Курсовая работа

«Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства»

  • 34 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ….5

1.1 Понятие лидерства и руководства….5

1.2 Типы подходов к изучению лидерства….9

1.3 Исследования черт лидера….17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРОВ….20

2.1 Программа и методы исследования….20

2.2 Результаты исследования личностных особенностей лидеров….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…26

ПРИЛОЖЕНИЕ….27

Введение

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 1930-х – 1950-х годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70-х годов, интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Цель данного исследования – изучение основных аспектов проблемы лидерства и руководства в современном обществе.

Для достижения поставленной цели нами был обозначен ряд задач:

1. Провести теоретический анализ проблемы лидерства и руководства в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Рассмотреть современные концепции теории черт лидерства

3. Выявить лидера в малой группе учащихся

4. Исследовать коммуникативные и организаторские способности лидера в малой группе

5. По результатам исследования разработать практические рекомендации.

Объектом нашего исследования стали школьники 10 класса МОУ СОШ № 68 г. Ижевска в количестве 37 человек. Средний возраст учащихся 15,5 лет. Предмет исследования – процесс выявления лидерских качеств учащихся.

В эмпирическом исследовании мы использовали метод социометрии, разработанный Дж. Морено, многофакторный личностный опросник 16 PF Рэймонда Кэттелла и тест «Личностный дифференциал», адаптированный сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Заключение

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

1 До настоящего времени не существует универсального определения лидерства, различные авторы дают каждый свое определение лидерства.

2 Руководство - основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Его главная задача состоит в достижении организацией поставленных перед ней целей.

3 Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация.

4 Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;

При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены Б.Д.Парыгиным в его книге “Основы социально - психологических теорий”.

В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.

В практической части выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения учеников и учителей, а затем проанализированы качества личности лидеров малой группы, выделенных с помощью социометрической методики. Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная, мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект, воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы, стремление к информированности, независимость. Надо сказать что, выявленные качества характерны для лидера только данной группы

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., Изд-во МГУ, 1999

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-во МГУ, 1998

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., Изд-во МГУ, 1998

4. Батаршев А.В., Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела.- М.: Сфера, 2002

5. Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохоров А.М.- М.:«Советская энциклопедия», 1973

6. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., Изд-во МГУ, 1999

7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., Изд-во МГУ, 1989

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: «Свет», 2000

9. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 1989

10. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., Знание, 1998

11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., Изд-во МГУ. 1999

12. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство.- СПб.: «Речь», 2003

13. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М: «Просвещение», 1999

14. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. - М., 2000

15. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, Изд-во РГУ, 1990

16. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. - М., 2000

17. Методы социальной психологии // Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., Изд-во ЛГУ, 1989

18. Огарков А.А. Теория организации, Волгоград, 1999

19. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологических теорий. - М, 1989

20. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., Изд-во МГУ, 1995

21. Римских Р.Р Альманах психологических тестов.- М.:«КСП», 1999

22. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2000

Покупка готовой работы
Тема: «Современные подходы к изучению феноменов лидерства и руководства»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 34
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика