Дипломная работа

«Социальная миссия потребительской кооперации на примере Завьяловского райпо»

  • 78 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ 5

1.1. Понятие социальной миссии 5

1.2. Структура социальной миссии 9

1.3. Основные исполнители социальной миссии 18

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙПО 25

2.1. Правовая характеристика и организационная структура 25

2.2. Экономическая характеристика Завьяловского РАЙПО, объемы деятельности и тенденции развития 28

3. СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ СЕЛА 34

3.1. Товарооборот и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления 34

3.2. Заготовки и их роль в повышении доходности населения 38

3.3. Производство товаров народного потребления и его роль в повышении уровня потребления 40

3.4. Бытовое обслуживание населения и его влияние на стабилизацию жизни района 41

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙПО 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Социальная миссия, стратегические цели и фундаментальные ценности слу-жения людям представляют содержание и сущность деятельности современной потребительской кооперации. Вместе с тем, именно социальной миссией как предназначением и сверхзадачей всей системы потребительской кооперации определяется и стратегия, и тактика управления ее функционированием и развитием.

Общественное мнение о потребительской кооперации складывается не на ос-нове декларируемых целей и ценностей, а в зависимости от того, как проявляется ее социальная миссия. Цели кооперативного движения определяют его социальную миссию. В свою очередь, в процессе управления потребительской кооперацией на основе принципа приоритетной реализации социальной миссии определяются стратегические задачи, основные функции и формы кооперативной деятельности на благо человека.

Оптимальный эффект достижения актуальных социальных целей потреби-тельской кооперации, формирующих ее культуру и социум, определяется динамикой позитивных отношений людей ко всей ее деятельности, поскольку в центре кооперативной практики всегда находится сам человек как наивысшая ценность.

Социокультурные аспекты эффективной деятельности потребительской кооперации связаны не столько с объемом социальных услуг, сколько с их общественной и личной значимостью для людей, их созидательным смыслом.

Именно социальная, или, по смыслу - социокультурная миссия потребитель-ской кооперации обусловливает ее общественно необходимое предназначение в процессе глобализации. Благодаря осуществлению социальной миссии потребительская кооперация существует и развивается как особая корпоративная организация, отличающаяся тем, что нормы и закономерности ее социально-экономической, некоммерческой деятельности соответствуют интересам человека.

Вместе с тем, управление социальной миссией потребительской кооперации является мало исследованной проблемой. Все это делает выбор темы дипломной работы весьма актуальным на сегодняшний день.

Объект дипломной работы – деятельность потребительского общества. Предмет дипломной работы – реализация социальной миссии потребительского общества как его целевой установки.

Хозяйствующим субъектом, деятельность которого исследуется в процессе выполнения дипломной работы, является Завьяловское РАЙПО. Цель дипломной работы – провести исследование теоретических и практических аспектов реализации социальной миссии потребительского общества.

Для достижения цели дипломной работы в процессе её выполнения необходимо решить ряд задач:

-дать понятие, исследовать составляющие компоненты социальной миссии;

-представить организационно-правовую характеристику Завьяловского РАЙПО;

-раскрыть сущность социальной миссии потребительской кооперации;

-определить перспективы расширения социальной миссии потребительской кооперации.

В первой главе дипломной работы дается понятие социальной миссии, исследуется ее структура и основные исполнители. Во второй главе дается правовая характеристика, исследуется организационная структура Завьяловского РАЙПО. Кроме этого в данной главе дается экономическая характеристика Завьяловского РАЙПО, анализируются объемы деятельности хозяйствующего субъекта и тенденции развития.

В третьей главе дипломной работы дается анализ товарооборота и процесса удовлетворения потребности населения в товарах народного потребления. В данной главе также раскрывается роль заготовок в повышении доходности населения. Кроме этого, в третьей главе исследуется роль производства товаров народного потребления в повышении уровня потребления, исследуется организация бытового обслуживания населения и его влияние на стабилизацию жизни Завьяловского района. Четвертая глава дипломной работы посвящена анализу перспектив расширения социальной миссии потребительской кооперации.

Заключение

Хозяйствующим субъектом, деятельность которого исследована в процессе выполнения дипломной работы, является Завьяловское РАЙПО.

Завьяловское потребительское общество (Завьяловское РАЙПО)- добровольное объединение граждан, созданное по территориальному признаку на основе членств путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; это некоммерческая организация, имеющая самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, печать с фирменным наименованием, бланки, штампы и другие реквизиты. Для выполнения поставленных целей общество осуществляет:

-оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков, лавок на дому, продажу по заказам, в кредит;

-заготовительную деятельность, в том числе закупку всех видов сельхозпро-дукции и сырья, а также сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарст-венных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);

-производство и реализацию продукции сельскохозяйственного промышленного, культурно-оздоровительного, продовольственных, промышленных товаров;

-оказание производственных и бытовых услуг;

-производство и реализацию продукции общественного питания;

-организацию мелкотоварного производства, вязание варежек, носков, прием изделий народного промысла;

-иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.

В Завьяловское потребительское общество входят: магазины; столовые; предприятия по оказанию бытовых услуг; хлебопекарня; кондитерский цех; макаронный цех; майонезный цех; молочный цех; колбасный цех; цех по розливу безалкогольной продукции; мельница.

.

В ходе выполнения дипломной работы достигнута ее цель – проведено исследование теоретических и практических аспектов реализации социальной миссии потребительского общества. Потребительская кооперация выполняет важ-ную социально-экономическую роль, исходя из того, что вся ее деятельность основана на принципах социальной справедливости. Она не ставит целью своей хозяйственной деятельности наживу за счет пайщиков, так как создана для обслуживания сельского населения, прежде всего, бедного и обездоленного. Прибыль, получаемая потребительской кооперацией, используется для улуч-шения обслуживания всех членов кооператива, а не для обогащения немногих лиц. Борьба с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации, которая на практике демонстрирует будущее мировой экономики - экономики гуманной, социально справедливой, направленной на максимальное удовлетворение потребностей населения.

Как показало исследование, потребности населения Завьяловского района в товарах включают в себя потребности, как в продовольственных, так и в непродовольственных товарах. При этом, если в 2006 году темпы роста потребления по продовольственным товарам превысили темпы роста потребления по непродовольственным товарам, то в 2007 году ситуация изменилась. Превышение темпов роста потребления непродовольственных товаров, относительно продовольственных говорит о повышении благосостояния населения. При улучшении материального положения потребитель уделяет больше внимания созданию внешнего комфорта, а не только тратит средства на приобретения продуктов первой необходимости.

Исследование показало, если в 2005-2006 гг. по уровню потребления на одного жителя лидировали хлеб, пиво и кондитерские изделия, то в 2007 году на первое место по уровню потребления выходят мясопродукты. При этом тем роста потребления мясопродуктов достаточно существенен. Это подтверждает отмеченный ранее факт повышения качества потребления.

В 2005-2007 гг. по уровню потребления на одного жителя лидировали строительные материалы, табачные изделия и парфюмерные и галантерейные товары. Лидерство строительных материалов объясняется тем фактом, что жители села, как правило, ведут частное хозяйство, в котором велика потребность в строительных материалах. При этом негативным фактом следует считать рост потребления на одного жителя табачных изделий (наиболее существенен данный рост в 2007 году). Следует указать, что важнейшим фактором поддержки уровня потребления, как продовольственных, так и не продовольственных товаров со стороны потребительской кооперации является возможность приобрести товары без предоплаты. Данный факт еще раз подтверждает социальную миссию, которую выполняет Завьяловское РАЙПО на селе.

Как показало исследование, в 2006 году наиболее существенный прирост закупок отмечен по картофелю. Это объясняется тем, что Завьяловское РАЙПО заключило ряд договоров с оптовыми покупателями картофеля в Приволжском регионе. В 2007 году объем закупа у населения картофеля практически не изменился.

Что касается мяса, то в 2005-2007 гг. отмечен стабильный рост его закупа, что нельзя сказать о закупе молока. Закуп молока снижается, во-первых, по той причине, что населения забивает скот и сдает его на мясо, чтобы единовременно выручить относительно значимую сумму денег.

В 2007 году отмечен существенный рост закупа у населения овощей – более чем в 3 раза, что также способствует росту доходов населения Завьяловского района. Таким образом, делаем вывод, что потребительская кооперация дает возможность жителям села «зарабатывать на жизнь», ведя частное хозяйство, что особенно значимо в наше время, когда многие хозяйства еще не выбрались из кризисного положения и не могут обеспечить работой население Завьяловского района.

Как показывают данные анализа, объемы продажи населению молодняка крайне недостаточны. Ведь повышение объема закупок у населения мяса и молока невозможно без обеспечения молодняком.

Анализ показал, если производство товаров предприятиями промышленности и общественного питания Завьяловского РАЙПО в 2006 году выросло, то в 2007 году практически по всем позициям, кроме мясных полуфабрикатов отмечается спад. Так, наибольший спад отмечен по хлебу и хлебобулочным изделиям, а также по безалкогольным напиткам, что является отрицательным фактором, влияющим на уровень потребления населением села товаров. Как показывают данные анализа, фактические объемы создания новых рабочих мест и привлечения граждан на временную работу ниже плановых показателей. Таким образом, в данном направлении социальная миссия Завьяловского РАЙПО реализуется недостаточно и требует усиления.

Завьяловское РАЙПО оказывает населению Завьяловского района платные услуги, в состав которых входят бытовые услуги. Важность данного вида услуг для стабилизации жизни населения района велика. Это объясняется тем фактом, что коммерческие предприятия, как правило, не организуют предоставление бытовых услуг на территории сельской местности, ввиду их низкой прибыльности, а порой и просто убыточности. Но, в структуре услуг, оказываемых Завьяловским РАЙПО, преобладают платные услуги, которые являются более коммерческими, нежели социальными. В то время как бытовые услуги, которые составляют одну из основ социальной миссии потребительской кооперации, развиты недостаточно.

Как показали результаты исследования, основными проблемами деятельности Завьяловского РАЙПО в рамках реализации социальной миссии являются:

-недостаточные темпы роста объема заготовок, что не позволяет населению Завьяловского района повышать уровень доходов и покупательской способности;

-низкие объемы реализации населению молодняка, что ограничивает возможности развития частных подворий и, соответственно, ограничивает рост объемов заготовительной деятельности и, опять же, не позволяет населению Завьяловского района повышать уровень доходов и покупательской способности;

-снижение объемов производственной деятельности и низкие объемы созда-ния новых рабочих мест, что не способствует борьбе с бедностью, как с «величай-шим злом» современного российского села;

-недостаточный уровень развития бытовых услуг, относительно платных услуг населению. Таким образом, происходит коммерциализация услуг, что не способствует качественному выполнению потребительской кооперацией своей социальной миссии.

С целью решения отдельных поставленных проблем и дальнейшего повышения эффективности деятельности определены перспективы расширения социальной миссии Завьяловского РАЙПО:

расширение помощи малоимущим, пожилым людям и инвалидам в сельской местности (в том числе и объемов бытовых услуг) на бесплатной основе. Средства для расширения помощи могут быть привлечены за счет расши-рения хозяйственной деятельности потребительского общества. Данные средства также могут быть использованы для увеличения количества планово-убыточных магазинов в сельской местности. Расширение хозяйственной деятельности будет способствовать росту рабочих мест;

-создание новых рабочих мест путем расширения сотрудничества с государственной службой занятости населения, включая временную и сезонную работу. В том числе создание в сельской местности отрядов школьников по заготовке грибов, ягод и лекарственных растений, не занесенных в Красную книгу;

-необходимо практиковать заключение долгосрочных договоров с населением на выполнение работы надомниками, изготовление изделий народных промыслов (сувениров), а также на прием продукции сельского хозяйства (растениеводства и животноводства), что будет способствовать росту доходов граждан и уровня самозанятости;

-увеличение объемов заготовительной деятельности (мясопродукты и продукция молочного скотоводства), что будет способствовать росту частных крестьянских хозяйств. В условиях отсутствия финансовых средств для этих целей необходимо организовать приобретение в лизинг молоковозов и прочих транспортных средств;

-необходимо изыскивать возможность увеличения продаж молодняка населению, предоставляя при этом рассрочку платежа, так как без этого невозможна эффективная самозанятость сельского населения;

Программы расширения социальной миссии могут быть реализованы на базе создания в сельской местности Домов быта. Дом быта призван стать центром социально-культурной жизни села. Кроме магазина и приемозаготовительного пункта здесь должны быть библиотека, здравпункт, столовая, служба быта. Здесь же необходимо организовать оказание услуг связи на современном уровне. Следует предусмотреть также культурно-развлекательный комплекс с про-ведением мероприятий дифференцированно по возрастным группам.

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята 12.12.1993. – М., 2008

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. от 18.12.2007). - М.: Юрист, 2008.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года (в ред. от 30.12.2007). - М.: Юрист, 2008.

4. Закон РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.2002). - М.: Юрист, 2008.

5. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. – М., 1998. Часть 1. – 105 с.

6. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. – М., 1998. Часть 2. – 122 с.

7. Глазьев С.Ю. Благосостояние и справедливость: как победить бедность в богатой стране. – М., 2003. – 214 с.

8. Гутман Г.В., Калмыков В.В, Чукин Н.И. Рост экономического потенциала потребительской кооперации - важное условие достижения ее социальной миссии. - Владимир. ВГПУ, 2005. - 69 с.

9. Ермаков В.Ф. Надежды на лучшую жизнь. Российская деревня связывает их прежде всего с кооперацией. - Доклад на 127-м Общем собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2005. - №5.

10. Ермаков В.Ф. Перестроение на марше // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2004. - №5.

11. Ермаков В.Ф. Потребительская кооперация – социально-экономический институт общества. – Белгород: «Кооперативное образование», 2003. – 105 с.

12. Ермаков В.Ф. Реализация социальной миссии – проблемы организации // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2003. - №1.

13. Ермаков В.Ф., Киселева Г.В. и др. Вместе ради будущего: 170 лет потребительской кооперации России. – М., 2001. – 350 с.

14. Захаров И.В. Потребительская кооперации в России. – М., 2006. – 220 с.

15. Концепция развития потребительской кооперации РФ на период до 2015 года. – М.: Центросоюз РФ, 2008.

16. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое управление. - Владимир. ВГПУ, 2006. - 320 с.

17. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела.- М., 2006. – 342 с.

18. Организация, планирование и управление предприятиями / Под ред. Стуколова А. С. - М.: Высшая школа, 2004. – 234 с.

19. Пахотная Д.Г. Кредитные союзы. Теория и практика. Учебное пособие. - М., 2000. – 210 с.

20. Роль кооперации в современном обществе. Монография. / Под ред. Соловых Н.Н. - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2004. – 332 с.

21. Раицкий К.А. Экономика предприятия (организации). – М., 2005. – 1012 с.

22. Сельскохозяйственные кооперативы в России. Материалы Госкомстата России // Экономика сельского хозяйства России. - 2004. - №2.

23. Сероштан М.В., Соловых Н.Н. Кооперация - необходимый институт рыночной инфраструктуры // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2003. - №1.

24. Сероштан М.В., Ткач А.В и др. Потребительская кооперация. – М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. – 218 с.

25. Соловых Н.Н. Потребительская кооперация: труд, капитал, доход // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2006. - № 1.

26. Социальная миссия потребительской кооперации: теория и практика управления: монография. – М.: Наука и кооперативное образование, Российский университет кооперации, 2006. - 264 с.

27. Синюшин А.П. На службе народу кооперация и кооператоры Удмуртии. – Ижевск, 2003.- 152 с.

28. Устав Центросоюза РФ. – М., 2008.

Примечания

+доклад+раздатка+рецензия

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная миссия потребительской кооперации на примере Завьяловского райпо»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 78
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика