Курсовая работа

«Формирование характера»

  • 43 страниц
Содержание

Введение 3

Тема: Формирование характера 5

1. Общее понятие о характере 5

2. Физиологическая основа характера 9

3. Тип характера 13

5. Формирование характера

23

6. Характер и личность 30

Заключение 40

Список литературы 43

Введение

Темперамент», «характер», «личность» – в этих понятиях исходно со-держится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» ено и ляяются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Характер трактуется в психологии далеко не однозначно. Характер и личность практически отождествляются, т. Е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования.

Характер в узком смысле слова – совокупность устойчивых свойств ин-дивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер его свойства, как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, предельно формальны, во втором они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Характеристика эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле). Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.

Истории известны великие люди с плохим характером. Однако это не помешало им стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же. Для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Суть различий между характером и личностью заключается в том что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Заключение

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предкон-фликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и са-мокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как це-леустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразде-ляются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек – это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Определяя, какой характер у человека? прослеживая его поведение, особенно в разнообразных и довольно острых ситуациях, можно обнаружить, что трудно определенно ответить на этот вопрос. Человек, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного. С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречие разрешается, если увидеть за поступками его не черты характера, а его «идеологию». Глубокая идейность составляет суть этого человека. Вот почему трудно определить его характер: он полностью превзойден и «отменен» личностью. Для описания его индивидуальности необходимо перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. И тогда обнаружится масса уникальных его особенностей, среди которых и свойства его мотивационной сферы, и его нравственность, и мировоззрение, и его внутренние проблемы, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал ее дальнейшего роста, и многое другое.

Список литературы

1. Адлер А. «Понять природу человека». Спб. 2001, - 254 с.

2. Асмолов А. Г. «Психология личности». М.:ЮНИТИ, - 245 с.

3. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи -М.: Гардарики, 2003 г.- 474 с.

4. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях // Психология эмоций: Тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 2004 – 320 с.

5. Гиппентейнер Ю. Б. «Введение в общую психологию». М. 2002, - 300 с.

6. Кербиков О. В. "Руководство по психиатрии", 2002. – с.178 с.

7. Лазурский А. Ф. Альтруизм // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузерея. М.: Изд-во МГУ, 2004. – 289 с.

8. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ,2002.- 360 с.

9. Маклаков П. Общая психология. : Учеб. пособие. Москва, 2003.-167 с.

10. Общая психология. /Под ред. Петровского С.: Учеб. пособие. Москва, 2003, - 289 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.:

12. Социальные отклонения / под ред. Кудрявцева В.Н. М.: Юрид. лит., 2004г. – 120 с.

13. Социологический энциклопедический словарь // под ред. академика РАН Г.В.Осипова.-М.: Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА,2002г.-488 с.

14. Социология в России / под ред. В.А.Ядова- 2-е издание, перераб. и до-полн.-М.: Издательство Института социологии РАН, 2003г.-696с.

15. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.: Прометей, 2004-384 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование характера»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 43
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика