Дипломная работа

«Взяточничество по российскому уголовному праву»

  • 52 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ДВ РЕГИОНЕ 5

1.1 История развития данного института 5

1.2 Динамика, структура, состояние преступности 8

1.3 Характеристика личности взяточника 16

2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 20

2.1 Объективные признаки (способы) 20

2.2 Субъективные признаки 28

2.3 Квалификационные виды взяточничества 30

3 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В ДВ РЕГИОНЕ 32

4. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Введение

Доминирующей криминологической тенденцией последнего десятилетия стал продолжающийся рост преступности в мире как в целом, так и отдельных странах с одновременным отставанием социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений.

Происходящие в России изменения политических, социально-экономических, правовых, нравственно-психологических и иных отношений привели не только к позитивным результатам, но и к негативным последствиям, выражающимся, в частности, в росте коррупции. Современное состояние преступности является одним из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую ситуацию.

В России преступность за период реформ выросла не только количественно, но обрела новое качество. Ее ядро составляют организованные преступные сообщества. Организованный характер значительной части современной преступности - закономерная ступень ее эволюции, ее важная существенная черта, значительно усиливающая общественную опасность.

Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества. Все большую активность приобретает экономическая направленность преступной деятельности организованных преступных формирований, которая охватила практически все области хозяйственного комплекса страны, в первую очередь в высокодоходных отраслях экономики.

Преступные формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают все более сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные преступные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. По данным МВД России, более четверти преступных сообществ в экономически развитых регионах отмывают преступные капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций, вложения доходов в официальный бизнес.

Преступные сообщества через коррумпированные связи проникают в экономику и финансовую систему, оказывают прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Данная работа посвящена изучению ответственности за взяточничество по российскому уголовному праву. Взяточничество является составной частью такого явления как коррупция. Получение взяток как наиболее распространенный и общественно опасный вид должностного злоупотребления государственных служащих составляет почти четвертую часть регистрируемых должностных преступлений. Начиная с 1996г. отмечается устойчивая тенденция роста количества фиксируемых фактов взяточничества, но в то же время - сокращения данного вида преступлений, совершаемых при отягчающих обстоятельствах, в том числе должностными лицами органов высшей государственной власти.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрела серьезную остроту. Взяточничество распространено в настоящее время практически во всех странах мира. Одной из причин взяточничества является то, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему «ресурсами» путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, перераспределение собственности (приватизация), государственные и муниципальные заказы или льготы, а также возможность принятия законного или незаконного решения.

Объектом исследования работы являются общественные отношения возникающие в области охраны государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом исследования выступает правовое регулирование должностных преступлений - получения и дачи взятки.

Целью дипломной работы является исследование взяточничества по российскому уголовному праву.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определение уголовно- правовой и криминологической характеристики взяточничества, проблемы предупреждения взяточничества в Дальневосточном регионе, вопросы совершенствования уголовного законодательства по борьбе со взяточничеством .

Получение взятки и дача взятки – относятся к наиболее опасным видам преступления. При совершении таких преступлений, представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Опасность получения и дачи взятки обуславливается и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованное хищение имущества, легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, незаконным изготовлением оружия и т.д. Кроме того, и само взяточничество нередко принимает устойчивые формы. Взяточники объединяются в организованные группы и преступные сообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, оно проникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы.

Среди данных преступлений высока доля латентных преступлений, которая представляет реальную, но скрытую или незарегистрированную часть фактически совершенных преступлений. В силу исторических и иных причин латентная преступность особо широко распространена в России. Наличие высокой латентной преступности существенно нарушает права человека. С учетом высокой латентности данных преступлений определить подлинное состояние коррупционной преступности в цифрах практически невозможно. Этим в известной мере объясняется особая сложность их раскрытия и расследования, а вместе с тем необходимость системного комплексного подхода к решению проблем деятельности правоохранительных органов в этом направлении. Прежде всего имеется в виду рациональное сочетание гласных (процессуальных) и негласных (оперативно-розыскных) мер, которые могут проводиться как до возбуждения уголовного дела по факту, так и при расследовании взяточничества. Необходимы новые научные разработки, способные повысить эффективность предупреждения преступлений данной категории.

При написании работы использовались следующие источники: Конституция Российской Федерации, Уголовный и Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы, подзаконные акты, научная литература по криминалистике и криминологии и теоретические разработки таких авторов, как Бурдакова В.Н., Лебедева В.М., Рарог А.Н., Ревина В.П. и др.

Структура работы состоит из 3 глав. В 1 главе исследуется криминологическая характеристика взяточничества в Дальневосточном регионе. Во 2 главе исследуются уголовно-правовая характеристика взяточничества.В 3 главе исследуется проблемы предупреждения взяточничества в ДВ регионе. В 4 главе исследуются вопросы совершенствования уголовного законодательства по борьбе со взяточничеством

Методологическую, теоретическую и эмпирическую основу работы составляют сравнительно-правовой, системно-правовой, логико-теоретический и конкретно-исторический методы, а также структурно-функциональный анализ.

Исследование взяточничества по российскому уголовному праву имеет теоретическую и практическую значимость для правотворческой и правоприменительной деятельности правоохранительных органов.

Фрагмент работы

1.1 История развития данного института

Взяточничество известно с глубокой древности. Упоминания о нем встречается в дошедших до нас исторических источников, относящихся к таким древневосточным цивилизациям, как Древний Египет, Китай, Индия, Древней Греции и Рима. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в, данное понятие приравнивается к значению взяточничества в современной юридической терминологии.

Взяточничество является составной частью такого явления, как коррупции. Сам термин коррупция происходит от латинского слова corruptio, означающего порчу, подкуп. Упоминание о коррупции, ее осуждение присутствует во всех ведущих религиях мира. Найти подтверждение этому можно в Библии и Коране. В современном мире под термином коррупция понимается негативное социальное явление, выраженное совокупностью аморальных действий, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых, административных правонарушений, преступлений, совершенных из корыстных побуждений государственными служащими, представителями власти, должностными лицами в интересах преступных группировок. Коррупция- это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений ( таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением.).

В любой стране, политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие формы преступного поведения. Самыми опасными «функциональными» или «профессиональными» формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами.

Если рассматривать истоки появления коррупции в обществе, то, по-видимому, их следует искать еще в первобытном обществе. По мере развития общества и появления первых служителей культа- шаманов, колдунов и т.д., «близких к богам», им тоже стали делать подарки и подношения, чтобы через них добиться расположения к себе милости самих богов. С возникновением государства и появлением профессиональных чиновников обычай приносить дары тем, от кого зависела судьба человека (царям, правителям, жрецам), стал распространяться и на них. Развитие государственности, возникновения обширных государств неминуемо вело к возникновению значительного бюрократического аппарата, особой касты чиновников, получавшей все большие полномочия в обществе.

Коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взяток. Взяточничество как социально-правовое явление на Руси было известно уже в IX-X вв., в период становления государственности. На тот момент государственные чиновники обеспечивались общиной по единой норме. Конечно же, не всех эти нормы устраивали, однако каких-либо жестко установленных санкций за допускаемые при этом нарушения не устанавливалось. Все конфликты и споры разрешались городскими старейшинами.

В 1497г. был принят Судебник, по которому стало вершиться правосудие на Руси. Так, ст. 1 Судебника гласила: «Судите суд боярам и окольничим. А на суде быти у бояр и у окольничих диаком. А посулов боярам, и окольничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати никому.». Под посулами в данной статье понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток.

Судебник 1550г. на законодательном уровне осуществил разграничение между двумя формами проявления коррупции: лихоимством и мздоимством. В ст.1 было указано: «Всякому судье посулов в суде не имати». Ст. 3, 4, 5 предусматривали ответственность должностных лиц за получение взятки в зависимости от занимаемой должности в суде.

В соответствии со ст.3,4,5 Судебника под мздоимством понималось выполнение действий по службе должностным лицом, участником судебного разбирательства, при рассмотрении дела или жалобы в суде, которое оно выполнило вопреки интересам правосудия за вознаграждение. Наказание за мздоимство было незначительно, всего лишь денежное взыскание. Под лихоимством понималось получение должностным лицом судебных органов разрешенных З законом пошлин свыше нормы, установленной законом. За лихоимство было предусмотрено достаточно серьёзное наказание.

Первое в истории Царской России законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III, под его началом и при его непосредственном руководстве реализовывалась идея антикоррупционной политики правящего государя с целью недопущения к власти нечистых руку чиновников. Эту же идею продолжил его внук Иван Грозный, который впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках, была введена судебная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки cyдебными чиновниками местного земского управления. Она гласила: «А учнут излюбленные суды судити не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казнити смертною казнью, а животы их велети имати да отдавати тем людям, кто на них донесет» .

Вопросы уголовной ответственности за взяточничество нашли отражение в принятом в 1649 г. Соборном уложении в главе десятой «О суде». Статья 8 главы X предусматривала уголовную ответственность за так называемое «мнимое посредничество», когда частное лицо якобы для передачи судье берет от взяткодателя предмет взятки в целях принятия выгодного решения для давшей вознаграждение стороны, а само фактически присваивает это вознаграждение .

Первая четверть XVIII века вошла в историю России как время петровских реформ, оказавших огромное влияние на развитие российской государственности. Реформы, проведенные Петром I, завершили процесс образования в России абсолютной монархии. При Петре I был создан огромный бюрократический аппарат, который постепенно разрастался, и его роль в управлении государством все больше возрастала. Реформы Петра I не только не ликвидировали условия для коррупции в России, но даже создали более благоприятную почву для нее. Петр I большое внимание уделял контролирующих органов. В 1711 г. были учреждены Сенат и институт фискалов. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать, не вмешиваясь в ход самого дела. Они подчинялись только обер-фискалу, должность которого была учреждена при Сенате. В конце 17 века был создан карательный орган, именовавшийся Преображенским приказом, который вел следствия, а также суд по политическим делам. В 1718 году создается еще один карательный орган - Тайная канцелярия. Она тоже осуществляла следствие и суд по политическим делам, но в ее компетенцию в основном входили дела, касающиеся Петербурга и округа. Важную роль играл и «Кабинет» – так называлась личная канцелярия Петра I. В 1722 году в России был создан важнейший контрольный орган – прокуратура.

Указом от 23 августа 1713 г. Петр I ввел наряду с получением взятки уголовную ответственность за дачу взятки.

1845г. ознаменовался принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, в котором было изменено и дополнено законодательство об ответственности за взяточничество. Ответственность за данное преступление предусматривалась главой XI пятого раздела Уложения «О мздоимстве и лихоимстве». Одним из первых нормативно-правовых актов, регулирующих на законодательном уровне ответственность за взяточничество является Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (изд. в 1866г.) в ст. 372, 382, которое предусматривало ответственность за мздоимство и лихоимство (мздоимство - принятие взятки для дела законного, лихоимство - для дела незаконного). Уложение 1903 г. предполагало ответственность за различные виды вымогательства взятки (ст. 657). Вымогательство взятки трактовалось достаточно широко.

Смена государственного строя и формы правления в октябре 1917г. не отменила коррупцию как явление. Декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок).

Развитие законодательства о взяточничестве привело к выделению законодателем новых видов взяток, а также сопровождалось попыткой толкования основных понятий. Так, декрет «О взяточничестве» 1918 г. содержал определение должностного лица, что имело очень важное значение для квалификации преступлений этой категории. Также была введена уголовная ответственность за провокацию взятки в ст. 115 УК РСФСР 1922 г.

В ст. 115 УК РСФСР был сформулирован состав провокации взятки как «заведомое создание должностным лицом обстановки и условий, вызывающих предложение взятки в целях последующего изобличения дающего взятку». Согласно диспозиции этой статьи уголовной ответственности подлежали только должностные лица и лишь за провокацию дачи взятки. Санкция ст. 115 УК РСФСР содержала лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет или высшую меру наказания.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 9 октября 1922 г. был изменен текст ст. 114 УК РСФСР. В результате данных изменений ст. 114 УК 1922 г. разбивалась на две статьи - ст. 114 и ст. 114-А. Статья 114 УК РСФСР предусматривала ответственность за простое (ч. 1 ст. 114) и квалифицированное (ч. 2 ст. 114) получение взятки.

Проводимая большевиками в период гражданской войны политика «военного коммунизма» привела к возникновению новой бюрократии, взявшей на себя распределительные функции, в результате чего возникла советская бюрократия. Уже в период нэпа данная проблема показала себя со всей очевидностью: выявляются многочисленные случаи взяточничества, расхищения государственных средств, сырья с госпредприятий. Все это вынудило молодое советское государство принять жестокие карательные меры. В 1922 году вышел закон, по которому за взятку полагался расстрел. В последующем жесткие карательные меры по борьбе с коррупцией вошли в постоянную практику советского государства, особенно при И.В.Сталине. В советское время особенно отчетливо прослеживалась взаимосвязь «власть и богатство», причем богатство не в классическом понимании этого понятия. Чиновнику не нужны были деньги для приобретения автомобиля, квартиры и т.д. Все это давало ему положение во власти. Поэтому в высших эшелонах власти шла ожесточенная борьба за место во властных структурах, а не за получение взяток. Бюрократический аппарат при И.В.Сталине значительно вырос и окреп, появилась так называемая номенклатура.

Особенно наглядно это сходство стало проявляться в период Л.И.Брежнева, особенно в последние годы его жизни. Коррупция стала проникать во все эшелоны власти, дискредитируя ее и вступая в вопиющие противоречии с потребностями общества. Несомненно, что коррупция в значительной степени усугубила кризис эпохи социализма и приблизила распад СССР.

В дальнейшем в послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических оков, упадок экономической стагнации, а затем и падением уровня развития экономики, наконец - крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50 % больше, чем в 1975 г.

Нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом развития страны. К числу наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции относятся: стремительный переход к новой экономической системе, не подкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой; отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций; распад партийной системы контроля.

После распада СССР становление новой российской государственности происходило в экстремальных условиях гиперинфляции, безработицы, поспешной ваучерной приватизации. Происходила криминализация общества на фоне бездействия правоохранительных органов и ожесточенной борьбы за власть. Именно в это время формируются те тенденции, которые в значительной степени объясняют громадные масштабы коррупции в наши дни. Во-первых, происходит приватизация собственности, в результате которой ее владельцами становятся либо сами представители номенклатуры, либо те, кто имел с ними связи и таким образом получил доступ к приватизации. Во-вторых, в процесс приватизации в той или иной степени были включены представители криминального мира, которые тоже оказались связанными с представителями номенклатуры. Многие из них затем сумели легализовать свой бизнес и криминальные нравы. В-третьих, произошел возврат к временам «кормлений». В условиях невыплаты зарплат люди разных профессий, в том числе врачи и преподаватели, сотрудники правоохранительных органов и др. стали использовать свою работу для получения дополнительных доходов, одни, чтобы выжить, другие, чтобы обогатиться. В-четвертых, произошло дальнейшее увеличение бюрократического аппарата, костяк которого составила прежняя номенклатура. Таким образом, получилось, что значительная часть представителей крупного бизнеса стала таковой через злоупотребления и откровенный криминал. Бюрократический аппарат сейчас имеет в стране огромную власть и использует ее в своих корыстных целях. Коррупция получила широкое распространение в обществе, и в нее вовлечены в той или иной степени все слои общества. Коррупция превратилась в норму жизни, особенно в сфере бизнеса, политики, бюрократического аппарата.

В России в условиях системного (экономического, политического, правового, организационного и идеологического) переходного периода проблема коррупции приобрела особую криминологическую остроту и политическую значимость. Однако реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны.

Заключение

Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается.

Можно выделить следующие основные причины получения и дачи взятки.

Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.

Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.

В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того, чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальных органах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.

Объектом данных преступлений являются противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.

Раскрытие данных преступных деяний крайне затруднительно, так как совершение преступления двумя лицами происходит, как правило, тайно и ни одно из них в большинстве случаев не заинтересовано в раскрытии преступления.

Сложности раскрытия и расследования данного вида преступлений возникают под влиянием определенного круга особенностей. Это обоюдная заинтересованность сторон, противодействие расследованию, коррупционные связи, круговая порука должностных лиц государственных органов.

Из-за боязни уголовной ответственности все участники указанной категории преступлений - взяткополучатель, взяткодатель, посредник (за исключением случаев вымогательства взятки) заинтересованы в тщательном сокрытии следов своих преступных действий, а следовательно, в большинстве случаев данные преступления совершаются без свидетелей и с последующей тщательной маскировкой следов преступления. Таким образом, раскрытие взяточничества зачастую осуществляется в условиях информационной неопределенности, порождаемой как дефицитом ориентирующей и доказательственной информации, так и ее противоречивостью.

Во-первых, взятка может быть предложена за совершение вполне законных действий в пользу взяткодателя для ускорения решения вопросов заинтересованной стороны, что осложняет процесс расследования, так как становится невозможным установить мотив преступления.

Во-вторых, при использовании услуг посредника взяткодатель и взяткополучатель могут не знать друг друга лично, в этих случаях происходит разделение функций между посредниками либо увеличение их числа в цепи, связывающей взяткодателя и взяткополучателя. В криминалистической литературе такой способ посредничества называют сложным посредничеством. Как результат - тщательная маскировка процедуры передачи взятки, фиксация которой в большинстве случаев по рассматриваемой категории дел осуществляется силами оперативно-розыскных аппаратов.

В-третьих, предмет взятки, как правило, имеет овеществленный характер, и места ее передачи могут быть совершенно различными: служебное помещение должностного лица, ресторан, автомобиль, гостиничные номера. А точное установление места передачи взятки важно при планировании и проведении оперативных мероприятий по выявлению, фиксации преступных действий, задержанию преступников, установлению свидетелей и принятию первоочередных мер по раскрытию преступления.

Взяточничество имеет особую актуальность в настоящее время.

Таким образом, в борьбе с должностной и коррупционной преступностью важное значение имеет предупреждение, то есть позитивное воздействие на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной деятельности отдельных лиц.

Мерами такого предупреждения являются:

- совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью (принятие Закона «О борьбе с коррупцией»; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», определяющих ежегодное представление каждым государственным служащим исчерпывающих сведений о его доходах и собственности; принятие правового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при проверке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные должности);

- совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни;

- совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий;

- разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;

- осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений;

- обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;

- повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;

- совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений;

- установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупционных преступлений;

- использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее проявлениям.

Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц.

Превалирование в деятельности государственных служащих решения задач защиты интересов личности, населения над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению должностной и коррупционной преступности. В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении правоохранительными органами своих задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности граждан по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Список литературы

1. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. (с изм. от 25 марта 2004г.) //»Российская газета». 25.12.1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ с изм. от 07.03.2011-№26-ФЗ //Российская газета. 11.03.2011. № 51.

3. Гражданский кодекс РФ часть 1. от 30.11.1994г. № 51-ФЗ с изм. от 07.12.2001г. - № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7.

4. Гражданский кодекс РФ часть 2. от 26.01.1996г. № 14-ФЗ с изм. от 07.12.2001г. - № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7.

5. Федеральный закон РФ«О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года n 273-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.12.2008.№ 52 (ч. 1).-ст.6.

6. Федеральный закон РФ от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003г.)//Собрание законодательства РФ.02.06.2003. №22.

7. Федеральный закон РФот 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(ред. от 02.02.2006г.)//Собрание законодательства РФ .02.08.2004. №31.

8. Закон РФ от 31.12.1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с изм. от 09.11.2009г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 09.11.2009. № 45.

9. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.12.2010 №31)//Российская газета. 30.12.2010. № 296.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г.- № 23 «О судебном решении» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 2.

11. Указ Президента РФ от 13 .04.2010г. № 450 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011годы//Российская газета.15.04.2010г. №5158.

12. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» // СПС «Гарант».март. 2011.

13. Закон Хабаровского края от 30.09.2009 № 269 «О предупреждении коррупции в Хабаровском крае»//Собрание законодательства Хабаровского края.12.11.2009.№ 10(87)

11. Научная литература

1. Борисова С.Е. Психологические особенности личности преступника// Юридическая психология.2007.№3.

2. Гамзиков А.Г. Преступность в период экономических потрясений//Безопасность бизнеса. 2009.№ 4.

3. Гулягин Ю.В. Направление главного удара//Законность. 2008. № 6.

4. Касьяненко М.А. Некоторые особенности китайской преступности в России //Безопасность бизнеса. 2007. № 4.

5. Криминалистика: учебник для вузов /Под ред. И.Р.Пантелеева, Н.Н.Селиванова, М.:Юрист.2008.-210с.

6. Криминология. Учебное пособие/Под ред. В.Н.Бурдакова, Н.М. Кропачева.- Питер.:Юрист.2007.-350c.

7. Комментарий к Конституции РФ(постатейный) / Под общей редакцией Е.Ю. Бархатова. М. Проспект.2010.

8. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ (издание третье, измененное и дополненное) Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Издательство Норма. 2002. - С. 349.

9. Кожевников К.М. Противодействие незаконному экспорту леса, лесоматериалов и водных биоресурсов//Правовые вопросы строительства. 2007.№2.

10. Кулакова В.А.Особенности проявления организованной преступности на Дальнем Востоке//Российский следователь. 2007.№ 11.

11. Лялякин Ю.А.Вопросы обеспечения национальной безопасности субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа // Миграционное право.2010. № 3.

12. Лошакова С.А. Эволюция международно-правовых аспектов сотрудничества государств в борьбе с коррупцией//Безопасность бизнеса. 2009.№ 2.

13. Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009.№1.

14. Новикова Ю.В. Криминологическая характеристика преступлений как теория и как результат научно-познавательной деятельности// Российский следователь.2007.№6.

15. Завидов Б. Уголовно-правовой анализ получения взятки // Право и экономика. 2002. № 5.

16. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник.2-е издание, исправленное и дополненное /под ред. В.П. Ревина.Юстицинформ. 2009.

17. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник.2-е издание, исправленное и дополненное/под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева.Контракт.Инфра-М. 2009.

18. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А. И. Рарога. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Эксмо. 2008. (Российское юридическое образование).

19. Овчаренко З.В. К вопросу об изучении личности несовершеннолетнего виновного// Российский судья.2008. №9.

20. Развитие русского права в XV- второй половине XVII в.-М.Юрист. 1986.

21. Российское законодательство X-XX веков. Т. 2. М. Юрист. 1985.

22. Российское законодательство X-XX вв. Т. 3. М.Юрист. 1985.

23. Ролик А.И., Романова Л.И. Характеристика наркоситуации в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2009. № 3.

24. Синенко С.А., Жерновой М.В. Тенденции развития преступности на территории Приморского края//Российский следователь. 2009.№ 3.

25. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 14. Кн. 7. М.Юрист. 1965.

26. Толкачев В.В. Коррупционное проявление через взятку // Гражданин и право. 2006. № 2.

27. Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования//Российский следователь. 2005. № 8.

28. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2002.

29. Яни П.С. Должностные лица как специальный субъект: проблемы соучастия // Российский ежегодник уголовного права. 2006. № 1.

Покупка готовой работы
Тема: «Взяточничество по российскому уголовному праву»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Дипломная работа
Страниц: 52
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика