Дипломная работа
«Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога»
- 70 страниц
Введение….
Глава I. Теоретические основы профилактической деятельности социального педагога с учетом особенностей подросткового возраста
1.1. Подростковый возраст в психолого-педагогических концепциях….7
1.2. Особенности биологического и психологического развития подростков….19
1.3. Основные направления профилактической деятельности социального педагога образовательной школы с подростками…33
Выводы по первой главе….41
Глава II. Опытная работа социального педагога МБОУ Гимназия села Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ по профилактике с учетом особенностей подросткового возраста
2.1. Общее состояние профилактической деятельности с учащимися в МБОУ Гимназия с.Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ….43
2.2. Программа профилактической деятельности социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации….52
2.3. Анализ результатов опытной работы. ….57
Выводы по второй главе….59
Заключение….61
Список литературы…65
В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед социальным педагогом стоит не только проблема выбора оптимальных и эффективных технологий, методик, методов решения проблемы, но и предотвращения или ограничения негативных социальных явлений и их последствий. Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью. Именно с помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности. Социальная профилактика (предупреждение, превенция) — совокупность государственных, общественных, социально-медецинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера [22, 35-37]. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Особую значимость социальная профилактика приобретает в образовательной среде[1, 117-118].
Система образования, ориентируется в своей деятельности не только на обучение, но и на воспитание ребенка, формирование его личности. Особое значение в успешной профилактической деятельности имеет социальный педагог. Социальный педагог имеет дело с детьми самого разного возраста. Особенно много времени и сил отнимают подростки. В этом нет ничего удивительного или необычного, потому что подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка [14, 50-57]. Это переход от детства к юности. В это время происходят серьезные изменения в организме и в психике ребенка, которые играют важную роль в формировании личности человека. Цель социального педагога - помочь подросткам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу, способствовать в социализации. Для того чтобы социальный педагог мог предъявить требования к подростку без риска, ему нужно знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития, объективные трудности, с которыми сталкивается подросток в ходе взросления [45, 48].
В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация. Оно обозначает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которой он не всегда может найти достойный выход. Законодательство и исследователи выделяют несколько категорий детей, оказавшиеся в состоянии, когда им требуется специальная профессиональная помощь или защита [7, 195]. Это – дети: с инвалидностью; с недостатками психического или физического развития; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; находящиеся в составе семей беженцев; жертвы насилия; отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и др. Для таких семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе [13, 22-28].
В последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Противоречием является то, что количество подростков, находящихся в трудных жизненных ситуация увеличивается. Поэтому нужны новые дополнительные меры по профилактической работе с такими подростками с учетом их возрастных особенностей. [55, 243-246] Не имея жизненного опыта и не умея строить перспективы и обеспечивать их достижение, дети в трудной жизненной ситуации нуждаются в защите со стороны старшего поколения и квалифицированной социально-педагогической помощи [2, 76-79].
На научно-методическом уровне актуальность проблемы связана с необходимостью описать содержание профилактической работы социального педагога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации с учетом особенностей их возраста.
Изложенные выше факты определили тему нашей выпускной квалификационной работы: «Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога».
Цель исследования: Определить содержание профилактической деятельности социального педагога с учетом особенностей подросткового возраста.
Объект исследования: профилактическая деятельность социального педагога.
Предмет исследования: учет особенностей подросткового возраста в профилактической работе социального педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую и психологическую литературу об особенностях подросткового возраста в психолого-педагогических концепциях;
2. Выявить и охарактеризовать биологические и психологические особенности развития подростков;
3. Определить основные направления профилактической деятельности социального педагога образовательной школы с подростками;
4. Разработать эффективную модель деятельности социального педагога по профилактической деятельности с подростками, с учетом их возрастных особенностей.
Теоретические основы исследования составили работы А.А.Александрова, С.А. Беличевой, А.Д.Гонеева, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, С.А. Бадмаева, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко.
Методы исследования: качественный анализ научной литературы по проблеме исследования, праксиметрические (изучение документации, анализ продуктов деятельности) и диагностические методы (тест), опытная работа.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о профилактической работе социального педагога с учетом возрастных особенностей подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результат работы может быть использован в работе социальных педагогов, психологов, педагогов в образовательных учреждениях.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район РБ.
Структура работы: обоснование актуальности исследования; определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; определение методов исследования; обобщение результатов.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подростковый возраст в психолого-педагогических концепциях
Проблемами подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Этот период не зря назвали «сложный», «трудный». Еще недавно ребенок играл в игрушки, а теперь у него совсем другие интересы, в которых зачастую он может запутаться сам. Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и его школы [8, 685].
Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами [34, 479]. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" [5, 131-133].
Л.С.Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях"- писал он [15, 53-55 ].
Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это:
1. "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности);
2. "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
3. "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
4. "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) [54,87-93].
Согласно Л.С.Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии" [9, 78].
В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет [28, 316-318]. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:
• Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.
• Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
• Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".
Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?" [3, 432].
Л.С.Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды [16, 164-165].
Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к началу полового созревания. Однако, как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным.
Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами [10, 482-483]. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой [32, 35-37]. Они многообразны:
Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это - сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями [4, 36].
Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать [24, 126] . Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки музеи и т.п.) [11, 18-19] . Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование [35, 538].
Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе [6, 364].
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это области моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения [29, 225-227]. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально [31, 140].
Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное [12, 108-110] .
Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно "продействована" [36,440].
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [50,162-165].
Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм - это и есть личность. По Д.Б.Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью [57, 364].
Л.И.Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию [46, 212]. Л.И.Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И.Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь" [18, 437-438].
В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов [41, 94-97]. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста .
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, "выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др." Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко [59, 8]. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. "В результате, - писала Л.И.Божович, - он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл". Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии [44,210].
Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения был заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И.Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников.
Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию" [21,6-7].
Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, называют "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка" [30,54-56].
А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В XIX веке А. И. Герцен писал: "Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающей от арифметических однообразных определений, можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть люди неспособные быть юными. Для одного юность - эпоха, для другого - целая жизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не все юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в старике и очень смешны в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всем останавливаться скверно, - надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся - пускай себе, лишь бы не заржавели".
До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях.
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются особые требования: понимание сути оказываемой поддержки;
профессиональная готовность; формирующее начало; личностные качества;
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.
Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции: - образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); - психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов); - посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения. Особое значение в наши дни приобретает профилактика пагубной причины у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от табакокурения у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень зависимости от никотина у этой категории детей.
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня зависимости от никотина.
Психолого-педагогическая профилактика раннего курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики курения подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики раннего курения подростков; в основе содержания системы профилактики применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Результаты исследования и диагностики социальной работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации, позволили сделать следующие выводы:
1. Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.
2. Из результатов диагностики было установлено, что большая часть детей имеют высокий уровень зависимости от никотина, в основном это подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
3. В результате осуществления коррекционной работы были отмечены позитивные изменения в количестве зависимых от табакокурения.
4. Данные, полученные про проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, что разработанная нами программа, способствует снижению процента подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, зависимых от никотина.
5. Недостатки работы были таковы: мало литературного материала для более глобального изучения данной темы; ограниченное количество времени для проведения коррекционной работы.
Но, в общем, и целом цель работы была достигнута, а задачи реализованы.
1. Актуальные проблемы современного детства: Сборник на-учных трудов. [Текст] — М., 1992.
2. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога. [Текст] / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. - М., 2006. - №4.-200 с. – Библиогр.: с.76-79.-ISBN
3. Антонов А., Агильдиева Е. Демографические процессы России и проблемы семьи. . [Текст] - М., 1997
4. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. . [Текст] - Феникс., Ростов - на -Дону., 2002.
5. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. . [Текст] - Уфа: Ин-формреклама, 2005.
6. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. [Текст] - М.: Просвещение, 2003
7. Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 1968
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Текст] / Вступит. статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
9. Бюллер, Ш. Психология ребенка [Текст] / Ш. Бюллер. – М. : Издательский центр «Академия»; Раритет. - 1998.
10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] /Ю.В.Василькова, Т.А.Вачилькова.-6-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.
11. Винда, О.В. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений. [Текст] / Винда О.В. [и др.] - М. : Владос, 2006
12. Волков Б.С. Психология подростка. [Текст] / Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001.
13. Выготкий Л.С. Педогогика подростка. [Текст]- М., 1929-1931
14. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. [Текст]/ Психологическая наука и образование. - 1997.
15. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
16. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. [Текст]- М.: Просвещение, 2004.
17. Гурьянова, М. Н. Система социальной помощи [Текст] / М. Н. Гурьянова. – М. : «Союз», 1993.
18. Деларю, В.В. Губительная сигарета [Текст]/ В.В. Деларю - М. : Педагогика, 2007.
19. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия [Текст]/ Еникеева, Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006.
20. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением [Текст]/ Вопросы психологии. - 1990.
21. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Змановская, Е.В. - М.: Академия, 2003.
22. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие) [Текст]/ Пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991.
23. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. [Текст] — М., 1988
24. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст] /Клочинова П. // Социальная педагогика. - 2006. - № 1
25. Кон, И. С. Психология старшеклассника[Текст]- М , 1980
26. Кулаков С.А. На приеме у психолога. [Текст] - подросток. - М.: Просвещение, 2005
27. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. [Текст] - СПб.: Питер, 2006.
28. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. [Текст]- М.: ВАКО, 2008. - 272 с.
29. Курган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. [Текст] — Челябинск, 1995.
30. Кяе М Психология подростка [Текст]-М , 1991
31. . Липский, И. Политика в области воспитания: новые идеи. [Текст] /Журнал «Воспитание школьников»- №5/2005 год
32. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров. [Текст]/Л.В.Мардахаев.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2013.-817 с.-Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
33. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст]- М 1983
34. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007.
35. Мудрик А.В поисках своего «Я»: (Проблемы психологии раннего юношеского возраста). [Текст]/ Семья и школа.- 1987.- №6
36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов. [Текст] / Мухина В.С. [и др.] - М. : Педагогика, 2000.
37. Никитина Н.И. М.Ф.Глухова. Методика и технология работы социального педагога. [Текст]- М., ВЛАДОС., 2005.
38. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолтених. [Текст]-М.: «Твое время», 2004.
39. ПоповаС.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. [Текст]- М., 2005.,
40. Прихожан, А. М. Толстых, И. Н. Подросток в учебнике и в жизни. [Текст]- М , 1990
41. Прихожан, А.М. Проблемы подросткового кризиса. [Текст] / Психологическая наука и образование. - 1997.- №1.
42. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений. [Текст] / Винда О.В. [и др.] - М. : Владос, 2006.
43. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. [Текст] - Ижевск, 2006.
44. Прохорова, О. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. [Текст]/Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год
45. Психология и лечение зависимого поведения. [Текст] / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006
46. Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни. [Текст] / Сизанов А.Н., Хриптович В.А. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.
47. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина.-7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-
48. Степанов, В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений. [Текст] / В.Г. Степанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006.
49. Столяренко, И. Н. Социальная работа в общеобразовательном учреждении [Текст] / И. Н. Столяренко. – М. : Аспект Пресс, 2000.
50. Суханов, В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. [Текст]- Челябинск, 2006.
51. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. [Текст]- 2005.
52. Технологии социальной работы: Учебник /под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. [Текст]- М.: ИНФРА-М, 2002г
53. Толстых, Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. [Текст] / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. - 2003. - № 2
54. Фалькович, Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. [Текст] - М.: ВАКО, 2007.
55. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Фельдштейн Д.И. - М.: Международная педагог. академия, 2005.
56. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции. [Текст] / В.А. Хриптович, М.А. Валитов- Гомель. : Знание, 2008.
57. Цетлин, М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). [Текст] - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007.
58. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития задача для подростков и их педагогов[Текст]- Москва-Рига
59. Шептенко, П.А., Г.А.Воронина. Методика и технология работы социального педагога. [Текст]- М., ACADEMA, 2001
60. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. [Текст] / В.Н. Ягодинский -М. Знание,2005
Тема: | «Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы и методы работы социального педагога с детьми из разведенных семей
Дипломная работа:
Методика организации и проведения профилактической беседы социального педагога с учащимися
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике наркомании среди младших подростков
Дипломная работа:
Содержание деятельности социального педагога в учреждениях дополнительного образования
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.