Курсовая работа

«Обязательные работы как меры наказания. Особенности назначения и исполнения.»

  • 32 страниц(ы)
  • 2312 просмотров
фото автора

Автор: prokopiev26

Введение 3

1. Возникновение и развитие уголовного наказания в виде обязательных работ в России. 5

2. Обязательные работы - правовая характеристика 10

3. Применение наказания в виде обязательных работ. 14

4. Ответственность за отклонение от обязательных работ 16

5. Порядок исполнения 19

§ 1.Правовой порядок исполнения обязательных работ 19

§ 2. Исполнение обязательных работ на практике. 23

Заключение 27

Список использованной литературы 31

Основополагающие идеи современной уголовной политики Российской Федерации, получившие свое отражение в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах, заключаются в том, что правоохранительная деятельность современного государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, путем увеличения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, и расширения круга оснований их применения.

Наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде обязательных работ".

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В настоящее время Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержит 67 статей Особенной части (85 санкций), в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы.

В п. "а" ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII) содержится запрет на привлечение граждан к принудительному или обязательному труду. Однако в пп. I и IV п. "с" той же части статьи отмечается, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватываются какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения", а также "какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности".

Таким образом, обязательные работы как вид наказания, предусмотренный УК РФ и исполняемый на основании гл. 4 УИК РФ, не противоречат международным стандартам.

Наказание в виде обязательных работ является одним из действенных средств реализации современной уголовной политики, характерной чертой которой является сокращение применения наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В настоящее время обязательные работы применяются в ряде зарубежных стран. Заметим, что в настоящее время фактически не проводилось ни одного специального комплексного исследования обязательных работ как вида наказания в уголовном законодательстве указанных зарубежных стран. В связи с этим особый интерес представляет сравнительно-правовой анализ позитивного опыта уголовно-правовой регламентации обязательных работ как вида наказания.

Все выше изложенное свидетельствует об актуальности поставленной проблемы, ее теоретической и практической значимости.

Целью данной работы является изучение обязательных работ как меры наказания, а так же особенности их назначения и исполнения.

Задачами данной работы являются:

• Истоки возникновения и развитие уголовного наказания в виде обязательных работ в России;

• Дать правовую характеристику обязательных работ;

• Рассмотреть способы применения наказания в виде обязательных работ, а так же ответственность за отклонение от обязательных работ

• Подробно рассмотреть порядок исполнения обязательных работ, с теоретической и практической стороны.

Таковы основные положения, дающие общее представление об обязательных работах как новом виде уголовного наказания.

Теперь есть смысл вернуться к содержанию ч. 1 ст. 49 УК, где обязательные работы провозглашаются бесплатными. Вспомним также, что в ч. 2 ст. 28 УИК закреплено положение о том, что администрация по месту работы осужденного ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. А уголовно - исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 25 УИК РФ контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.

Все ли здесь логично? Получается, что работы эти - бесплатные для лиц, отбывающих наказание. А за выполненные ими работы деньги все же начисляются и должны быть перечислены на специальный счет. Следовательно, эти работы бесплатными уже не назовешь.

Ряд поправок к Уголовному кодексу коснулся содержания наказания в виде обязательных работ, а также правил его назначения. Обращает на себя внимание существенное сокращение сферы применения данной меры государственного принуждения, хотя предполагалось, что этот вид наказания будет применяться к 75-80 тыс. человек ежегодно .

В то же время трудно согласиться с предложением о включении обязательных работ в санкции статей в случаях, когда в них присутствуют менее и более строгое наказание, в том числе – за ряд тяжких преступлений . Безусловно, более мягкие наказания, чем лишение свободы, должны быть адекватно представлены в санкциях норм Особенной части, однако идея включения обязательных работ в санкции норм, предусматривающих деяния, относящиеся к категории тяжких, представляется непродуктивной. Фактическая общественная опасность преступных деяний должна находить выражение не только в максимальном значении санкций, но и в их нижних порогах. Установление за тяжкие преступления столь сравнительно мягкого вида наказания, как обязательные работы, лишь усилит существующий дисбаланс между тяжестью деяния и предусмотренным за него наказанием.

В рамках анализа данной работы можно предложить следующие меры по совершенствованию меры наказания обязательные работы:

а) из перечня лиц, которым обязательные работы не назначаются, определенного в ч. 4 ст. 49 УК РФ следует исключить военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву;

б) в перечень лиц, которым обязательные работы не назначаются, указанный в ч. 4 ст. 49 УК РФ следует учащихся, не совмещающих учебу с работой;

в) предусмотреть условное применение к сужденным уголовного наказания в виде обязательных работ, в связи с чем, предлагается дополнить ч. 1 ст. 73 УК РФ таким уголовным наказанием как обязательные работы;

г) дополнительно ввести «Меры поощрения, применяемые к осужденным к обязательным работам, и их порядок применения» в следующей редакции: «1. Если осужденный после фактического отбытия не менее одной трети установленного срока обязательных работ не нарушает их порядок и условия отбывания, добросовестно относится к труду, а также положительно характеризуется по месту работы и жительству, то уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) денежная премия;

г) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

2. Меры поощрения применяются к осужденному к обязательным работам в письменной форме.

Правом применения предусмотренных частью первой настоящей статьи мер поощрения пользуется в полном объеме начальник уголовно-исполнительной инспекции или лицо, его заменяющее. Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право объявить осужденному благодарность. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее фактического отбытия не менее одной второй установленного срока обязательных работ со дня наложения взыскания и не позднее фактического отбытия свыше двух третей установленного срока обязательных работ.

Из сказанного можно сделать два общих вывода:

Первый - поскольку обязательные работы есть в системе уголовных наказаний, надо готовиться к их исполнению. А дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что на основании ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" наказания в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно - исполнительного кодекса по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Такое же положение относительно применения обязательных работ продублировано в ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации".

Второй вывод. Обязательные работы необходимо сделать действительно бесплатными. В этом плане нужно согласиться с И. Клепицким, который предлагает внести в УИК РФ следующее дополнение: "Не допускается отбывание наказания в виде обязательных работ в коммерческих организациях, а равно использование труда осужденных к этому наказанию в деятельности, направленной на получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг)" .

Что же касается наказания в виде ареста, то многие ученые и практики уже неоднократно высказывались мнение о нецелесообразности введения его в действие, что связано, в первую очередь, со значительными материальными затратами. Таким образом, единственным видом наказания, который может выступать заменой при злостном уклонении от отбывания обязательных работ, остается наказание в виде лишения свободы, что не соответствует действующей уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства.

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Годило Н. Н., Суворов Д. Д. Назначение наказания по уголовному праву России / Под ред. М. Т. Тащилина: Учеб. пособие. - Пятигорск: Изд-во Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2004.

3. Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: Учебное пособие / Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2006.

4. Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. - М.: Спарк, 2001.

5. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2: Учение о наказании. Учебник для вузов / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

6. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2000.

7. Неклюдов Н. Руководство для мировых судей. Уставы о наказаниях. -СПб., 1868.

8. Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в Российском уголовном законодательстве: Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.08.

- Ростов-на-Дону, 1999.

9. Российское уголовное право: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. - М.: ИНФРА-М, 2003.

10. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2. Наказание / Под ред. А. И. Коробеева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.

11.

12. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.6. Законодательство первой половиныXIX века. -М., 1988.

13. Становский М. Н. Назначение наказания. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.

14. Скобелкин В.Н. Исполнение уголовных наказаний и трудовое право // Юридическая ответственность. Межвуз сб. Омск: ОмГУ, 1998.

15. Филимонов О.В. Проблемы применения в России уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы // Развитие альтернативных санкций в Российской уголовной юстиции: опыт и перспективы. Сборник матер. межд. конф. М.:PRI, 2002.

16. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. — М.,2000.

17. Фролов А.С. Либерализация уголовного законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2004. Вып. 1.

18. Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ (перспективные вопросы теории и практики). Автореф. канд. дис. Томск, 2004.

19. Ибрагимова А. М. О применении обязательных работ в отношении несовершеннолетних // Российский следователь.

- 2003. - № 6.

20. И. Клепицкий. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской Конвенции о правах человека. - Государство и право, 2000, N 3.

21. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N63-ФЗ// Российская газета", N113, 18.06.1996, N114, 19.06.1996, N115, 20.06.1996, N118, 25.06.1996.

Покупка готовой работы
Тема: «Обязательные работы как меры наказания. Особенности назначения и исполнения.»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика