Курсовая работа

«Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства»

  • 34 страниц(ы)
  • 1803 просмотров
фото автора

Автор: prokopiev26

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ….5

1.1 Понятие лидерства и руководства….5

1.2 Типы подходов к изучению лидерства….9

1.3 Исследования черт лидера….17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРОВ….20

2.1 Программа и методы исследования….20

2.2 Результаты исследования личностных особенностей лидеров….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…26

ПРИЛОЖЕНИЕ….27

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 1930-х – 1950-х годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70-х годов, интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Цель данного исследования – изучение основных аспектов проблемы лидерства и руководства в современном обществе.

Для достижения поставленной цели нами был обозначен ряд задач:

1. Провести теоретический анализ проблемы лидерства и руководства в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Рассмотреть современные концепции теории черт лидерства

3. Выявить лидера в малой группе учащихся

4. Исследовать коммуникативные и организаторские способности лидера в малой группе

5. По результатам исследования разработать практические рекомендации.

Объектом нашего исследования стали школьники 10 класса МОУ СОШ № 68 г. Ижевска в количестве 37 человек. Средний возраст учащихся 15,5 лет. Предмет исследования – процесс выявления лидерских качеств учащихся.

В эмпирическом исследовании мы использовали метод социометрии, разработанный Дж. Морено, многофакторный личностный опросник 16 PF Рэймонда Кэттелла и тест «Личностный дифференциал», адаптированный сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

1 До настоящего времени не существует универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.

2 Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.

3 Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация.

4 Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;

При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены Б.Д.Парыгиным в его книге “Основы социально - психологических теорий”.

В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.

В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей, а затем проанализированы качества личности лидеров малой группы, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только данной группы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 1999

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1998

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998

4. Батаршев А.В., Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела.- М.: Сфера, 2002

5. Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохоров А.М.- М.:«Советская энциклопедия», 1973

6. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 1999

7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 1989

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: «Свет», 2000

9. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 1989

10. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., Знание, 1998

11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 1999

12. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство.- СПб.: «Речь», 2003

13. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М: «Просвещение», 1999

14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 2000

15. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, Изд-во РГУ, 1990

16. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 2000

17. Методы социальной психологии // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 1989

18. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 1999

19. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 1989

20. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 1995

21. Римских Р.Р Альманах психологических тестов.- М.:«КСП», 1999

22. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2000

Покупка готовой работы
Тема: «Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика