Дипломная работа

«Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога»

  • 70 страниц(ы)
  • 1229 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….

Глава I. Теоретические основы профилактической деятельности социального педагога с учетом особенностей подросткового возраста

1.1. Подростковый возраст в психолого-педагогических концепциях….7

1.2. Особенности биологического и психологического развития подростков….19

1.3. Основные направления профилактической деятельности социального педагога образовательной школы с подростками…33

Выводы по первой главе….41

Глава II. Опытная работа социального педагога МБОУ Гимназия села Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ по профилактике с учетом особенностей подросткового возраста

2.1. Общее состояние профилактической деятельности с учащимися в МБОУ Гимназия с.Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ….43

2.2. Программа профилактической деятельности социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации….52

2.3. Анализ результатов опытной работы. ….57

Выводы по второй главе….59

Заключение….61

Список литературы…65

В каждой конкретной ситуации социально-педагогической деятельности перед социальным педагогом стоит не только проблема выбора оптимальных и эффективных технологий, методик, методов решения проблемы, но и предотвращения или ограничения негативных социальных явлений и их последствий. Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью. Именно с помощью профилактических мер можно устранять социальные проблемы личности. Социальная профилактика (предупреждение, превенция) — совокупность государственных, общественных, социально-медецинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера [22, 35-37]. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Особую значимость социальная профилактика приобретает в образовательной среде[1, 117-118].

Система образования, ориентируется в своей деятельности не только на обучение, но и на воспитание ребенка, формирование его личности. Особое значение в успешной профилактической деятельности имеет социальный педагог. Социальный педагог имеет дело с детьми самого разного возраста. Особенно много времени и сил отнимают подростки. В этом нет ничего удивительного или необычного, потому что подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка [14, 50-57]. Это переход от детства к юности. В это время происходят серьезные изменения в организме и в психике ребенка, которые играют важную роль в формировании личности человека. Цель социального педагога - помочь подросткам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу, способствовать в социализации. Для того чтобы социальный педагог мог предъявить требования к подростку без риска, ему нужно знать физиологические и психологические особенности подростка, закономерности их развития, объективные трудности, с которыми сталкивается подросток в ходе взросления [45, 48].

В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация. Оно обозначает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которой он не всегда может найти достойный выход. Законодательство и исследователи выделяют несколько категорий детей, оказавшиеся в состоянии, когда им требуется специальная профессиональная помощь или защита [7, 195]. Это – дети: с инвалидностью; с недостатками психического или физического развития; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; находящиеся в составе семей беженцев; жертвы насилия; отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и др. Для таких семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе [13, 22-28].

В последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Противоречием является то, что количество подростков, находящихся в трудных жизненных ситуация увеличивается. Поэтому нужны новые дополнительные меры по профилактической работе с такими подростками с учетом их возрастных особенностей. [55, 243-246] Не имея жизненного опыта и не умея строить перспективы и обеспечивать их достижение, дети в трудной жизненной ситуации нуждаются в защите со стороны старшего поколения и квалифицированной социально-педагогической помощи [2, 76-79].

На научно-методическом уровне актуальность проблемы связана с необходимостью описать содержание профилактической работы социального педагога с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации с учетом особенностей их возраста.

Изложенные выше факты определили тему нашей выпускной квалификационной работы: «Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога».

Цель исследования: Определить содержание профилактической деятельности социального педагога с учетом особенностей подросткового возраста.

Объект исследования: профилактическая деятельность социального педагога.

Предмет исследования: учет особенностей подросткового возраста в профилактической работе социального педагога.

Задачи исследования:

1. Изучить социально-педагогическую и психологическую литературу об особенностях подросткового возраста в психолого-педагогических концепциях;

2. Выявить и охарактеризовать биологические и психологические особенности развития подростков;

3. Определить основные направления профилактической деятельности социального педагога образовательной школы с подростками;

4. Разработать эффективную модель деятельности социального педагога по профилактической деятельности с подростками, с учетом их возрастных особенностей.

Теоретические основы исследования составили работы А.А.Александрова, С.А. Беличевой, А.Д.Гонеева, И.С. Кона, Г.Ф. Кумариной, С.А. Бадмаева, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Т.П.Гуриной, Д.В.Колесова, A.B. Мудрика, Л.П.Федоренко.

Методы исследования: качественный анализ научной литературы по проблеме исследования, праксиметрические (изучение документации, анализ продуктов деятельности) и диагностические методы (тест), опытная работа.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о профилактической работе социального педагога с учетом возрастных особенностей подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результат работы может быть использован в работе социальных педагогов, психологов, педагогов в образовательных учреждениях.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район РБ.

Структура работы: обоснование актуальности исследования; определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; определение методов исследования; обобщение результатов.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подростковый возраст в психолого-педагогических концепциях

Проблемами подросткового возраста занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Этот период не зря назвали «сложный», «трудный». Еще недавно ребенок играл в игрушки, а теперь у него совсем другие интересы, в которых зачастую он может запутаться сам. Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и его школы [8, 685].

Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами [34, 479]. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком" [5, 131-133].

Л.С.Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях"- писал он [15, 53-55 ].

Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это:

1. "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности);

2. "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

3. "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

4. "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) [54,87-93].

Согласно Л.С.Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л.С.Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии" [9, 78].

В концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет [28, 316-318]. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

• Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

• Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

• Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток "находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения".

Все перечисленное свидетельствует об обращении ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос "Кто я?" [3, 432].

Л.С.Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды [16, 164-165].

Как уже отмечалось, многие авторы сводили эти симптомы к началу полового созревания. Однако, как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами [10, 482-483]. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой [32, 35-37]. Они многообразны:

Равнение подростков-мальчиков на качества "настоящего мужчины". Это - сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями [4, 36].

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и т.п.), а девочки - готовить, шить, вязать [24, 126] . Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки музеи и т.п.) [11, 18-19] . Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование [35, 538].

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе [6, 364].

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это области моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения [29, 225-227]. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально [31, 140].

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное [12, 108-110] .

Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно "продействована" [36,440].

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [50,162-165].

Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм - это и есть личность. По Д.Б.Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью [57, 364].

Л.И.Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию [46, 212]. Л.И.Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И.Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь" [18, 437-438].

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов [41, 94-97]. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста .

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, "выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др." Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко [59, 8]. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. "В результате, - писала Л.И.Божович, - он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл". Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие "недостаточной обобщенности нравственного опыта" нравственные убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии [44,210].

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения был заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И.Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и "позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию" [21,6-7].

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, называют "самоопределением". С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение не заканчивается в это время, оно "как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка" [30,54-56].

А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В XIX веке А. И. Герцен писал: "Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающей от арифметических однообразных определений, можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть люди неспособные быть юными. Для одного юность - эпоха, для другого - целая жизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не все юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в старике и очень смешны в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всем останавливаться скверно, - надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся - пускай себе, лишь бы не заржавели".

До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатируем факт, что значительно увеличилось количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Соответственно изменилась и жизнь детей, воспитывающихся в этих семьях.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются особые требования: понимание сути оказываемой поддержки;

профессиональная готовность; формирующее начало; личностные качества;

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции: - образовательную (организация и проведение консультаций для родителей); - психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов); - посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения. Особое значение в наши дни приобретает профилактика пагубной причины у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от табакокурения у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень зависимости от никотина у этой категории детей.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня зависимости от никотина.

Психолого-педагогическая профилактика раннего курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.

Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики курения подростками, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики раннего курения подростков; в основе содержания системы профилактики применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.

Результаты исследования и диагностики социальной работы с детьми и подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации, позволили сделать следующие выводы:

1. Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.

2. Из результатов диагностики было установлено, что большая часть детей имеют высокий уровень зависимости от никотина, в основном это подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

3. В результате осуществления коррекционной работы были отмечены позитивные изменения в количестве зависимых от табакокурения.

4. Данные, полученные про проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, что разработанная нами программа, способствует снижению процента подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, зависимых от никотина.

5. Недостатки работы были таковы: мало литературного материала для более глобального изучения данной темы; ограниченное количество времени для проведения коррекционной работы.

Но, в общем, и целом цель работы была достигнута, а задачи реализованы.

1. Актуальные проблемы современного детства: Сборник на-учных трудов. [Текст] — М., 1992.

2. Александров, А.А. Профилактика курения: роль и место психолога. [Текст] / А.А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. - М., 2006. - №4.-200 с. – Библиогр.: с.76-79.-ISBN

3. Антонов А., Агильдиева Е. Демографические процессы России и проблемы семьи. . [Текст] - М., 1997

4. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. . [Текст] - Феникс., Ростов - на -Дону., 2002.

5. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. . [Текст] - Уфа: Ин-формреклама, 2005.

6. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. [Текст] - М.: Просвещение, 2003

7. Божович Л И Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 1968

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Текст] / Вступит. статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

9. Бюллер, Ш. Психология ребенка [Текст] / Ш. Бюллер. – М. : Издательский центр «Академия»; Раритет. - 1998.

10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] /Ю.В.Василькова, Т.А.Вачилькова.-6-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.

11. Винда, О.В. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений. [Текст] / Винда О.В. [и др.] - М. : Владос, 2006

12. Волков Б.С. Психология подростка. [Текст] / Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001.

13. Выготкий Л.С. Педогогика подростка. [Текст]- М., 1929-1931

14. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. [Текст]/ Психологическая наука и образование. - 1997.

15. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

16. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. [Текст]- М.: Просвещение, 2004.

17. Гурьянова, М. Н. Система социальной помощи [Текст] / М. Н. Гурьянова. – М. : «Союз», 1993.

18. Деларю, В.В. Губительная сигарета [Текст]/ В.В. Деларю - М. : Педагогика, 2007.

19. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия [Текст]/ Еникеева, Д.Д. - М.: Аст-Пресс, 2006.

20. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением [Текст]/ Вопросы психологии. - 1990.

21. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Змановская, Е.В. - М.: Академия, 2003.

22. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие) [Текст]/ Пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991.

23. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. [Текст] — М., 1988

24. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков [Текст] /Клочинова П. // Социальная педагогика. - 2006. - № 1

25. Кон, И. С. Психология старшеклассника[Текст]- М , 1980

26. Кулаков С.А. На приеме у психолога. [Текст] - подросток. - М.: Просвещение, 2005

27. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод, пособие. [Текст] - СПб.: Питер, 2006.

28. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. [Текст]- М.: ВАКО, 2008. - 272 с.

29. Курган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. [Текст] — Челябинск, 1995.

30. Кяе М Психология подростка [Текст]-М , 1991

31. . Липский, И. Политика в области воспитания: новые идеи. [Текст] /Журнал «Воспитание школьников»- №5/2005 год

32. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров. [Текст]/Л.В.Мардахаев.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2013.-817 с.-Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

33. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. [Текст]- М 1983

34. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007.

35. Мудрик А.В поисках своего «Я»: (Проблемы психологии раннего юношеского возраста). [Текст]/ Семья и школа.- 1987.- №6

36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов. [Текст] / Мухина В.С. [и др.] - М. : Педагогика, 2000.

37. Никитина Н.И. М.Ф.Глухова. Методика и технология работы социального педагога. [Текст]- М., ВЛАДОС., 2005.

38. Первичная профилактика табакокурения среди несовершеннолтених. [Текст]-М.: «Твое время», 2004.

39. ПоповаС.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. [Текст]- М., 2005.,

40. Прихожан, А. М. Толстых, И. Н. Подросток в учебнике и в жизни. [Текст]- М , 1990

41. Прихожан, А.М. Проблемы подросткового кризиса. [Текст] / Психологическая наука и образование. - 1997.- №1.

42. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: Сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений. [Текст] / Винда О.В. [и др.] - М. : Владос, 2006.

43. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. [Текст] - Ижевск, 2006.

44. Прохорова, О. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. [Текст]/Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год

45. Психология и лечение зависимого поведения. [Текст] / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006

46. Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни. [Текст] / Сизанов А.Н., Хриптович В.А. // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.

47. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина.-7-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-

48. Степанов, В.Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений. [Текст] / В.Г. Степанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006.

49. Столяренко, И. Н. Социальная работа в общеобразовательном учреждении [Текст] / И. Н. Столяренко. – М. : Аспект Пресс, 2000.

50. Суханов, В.И., Макович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. [Текст]- Челябинск, 2006.

51. Твое здоровье в твоих руках: Сб. методических материалов. [Текст]- 2005.

52. Технологии социальной работы: Учебник /под общей ред. проф. Е.И.Холостовой. [Текст]- М.: ИНФРА-М, 2002г

53. Толстых, Н.Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. [Текст] / Толстых Н.Н., Кулаков С.М. // Вопросы психологии. - 2003. - № 2

54. Фалькович, Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. [Текст] - М.: ВАКО, 2007.

55. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. [Текст] / Фельдштейн Д.И. - М.: Международная педагог. академия, 2005.

56. Хриптович, В.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции. [Текст] / В.А. Хриптович, М.А. Валитов- Гомель. : Знание, 2008.

57. Цетлин, М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). [Текст] - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007.

58. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития задача для подростков и их педагогов[Текст]- Москва-Рига

59. Шептенко, П.А., Г.А.Воронина. Методика и технология работы социального педагога. [Текст]- М., ACADEMA, 2001

60. Ягодинский, В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. [Текст] / В.Н. Ягодинский -М. Знание,2005

Покупка готовой работы
Тема: «Учет особенностей подросткового возраста в профилактической деятельности социального педагога»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика