Дипломная работа
«Оценка и повышение эффективности ВЭД предприятия»
- 76 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОЦЕНКА МИРОВОГО РЫНКА НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 5
1.1. Мировой рынок навигационных систем 5
1.2. Основные производители 11
1.3. Оценка доли РФ на мировом рынке 19
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ИЖЕВСКИЙ РАДИОЗАВОД» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 23
2.2. Анализ технико-экономических показателей 34
2.3. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью 47
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ИЖЕВСКИЙ РАДИОЗАВОД» 51
3.1. Анализ ВЭД предприятия 51
3.2. Предпринимательская среда и конкуренты на внешнем рынке 56
3.3. Основные проблемы и направления повышения эффективности ВЭД 58
3.4. Экономическое обоснование основных направлений повышения эффективности ВЭД предприятия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ….76
В настоящее время глобализация мировой экономики подталкивает пред-приятия к выходу на международную арену. Внешние рынки предоставляют новые возможности сбыта продукции. Несомненные выгоды от выхода пред-приятия на внешние рынки ставят проблему разработки политики международ-ного маркетинга и организации системы сбыта с учетом новых потребностей. Это особенно трудная задача для предприятий, которые ранее обслуживали только внутренний рынок и не имели постоянных внешнеторговых связей. Ме-ждународные сделки и поставки обычно занимают больше времени, часто тре-буют использования новых видов транспорта и подвержены влиянию не только местных, но и иностранных законодательных актов.
Внешнеэкономические связи определяются как непосредственное про-должение и высшая ступень международного разделения труда, имеющие ко-нечной целью обмен результатами этого труда на эквивалентной основе через совокупность целенаправленных форм и методов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами, а также как специфическая система валютно-финансовых, кредитных и таможенных инст-рументов и адекватная ей организационная структура на всех уровнях хозяйст-вования - от центра до низовой производственно-коммерческой единицы.
Внешнеэкономические связи любого современного государства являются в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и междуна-родных экономических отношений. Поэтому внешнеэкономический сектор на-циональных экономик - это своеобразный индикатор, показывающий степень вовлеченности данной страны во всемирное разделение труда и отражающий уровень экономического развития отдельно взятого народнохозяйственного комплекса.
На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем разного уровня: от народного хозяйства в целом до отдельных предприятий.
Начало рыночных реформ в 90-е годы коренным образом изменило ее внешнеэкономическую политику: прежняя ориентация на относительную замкнутость и экономическое взаимодействие преимущественно с республиками бывшего СССР, восточноевропейскими и некоторыми другими странами уступила место курсу на открытую экономику.
Новый курс, исходя из глобальных задач модернизации российского общества, направлен на формирование эффективной и конкурентоспособной экономики и должен способствовать органичному и выгодному включению нашей страны в мировое хозяйство.
Но возникшие в 2007-2008 гг. кризисные явления в мировой экономике, ухудшившие конъюнктуру мирового рынка, привели к тому, что в связи с рабо-той в новых экономических условиях многие предприятия – участники ВЭД прекратили работу или сократили объемы внешнеторгового оборота.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день является разработка меро-приятий по активизации ВЭД предприятий в условиях экономического кризиса.
Цель дипломной работы – исследовать внешнеэкономическую деятель-ность ОАО «Ижевский радиозавод» (ОАО «ИРЗ») и предложить мероприятия по повышению ее эффективности.
Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
-представить оценку мирового рынка навигационных систем, производи-телем которых, в частности, является и ОАО «ИРЗ»;
-выполнить анализ деятельности ОАО «ИРЗ»;
-выполнить анализ ВЭД предприятия и предложить направления повыше-ния ее эффективности.
Информационной базой для исследования является финансовая (бухгал-терская) и производственная отчетность ОАО «Ижевские радиозавод».
Сегодня группа предприятий ОАО «Ижевский радиозавод» один из пере-довых холдингов в Удмуртии. Его деятельность основана на богатых традици-ях, опыте заводчан старшего поколения и высоком интеллектуальном потен-циале молодых сотрудников.
В настоящее ОАО «Ижевский радиозавод» работает и динамично разви-вает шесть основных направлений: бортовые и наземные радиотехнические комплексы, телекоммуникационные системы, системы связи и автоматики на железной дороге, оборудование для ТЭК, оборудование для ЖКХ, техника уни-версального назначения.
Основные виды выпускаемой продукции:
-бортовые телеметрические и радиотехнические комплексы.
-абонентские терминалы и бортовая аппаратура низкоорбитальной систе-мы спутниковой связи.
-семейство VSAT-станций для корпоративных сетей спутниковой связи.
-СВЧ-модули, волноводные тракты для спутниковых ретрансляторов, микросборки на керамике, малошумящие усилители, гермопереходы и др.
-аппаратура пользователей спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС/GPS и т.д.
Как показано в процессе исследования, за 2006 -2008 гг. отмечается ста-бильный рост объема товарной продукции. При этом прирост объема товарной продукции обусловлен как увеличением выпуска электрических конденсаторов, так товаров народного потребления. За 2006-2007 гг. отмечено снижение затрат на 1 рубль товарной продукции с 0,829 руб. до 0,796 руб. За 2007-2008 гг., на-оборот затраты на 1 рубль товарной продукции выросли до 0,823 руб., что го-ворит и снижении экономичности работы предприятия. За счет опережающего роста выручки по сравнению с ростом затрат в 2006-2007 гг. темпы роста при-были опережают темпы роста выручки. В 2007-2008 гг. ввиду снижения эконо-мичности работы предприятия темпы роста прибыли от продаж оказались су-щественно ниже темпов роста выручки.
В настоящее время ОАО «ИРЗ» поставляет продукцию как странам ближнего, так и дальнего зарубежья. Это Украина, Польша, Австрия, Австра-лия, Италия, Норвегия, Франция и т.д. Управление ВЭД на предприятии осуще-ствляет отдел внешнеэкономических связей.
Основные задачи, стоящие перед отделом внешнеэкономических связей ОАО «ИРЗ»:
-анализ уровня и тенденций спроса, обеспеченность потребителей в раз-ных отраслях продукцией ОАО «ИРЗ», размеров неудовлетворенного спроса;
-анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методов стимулирова-ния сбыта, используемых основными конкурентами;
-анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального ха-рактера на мировых рынках;
-определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
-анализ причин неудовлетворенного спроса на продукцию предприятия и разработка предложений по снижению его размеров;
-разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции на внешних рынках;
-разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации и т.д.
В конце июля 2009 года ОАО «Ижевский радиозавод» стал обладателем новой награды, полученной по результатам конкурса «Лучший экспортер Уд-муртской Республики-2008» в номинации «Экспорт инновационного товара». Диплом от имени Президента УР «За развитие республиканского экспортного производства и экспорта, большой вклад в расширение внешнеэкономических связей и повышение международного авторитета Удмуртской Республики» и статуэтка были вручены председателем Правительства Республики Ю. С. Питкевичем на торжественном заседании.
Как показывают данные анализа, объем экспортных поставок ОАО «ИРЗ» вырос за 2006-2007 гг. на 5,87%, в 2007-2008 гг. на 7,60%. В результате пред-приятие в условиях кризиса не только не сократило объемы экспорта, а еще и увеличило его. Наибольший объем экспорта ОАО «ИРЗ» осуществляется на Ук-раину, на втором месте находится Аргентина, на третьем месте – Белоруссия.
Как показывают данные анализа, если в 2006-2007 гг. было отмечено по-вышение рентабельности экспортных операций, то в 2007-2008 гг. рентабель-ность экспортных операций снизилась, что отражает общую тенденцию в от-ношении рентабельности продаж ОАО «ИРЗ».
В ходе выполнения дипломной работы особое внимание уделено анализу экспорта высокотехнологичных изделий. Как показывают данные исследования объем экспортных продаж навигационных систем ОАО «ИРЗ» вырос за 2006-2008 гг. с 2550 ед. в год до 3538 ед. в год.
Предпринимательская среда предприятия характеризуется наличием большого количества конкурентов. При этом следует указать, что все россий-ские производители навигационных систем поставляют продукцию на рынки ближнего зарубежья, а также в отдельные страны дальнего зарубежья, где воз-можно принимать сигналы системы ГЛОНАСС (Финляндия, Перу, Аргентина и т.д.).
В связи с этим в 2008 году ОАО «ИРЗ» было проведено исследование конкурентоспособности собственных навигационных систем, поставляемых на внешний рынок относительно продукции других российских производителей. Несмотря на то, что по совокупной оценке автомобильные навигаторы Ижев-ского радиозавода, поставляемые на внешний рынок занимают второе место в общем рейтинге, они существенно отстают по уровню качества.
Кроме того, как показывают результаты анализа, уровень просроченной дебиторской задолженности покупателей навигационных систем за 2006-2008 гг., включая поставки на экспорт, на конец 2008 года существенно вырос (с 5,5% до 12,9%).
В ходе исследования выявлены следующие проблемы ВЭД ОАО «ИРЗ»:
-увеличение в 2008 году уровня просроченной дебиторской задолженно-сти по ВЭД (на примере навигационных систем);
-снижение в 2008 году отношения объема экспорта и затрат (на примере навигационных систем);
-наличие проблем в области качества производимых навигационных сис-тем (фактор, снижающий конкурентоспособность).
Предложим мероприятия, направленные на стимулирование менеджеров отдела ВЭС к повышению объемов сбыта и снижению уровня дебиторской за-долженности по экспорту.
С целью снижения уровня брака продукции предложим разработать и ввести систему оценки эффективности обучения рабочих и служащих. Данное мероприятие будет стимулировать рабочих и служащих, проходящих перепод-готовки и обучение к более качественному овладению знаниями.
Разработка представленной выше системы мотивации менеджеров позво-ляет:
-снизить остатки просроченной дебиторской задолженности в среднем на 50%,
-снизить общие остатки дебиторской задолженности покупателей и заказ-чиков в среднем на 20%;
-в кризисных условиях реализация механизма стимулирования менедже-ров к увеличению объемов продаж позволит сохранить существующие объемы, поэтому по данному направлению прироста продаж планировать не будем.
Реализация системы стимулирования работников к качественному обуче-нию позволяет снизить абсолютный размер потерь от брака на 20%. Как пока-зывают данные анализа, при реализации системы оценки эффективности обу-чения абсолютный размер потерь от брака по ВЭД снизится на 129 тыс. руб. Относительный размер потерь от брака снизится на 0,3%. Таким образом, пред-ложенное управленческое решение следует признать эффективным.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 ок-тября 1994 года (в ред. от 24.04.2009).
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Принят Государственной Думой 22 де-кабря 1995 года (в ред. от 28.02.2009).
3. Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
4. Закон «О таможенном тарифе» от 21. 05. 1993 г. № 5000-1 (в ред. от 21. 07.2008 г. № 112-ФЗ).
5. Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2008 г. № 19-ФЗ).
6. Закон «Об экспортном контроле» от 18. 07. 1999 г. № 183-ФЗ (в ред. от 18.07.2008 г. № 90-ФЗ).
7. Закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществле-нии внешней торговли товарами» от 14. 04. 1998 г. № 63-ФЗ (в ред. от 08. 12.2008 г. № 165-ФЗ).
8. Закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ.
9. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.- М.: Инфра- М., 2003. – 157 с.
10. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. - М.: Финансы, 2005. – 147 с.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2004. – 257 с.
12. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебник для вузов – Мн.: Мисанта, 2003. – 158 с.
13. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 211 с.
14. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. Кремер Н.Ш. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. – 247 с.
15. Касьянова Г.Ю., Колесников С.Н. Управленческий учет по формуле "три в одном": Учебное пособие. - М.: Статус-Кво, 2003. – 415 с.
16. Ковтун С.Е. «Кредитная политика предприятия как основа управления дебиторской задолженностью»- М.: ИНФРА-М, 2007. – 180 с.
17. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 410 с.
18. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2004. – 247 с.
19. Кузин Б.И. Методы и модели управления фирмой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006 – 432 с.
20. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учеб-ное пособие для ВУЗов – М.:ИНФРА-М, 2005. – 211 с.
21. Международные экономические отношения.: Учебник / Под общей ред. Рывалкина В.Е. - М.: Статут, 2005. – 414 с.
22. Методика экономического анализа деятельности промышленного пред-приятия: Учебное пособие / Под ред. Бужинского А.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 254 с.
23. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учебник. - М.: Фи-нансы, 2007. – 547 с.
24. Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг.: Учебное пособие М.: Финансы, 2004. – 244 с.
25. Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Воловик. М.: Дрофа, 2008. – 654 с.
26. Отчет об исследовании конкурентоспособности навигационных систем производства ОАО «Ижевский радиозавод» / Консалтинговая группа «Донских». – Ижевск, 2009. – 58 с.
27. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: Учебник для вузов. / Под ред. С.Е. Каменипера, Ф.М. Ру-синова - М.: Высшая школа, 2005. – 214 с.
28. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 432 с.
29. Спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS // Материалы Интернет – ресур-са: w*w.r*ssianelectronics.r*.
30. Федосеев В.Н. Особенности организации процесса обучения // Управле-ние персоналом. - №9. – 2008. – С.27-29.
31. Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Поршне-
ва, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 714 с.
32. Янковский Л.А. Модель внешнеэкономической деятельности предпри-ятий: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2007. – 418 с.
33. Яценков В. С. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС – М., 2009. – 210 с.
34. Яковлев А.В. Управление качеством // Материалы Интернет-сайта w*w.klerk.r*
+доклад+раздатка+ецензия
Тема: | «Оценка и повышение эффективности ВЭД предприятия» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 76 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Отчет по практике
«Основные пути повышения эффективности деятельности предприятия»Дипломная работа
«Повышение эффективности деятельности ОАО Екатеринбурггаз»Дипломная работа
«Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Лилия»»Дипломная работа
«Анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия электросвязи»Реферат
«Разработка рекомендаций по улучшению эффективности деятельности предприятия»