Дипломная работа
«Оценка и повышение эффективности ВЭД предприятия»
- 76 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОЦЕНКА МИРОВОГО РЫНКА НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 5
1.1. Мировой рынок навигационных систем 5
1.2. Основные производители 11
1.3. Оценка доли РФ на мировом рынке 19
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ИЖЕВСКИЙ РАДИОЗАВОД» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 23
2.2. Анализ технико-экономических показателей 34
2.3. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью 47
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ИЖЕВСКИЙ РАДИОЗАВОД» 51
3.1. Анализ ВЭД предприятия 51
3.2. Предпринимательская среда и конкуренты на внешнем рынке 56
3.3. Основные проблемы и направления повышения эффективности ВЭД 58
3.4. Экономическое обоснование основных направлений повышения эффективности ВЭД предприятия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ….76
В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает пред-приятия к выходу на международную арену. Внешние рынки предоставляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода пред-приятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международ-ного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей. Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Ме-ждународные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто тре-буют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов.
Внешнеэкономические связи определяются как непосредственное про-должение и высшая ступень международного разделения труда, имеющие ко-нечной целью обмен результатами этого труда на эквивалентной основе через совокупность целенаправленных форм и методов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами, а также как специфическая система валютно-финансовых, кредитных и таможенных инст-рументов и адекватная ей организационная структура на всех уровнях хозяйст-вования - от центра до низовой производственно-коммерческой единицы.
Внешнеэкономические связи любого современного государства являются в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и междуна-родных экономических отношений. Поэтому внешнеэкономический сектор на-циональных экономик - это своеобразный индикатор, показывающий степень вовлеченности данной страны во всемирное разделение труда и отражающий уровень экономического развития отдельно взятого народнохозяйственного комплекса.
На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем разного уровня: от народного хозяйства в целом до отдельных предприятий.
Начало рыночных реформ в 90-е годы коренным образом изменило ее внешнеэкономическую политику: прежняя ориентация на относительную замкнутость и экономическое взаимодействие преимущественно с республиками бывшего СССР, восточноевропейскими и некоторыми другими странами уступила место курсу на открытую экономику.
Новый курс, исходя из глобальных задач модернизации российского общества, направлен на формирование эффективной и конкурентоспособной экономики и должен способствовать органичному и выгодному включению нашей страны в мировое хозяйство.
Но возникшие в 2007-2008 гг. кризисные явления в мировой экономике, ухудшившие конъюнктуру мирового рынка, привели к тому, что в связи с рабо-той в новых экономических условиях многие предприятия – участники ВЭД прекратили работу или сократили объемы внешнеторгового оборота.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день является разработка меро-приятий по активизации ВЭД предприятий в условиях экономического кризиса.
Цель дипломной работы – исследовать внешнеэкономическую деятель-ность ОАО «Ижевский радиозавод» (ОАО «ИРЗ») и предложить мероприятия по повышению ее эффективности.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
-представить оценку мирового рынка навигационных систем, производи-телем которых, в частности, является и ОАО «ИРЗ»;
-выполнить анализ деятельности ОАО «ИРЗ»;
-выполнить анализ ВЭД предприятия и предложить направления повыше-ния ее эффективности.
Информационной базой для исследования является финансовая (бухгал-терская) и производственная отчетность ОАО «Ижевские радиозавод».
Сегодня группа предприятий ОАО «Ижевский радиозавод» один из пере-довых холдингов в Удмуртии. Его деятельность основана на богатых традици-ях, опыте заводчан старшего поколения и высоком интеллектуальном потен-циале молодых сотрудников.
В настоящее ОАО «Ижевский радиозавод» работает и динамично разви-вает шесть основных направлений: бортовые и наземные радиотехнические комплексы, телекоммуникационные системы, системы связи и автоматики на железной дороге, оборудование для ТЭК, оборудование для ЖКХ, техника уни-версального назначения.
Основные виды выпускаемой продукции:
-бортовые телеметрические и радиотехнические комплексы.
-абонентские терминалы и бортовая аппаратура низкоорбитальной систе-мы спутниковой связи.
-семейство VSAT-станций для корпоративных сетей спутниковой связи.
-СВЧ-модули, волноводные тракты для спутниковых ретрансляторов, микросборки на керамике, малошумящие усилители, гермопереходы и др.
-аппаратура пользователей спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС/GPS и т.д.
Как показано в процессе исследования, за 2006 -2008 гг. отмечается ста-бильный рост объема товарной продукции. При этом прирост объема товарной продукции обусловлен как увеличением выпуска электрических конденсаторов, так товаров народного потребления. За 2006-2007 гг. отмечено снижение затрат на 1 рубль товарной продукции с 0,829 руб. до 0,796 руб. За 2007-2008 гг., на-оборот затраты на 1 рубль товарной продукции выросли до 0,823 руб., что го-ворит и снижении экономичности работы предприятия. За счет опережающего роста выручки по сравнению с ростом затрат в 2006-2007 гг. темпы роста при-были опережают темпы роста выручки. В 2007-2008 гг. ввиду снижения эконо-мичности работы предприятия темпы роста прибыли от продаж оказались су-щественно ниже темпов роста выручки.
В настоящее время ОАО «ИРЗ» поставляет продукцию как странам ближнего, так и дальнего зарубежья. Это Украина, Польша, Австрия, Австра-лия, Италия, Норвегия, Франция и т.д. Управление ВЭД на предприятии осуще-ствляет отдел внешнеэкономических связей.
Основные задачи, стоящие перед отделом внешнеэкономических связей ОАО «ИРЗ»:
-анализ уровня и тенденций спроса, обеспеченность потребителей в раз-ных отраслях продукцией ОАО «ИРЗ», размеров неудовлетворенного спроса;
-анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методов стимулирова-ния сбыта, используемых основными конкурентами;
-анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального ха-рактера на мировых рынках;
-определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
-анализ причин неудовлетворенного спроса на продукцию предприятия и разработка предложений по снижению его размеров;
-разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции на внешних рынках;
-разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации и т.д.
В конце июля 2009 года ОАО «Ижевский радиозавод» стал обладателем новой награды, полученной по результатам конкурса «Лучший экспортер Уд-муртской Республики-2008» в номинации «Экспорт инновационного товара». Диплом от имени Президента УР «За развитие республиканского экспортного производства и экспорта, большой вклад в расширение внешнеэкономических связей и повышение международного авторитета Удмуртской Республики» и статуэтка были вручены председателем Правительства Республики Ю. С. Питкевичем на торжественном заседании.
Как показывают данные анализа, объем экспортных поставок ОАО «ИРЗ» вырос за 2006-2007 гг. на 5,87%, в 2007-2008 гг. на 7,60%. В результате пред-приятие в условиях кризиса не только не сократило объемы экспорта, а еще и увеличило его. Наибольший объем экспорта ОАО «ИРЗ» осуществляется на Ук-раину, на втором месте находится Аргентина, на третьем месте – Белоруссия.
Как показывают данные анализа, если в 2006-2007 гг. было отмечено по-вышение рентабельности экспортных операций, то в 2007-2008 гг. рентабель-ность экспортных операций снизилась, что отражает общую тенденцию в от-ношении рентабельности продаж ОАО «ИРЗ».
В ходе выполнения дипломной работы особое внимание уделено анализу экспорта высокотехнологичных изделий. Как показывают данные исследования объем экспортных продаж навигационных систем ОАО «ИРЗ» вырос за 2006-2008 гг. с 2550 ед. в год до 3538 ед. в год.
Предпринимательская среда предприятия характеризуется наличием большого количества конкурентов. При этом следует указать, что все россий-ские производители навигационных систем поставляют продукцию на рынки ближнего зарубежья, а также в отдельные страны дальнего зарубежья, где воз-можно принимать сигналы системы ГЛОНАСС (Финляндия, Перу, Аргентина и т.д.).
В связи с этим в 2008 году ОАО «ИРЗ» было проведено исследование конкурентоспособности собственных навигационных систем, поставляемых на внешний рынок относительно продукции других российских производителей. Несмотря на то, что по совокупной оценке автомобильные навигаторы Ижев-ского радиозавода, поставляемые на внешний рынок занимают второе место в общем рейтинге, они существенно отстают по уровню качества.
Кроме того, как показывают результаты анализа, уровень просроченной дебиторской задолженности покупателей навигационных систем за 2006-2008 гг., включая поставки на экспорт, на конец 2008 года существенно вырос (с 5,5% до 12,9%).
В ходе исследования выявлены следующие проблемы ВЭД ОАО «ИРЗ»:
-увеличение в 2008 году уровня просроченной дебиторской задолженно-сти по ВЭД (на примере навигационных систем);
-снижение в 2008 году отношения объема экспорта и затрат (на примере навигационных систем);
-наличие проблем в области качества производимых навигационных сис-тем (фактор, снижающий конкурентоспособность).
Предложим мероприятия, направленные на стимулирование менеджеров отдела ВЭС к повышению объемов сбыта и снижению уровня дебиторской за-долженности по экспорту.
С целью снижения уровня брака продукции предложим разработать и ввести систему оценки эффективности обучения рабочих и служащих. Данное мероприятие будет стимулировать рабочих и служащих, проходящих перепод-готовки и обучение к более качественному овладению знаниями.
Разработка представленной выше системы мотивации менеджеров позво-ляет:
-снизить остатки просроченной дебиторской задолженности в среднем на 50%,
-снизить общие остатки дебиторской задолженности покупателей и заказ-чиков в среднем на 20%;
-в кризисных условиях реализация механизма стимулирования менедже-ров к увеличению объемов продаж позволит сохранить существующие объемы, поэтому по данному направлению прироста продаж планировать не будем.
Реализация системы стимулирования работников к качественному обуче-нию позволяет снизить абсолютный размер потерь от брака на 20%. Как пока-зывают данные анализа, при реализации системы оценки эффективности обу-чения абсолютный размер потерь от брака по ВЭД снизится на 129 тыс. руб. Относительный размер потерь от брака снизится на 0,3%. Таким образом, пред-ложенное управленческое решение следует признать эффективным.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 ок-тября 1994 года (в ред. от 24.04.2009).
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 де-кабря 1995 года (в ред. от 28.02.2009).
3. Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
4. Закон «О таможенном тарифе» от 21. 05. 1993 г. № 5000-1 (в ред. от 21. 07.2008 г. № 112-ФЗ).
5. Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2008 г. № 19-ФЗ).
6. Закон «Об экспортном контроле» от 18. 07. 1999 г. № 183-ФЗ (в ред. от 18.07.2008 г. № 90-ФЗ).
7. Закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществле-нии внешней торговли товарами» от 14. 04. 1998 г. № 63-ФЗ (в ред. от 08. 12.2008 г. № 165-ФЗ).
8. Закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ.
9. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.- М.: Инфра- М., 2003. – 157 с.
10. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: Финансы, 2005. – 147 с.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2004. – 257 с.
12. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебник для вузов – Мн.: Мисанта, 2003. – 158 с.
13. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 211 с.
14. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. Кремер Н.Ш. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 247 с.
15. Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. Управленческий учет по формуле "три в одном": Учебное пособие. - М.: Статус-Кво, 2003. – 415 с.
16. Ковтун С.Е. «Кредитная политика предприятия как основа управления дебиторской задолженностью»- М.: ИНФРА-М, 2007. – 180 с.
17. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 410 с.
18. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2004. – 247 с.
19. Кузин Б.И. Методы и модели управления фирмой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006 – 432 с.
20. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учеб-ное пособие для ВУЗов – М.:ИНФРА-М, 2005. – 211 с.
21. Международные экономические отношения.: Учебник / Под общей ред. Рывалкина В.Е. - М.: Статут, 2005. – 414 с.
22. Методика экономического анализа деятельности промышленного пред-приятия: Учебное пособие / Под ред. Бужинского А.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 254 с.
23. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учебник. - М.: Фи-нансы, 2007. – 547 с.
24. Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг.: Учебное пособие М.: Финансы, 2004. – 244 с.
25. Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Воловик. М.: Дрофа, 2008. – 654 с.
26. Отчет об исследовании конкурентоспособности навигационных систем производства ОАО «Ижевский радиозавод» / Консалтинговая группа «Донских». – Ижевск, 2009. – 58 с.
27. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: Учебник для вузов. / Под ред. С.Е. Каменипера, Ф.М. Ру-синова - М.: Высшая школа, 2005. – 214 с.
28. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 432 с.
29. Спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS // Материалы Интернет – ресур-са: w*w.r*ssianelectronics.r*.
30. Федосеев В.Н. Особенности организации процесса обучения // Управле-ние персоналом. - №9. – 2008. – С.27-29.
31. Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршне-
ва, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 714 с.
32. Янковский Л.А. Модель внешнеэкономической деятельности предпри-ятий: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2007. – 418 с.
33. Яценков В. С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС – М., 2009. – 210 с.
34. Яковлев А.В. Управление качеством // Материалы Интернет-сайта w*w.klerk.r*
+доклад+раздатка+ецензия
Тема: | «Оценка и повышение эффективности ВЭД предприятия» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Повышение эффективности деятельности ОАО Екатеринбурггаз
Дипломная работа:
Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Лилия»
Дипломная работа:
Анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия электросвязи
Реферат:
Разработка рекомендаций по улучшению эффективности деятельности предприятия
Дипломная работа:
Экономическая оценка деятельности предприятия