Дипломная работа
«Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности региона в условиях вступления ВТО»
- 64 страниц
Введение….….….…
1. Теоретические основы анализа предпринимательской деятельности в условиях открытой экономики ….….….….
1.1. Теоретические концепции развития предпринимательской деятельности….…
1.2. Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности в России на региональном уровне …
2. Оценка функционирования и развития предпринимательской деятельности в Омской области за период 2007-2012 гг….
2.1. Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в Омской области ….….…
2.2. Факторы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности региона ….….….
3. Основные направления активизации предпринимательской деятельности в Омской области ….….
3.1. Формирование инновационного предпринимательства в Омской области.
3.2. Перспективы развития предпринимательской деятельности в регионе …
Заключение….….
Библиографический список….
Актуальность темы исследования. У предпринимательской деятельности есть особая функция, которая заключается в обеспечении процесса нерерывного развития и роста современной экономики. Кроме того, благодаря осуществлению предпринимательской деятельности происходит ее рост и обновление, формируется инновационная среда, дающая стимул для перехода производства на более современные технологии.
Исследуя процессы, связанные с особеностями осуществления предпринимательской деятельности в регионах России нужно обращать внимание на некоторые особенности. Эти особенности связаны с тем, что сегодня формирование и развитие предпринимательства происходит в условиях не только совершенствования законодательной базы, но и работы государства в направлении улучшения инвестиционного климата, реализации мероприятия по развитию внешнеэкономических связей, совершенствуется и таможенная политика. Но есть и негативные факторы, к ним можно отнести слабое развитие рыночной инфраструктуры, высокие ставки по кредитам и пр.
В данном пункте охарактеризуем понятие и сущность предпринимательской деятельности.
В результате проведенного исследования мы увидели, что понятие «предпринимательство» трактовалось по-разному, в зависимости от конкретного исторического опериода. Так в средние века предпринимателем назывели того человека, который занимался внешней торговлей; либо это был организатор каких-либо представлений; либо предпринимателя поимали как лицо, «отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов» [26].
Шумпетер рассматривает предпринимателя как новатора, основная деятельность которого заключается в осуществлении инновационных процессов. При этом автору удалось выделить следующие характеристики предпринимательства:
- «создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
- введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
- завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
- использование нового вида сырья или полуфабрикатов, безразлично известных или неизвестных ранее;
- введение новой организации дела» [26].
Интересным на наш взгляд является определение предпринимательства соавторами Дж. Тиммонсом, Л. Смолленым и А. Динджи, для которых предпринимательство – «это способность творить и создавать видение (vision) из, практически, ничего: в основе своей – это человеческий, творческий акт».
В современной действительности согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательская деятельность это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» [2. п. 1 ст. 2.].
Из данного определения следует то, что предпринимательская деятельность осуществляется в условиях рыночной экономики. При этом, как отмечает В.В. Буров, она опирается на соблюдение установленных законов [10, С. 34].
Круглова Н.Ю. указывает на то, что для экономистов на Западе предпринимательство выступает как некий процесс, в результате которого осуществляется поиск новых возможностей развития бизнеса, и который способствует преодолению ограничивающих барьеров [16, С. 78].
Предпринимательство можно рассматривать как отдельный новый фактор производства, выделяемый наряду с известными нам «труд – земля - капитал». Основное отличие данного фактора в его неосязаемости.
Набатников В.М. согласен с тем, что предпринимательство это, прежде всего вид деятельности, который связан с особым риском. Мы согласны с автором в том, что рассматриваемый вид деятелньости предполагает организацию нового потенциала - создание дела, направленного на извлеченеи прибыли [20, С. 109].
Кроме того, по нашему мнению, для осуществления предпринимательской деятельности субъект должен обладать творческой активностью, что предполагает наличие определенных качеств личности.
Отметим, что в качестве субъектов предпринимательской деятельности в России могут выступать дееспособные граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица [22, С. 298].
Что касается регулирования предпринимательской деятельности, то она основывается на соблюдении различных норм хозяйственного права. Возможность заниматься предпринимательской деятельностью закреплена в Конституции РФ, где отмечено то, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [1, ст. 34]. Данное право означает то, что у любого гражданина есть возможность, в рамках правового поля извлекать прибыль или преследовать иные цели (при образовании некоммерческих организаций).
Предпринимательская деятельность по своему содержанию и направленности может выступать в качестве следующих ее видов [23, С. 45]:
- производственное предпринимательство;
- торгово-коммерческое предпринимательство;
- финансово-кредитное предпринимательство;
- посредническое предпринимательство;
- страховое предпринимательство.
Дадим краткую характеристику указанным видам предпринимательской деятельности.
Предпринимательство можно назвать производственным в том случае, если предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям
Еще одним направлением развития предпринимательства в регионе является оптимизация процессов взаимодействия предпринимателей с органами власти. В частности, введение с 1 июля 2012 года системы электронного взаимодействия, в соответствии с которой бизнес получил освобождение от представления различных справок и документов, которые органы могут получать у других организаций в электронном виде. Например, справки из налоговой службы, а также из Арбитражного суда.
Также на сегодняшний день упрощен механизм подачи заявок на конкурс по предоставлению субсидий: в сети Интернет открыт новый сервис, благодаря которому предприниматель может получить электронно-цифровую подпись и подавать заявки на субсидии в электронном виде, не покидая своего офиса. Все это спосбствует привлечению тех, кто собирается открывать свой бизнес.
Важна дальнейшая пропаганда и общественное признание успешных примеров малого бизнеса. Поэтому в 2013 году проводится уже 15-й конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)».
Несомненно, успех может быть достигнут при значительном вложении средств в каждую из форм поддержки предпринимательства. В данном случае возникает вопрос возможности для городов-миллионников участия в конкурсах по софинансированию программ поддержки напрямую из федерального бюджета.
В связи с этим в целях укрепления финансовых основ местного самоуправления, необходимо в дальнейшем решать вопросы, связанные с развитием и эффективным использованием налогового потенциала муниципального образования, минимизацией встречных финансовых потоков между бюджетами субъектов и местными бюджетами, необходимостью внесения соответствующих изменений в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации.
Поступательное развитие предпринимательства в Омском регионе характеризуется также мероприятиями в области увеличения частичного субсидирования мероприятий программы лизинга оборудования для приобретения мини-заводов, оборудования и техники. При этом сумму компенсации первоначального взноса предполагается увеличить для малых компаний до 3 млн. рублей, а для средних компаний до 10 млн. рублей. Предлагается также стимулировать приобретение в лизинг начинающими предпринимателями мобильных платформ для бизнеса и нестационарных павильонов. Также рассматривается возможность выделения лизинговых грантов для начинающих в сумме до 1 млн. рублей.
Перспективы предпринимательства затронут и сельскую местность. В области сохранится грантовая поддержка начинающих предпринимателей, а также учредят специальные гранты до 600 тыс. рублей на создание частных детских домов и культурно-досуговых центров. Все эти меры вкупе с дальнейшим снижением контрольно-надзорных мероприятий, несомненно, приведут к тому, что малое и среднее предпринимательство региона, почувствовав положительный деловой климат, продолжит поступательное развитие и в дальнейшем. А от этого выиграют все без исключения жители региона.
В данной главе настоящей работы мы пришли к выводу о том, что развитие предпринимательства в Омской области показывает положительный тренд: каждый год на поддержку бизнесменов выделяются всё большие деньги, открывается всё больше субъектов предпринимательства, растёт уровень занятости населения в этом секторе экономики.
Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Целями предпринимательской деятельности являются: накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства; улучшение социальных условий сотрудникам организации; оптимизация спроса покупателей на продукцию организации; оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления.
Статистические исследования свидетельствуют о необходимости учета трех основных факторов, способствующих развитию предпринимательства в России. Первый из них - мотивационный - включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе. Второй фактор - институциональный - предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор - инфраструктурный - определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в доступе или обеспеченности производственными, офисными площадями.
Мотивационный фактор включает в себя общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки государственными структурами предпринимательство.
Финансовая поддержка является одним из важнейших направлений, способствующих развитию предпринимательства. Поэтому общественные объединения предпринимателей должны постоянно уделять пристальное внимание государственной политике в этой области.
Возможности реализации экономического потенциала предприятий по воспроизводству капитала и инвестиционной деятельности во многом зависят от условий его финансовой поддержки государством, поскольку предпринимательство характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), зарубежные субсидии и т.д. Основными собственными источниками финансовых средств являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.
Институциональный фактор предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса.
Проблемы конкуренции актуальны для каждого пятого предпринимателя. Особую остроту данный фактор, оказывающий существенное влияние на развитие малых и средних предприятий.
Если попытаться кратко сформулировать основные факторы, влияющие на безопасность деятельности омских предпринимателей, положительные и отрицательные последствия их воздействия на указанную деятельность, то они заключаются в следующем:
1 Экономический фактор.
2 Фактор организационно-правового обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
3 Фактор – информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности.
4 Инфраструктурный фактор определяет степень развитости правовой инфраструктуры и наличия материальной инфраструктуры.
Эффективность развития предпринимательства в Омске и Омской области связана с комплексом факторов, одним из которых является обеспеченность производственными, складскими, офисными площадями и их доступность, другими словами, имущественная составляющая развития.
В данной сфере необходимо реализовывать комплекс мероприятий, стратегически направленных на создание эффективно функционирующего рынка недвижимости. Нужно совершенствовать законодательство, peгулирующее данную сферу правоотношений, а также осуществлять так называемые «технические меры» поддержки, направленные на решение конкретных проблем предпринимательства.
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс РФ
3. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 февраля 2010 года. №59.
4. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года. №328-р.
5. Об Инвестиционном фонде Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 года. №694.
6. О Российской корпорации нанотехнологий: Федеральный закон от 19 июля 2007 года. №139-ФЗ.
Книги
7. Балашевич М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: НКФ «Эко перспектива», 2009. – 144 с.
8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М.: Институт новой экономики, 2007. -1472 с. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 2 тт. / В.И. Даль. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 1088 с.
9. Буров В. Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. – Иркутск, 2011. – 280 c.
10. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
11. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / А.В. Виленский; Ин-т экономики РАН. — М.: Наука, 2007. — 237с.
12. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2012. – 701 с.
13. Егорова Е. Н., Логинова Е. Ю. Коммерческая деятельность. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.- 160 с.
14. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия). - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 399 c.
15. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с
16. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
17. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. ПредпрПредпринимательство: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 254 с.
18. Малое предприятие в России: прошлое, настоящее, будущее под ред. Е. Г. Ясина. - М.: «Фонд «Либеральная миссия», – 2005. – 220 с.
19. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России / Нестеренко Юлия Николаевна; Ю. Н. Нестеренко. - М.: РГГУ, 2007. - 221 с.
20. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.
21. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 581 с.
22. Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 667 с.
23. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС,2009. – 224 с.
24. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: ЭКСМО, 2009.- 960 с
25. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие для студентов по специальности "Финансы и кредит" / Г. А. Тактаров, Е. М. Григорьева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.
26. Хамидуллин Ф.Ф. Институциональные факторы становления и развития малого предпринимательства. — М.: Креативная экономика, 2007. — 284 с.
Статьи
27. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса//Экономика и жизнь.-2007.- № 2-.с. 57-68.
28. Грамматчиков А. Для самых маленьких//Эксперт. – 2006. - № 36 – С.118-119.
29. Кошелева Т.Н. Факторы и закономерности, определяющие развитие малого предпринимательства в системе хозяйственных взаимосвязей//Проблемы современной экономики. – 2009.-N 4.- С.25-27.
30. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. - 2009. – №2. – С. 23 – 26.
31. Мартынова Н.Н. Факторы, противодействующие эффективному развитию института малого предпринимательства в современной российской экономике // Экономические науки. – 2009. – № 12. – С.67-71.
32. Неволина О. В. Влияние макроэкономических факторов на устойчивое развитие малого предпринимательства // Национальные интересы; приоритеты и безопасность. – 2010. – № 8(65). – С.11–18.
33. Суглобов А.Е. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – №19. – С.2-11.
34. Чапурин О. И. Механизм поддержки малого бизнеса в кризисных ситуациях: региональный механизм поддержания субъектов малого предпринимательства в кризисных ситуациях // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4. – С.136–140.
Электронные ресурсы
35. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М. Интегральные показатели развития малого предпринимательства.- М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007// h**t://w*w.nisse.r*/business/article/article_59.html?effort=
36. Воронина Е.В. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России// h**t://w*w.smb.r*/analitics.html?id=poz_exp&part=p3
37. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства// h**t://w*w.spb-mb.r*/index.php?page=74
38. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. – М.: «Новый логос», 2000 // h**t://w*w.smb.r*/analitics.html?id=p_mb
39. Мелихов К.Г., Сеземина Е.Н. Инфраструктура поддержки предпринимательства // h**t://w*w.samarafond.r*/articles2/view_articles/8
40. Молодежное иновационное предпринимательство в городе Омске // h**t://w*w.omskcpp.r*/index.php/component/content/article/1-2010-03-13-15-38-21/959-innovation20130327
41. Никифорова. Е.А. Макроэкономические факторы развития малого бизнеса. // Административно-управленческий портал. – h**t:w*w.aup.r*
42. Порохин А.В. Основные факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России на современном этапе развития экономики // h**t://porohin.my1.r*/load/0-0-0-161-20.
43. Родригес Дж. Три показателя успешности бизнеса: [сайт]. URL: h**t://w*w.bishelp.r*.
44. С 22 августа Россия - полноправный член ВТО // h**t://smb.omskportal.r*/content/news/federal/general/m,f,633359/
45. Смирнов М.А., Шестоперов О.М., Шестоперов А.М., Шамрай А.А. Кредитование малого бизнеса. – М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства 2010// h**t://w*w.nisse.r*/business/article/article_1134.html
46. Современный экономический словарь// h**t://slovari.yandex.r*/~книги/Экономический%20словарь/
47. Ткачева Л.Е. Основы процессов управления предпринимательскими структурами / Л.Е. Ткачева. – М.: ИНФРА, 2010.-230с. С. 98
48. Фаляхов Р. Малому бизнесу продлили приватизацию//Газета.r*. – 9.01.2011// h**t://w*w.gazeta.r*/business/2010/04/23/3356716.shtml
49. Яковлева-Чернышева А. Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере // h**t://w*w.terrahumana.r*/arhiv/10_04/10_04_05.pdf
Тема: | «Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности региона в условиях вступления ВТО» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 64 | |
Цена: | 9000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере центрального таможенного кинологического центра ФТС России)
Дипломная работа:
Гражданство в России
Дипломная работа:
Реформирование налоговой системы рф в процессе вступления в вто
Дипломная работа:
Ограничения конституционных прав и свобод граждан российской федерации в условиях особых правовых режимов
Курсовая работа:
Развитие правозащитной деятельности в России