рабочие, для чего вводилась четвертая, рабочая, курия и увеличивалось число мест для крестьянской курии. Сохранялась многостепенность выборов: сначала избирались выборщики, а из них уже депутаты в Думу, при этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, на 30 тыс. крестьян, 7 тыс. представителей городской буржуазии и 2 тыс. помещиков. Таким образом, один голос помещика равнялся 3 голосам буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих. Тем самым создавалось существенное преимущество для представительства в Думе помещикам и буржуазии.
20 февраля 1906 г. было издано «Учреждение Государственной думы», которое определяло 5-летний срок ее полномочий, однако царь мог распустить Думу досрочно и назначить новые выборы; он же определял и длительность сессий Думы (обычно Дума заседала 7—8 месяцев в году). Группе депутатов не менее 50 человек предоставлялось право делать запросы министрам.
В связи с созданием законодательной Государственной думы было проведено и преобразование Государственного совета. В тот же день 20 февраля 1906 г. был издан указ «О переустройстве учреждения Государственного совета». Из законосовещательного органа, все члены которого ранее назначались царем, он становился верхней законодательной палатой, получившей право утверждать или отклонять законы, принятые Государственной думой. Изменен был и состав Государственного совета. Число его членов увеличивалось до 190 (втрое). Половина их, а также и председатель Совета, по-прежнему назначались царем, другая половина избиралась на основе высокого имущественного ценза губернскими земскими собраниями, дворянскими обществами, биржевыми комитетами, купеческими управами и православным духовенством, также в него посылались и представители от университетов. Таким образом, Государственный совет состоял преимущественно из представителей поместного дворянства и крупной буржуазии. В Государственный совет избирались лица не моложе 40 лет и окончившие курс и высших или специальных средних учебных заведениях. Избирались они на 9 лет, при этом каждые 3 года треть их переизбиралась.
24 ноября 1905 г. вышел указ о новых «Временных правилах о повременных изданиях», который упразднял предварительную цензуру для периодических изданий. Указом 26 апреля 1906 г. о «Временных правилах для неповременной печати» упразднялась предварительная цензура и для непериодических изданий (книг и брошюр). Однако это не означало окончательной отмены цензуры. Сохранялись разные рода взыскания (штрафы, приостановка издания, предупреждения и пр.) к издателям, выпустившим в свет «неугодные» с точки зрения властей статьи в периодике или книги. Указ 28 марта 1906 г. «Об изменении и дополнении Временных правил о периодической печати» ужесточил наказания за их нарушение. За 1906 г. различным взысканиям подверглись до 250 издателей и журналистов, было закрыто 370 периодических изданий.
1. Изменение государственного строя
В 1905-1906 гг. было проведено самое значительное изменение государственного строя Манифестом 17 октября 1905 г. вводилась выборная законодательная Государственная Дума. На основе Манифеста были разработаны основные законы Российской империи. Проект обсуждался Особым совещанием в Царском Селе под председательством императора, с участием великих князей, министров, других высших чиновников.
При составлении Основных законов были использованы многие европейские конституции и проекты либералов. После победы кадетов на выборах в I Думу дворцовый комендант Д. Тренов передал проект через предпринимателя В. Ковалевского, имевшего связи в либеральных кругах, частному совещанию, в состав которого входили лидеры кадетов П. Милюков, С. Муромцев, Ф. Головин и глава партии демократических реформ М. Ковалевский. Либералы внесли ряд поправок. Окончательный текст выработала комиссия высших чиновников во главе с министром юстиции М. Акимовым и 23 апреля 1906 г. за четыре дня до открытия Думы Николай II утвердил Основные законы Российской Империи. Этот документ многие крупные юристы и государствоведы называли конституцией. Видный юрист и социолог профессор права В. Хвостов считал, что ввод Основных законов означал окончание целой эпохи, когда неограниченный монарх стоял по сути выше закона.
В России вводился двухпалатный парламент с реорганизованным Государственным Советом в качестве второй палаты: половина его членов назначалась царем, а половина была выборных — от православного духовенства, дворянских и земских собраний, Академии наук и университетов, организаций торговли и промышленности. Такая практика различного комплектования низшей и вышей палат соответствовала многим действовавшим европейским конституциям.
Статья 7 Основных Законов вводила разделение законодательной власти между Государственной Думой, Государственным Советом и Императором. Подобные статьи провозглашались почти во всех конституционных монархиях. Всякий законопроект должен был быть принят сначала Думой, затем Госсоветом и поступал на рассмотрение царя, после подписи которого он становился законом. В случае, если император не подписывал законопроект, он мог быть внесен в Думу снова лишь на следующей сессии. Из этого видно, что царь мог несколько ограничивать деятельность парламента, но за 11 лет работы четырех Дум он только два раза не подписал законопроекты (о штатах морского штаба 1909 г. и об отмене ограничений для лиц, лишенных духовного сана в 1911 г.) как не относящиеся к правам Думы.
К компетенции Думы и Госсовета были отнесены все вопросы, кроме военных, иностранных дел, Министерства Двора, назначения министров, которыми ведал император. Государственная Дума и Госсовет имели исключительное право законодательства и утверждения бюджета, что являлось главным признаком конституционного государства. Соблюдение основного принципа любой Конституции о том, что верховная власть не может принять закона без одобрения парламента, отменяло абсолютную власть царя.
Правда, по статье 87 царь мог издавать указы, имеющие силу закона, но это право было ограничено больше, чем у многих президентов даже в республиках. Указ можно было издать только в период перерыва в работе Думы. Проект представлялся коллективным решением Совета министров, который был обязан обосновать необходимость указа наличием «чрезвычайных обстоятельств». Указ не мог вносить изменения в Основные законы и особенно важно было то, что указ терял силу, если он не был внесен в Думу через два месяца после возобновления ее работы (так было с указом о военно-полевых судах) или его не примут Дума или Госсовет. Ограничение прав царя было сделано с его согласия. Таким образом, Россия становилась после 23 апреля 1906 г. конституционной или Думской монархией.
В 1905-1906 гг. было проведено самое значительное изменение государственного строя Манифестом 17 октября 1905 г. вводилась выборная законодательная Государственная Дума. На основе Манифеста были разработаны основные законы Российской империи.
Существенные изменения в сторону буржуазной монархии произошли и в высших органах исполнительной власти. Указом Николая II от 19 октября 1905 г. было создано объединенное коллегиальное правительство - Совет министров.
Государственные Думы первого (27 апреля - 8 июля 1906 г.) и второго (20 февраля - 2 июня 1907 г.) созывов не занимались органической законодательной деятельностью, а вели политическую критику правительства. Думские заседания напоминали бесконечные митинги. Не было принято ни одного существенного закона и обе Думы были распущены досрочно указами царя.
3 июня 1907 г. были обнародованы царский манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. «Основных государственных законов», согласно которым «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы». Тем самым был совершен акт государственного переворота.
1. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 г. СПб, 1991 г.
2. История России 1861 – 1917 г. В. А. Федоров. М.: Высшая школа, 2001 г.
3. Новейшая история Отечества ХХ век (том 1.). Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Владос, 2002 г.
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное регулирование и управление в области охраны государственной границы
Курсовая работа:
Особенности государственной политики Российской империи в северо-западных провинциях: Великое княжество Финляндское
Реферат:
Российский герб
Доклад:
История отечественного государства и права. Часть 1 (учебное пособие)
Курсовая работа:
Понятие конституционного строя и его основ