Курсовая работа

«Обязательные работы как меры наказания. Особенности назначения и исполнения.»

  • 32 страниц
Содержание

Введение 3

1. Возникновение и развитие уголовного наказания в виде обязательных работ в России. 5

2. Обязательные работы - правовая характеристика 10

3. Применение наказания в виде обязательных работ. 14

4. Ответственность за отклонение от обязательных работ 16

5. Порядок исполнения 19

§ 1.Правовой порядок исполнения обязательных работ 19

§ 2. Исполнение обязательных работ на практике. 23

Заключение 27

Список использованной литературы 31

Введение

Основополагающие идеи современной уголовной политики Российской Федерации, получившие свое отражение в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах, заключаются в том, что правоохранительная деятельность современного государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, путем увеличения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, и расширения круга оснований их применения.

Наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде обязательных работ".

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В настоящее время Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержит 67 статей Особенной части (85 санкций), в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы.

В п. "а" ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII) содержится запрет на привлечение граждан к принудительному или обязательному труду. Однако в пп. I и IV п. "с" той же части статьи отмечается, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватываются какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения", а также "какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности".

Таким образом, обязательные работы как вид наказания, предусмотренный УК РФ и исполняемый на основании гл. 4 УИК РФ, не противоречат международным стандартам.

Наказание в виде обязательных работ является одним из действенных средств реализации современной уголовной политики, характерной чертой которой является сокращение применения наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В настоящее время обязательные работы применяются в ряде зарубежных стран. Заметим, что в настоящее время фактически не проводилось ни одного специального комплексного исследования обязательных работ как вида наказания в уголовном законодательстве указанных зарубежных стран. В связи с этим особый интерес представляет сравнительно-правовой анализ позитивного опыта уголовно-правовой регламентации обязательных работ как вида наказания.

Все выше изложенное свидетельствует об актуальности поставленной проблемы, ее теоретической и практической значимости.

Целью данной работы является изучение обязательных работ как меры наказания, а так же особенности их назначения и исполнения.

Задачами данной работы являются:

• Истоки возникновения и развитие уголовного наказания в виде обязательных работ в России;

• Дать правовую характеристику обязательных работ;

• Рассмотреть способы применения наказания в виде обязательных работ, а так же ответственность за отклонение от обязательных работ

• Подробно рассмотреть порядок исполнения обязательных работ, с теоретической и практической стороны.

Заключение

Таковы основные положения, дающие общее представление об обязательных работах как новом виде уголовного наказания.

Теперь есть смысл вернуться к содержанию ч. 1 ст. 49 УК, где обязательные работы провозглашаются бесплатными. Вспомним также, что в ч. 2 ст. 28 УИК закреплено положение о том, что администрация по месту работы осужденного ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. А уголовно - исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 25 УИК РФ контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.

Все ли здесь логично? Получается, что работы эти - бесплатные для лиц, отбывающих наказание. А за выполненные ими работы деньги все же начисляются и должны быть перечислены на специальный счет. Следовательно, эти работы бесплатными уже не назовешь.

Ряд поправок к Уголовному кодексу коснулся содержания наказания в виде обязательных работ, а также правил его назначения. Обращает на себя внимание существенное сокращение сферы применения данной меры государственного принуждения, хотя предполагалось, что этот вид наказания будет применяться к 75-80 тыс. человек ежегодно .

В то же время трудно согласиться с предложением о включении обязательных работ в санкции статей в случаях, когда в них присутствуют менее и более строгое наказание, в том числе – за ряд тяжких преступлений . Безусловно, более мягкие наказания, чем лишение свободы, должны быть адекватно представлены в санкциях норм Особенной части, однако идея включения обязательных работ в санкции норм, предусматривающих деяния, относящиеся к категории тяжких, представляется непродуктивной. Фактическая общественная опасность преступных деяний должна находить выражение не только в максимальном значении санкций, но и в их нижних порогах. Установление за тяжкие преступления столь сравнительно мягкого вида наказания, как обязательные работы, лишь усилит существующий дисбаланс между тяжестью деяния и предусмотренным за него наказанием.

В рамках анализа данной работы можно предложить следующие меры по совершенствованию меры наказания обязательные работы:

а) из перечня лиц, которым обязательные работы не назначаются, определенного в ч. 4 ст. 49 УК РФ следует исключить военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву;

б) в перечень лиц, которым обязательные работы не назначаются, указанный в ч. 4 ст. 49 УК РФ следует учащихся, не совмещающих учебу с работой;

в) предусмотреть условное применение к сужденным уголовного наказания в виде обязательных работ, в связи с чем, предлагается дополнить ч. 1 ст. 73 УК РФ таким уголовным наказанием как обязательные работы;

г) дополнительно ввести «Меры поощрения, применяемые к осужденным к обязательным работам, и их порядок применения» в следующей редакции: «1. Если осужденный после фактического отбытия не менее одной трети установленного срока обязательных работ не нарушает их порядок и условия отбывания, добросовестно относится к труду, а также положительно характеризуется по месту работы и жительству, то уголовно-исполнительная инспекция может применить к нему следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) денежная премия;

г) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

2. Меры поощрения применяются к осужденному к обязательным работам в письменной форме.

Правом применения предусмотренных частью первой настоящей статьи мер поощрения пользуется в полном объеме начальник уголовно-исполнительной инспекции или лицо, его заменяющее. Сотрудник уголовно-исполнительной инспекции имеет право объявить осужденному благодарность. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее фактического отбытия не менее одной второй установленного срока обязательных работ со дня наложения взыскания и не позднее фактического отбытия свыше двух третей установленного срока обязательных работ.

Из сказанного можно сделать два общих вывода:

Первый - поскольку обязательные работы есть в системе уголовных наказаний, надо готовиться к их исполнению. А дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что на основании ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" наказания в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно - исполнительного кодекса по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г. Такое же положение относительно применения обязательных работ продублировано в ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации".

Второй вывод. Обязательные работы необходимо сделать действительно бесплатными. В этом плане нужно согласиться с И. Клепицким, который предлагает внести в УИК РФ следующее дополнение: "Не допускается отбывание наказания в виде обязательных работ в коммерческих организациях, а равно использование труда осужденных к этому наказанию в деятельности, направленной на получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг)" .

Что же касается наказания в виде ареста, то многие ученые и практики уже неоднократно высказывались мнение о нецелесообразности введения его в действие, что связано, в первую очередь, со значительными материальными затратами. Таким образом, единственным видом наказания, который может выступать заменой при злостном уклонении от отбывания обязательных работ, остается наказание в виде лишения свободы, что не соответствует действующей уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства.

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Годило Н. Н., Суворов Д. Д. Назначение наказания по уголовному праву России / Под ред. М. Т. Тащилина: Учеб. пособие. - Пятигорск: Изд-во Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2004.

3. Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: Учебное пособие / Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2006.

4. Курс российского уголовного права. Общая часть / Под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. - М.: Спарк, 2001.

5. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2: Учение о наказании. Учебник для вузов / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

6. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2000.

7. Неклюдов Н. Руководство для мировых судей. Уставы о наказаниях. -СПб., 1868.

8. Осадчая Н. Г. Обязательные работы как новый вид наказания в Российском уголовном законодательстве: Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.08.

- Ростов-на-Дону, 1999.

9. Российское уголовное право: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. - М.: ИНФРА-М, 2003.

10. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2. Наказание / Под ред. А. И. Коробеева. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.

11.

12. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.6. Законодательство первой половиныXIX века. -М., 1988.

13. Становский М. Н. Назначение наказания. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.

14. Скобелкин В.Н. Исполнение уголовных наказаний и трудовое право // Юридическая ответственность. Межвуз сб. Омск: ОмГУ, 1998.

15. Филимонов О.В. Проблемы применения в России уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы // Развитие альтернативных санкций в Российской уголовной юстиции: опыт и перспективы. Сборник матер. межд. конф. М.:PRI, 2002.

16. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. — М.,2000.

17. Фролов А.С. Либерализация уголовного законодательства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2004. Вып. 1.

18. Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ (перспективные вопросы теории и практики). Автореф. канд. дис. Томск, 2004.

19. Ибрагимова А. М. О применении обязательных работ в отношении несовершеннолетних // Российский следователь.

- 2003. - № 6.

20. И. Клепицкий. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской Конвенции о правах человека. - Государство и право, 2000, N 3.

21. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N63-ФЗ// Российская газета", N113, 18.06.1996, N114, 19.06.1996, N115, 20.06.1996, N118, 25.06.1996.

Покупка готовой работы
Тема: «Обязательные работы как меры наказания. Особенности назначения и исполнения.»
Раздел: Уголовное право и процесс
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика