Контрольная работа

«Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.»

  • 24 страниц(ы)
  • 1360 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: rezultat

1. Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.

Экономические отношения являются важным аспектом государственного регулирования, а их защита - одним из наиболее приоритетных направлений. Уголовно-правовыми средствами защита экономических отношений обозначена в разделе VIII УК РФ, в котором устанавливается ответственность за деяния, посягающие на общественные отношения в сфере экономики. Данный раздел состоит из трех глав: преступления против собственности (гл. 21 УК РФ), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ).

Фактически гл. 22 УК РФ охраняет восемь видов специфических общественных отношений:

- общественные отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности;

Под преступлениями в сфере экономической деятельности следует понимать предусмотренные гл. 22 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; в кредитной сфере; обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции; в сфере финансов; в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля; связанные с незаконным оборотом драгоценных камней и валютных ценностей; в сфере уплаты налоговых платежей, а также связанные с осуществлением банкротства.

В широком понимании экономическая преступность объединяет все преступления, посягающие на экономику, права, свободы, потребности участников экономических отношений и нарушающие нормальное функционирование экономических механизмов, нанося этим значительный вред социальным ценностям и благам.

К сожалению, неоднозначные подходы к определению экономической преступности, разнообразные криминологические термины и противоречивые концепции негативно сказываются на понятийном аппарате сотрудников правоохранительных органов, вводят их в заблуждение.

Наиболее удачную систему ключевых признаков экономической преступности, представляющую несомненный научно-практический интерес, удалось сформулировать В.В. Колесникову и С.В. Степашину. Перечислим выявленные авторами признаки:

1. Совершение преступлений в сфере предпринимательства (в сфере бизнеса) в рамках законной экономической деятельности или под ее прикрытием.

2. Совершение преступлений непосредственно в процессе экономической (предпринимательской) деятельности, в ее границах и пределах компетенции.

3. Совершение преступлений субъектами экономической деятельности, субъектами предпринимательства (бизнеса).

4. Использование криминальных методов присвоения экономических благ в процессе осуществления экономической деятельности, паразитирование на хозяйственно-правовых условиях, воспроизводимых официальной (разрешенной) рыночной экономической средой.

5. Специфичность и множественность объектов посягательства.

6. Массовость и типичность преступлений.

7. Скрытность преступных деяний.

8. Корыстный характер преступлений.

9. Ненасильственный характер преступлений.

10. Преимущественно умышленный характер преступлений.

11. Мошеннический характер многих преступных деяний.

12. Виктимо-анонимность, отсутствие персонификации жертв.

13. Отсутствие прямого контакта с жертвой.

14. Высокий социальный статус предпринимателей в обществе, на котором паразитируют бизнесмены-делинквенты; имидж бизнесмена служит им прикрытием для осуществления преступной деятельности.

Вскрыто 37,3 тыс. хищений, совершенных путем присвоения или растраты вверенного имущества, из них 14,7% - в крупных размерах либо причинившие значительный ущерб. Основными предметами преступного посягательства явились металлы, горючесмазочные материалы, продукты питания, денежные средства.

Выявлено 37,8 тыс. фактов хищений, совершенных путем мошенничества, что составляет 24,3% от числа преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно, из них 10,7 тыс. совершены в крупных размерах либо причинили крупный ущерб. Подавляющее большинство из них было связано с денежными средствами.

В сфере экономической деятельности вскрыто 16,2 тыс. преступлений, из них 6,4 тыс. - в крупных и особо крупных размерах, удельный вес которых составил 39,8%. Пресечено 2,9 тыс. фактов незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства.

Выявлено 7,9 тыс. фактов фальшивомонетничества. Установлено 1,4 тыс. фактов незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. В области внешнеэкономической деятельности вскрыто 4,7 тыс. деяний, причинивших материальный ущерб на сумму 1,6 млрд. рублей. Из них 897 преступлений совершено организованными группами или группой лиц по предварительному сговору.

В сфере добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, обращения валютных ценностей в 1999 г. выявлено 1,7 тыс. преступлений, из них 13,5% в крупном и особо крупном размере. К уголовной ответственности привлечено 990 лиц.

Количество зарегистрированных преступлений в кредитно-финансовой сфере составило 40,6 тыс., а на потребительском рынке - 26,5 тыс. Направлено в суд соответственно 23,5 тыс. и 18,3 тыс. оконченных расследованием уголовных дел, по которым привлечено к уголовной ответственности соответственно 6 тыс. и 4,9 тыс. лиц, совершивших преступления.

Установлено 117 преступлений, связанных с лжепредпринимательской деятельностью, 142 - с незаконным получением кредита. Выявлено 965 случаев легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных незаконным путем.

На 42,6% увеличилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с приватизацией (2,8 тыс.). Причиненный ими материальный ущерб составил 540 млн. рублей. По 1,8 тыс. расследованных преступлений уголовные дела были направлены в суд. По ним к уголовной ответственности привлечено 390 человек.

Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре. Так, доля преступлений против собственности составляет свыше 25%; преступлений в сфере экономической деятельности - 12,5%; преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях - около 3,5%; преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - свыше 6%.

Можно выделить следующие причины и условия экономической преступности:

-Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;

в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;

г) усиление дифференциации населения по уровню материального благосостояния;

д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;

-Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

-Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.

-Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

-Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики.

Серьезно детерминирует экономическую преступность также проникновение в предпринимательскую деятельность лиц с корыстной антиобщественной ориентацией. Огромную роль в деформации экономических отношений сыграла неподготовленность нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере приватизации, внешнеэкономической и банковской деятельности, потребительского рынка.

Из всех факторов, детерминирующих экономическую преступность, основными являются, к сожалению, непоследовательность развития экономики и неразвитость законодательства, регулирующего данную сферу. Кроме того, существует огромное количество организационных недочетов в сфере борьбы с экономической преступностью, проявляющихся в недостатках региональной уголовной и экономической политики, а также недостаточной координации специализированных органов по борьбе с экономической преступностью в исследуемой сфере.

Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему, звенья которой непосредственно или опосредованно взаимодействуют и взаимоподкрепляют друг друга.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности "теневой" экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих "теневую" экономику и связанную с ней преступность. Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней.

Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, обращение к потенциальным жертвам в целях профилактики совершаемых в отношении них преступлений пока используется не часто.

Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономики, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы борьбы с экономической преступностью в России.»
Раздел: Криминалистика и криминология
Тип: Контрольная работа
Страниц: 24
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика