Дипломная работа

«Управление муниципальными финансами»

  • 87 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ 7

1.1. Муниципальные финансы, принципы их организации 7

1.2. Система управления муниципальными финансами, ее элементы 13

1.3. Зарубежная практика управления муниципальными финансами 23

2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНЫМИ ФИНАНСАМИ (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТЮМЕНЬ) 32

2.1. Разработка проекта местного бюджета как этап управления 32

2.2. Анализ исполнения муниципального бюджета 36

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИИ 49

3.1. Меры по улучшению системы управления муниципальными финансами в РФ 49

3.2. Перспективы развития муниципального финансового контроля как способа улучшения управления муниципальными финансами 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Введение

Развитие муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления.

Местное самоуправление самый близкий и самый доступный уровень власти. Именно на местном уровне власти рождается сильное и устойчивое гражданское общество.

Поэтому так важно наряду с созданием организационно-правовых условий обеспечения возможностей функционирования органов местной власти проводить работу по формированию и укреплению финансовой основы местного самоуправления.

Укрепление финансовых основ местных бюджетов создаст предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования, позволит рассматривать местное самоуправление как реальный инструмент для решения вопросов местного значения. Работа финансовых органов непосредственно влияет на развитие экономики муниципалитета, во многом предопределяя эффективность работы органов власти.

Муниципальные финансы являются первичным звеном в системе государственных финансов, что обуславливает их высокую зависимость от бюджетного регулирования на региональном и федеральном уровне. В связи с чем, реформа муниципальных финансов как инструмент повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления связана с вопросами развития государственных финансов в целом, реформирование которых занимает центральное место в экономической программе Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Цель выпускной квалификационной работы - анализ системы управления муниципальными финансами и выявление направлений ее совершенствования.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать следующие задачи:

• рассмотреть теоретические аспекты управления муниципальными финансами;

• провести анализ практики управления местными финансами на примере муниципального образования города Тюмень;

• разработать направления совершенствования системы управления муниципальными финансами в России.

Объект исследования – муниципальное образование город Тюмень.

Предмет исследования – система управления финансами муниципального образования.

При осуществлении исследования использованы такие методы как аналитический метод, сравнительный анализ, метод финансовой математики.

Практическая значимость данной работы заключается в разработке направлений совершенствования системы управления муниципальными финансами России.

Теоретическая и информационная база исследования включает труды российских, зарубежных авторов, периодические издания, книги, материалы интернет-сайтов. При написании работы использованы книги А.В.Баранчикова, А. Г. Воронина, В. Б. Зотова, Я.Ю. Старцева и других авторов. Нормативной базой служит действующее законодательство, регулирующее бюджетные отношения и деятельность органов муниципального самоуправления.

Цели и задачи выпускной квалификационной работы обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы отражены теоретические аспекты управления муниципальными финансами.

Во второй главе проведен анализ практики управления местными финансами на примере муниципального образования города Тюмень.

В третьей главе разработаны направления совершенствования системы управления муниципальными финансами в России.

Фрагмент работы

Муниципальные (или местные) финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения задач местного значения. [25, c.77] В систему муниципальных финансов включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, финансы самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципального образования: муниципальных унитарных предприятий, предприятий и организаций других форм собственности, финансы населения, направляемые на развитии территории. Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с объектами муниципальной собственности, государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.

Муниципальные финансы построены на принципах самостоятельности, прозрачности финансовых потоков, гласности, государственной финансовой поддержки. Существующее государственное законодательство декларирует, что местные финансы не являются составной частью государственного бюджета. Они относительно (в рамах взаимоотношений между регионами и местными органами) самостоятельны.

В Российской Федерации к местным финансам относятся финансы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения. [27, c.67]

Заключение

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы можно сделать ряд выводов.

Под муниципальными финансами понимают совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

В Российской Федерации к местным финансам относятся финансы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения.

Существуют следующие принципы обеспечения самостоятельности и достаточности местных бюджетов:

• достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

• свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;

• поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

• защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

• предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.

Основными целями муниципальной финансовой политики являются:

• обеспечение текущих расходов бюджета для достижения качества жизни населения на уровне не ниже минимальных социальных стандартов;

• обеспечение формирование бюджета развития для

решения перспективных задач

• обеспечение финансирования (от субъекта РФ) возложенных государственных полномочий;

• обеспечение сбалансированности бюджета.

Инструментами муниципальной финансовой политики являются:

• совершенствование бюджетного процесса;

• казначейское исполнение бюджета;

• процесс системы муниципального заказа;

• муниципальный кредит;

• разработка сводного финансового баланса территории.

