Дипломная работа
«Проблемы вокальной педагогики в научных трудах профессора м.с. алкина»
- 80 страниц
Введение…. 3
Глава I. Жизненный путь М.С. Алкина… 15
Глава II. Творческая деятельность М.С. Алкина … 15
2.1. Исполнительская деятельность…. 15
2.2. Педагогическая деятельность … 20
2.3. Научно-исследовательская и учебно-методическая работа. 28
Заключение…. 55
Литература…. 57
Приложения…
1. Список научных трудов М.С. Алкина 62
1.1. Монографии…. 62
1.2. Учебники. Учебные пособия. Хрестоматии… 62
1.3.Учебные программы…. 63
1.4. Статьи… 64
1.5. Нотации…. 66
1.6. Составление…. 67
1.7. Автореферат…. 68
2. Вокальный репертуар М.С. Алкина… 69
3. Распевки Нотное приложение… 74
4. Фотоприложение…. 76
Вокальная педагогика в нашей республике развивается вместе с вокальным образованием – со времени открытия в 1922 году в Уфимском училище искусств вокального отделения. За эти годы сложилась методика преподавания вокальных дисциплин, основанная на лучших традициях отечественной вокальной педагогики, корпус педагогов, обеспечивших подготовку вокальных кадров не только для Башкирии, но и для России и других стран.Их фамилии известны: это М.Г.Муртазина, А.Х.Чембарисова, Р.Р. Ахмадеева, Т.И. Шоголева, А.А. Матвеев, Б.Н. Валеева, М.Х. Хисматуллин, Р.Г. Галимуллина, Ф.Ф.Сагитова и др. Многие из них занимались и занимаются теоретическим осмыслением проблем, возникающих при преподавании академического вокала, и имеют по этой части научные публикации. В Башкирии эта проблематика усугубляется рядом специфических особенностей, присущих монодийным восточным культурам, которые необходимо учитывать при работе с национальными певцами. Это и одноголосное мышление, и пентатонический ладовый слух, и сложности при интонировании полутонов, и проблемы при переходе с одного репертуара (озон-кюй) на другой (европейский, классический), и развитие общекультурной подготовки.
В этой области накоплен значительный опыт. Это статьи Р.Р. Галимуллиной, Л.Д. Земчуриной, М.Г.Муртазиной [26–35], Р.М. Мусиной – Юлдашбаевой, [51, 52], Ф.Ф.Сагитовой [42–45], и т.д. Большим событием в культурной жизни республики стал выход книги М.А.Идрисовой «Творчество – синоним счастья. Беседы с Миляушой Муртазиной», в которой наряду с воссозданием в монологической форме творческой биографии профессора вокала и созданием творческих портретов её учеников, были поставлены многие проблемы вокальной педагогики, такие как постановка дыхания, работа над вокальными дефектами, ровность звучания на протяжении всего диапазона, высокая вокальная позиция и точное интонирование, дикционные навыки, чёткая и ясная артикуляция, развитие общекультурного и музыкального уровня учеников.Всё это поставило литературу о башкирском вокально-исполнительском искусстве на новый уровень осмысления.
Особенно много трудов по вокальным вопросам у профессора, кандидата искусствоведения, заслуженного артиста БАССР Мажита Самигулловича Алкина, выполненных в самых различных жанрах: это научные и публицистические статьи, учебники и учебные пособия, учебные программы и нотные хрестоматии, диссертация и её автореферат. Работы его написаны и на русском, и, что, особенно важно, на башкирском языках. Будучи одаренной личностью, он проявил себя и как певец – исполнитель, и как вокальный педагог, и как музыкальный журналист, и как автор учебно-методических и научных статей, а также монографий. Однако они не систематизированы и не проанализированы, что затрудняет их восприятие. Книги, статьи на башкирском языке, которые преобладают в общей массе, доступны узкому кругу понимающих. Нет и какой-либо работы, посвященной его творчеству. Вместе с тем, ее наличие могло бы принести несомненную пользу вокальным педагогам, руководителям всевозможных вокальных коллективов, самим вокалистам, стремящихся к самосовершенствованию, в целом – национальной вокальной педагогике в теоретическом плане.
