Курсовая работа
«Методика работы социального педагога по профилактике детской преступности»
- 37 страниц
Введение 2
1. Детская преступность как социально-педагогическая проблема
1.1. Отклонения в поведении подростка 4
1.2. Факторы способствующие формированию девиантного поведения подростков
9
1. 3. Детская преступность как форма девиантного поведения 13
2. Методы профилактики детской преступности
2.1. Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков
20
2.2. Методика профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
25
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками, чем и обосновывается актуальность данного исследования.
Проблема исследования связана с изучением причин, особенностей детской преступности, поиском путей и методов ее профилактики.
Объект: детская преступность как социально-педагогическая проблема.
Предмет: методы профилактики детской преступности.
Цель: изучить специфику детской преступности, определить социально-педагогические методы ее профилактики.
Задачи:
• изучить литературу, дать общую характеристику проблеме детской преступности;
• изучить социально-педагогические причины детской преступности;
• определить формы и методы профилактики детской преступности.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической, социально-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Профилактика — это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на :
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. е устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:
— нейтрализующие;
— компенсирующие;
— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
— устраняющие эти обстоятельства;
— контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих :
— направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
— обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
— решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения — профилактическая и реабилитационная.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматриваться как эффективный путь решения проблем роста масштабов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступности — это прежде всего проблема социальная. Уровень преступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться порождающие ее социальные факторы.
В целях комплексной и наиболее эффективной борьбы с преступностью несовершеннолетних планируются и осуществляются государственные национальные программы.
1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М., 1979.
2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М., 1988.
3. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде): Учеб. пособие. —М., 1975.
4. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. — М., 1986.
5. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
6. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. – М., 1994.
7. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 140.
8. Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991.
9. Жигарев Е. С. Криминологическая характевистика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. — М., 1990.
10. Медико-социально-психологические проблемы: Учеб. пособие. – М., 1994.
11. Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1950.
12. Основы социальной работы: Учеб. – М., 1998.
13. Паламарчук Е.М., Пронина С.И. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И.И., 2012. — Стр. 187
14. Панина Г.М., Пиликян К.С., Штукатура В.Л. Профилактика вредных зависимостей у детей // Воспитание школьников.– 2001. – №9.
15. Пащенков А.С. Во вред здоровью, семье, потомству. – М., 1986.
16. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка. М., – 2001.
17. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Издательство МГСУ "Союз", 1998.
18. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
19. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980.
20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. – М., 2001.
21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
22. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростка. – М., 1978.
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
24. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.
4 приложения, ссылки.
Тема: | «Методика работы социального педагога по профилактике детской преступности» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 37 | |
Цена: | 200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Профилактика агрессивного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении
Курсовая работа:
Методика работы социального педагога по профилактике детского алкоголизма
Курсовая работа:
Игротерапия, как метод работы социального педагога по профилактике дезадаптации поведения детей в возрасте 7-8 лет.
Дипломная работа:
Деятельность социального педагога общеобразовательной школы по профилактике конфликтов в подростковой среде