Контрольная работа
«Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.»
- 24 страниц
1. Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.
Экономические отношения являются важным аспектом государственного регулирования, а их защита - одним из наиболее приоритетных направлений. Уголовно-правовыми средствами защита экономических отношений обозначена в разделе VIII УК РФ, в котором устанавливается ответственность за деяния, посягающие на общественные отношения в сфере экономики. Данный раздел состоит из трех глав: преступления против собственности (гл. 21 УК РФ), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ).
Фактически гл. 22 УК РФ охраняет восемь видов специфических общественных отношений:
- общественные отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;
Под преступлениями в сфере экономической деятельности следует понимать предусмотренные гл. 22 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; в кредитной сфере; обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции; в сфере финансов; в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля; связанные с незаконным оборотом драгоценных камней и валютных ценностей; в сфере уплаты налоговых платежей, а также связанные с осуществлением банкротства.
В широком понимании экономическая преступность объединяет все преступления, посягающие на экономику, права, свободы, потребности участников экономических отношений и нарушающие нормальное функционирование экономических механизмов, нанося этим значительный вред социальным ценностям и благам.
К сожалению, неоднозначные подходы к определению экономической преступности, разнообразные криминологические термины и противоречивые концепции негативно сказываются на понятийном аппарате сотрудников правоохранительных органов, вводят их в заблуждение.
Наиболее удачную систему ключевых признаков экономической преступности, представляющую несомненный научно-практический интерес, удалось сформулировать В.В. Колесникову и С.В. Степашину. Перечислим выявленные авторами признаки:
1. Совершение преступлений в сфере предпринимательства (в сфере бизнеса) в рамках законной экономической деятельности или под ее прикрытием.
2. Совершение преступлений непосредственно в процессе экономической (предпринимательской) деятельности, в ее границах и пределах компетенции.
3. Совершение преступлений субъектами экономической деятельности, субъектами предпринимательства (бизнеса).
4. Использование криминальных методов присвоения экономических благ в процессе осуществления экономической деятельности, паразитирование на хозяйственно-правовых условиях, воспроизводимых официальной (разрешенной) рыночной экономической средой.
5. Специфичность и множественность объектов посягательства.
6. Массовость и типичность преступлений.
7. Скрытность преступных деяний.
8. Корыстный характер преступлений.
9. Ненасильственный характер преступлений.
10. Преимущественно умышленный характер преступлений.
11. Мошеннический характер многих преступных деяний.
12. Виктимо-анонимность, отсутствие персонификации жертв.
13. Отсутствие прямого контакта с жертвой.
14. Высокий социальный статус предпринимателей в обществе, на котором паразитируют бизнесмены-делинквенты; имидж бизнесмена служит им прикрытием для осуществления преступной деятельности.
Вскрыто 37,3 тыс. хищений, совершенных путем присвоения или растраты вверенного имущества, из них 14,7% - в крупных размерах либо причинившие значительный ущерб. Основными предметами преступного посягательства явились металлы, горючесмазочные материалы, продукты питания, денежные средства.
Выявлено 37,8 тыс. фактов хищений, совершенных путем мошенничества, что составляет 24,3% от числа преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, из них 10,7 тыс. совершены в крупных размерах либо причинили крупный ущерб. Подавляющее большинство из них было связано с денежными средствами.
В сфере экономической деятельности вскрыто 16,2 тыс. преступлений, из них 6,4 тыс. - в крупных и особо крупных размерах, удельный вес которых составил 39,8%. Пресечено 2,9 тыс. фактов незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства.
Выявлено 7,9 тыс. фактов фальшивомонетничества. Установлено 1,4 тыс. фактов незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. В области внешнеэкономической деятельности вскрыто 4,7 тыс. деяний, причинивших материальный ущерб на сумму 1,6 млрд. рублей. Из них 897 преступлений совершено организованными группами или группой лиц по предварительному сговору.
В сфере добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, обращения валютных ценностей в 1999 г. выявлено 1,7 тыс. преступлений, из них 13,5% в крупном и особо крупном размере. К уголовной ответственности привлечено 990 лиц.
Количество зарегистрированных преступлений в кредитно-финансовой сфере составило 40,6 тыс., а на потребительском рынке - 26,5 тыс. Направлено в суд соответственно 23,5 тыс. и 18,3 тыс. оконченных расследованием уголовных дел, по которым привлечено к уголовной ответственности соответственно 6 тыс. и 4,9 тыс. лиц, совершивших преступления.
Установлено 117 преступлений, связанных с лжепредпринимательской деятельностью, 142 - с незаконным получением кредита. Выявлено 965 случаев легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных незаконным путем.
На 42,6% увеличилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с приватизацией (2,8 тыс.). Причиненный ими материальный ущерб составил 540 млн. рублей. По 1,8 тыс. расследованных преступлений уголовные дела были направлены в суд. По ним к уголовной ответственности привлечено 390 человек.
Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре. Так, доля преступлений против собственности составляет свыше 25%; преступлений в сфере экономической деятельности - 12,5%; преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях - около 3,5%; преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - свыше 6%.
Можно выделить следующие причины и условия экономической преступности:
-Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:
а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;
б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;
в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;
г) усиление дифференциации населения по уровню материального благосостояния;
д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;
-Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.
-Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.
-Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.
-Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики.
Серьезно детерминирует экономическую преступность также проникновение в предпринимательскую деятельность лиц с корыстной антиобщественной ориентацией. Огромную роль в деформации экономических отношений сыграла неподготовленность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере приватизации, внешнеэкономической и банковской деятельности, потребительского рынка.
Из всех факторов, детерминирующих экономическую преступность, основными являются, к сожалению, непоследовательность развития экономики и неразвитость законодательства, регулирующего данную сферу. Кроме того, существует огромное количество организационных недочетов в сфере борьбы с экономической преступностью, проявляющихся в недостатках региональной уголовной и экономической политики, а также недостаточной координации специализированных органов по борьбе с экономической преступностью в исследуемой сфере.
Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему, звенья которой непосредственно или опосредованно взаимодействуют и взаимоподкрепляют друг друга.
Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.
Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности "теневой" экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих "теневую" экономику и связанную с ней преступность. Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.
В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.
Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.
Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется не часто.
Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.
В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономики, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).
Тема: | «Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.» | |
Раздел: | Криминалистика и криминология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 24 | |
Цена: | 250 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Криминология. ВАРИАНТ 3
Контрольная работа:
Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.
Курсовая работа:
Анализ социально-экономических факторов, влияющих на преступность в сфере экономики
Курсовая работа:
Современное предпринимательство и бизнес, их особенности в России
Курсовая работа:
Развитие экономической мысли в России