В свете сказанного, избранная нами тема представляется очень актуальной. Этим, а также личным интересом к деятельности М.С. Алкина объясняется цель данной работы. Среди всего многообразия затрагиваемых им вопросов мы сконцентрировались на вокальных проблемах, которые хотим изучить с исчерпывающей полнотой. Центральной проблемой его трудов, возникшей давно, но особенно активно обсуждаемой в профессиональных кругах в последние десятилетия, стала подготовка вокалистов по специальности «Народное пение». В этом направлении труды М.С. Алкина сыграли основопо-лагающую роль. Сочетание академического и фольклорного репертуара в творчестве одного исполнителя, как и академического и фольклорного звукоизвлечения – другая проблема, осмысляемая и разрабатываемая им в течение всей творческой деятельности.
Итак, объект выпускной квалификационной работы: биография, творческий путь, фактический материал, включая журнальные и газетные статьи, научные труды певца и педагога, в которых выражена его творческая позиция по многим музыкальным вопросам.
Предмет ВКР: все научные труды М.С. Алкина.
Цель ВКР: систематизировать все существующие материалы о нем, создать всесторонний портрет, проводя параллели между его певческой, педагогической и научной деятельностью, и вывести на первый план проблемы вокальной педагогики. Для достижения поставленной цели преследовалось решение нескольких задач:
• Проанализировать фактологию жизни М.С. Алкина с привлечением новых найденных материалов, чтобы понять каким образом формировался вокалист-педагог, вокалист-исследователь;
• Изучить и охарактеризовать его труды с точки зрения проблем вокала;
• Дать характеристику записям исполненных им произведений.
Обзор литературы. Первоначальные сведения о творчестве М.С. Алкина содержатся в сборниках, посвященных Уфимскому институту искусств [2], в энциклопедии «Башкортостан» [56]. Большим подспорьем в работе стало издание сборника статей М.С. Алкина, куда вошли 27 статей[3].
Методология и методы исследования: сопоставительное изучение, метод от теории к частным примерам, анализ с элементами обобщения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В приложение содержитсясписок научных трудов, вокальный репертуар Алкина – певца, распевки для всех типов голосов, применяемые студентами на уроках идля достижения хороших вокальных результатов.
Во введении определяется актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы изучения.
В I главе «Жизненный путь М.С. Алкина» описывается биография, приводятся высказываниямузыкантов и педагогов, сотрудничавших с ним.
II глава – «Творческая деятельность М.С. Алкина» состоит из 4 разделов.
Раздел 2.1.«Исполнительская деятельность». Приводится общий обзор вокального репертуара, составленного на основе существующих аудиозаписей, хранящихся в фондах Башкирского радио.
Раздел 2.2.«Педагогическая деятельность» включает в себя описание занятий М.С. Алкина с учениками, его методы и подходы к обучению сту-дентов, в которых нашли отражение его вокальные принципы. Они, в свою очередь, отражены в приводимых цитатах, заимствованных из его много-численных работ.
Научно-исследовательская и учебно-методическая работаосвещены в разделе 2.3.
Апробация работы состоялась в виде докладов и публикаций: на Всероссийской научно-практической конференции (с Международным участием) «С.Г. Рыбаков и башкирская традиционная музыкальная культура», посвященная 150-летию со дня рождения С.Г. Рыбакова и 120-летию со дня выхода в свет его исследования «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (2018); в Молодежном научно-образовательном форуме «Наука об искусстве в XXI веке»(2018).
Практическая значимость работы состоит в том, что впервые была предпринята попытка изучения творчества М.С. Алкина в вокальном аспекте. Биографическая часть работы написана на основе личных бесед с М.С. Алкиным, с его коллегами и родственниками; аналитическая – в результате анализа его трудов, список которых приводится в конце выпускной квалификационной работы. Были проанализированы все изданные материалы о нем, рассыпанные по различным сборникам и журналам, а также рукописи его научных работ, хранящиеся в библиотеке УГИИ им. З. Исмагилова и музее УУИ.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна вкурсах «История башкирской музыки», «История и культура Башкортостана»,может быть использована педагогами, студентами специальных и высших учебных заведений на уроках, относящихся к региональному компоненту. На общефедеральном уровне материалы работы могут быть применены на спецпредметах «История музыкально-театрального искусства», «Методика обучения» и «История исполнительского искусства».
Глава I. Жизненный путь Мажита Алкина
Алкин Мажит Самигуллович родился 15 февраля 1940 года в деревне Алькино Малоязовского района БАССР (ныне Салаватский район Республики Башкортостан). Его настоящая фамилия Багаутдинов, которую он поменял в начале 70-х годов по возвращении из Москвы, желая иметь более звучное, красиво звучащее сценическое имя. Новое имя было выбрано по названию родной деревни.
Как и у всех, родившихся в предвоенные годы, детство у М.С. Алкина было невероятно трудным. С первых дней войны на фронт ушли отец с тремя сыновьями, все они пали смертью храбрых на полях священной войны. Не будучи на войне, Мажит стал для друзей «башкирским Маресьевым», потому что голод, холод и болезни приковали его к постели на долгие 11 лет. Но мужественно преодолев невероятные физические боли, после упорного лечения мальчик встал на ноги.
С 1956 по 1959 год М.С. Алкин учится и успешно заканчивает 9-ю школу в городе Уфа. В эти же годы в данной школе учится земляк Алкина – будущий Народный поэт Башкортостана Рами Гарипов, чье имя носит сейчас это учебное заведение. К выходцам из Салаватского района М.С. Алкин всегда относился с трепетом, в будущем их будут связывать глубокие внутренние связи, чувство творческой сплоченности. Бывший детдом (ныне республиканская гимназия-интернат им. Р. Гарипова) воспитывал в деревенских мальчишках силу воли, оптимизм, желание жить, творить и побеждать. Очень большое значение в жизни школы занимала художест-венная самодеятельность, и обнаружилось, что у М.С. Алкина красивый голос. Любовь к башкирским народным песням Мажиту с детства прививала его мать – Маузифа Хакимовна и родные сестры Миляуша и Алина, которые тоже очень красиво пели. Слушая эти песни, он и сам стал ярким исполнителем народных песен. Но мыслей о профессиональном обучении музыке не было, хотя мысли о музыке никогда не покидали его. Онпоступает в Башкирский государственный университет на филологический факультет, что в той среде было привычно, возможно ему хотелось быть похожим на своих учителей.
Музыкально одаренного от природы парня, судьба дальше приводит в Уфимское училище искусств. Попав в руки замечательного педагога Миляуши Галеевны Муртазиной,он получает хорошую вокальную школу. Именно в эти годы началось постижение вокальных принципов признанного педагога, апробация их и на практике, и в теоретическом плане. Алкин стал одним из самых ярких представителей вокальной школы М.Г.Муртазиной. «Целиком были погружены в работу, я слышала только голос, такой голос, который был от природы благородным, тембрально красивым, удобным для технической обработки. Благородство голоса – это, видимо, природное качество, у Мажита – звучание европейского плана, не национальное. Все-таки, у нас национальное немножко другое, его не пришлось переучивать и ломать голос», – вспоминалагоды спустя профессор Миляуша Галеевна Муртазина. Вдумчивые занятия с педагогом, умение правильно его воспринимать, выполнять требования и огромная любовь к пению привели к большим результатам, о чем свидетельствуют воспоминания не только его педагога по специальности, но и концертмейстера Симоновой Элеоноры Рауфовны: «До сих пор помню, как он ярко пел, в его голосе всегда звучал какой-то щемящий драматизм, который придавал его пению такой характер, что его всегда все слушали, потому что он был очень выразителен. Этот госэкзамен не забыть, председателем была профессор ГМПИ им. Гнесиных Славинская Евгения Михайловна, которая отметила большое дарование студента и поставила ему пять с плюсом, что в то время было редким явлением…»
Также в годы учебы в УУИ Мажит Алкин иллюстрировал студентам на экзаменах у баянистов, было множество выступлений со студенческим оркестром народных инструментов. Будучи студентами IIкурса, М.С. Алкин и его друг – баянист Равиль Рахимов образовали хороший творческий дуэт, выступали на различных мероприятиях. Концертная деятельность помогла ему выработать уверенность в себе, дала практику в дальнейшем развитии его как певца, способствовала поступлению в высшее учебное заведение. Окончив с успехом в 1966 году Уфимское училище искусств, М.С. Алкин едет на прослушивание в Москву и поступает в один из крупных музыкальных вузов страны – Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Обладая прекрасными вокальными данными, М.С. Алкин учится в классе профессора Матвея Соломоновича Хромченко.
Изучив творческий облик Мажита Самигулловича Алкина, мы пришли к выводу о том, что он, действительно многогранен. Его творческая деятельность имеет огромное значение для становления башкирской вокальной школыво многих аспектах. Опираясь на научные труды отечественных деятелей искусства, Мажит Самигуллович разработал теоретические принципы преподавания башкирской народной музыки и репертуара для исполнителей башкирских народных песен, доказательством чему являются учебник «Башкирская песня» («Башҡорт йыры») и учебные программы по предмету «Народное пение».
В жизни М.С. Алкина и научная, и педагогическая, и исполнительская виды деятельности занимали значительное и равноценное место. Начавшись еще в молодые годы, она продолжалась на протяжении всего творческого пути. Как педагог, он пользовался огромной популярностью, чему способствовало его собственное исполнительское искусство, высокая вокальная культура. В этой связи он не забывал о преемственности, и много трудился над книгой для певцов «Народное пение» («Халыҡса йырлау»). Программа «Сольное пение» является практическим пособием не только для преподавателей, но и для широкого круга интересующихся вокалистов. Таким образом, в своих трудах ученый-методист, педагогвсесторонне рассматривает вопросы истории музыкальной культуры родного народа, певческого искусства.
Издания по специальности «Народное пение» для студентов вузов помимо теоретической части содержат упражнения для различных голосов. Они расположены по степени трудности и охватывают различные певческие приемы. Далее, наряду с процессом постановки голоса, М.С. Алкин делает акцент на выразительность в пении, раскрытии образа произведения, донесении чувств и эмоций вокалиста до зрителя. В каждой книге, предназначенной как для подготовки профессиональных, так и для самодеятельных певцов, пристального внимания заслуживает стремление автора серьезно поставить вопрос о создании башкирской школы пения. Она, по мнению М.С. Алкина, должна отражать национальную самобытность башкирской музыки, основываться на глубоком анализе мелодий народных песен и
В своих работах М. Алкин затрагивал и тему преподавания музыки в детских садах и начальной школе. В методических пособиях ученый-методист четко прописывает обязанности учителя музыки в общеобразовательной школе. Он детально излагает принципы классификации голосов, мужских и женских, приводит критерии определения их диапазонов, тембров, объясняет технику дыхания, поднимая тем самым уровень профессиональной подготовки музыкальных работников.
Таким образом, М.С. Алкин внес большой вклад в развитие вокального образования в республике, разработал положения по специальности «Народное пение», обеспечил учебный процесс учебно-методической литературой на всех этапах обучения.
1. Агин, М.С. Репертуарная вокальная энциклопедия. Арии [Текст] / М.С. Агин. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. – 238 с.
2. Алкин Мажит Самигуллович [Текст]// Вехи становления и развития Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова: информационно-справочный сборник / автор проекта и отв. ред.-сост. Н.Ф. Гарипова. – Уфа, 2008. – С. 56 – 58.
3. Алкин, М.С. Избранные статьи. Воспоминания[Текст] / М.С. Алкин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 324 с.
4. Ахмадиева, Р.Р. Бану Валеева [Текст]/ Р.Р. Ахмадиева. – Уфа, Баш кн. изд-во, 1974, – 47 с.
5. Ахмадиева, Р.Р. Габдурахман Хабибуллин [Текст]/ Р.Р. Ахмадиева. – Уфа, Баш кн. изд-во, 1973, – 31 с.
+ еще 61 источник
Тема: | «Проблемы вокальной педагогики в научных трудах профессора м.с. алкина» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 декабря 2014 года
ВКР:
Роль кафедры этномузыкологии уфимского государственного института искусств имени загира исмагилова в развитии музыкальной культуры республики башкортостан
Дипломная работа:
Авторская позиция в малой прозе ф.м. достоевского
Дипломная работа:
Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий
Задача/Задачи:
ЗАДАЧИ ПАВЛОВ, РОМАНКОВ РАЗДЕЛ 1 Основы гидравлики