Курсовая работа
«Контроль в системе менеджмента»
- 36 страниц
Введение 3
1. Контроль и его место в системе менеджмента 4
2. Контроллинг 19
3. Поведенческие стороны контроля 29
Заключение 32
Список используемой литературы 36
Актуальность темы. Контроль — это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Контроль связывает воедино все функции управления, так как позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации или переориентации в деятельности организации.
Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.
Итак, контроль — это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.
Цель работы – контроль в системе менеджмента.
Цель предопределила следующие задачи:
1) рассмотреть контроль и его место в системе менеджмента;
2) рассмотреть контроллинг, как часть контроля;
3) рассмотреть поведенческие стороны контроля.
Объект исследования: контроль и контроллинг на предприятии.
Предмет исследования: контроль и контроллинг в системе менеджмента.
Методы исследования – теоретический анализ источников и документов.
Степень разработанности проблемы. Значительную ценность в области изучения контроля и контроллинга представляют работы Абчука В. А., Афоничкина А. И., Башкатовой Ю. И., Виханского О. С., Наумова А. И., Веснина В. Р., Гольдштейна Г. Я., Гусевой Е. П., Глухова В. В., Дорофеевой Л. И., Дорофеева В. Д., Шмелевой А. Н., Шестопала Н. Ю., Казначевской Г. Б., Карминского А. М., Фалько С. Г., Кабушкина Н. И., Михалевой Е. П., Вачугова Д. Д., Поповой Л. В., Исаковой Р. Е., Головиной Т. А., Переверзева М. Р., Шайденко Н. А., Басовского Л. Е., Полукарова В. Л., Семенова А. К., Набокова В. И.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, раскрывающей тему, заключения и списка используемой литературы.
2. Контроллинг
Контроллинг нацелен на обеспечение рационального использования ресурсов и конкурентоспособности предприятия и продукции. Он определяет эффективность работы организации, использование ее ресурсов (т. е. производительность труда, материалоемкость, прибыльность). Область задач контроллинга шире только контроля. Он связывает результаты анализа отклонений со всеми уровнями процесса принятия решений, инициирует корректировки в них и в таком понимании является управленческой задачей первостепенной важности.
Контроллинг — это система управления. Тот, кто впервые слышит слово «контроллинг», обычно связывает его с понятием контроля. Однако это нечто отличное и даже противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. Контроллинг — это управление будущим для обеспечения длительного функционирования организации и его структурных подразделений. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.
Под контроллингом в менеджменте понимается разработка и реализация руководящей концепции эффективного управления организацией и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга в организации сосредоточивается на аналитических функциях сферы контроля менеджмента.
Она анализирует отчетность организации, определяет направления ее развития, оказывая, таким образом, помощь в принятии управленческих решений. При этом методы оперативного и стратегического контроллинга помогают в управлении в рамках согласования целей в условиях поддержания равновесия в сфере финансов организации.
Концепция метода контроллинга позволяет интегрировать в организации традиционный учет, планирование и маркетинг в единую систему управления .
Службы контроллинга. На практике чаще всего встречаются два основных варианта организации службы контроллинга.
1. Деятельность основных отделов (отдела контроллинга, который отвечает за планирование и учет, как статистический так и бухгалтерский, финансового отдела, занятого управлением капиталом и денежными потоками, и информационной службы) координируется путем создания общего отдела «Контроллинг и финансы» или «Финансы и контроллинг», который подчиняется одному из директоров фирмы, который является главным контроллером. Такая организация характерна для крупных предприятий.
2. В подчинении одного из директоров предприятия находятся службы финансов и информации, а служба контроллинга, возглавляемая главным контроллером, прямо подчиняется генеральному директору — руководителю предприятия. Он по сути занимает должность директора центральной службы контроллинга. Такая организация характерна для средних организаций.
Службы контроллинга в отдельных подразделениях прямо подчинены главному контроллеру, и служба контроллинга работает как штабная служба. Но возможна и децентрализованная организация, когда значительная часть полномочий делегируется службам контроллинга в отдельных подразделениях.
При организации службы контроллинга обычно принимают во внимание следующие четыре основные предпосылки:
1) согласование целей, управление целями и достижение целей в соответствии с избранной стратегией координируются только на высшем уровне управления;
2) методы управления предприятием в рамках «общей руководящей цели» становятся наиболее эффективными тогда, когда контроллеру удается убедить ответственных за принятие решений в необходимости предвидения и гибкого реагирования на будущие опасности и возможности во внешней среде предприятия;
3) контроллер нуждается в получении информации об экономических взаимосвязях и резервах, чтобы иметь непререкаемый личный и профессиональный авторитет среди сотрудников;
4) служба контроллинга самостоятельна, независима и нейтральна по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения, что позволяет предотвратить возможность участия в борьбе за распределение власти в организации.
В 20-е гг. XX а Анри Файоль, основоположник классической, административной школы управления дал четкое определение контроля.
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Необходимость контроля заключается в том, что он является неотъемлемым элементом сущности всякой организации.
Функция контроля — выявить проблемы и скорректировать деятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Существует несколько классификаций контроля. В соответствии с первой различают две формы контроля — финансовый контроль и административный. Финансовый контроль охватывает все сферы деятельности организации и осуществляется на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнивать плановые расходы с фактическими. Административный контроль ведется на всех уровнях управления организацией и призван оценивать деятельность сотрудников (контроль исполнения).
Контроль разделяют на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль позволяет проверить готовность организации к началу работы. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет, и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. В рамках текущего контроля можно выделить два типа контроля: оперативный и управленческий стратегический, — контроллинг. Оперативный контроль — это контроль за производственно-хозяйственной деятельностью организации (за технологией, качеством продукции и т. п.). Для текущего контроля характерным является установление стандартов, или нормативов, подлежащих регулярному контролю. Стандарты (нормативы) — это критерии, по которым можно оценивать результаты деятельности. Существует три вида нормативов: натуральные, стоимостные и временные. Измерения — самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена.
Организация контроля является одной из самых сложных задач современного менеджмента. Для эффективного его осуществления необходим ряд условий: наличие планов: чем более точные, полные и интегрированные планы, тем эффективнее может быть осуществлен контроль; развитый учет (бухгалтерский, финансовый, управленческий); отлаженная информационная система.
Чтобы контроль был эффективным, можно определить несколько современных к нему требований. Это: нацеленность на достижение конкретных результатов; стратегический характер контроля; своевременность; гибкость — простота; экономичность.
Под контроллингом в менеджменте понимается разработка и реализация руководящей концепции эффективного управления организацией и обеспечения ее долгосрочного существования. Служба контроллинга в организации сосредоточивается на аналитических функциях сферы контроля менеджмента. Она анализирует отчетность организации, определяет направления ее развития, оказывая, таким образом, помощь в принятии управленческих решений.
На практике чаще всего встречаются два основных варианта организации службы контроллинга: деятельность основных отделов (отдела контроллинга, который отвечает за планирование и учет, как статистический так и бухгалтерский, финансового отдела, занятого управлением капиталом и денежными потоками, и информационной службы) координируется путем создания общего отдела, а также в подчинении одного из директоров предприятия находятся службы финансов и информации, а служба контроллинга, возглавляемая главным контроллером, прямо подчиняется генеральному директору — руководителю предприятия.
1. Абчук В. А. Менеджмент: учебник. – СПб: Союз, 2004. — 463 с.
2. Башкатова Ю. И. Контроллинг: учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2008. — 108 с.
3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 670 с.
4. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник.– М.: Экономистъ, 2006. – 288 с.
5. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 504 с
6. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 230с.
7. Гусева Е. П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2008. — 416 с.
8. Глухов В. В. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2008. — 608 с.
9. Дорофеева Л. И. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 192 с.
10. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Шестопал Н. Ю. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. — 440 с.
11. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебное пособие. – Ростов/н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
12. Контроллинг: учебник / Под ред. Карминского А. М., Фалько С. Г. – М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
13. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие. – 11-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2009. — 336 с.
14. Михалева Е. П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. — 192 с.
15. Основы менеджмента: учебник / Под ред. Вачугова Д. Д. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.
16. Основы менеджмента: учебник / Под ред. Афоничкина А. И. – СПб: Питер, 2007. — 528 с.
17. Попова Л. В., Исакова Р. Е., Головина Т. А. Контроллинг: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2003. — 192 с.
18. Переверзев М. Р., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2008. — 330 с.
19. Полукаров В. Л. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008. — 240 с.
20. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. — 556 с.
Сноски, рисунки
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Управленческий контроль в таможне (на примере Южного таможенного управления)
Отчет по практике:
Роль маркетинга в системе менеджмента
Дипломная работа:
Понятие налогового контроля и его место в системе налогового администрирования
Курсовая работа:
Контроль как функция менеджмента. Проблемы контроля в крупных организациях
Курсовая работа:
Функция контроля и ее значение в таможенных органах