Анализ практики управления местными финансами муниципального образования города Тюмень выявил следующее.

За период с 2008 по 2010 г. плановые показатели доходов и расходов увеличились соответственно на 5,68% и 4,83%. В свою очередь, плановая величина дефицита бюджета снизилась на 13,7%. При этом за анализируемый период величина фактических доходов муниципального бюджета увеличилась на 22,27%, величина расходов – только на 20,67%. В связи с этим величина дефицита бюджета сократилась на 15,1%.

В целом необходимо отметить, что плановые и фактические показатели муниципального бюджета города Тюмень в 2008 и 2010 г. соответствуют, в то время, как в 2009 году отмечено существенное снижение дефицита бюджета, что положительно характеризует исполнение бюджета в 2009 году.

В анализируемом периоде имеет место недовыполнение уровня доходной части муниципального бюджета, что негативно характеризует бюджетную систему данного муниципального образования.

Наибольшую долю в структуре доходов муниципального бюджета города Тюмени занимают налоговые доходы. При этом если в 2008 г. они составили 71,7%, то в структуре фактически исполненных доходов в 2010 году они уже только занимали 56,3%. В 2009 году уровень налоговых поступлений снизился на 1049 млн.руб., в то время как в 2010 году он увеличился на 530,7 млн.руб.

По неналоговым доходам в 2009 году отмечено превышение плана на 2,5 млн.руб. или на 0,2%. При этом рост произошел благодаря превышению доходов от сдачи в аренду имущества, а также доходов от штрафным санкций. В 2010 году произошло снижение неналоговых доходов на 82,4 млн.руб. или на 5%. Данное снижение объясняется уменьшением доходов от сдачи имущества в аренду.

По сравнению с уровнем 2008 г. в 2010 г. расходы бюджета увеличились 870,8 млн.руб. Следовательно, в анализируемом периоде имеет место существенное увеличение расходной части муниципального бюджета.

Наибольшую доходу в структуре расходов муниципального бюджета города Тюмени занимают расходы по статье «Национальная экономика», на долю которой в 2008 году приходилось 41,4% всех расходов, в 2009 году – 39%, а в 2010 году – 38%. Значительную долю составляют также расходы на образование. Доли остальных статей в общей структуре расходов местного бюджета незначительны.

Величина дефицита бюджета в 2010 году составила 689,1 млн.руб., что составляет 3,1% от величины доходов. При в 2008 году величина дефицита составляла 811,3 млн.руб., а в 2009 году – 254,0 млн.руб. Следовательно, в отчетном периоде управление муниципальными финансами города Тюмени характеризуется достаточно эффективное, т.к. за два года дефицит бюджета снизился на 15%. Однако данное снижение произошло в связи с недофинансированием некоторых расходных статей. Другим негативным фактором является значительный рост в структуре доходов средств, привлеченных из бюджетов других уровней, при этом доля собственных доходов бюджета города Тюмени снизились.

На примере города Тюмень в работе были определены основные проблемы управления муниципальными финансами муниципального образования. Данные проблемы в настоящее время характерны для большинства муниципальных образований России. В связи с этим далее будут предложен ряд мер, направленных на повышение эффективности управления муниципальными финансами.

Анализ управления муниципальными финансами муниципального образования город Тюмень выявил ряд недостатков, к которым относится значительный рост расходов бюджета, а также резкое снижение налоговых доходов. В связи с выявленными недостатками в работе определен комплекс мер, направленных на улучшение системы управления муниципальными финансами в России.

Предлагаемые направления совершенствования включают:

• внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;

• внедрение в процесс управления муниципальными финансами принципа ценностного управления;

• совершенствование муниципального финансового контроля.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах, прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Следующим значимым принципом является принцип ценностного управления, или управления посредством усвоения философии и системы ценностей организации. В основу этой модели совершенствования управления в целом и финансового управления, в частности, закладываются единое видение перспектив развития организации, ее миссии и предназначения. Реализация данного принципа предлагается на основе внедрения планирования на основе скользящего перекрытия плановых периодов. Скользящий бюджет дает возможность управлять текущими операциями внутри периодов так, чтобы достичь целей, заложенных в бюджете на рассматриваемый горизонт планирования, даже в случае изменения показателей внешней среды.

Основными направлениями развития и совершенствования муници-пального финансового контроля, по нашему мнению, являются:

• приведение теоретической базы и методологического обеспечения муниципального финансового контроля в РФ в соответствии с требованиями современной экономики;

• совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования финансового контроля в РФ;

• унификация регламентов и стандартов деятельности контрольных органов;

• разработка адекватного характеру решаемых задач методического обеспечения деятельности контрольных органов;

• внедрение в практическую деятельность органов муниципального финансового контроля РФ аудита эффективности муниципальных расходов;

• разработка механизма взаимодействия органов муниципального финансового контроля как внутри системы, так и с правоохранительными органами, органами негосударственного финансового контроля;

• четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственного и муниципального финансового контроля в РФ;

• совершенствование действующего механизма ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

• повышение эффективности системы управления в органах муниципального финансового контроля;

• повышение роли муниципального финансового контроля для создания эффективной, устойчивой и прозрачной системы финансовых взаимоотношений между органами муниципальной власти в Российской Федерации;

• развитие информационных технологий в деятельности органов муниципального финансового контроля.

Список литературы

1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2007.

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы/ Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2006. - 687 с.

3. Баранчиков А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007.

4. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. – Ростов н/Д: МарТ, 2008.

5. Бюджет голрода Тюмень // h**t://w*w.tyumen-city.r*/ekonomika/finansi/budget_all/

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010).

7. Бялкина Т.М. Определение полномочий местных властей. Собственные и делегированные полномочия // Местное право. 2006. N 1. – С.44-49.

8. Васильев В. И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. - 2003. - № 3. – С.54.

9. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. — Обнинск: Институт муниципального управления,2005.

10. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. — М.: Финансы и статистика, 2007.

11. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М.: Знание, 2005.

12. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001

13. Горный М. Б., Иванова В. Н., Ошурков А. Т., Скрябина И. И. Основы муниципальной экономики. — СПб.: Питер, 2007.

14. Григорьев В. В., Острина И. А., Руднев А. В. Управление муниципальной недвижимостью. — М.: Дело, 2008.

15. Европейская Хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.2005) // СЗ РФ от 07.09.1998, № 36, ст. 4466.

16. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах. – М.: Высшее образование, 2008.

17. Златкис Б. И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках // Финансы. 2008. № 7. – С. 23-27.

18. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 10. - С. 16–23.

19. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Терехова О.Е. Система внутреннего контроля: цели, методы, интересы // Чиновник Ъ. 2006. № 6. – С.58.

20. Иванов В. В., Коробова Л. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. - М.: Инфра-М, 2008.

21. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 гг.: Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2006 года № 467-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 15 ст. 1640.

22. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. – М.: Юристъ, 2008.

23. Медведев Д.А. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 года «О бюджетной политике в 2009–2011 гг.» // h**t:// w*w.garant.r*.

24. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). — М.: Юридическая литература, 2004.

25. Местное управление в США // h**t://w*w.srduma.r*/2_1692.html

26. Муниципальное право. Учебное пособие / Под ред. Н. А.Игнатюка, А. В. Павлушкина. – М.: Юридический Дом "Юстицинформ, 2007. – 420 с.

27. Муниципальное самоуправление в Германии // h**t://w*w.budgetrf.r*/Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf212-19/vestniksf212-19030.htm

28. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.

29. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

30. Ореховский П. Л. Муниципальный менеджмент. — М.: МОНФ, 2009.

31. Попков Ю. С. и др. Системный анализ и проблемы развития городов. — М.: Наука, 2002.

32. Попкова Н. В., Ермасова Н. Б. Межбюджетные отношения как один из методов экономического регулирования // Вестник ПАГС. 2003. № 4. – С.14.

33. Постовой Г.В. Муниципальное право РФ: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.

34. Пронина Л. И. Совершенствование межбюджетных отношений – гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы, 2007, №5. – С.20-24.

35. Решение Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N 697 (ред. от 25.11.2010) "О Положении о бюджетном процессе в городе Тюмени"

36. Решение Тюменской городской Думы от 25.06.2009 №330 «Об отчете об исполнении бюджета города Тюмени за 2008 год»

37. Решение Тюменской городской Думы №499 от 24.06.2010 "Об отчете об исполнении бюджета города Тюмени за 2009 год"

38. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления.- СПб.: Питер, 2003.

39. Салливан А, Экономика города. 4-е изд. Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 2008.

40. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с

41. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 344 с.

42. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2007. — 304 с.

43. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

44. Филиппов Ю. В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. — М.: Дело, 2008.

45. Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой- М.: изд-во «Перспектива» , 2007. - 480 с.

46. Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. — М.: Финансы и статистика, 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Управление муниципальными финансами»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика