Реферат

«Взаимодействие семьи и ДОО при подготовке детей к школе»

  • 26 страниц
Содержание

Введение….3

1. Обзор литературы по проблеме взаимодействия семьи и ДОО при подготовке детей к школе….5

1.1.Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей…5

1.2. Формы взаимодействия ДОО с семьей для формирования социально-психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению….8

2. Анализ результатов эмпирических исследований современных педагогов-практиков ….14

3. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.18 Заключение ….22

Список использованной литературы….24

Введение

Актуальность исследования. Изменения, которые произошли за последние годы в сфере дошкольного образования, заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на формирование социально-психологической готовности детей к школе, а высокие требования жизни, организации воспитания и обучения детей, предполагают более активное взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников. Отсюда следует, что эта проблема в современном обществе приобретает особую значимость.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Необходимость решения этой проблемы обуславливается той ролью, которая принадлежит семье в социально-психологическом развитии, становление личности и последующей социализации дошкольника.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к этому. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке ребенка к школе является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых, психологов и педагогов. Данные вопросы освещаются в трудах Б. Аласана, В. А. Андриеш, Е.П. Арнаутовой, Т.И. Бабаевой, Т.А. Березиной, Л.И. Божович, Т.А., Буре, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, С.В. Глебовой, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдовой, Т.А. Марковой, В.С. Мухина, В. В. Рубцова, В.В. Холмовсакой, Г. А. Цукермани.

В трудах Л.Н. Конягиной, А.Н. Леонтьева, О.В. Лобза, Т.В. Лушпарь и др., подчеркивается роль современной семьи в воспитании личности дошкольника, ее приоритет в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия.

Цель данной работы заключается в выявлении проблем взаимодействия семьи и ДОО при подготовке детей к школе.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в формировании готовности детей к обучению в школе.

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в формировании готовности детей к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. анализ реализации

3. Рассмотреть формы взаимодействия ДОО и семьи, направленных на формирование социально-психологической готовности к школе.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования; анализ, сравнение).

Ключевые слова: взаимодействие, педагог, семья, дошкольники, учебная деятельность, готовность к школе, формы работы.

Структура работы состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников.

Фрагмент работы

1. Обзор литературы по проблеме взаимодействия семьи и ДОО при подготовке детей к школе

1.1.Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Взаимодействие с семьей - это важнейшее направление деятельности специалистов ДОО. Его эффективность во многом определяется формами и методами организации работы с родителями (законными представителями), которые используются педагогами.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова «взаимодействие» трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. [43].

Взаимодействие на уровне межличностных отношений, по определению Г.М.Андреевой, выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – добиться сотрудничества и взаимопонимания на основе обмена информацией и общественной деятельностью [3, с 68].

Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого [5, с.87].

В ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс [1].

Семья и ДОО - главные институты социализации ребенка дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в контакт родители и от педагогов они ждут помощи.

Большинство современных родителей высоко образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Несмотря на это, высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь вступает в силу противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в процессе воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов и в применении информации, взятой из интернета и популярной печатной литературы, непосредственно на практике [4, с 99].

Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах. Можно отметить что, современное образование требует от педагогов строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, т.е. педагоги воспитывают и обучают вместе с родителями.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы [8, с.34].

Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности.

Заключение

Изучение темы «Взаимодействие семьи и ДОО при подготовке детей к школе» позволило сделать следующие выводы:

В современном дошкольном образовательном учреждении актуальным вопросом является процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и современных форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, подготовку его к обучению в школе.

Взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно рассматривается как: решение участниками значимых для них проблем или задач в виде согласованной деятельности по достижению совместных целей и результатов. Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Для формирования социально-психологической готовности детей к школьному обучению, можно выделить следующие формы взаимодействия ДОО с семьей: информационно-аналитические, познавательные, общие родительские и групповые собрания; вечера вопросов и ответов; семинары-практикумы; педагогические беседы; дни добрых дел; дни открытых дверей; исследовательские проекты; досуговые формы; выставки работ родителей и детей; семейные вернисажи; совместные походы и экскурсии; письменные (еженедельные записки об успехах ребенка; наглядно-информационные; информационно-просветительские и другие.

Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работу дошкольной образовательной организации.

Анализ реализации педагогического процесса показала, что условием эффективного взаимодействия ДОО и родителей в формировании социально-психологической готовности к школе выступает педагогическое просвещение педагогов и родителей, использование разнообразных форм взаимодействия с семьей и осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами ДОО процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей.

Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в формировании готовности детей к обучению в школе, следует отметить, что в современном дошкольном образовательном учреждении актуальным является вопрос формирования активной родительской позиции на основе современных форм организации взаимодействия. В каждом конкретном случае воспитатели вправе выбирать более эффективные на их взгляд формы работы, главное чтобы в целом, результаты взаимодействия способствовали повышению педагогической культуры родителей и формирования готовности детей к обучению в школе.

Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной готовности является тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители – согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в их единстве и сотрудничестве. Грамотно выстроенная совместная работа педагогов с семьями воспитанников помогает достигать хороших результатов в процессе подготовки к школьному обучению.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.r**g. ru/2013

2. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М., 2014. – 79 с.

3. Волович О.П. Особенности и специфика взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей // Международный научный журнал «Вестник науки » № 7 Том 3. 2018 г С.98 -106

4. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С. 87 - 91.

5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2011. - 541с.

6. Запорожец, А.В., Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 2017. - №5. - С. 43-49.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации. М.: Сфера, 2019. 112 с.

8. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

9. Ершова О.А., Стожарова М.Ю. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе подготовки детей к школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 14-22.

10. Крылов А.А. Педагогическое сопровождение родительства / А.А. Крылов. - М.: Академия, 2013. - 240с

11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./Под ред. Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012г. — 384с.

12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : ООО «Атемп», 2010. – 874 с.

13. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова - М.: Академия, 2010. - 72с.

14. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Дорофеевой Э. М. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.

15. Павлова Л.О Взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 8-13

16. Петрухина О.С. День открытых дверей в ДОУ / О.С. Петрухина, Е.Н. Здыбель // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 5. - С. 20-25

17. Ренева Е.Н., Быкова С.С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 3. С. 81-85.

18. Салаватулина, Л. Р. Педагогические ситуации в воспитании детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Р. Салаватулина. — Челябинск : Цицеро, 2011 — 42 с

19. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. — С-П.: Детство-Пресс, 2013.

20. Смолина, Т. А. Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении / Т. А. Смолина, А. П. Агентова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 61-63.

21. Фрезе, И. И. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника / И. И. Фрезе, Л. Н. Малахова, Л. Р. Суетина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 944-949.

22. Шестовских А.А., Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке ребёнка к школе. // Педагогический вестник Сургут, - 2018, С 7-10

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимодействие семьи и ДОО при подготовке детей к школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Реферат
Страниц: 26
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика