Курсовая работа

«рукопашный бой»

  • 35 страниц
Содержание

Введение 3

1. История развития рукопашного боя 7

2. Развитие рукопашного боя сегодня 16

3. Развитие рукопашного боя в России и Приволжском Федеральном округе 25

Заключение 31

Список использованной литературы 34

Введение

На данный момент различают несколько видов и стилей рукопашного боя. Различая как обычный, так и армейский рукопашный бой.

В экономических словарях дается следующее определение рукопашному бою.

Боевые искусства составляют неотъемлемую часть традиционных культур почти всех народов мира. О развитии боевых искусств в древней Руси известно немного. Причина тому – отсутствие древних литературных источников, посвященных этой теме. До последнего времени считалось, что впервые о боевом искусстве славян упоминается в «Слове о полку Игореве».

Конечно, же, не одно из столь древних искусств Руси не сохранилось до наших дней – искусств, скорее боевых систем, даже просто ряд приёмов, достаточно ограниченных во всех смыслах этого слова, базирующихся на физических данных человека, проще говоря, махание руками в надежде попасть хоть куда-нибудь.

Однако авторы, пишущие о том, что боевого искусства на Руси не существовало, правы только в том смысле, что русское традиционное сознание не относило бой к сфере искусств. Но они совершенно не правы в том, что у русских не было искусных воинов – воинов профессионалов и их боевого искусства. Профессиональный бой – это уже не игра. И с религией он соединен не больше, чем кулачный бой. Акцент на поиск божественного пути через бой, особенно через профессиональный бой, на Руси никогда не ставился. Скорее, наоборот, профессиональный бой считался грехом, но грехом вынужденным из-за необходимости бороться за свою жизнь, за свободу, за Отечество, за Веру.

В настоящее время в нашей стране идет бурное возрождение культурных традиций всех наций и народностей. Образуются культурные центры в различных регионах страны для воссоздания обычаев и духовных ценностей предыдущих поколений. Возродившийся сейчас общественный и научный интерес к истории российской культуры закономерен. Культурная память народа, нации, страны – первое и необходимое условие самодвижения общества.

Сфера славянской боевой культуры, в том числе и рукопашного боя до сих пор мало изучена. Как ни странно в современных славянских государствах можно найти множество специалистов по восточным системам и лишь единицы занимаются возрождением славянской боевой традиции. Такое положение вещей позволяет некоторым предполагать, будто у славян и вовсе не было боевой системы.

Полная и всесторонняя картина традиционной боевой культуры любого народа может возникнуть при кропотливом и достоверном изучении всех ее проявлений. Динамическая картина развития знаний о традиционной боевой культуре не представляется полной. Этапы развития не всегда прослеживаются цельно и многогранно.

В проблематике культурологических исследований в настоящее время тема единоборств не представлена в необходимом объеме. Существующие исследования немногочисленны и разрознены.

Методы исследования: культурно-исторический, системный подход, методы исторической реконструкции, сравнительного анализа.

Культурно-исторический подход позволил проследить целостность характерных элементов традиционной боевой культуры как исторического феномена духовной и материальной жизни русского этноса.

Системный подход к анализу традиционной боевой культуры позволил рассмотреть генезис боевого искусства России, структуру, функции боевой традиции как целостного феномена культуры.

Аксиологический подход позволил выявить органичные взаимодействия телесной культуры с духовной, ценностной культурой, где вторая является главной.

Метод исторической реконструкции использовался для восстановления элементов традиционного боевого наследия в единую традиционную боевую культуру с учетом развития общества в тот или иной период его развития.

Метод сравнительного анализа – историческое изучение двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния; установление закономерностей, обусловливающих их своеобразие и сходство.

Имеющаяся литература по традиционной боевой культуре включает труды отечественных и зарубежных историков, философов, культурологов и искусствоведов. Следует назвать работы конкретно-исторической направленности: Б.В. Горбунова о воинских состязательных игровых традициях в народной культуре Руси; А.В. Грунтовского, рассказывающего о

рождественских потехах; В.Я. Проппа – о русских аграрных праздниках; А.Н. Розова – о кулачных боях в России.

Гумилев выявляет ведущие исторические факторы возникновения российской культуры, этногенеза российской культуры, среди которых отмечает традицию уникальной боевой культуры славянских народов, заинтересованных в сохранении обжитых территорий. [11, c. 147]; Фольклористами и этнографами, в числе которых В.П. Аникин, Г.Н. Базлов, А.К. Белов, И. Забелин, А.С. Каргин, А.А. Лебедев, Б.А. Рыбаков, А.Н. Сахаров, В.В. Седов, А.И. Селиванов, Ф.М. Селиванов, Г.В. Сумароков, Н.Ф. Сумцов, В.Н. Топоров, О.Н. Трубачев, М.В. Шатунов, изучена традиционная культура русского народа, праздники, обряды, русский календарь, песенный и инструментальный материал, кулачные бои регионов России.

Изучив литературу, можно сказать, что в качестве фундаментальной проблема традиционной боевой культуры не ставилась. В фольклорных, этнографических и исторических источниках разрозненно описываются конкретные события боевой культуры. Исследователи в области философии и культурологии вообще не рассматривают традиционную боевую культуру как объект философского и культурологического исследования.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что возможна трансляция духовно-нравственного потенциала, традиций боевых искусств Востока в социокультурные условия, в том числе и в современной России, при условии учета их специфики. На основе гуманитарного значения деятельности, закрепленной в видах боевых искусств. При несовпадении гуманитарных значений в боевых искусствах и государства (тоталитарная направленность, идеолого-политических и прочих систем) в России /СССР/ произошло официальное запрещение занятий и преподавание (трансляций) в боевых искусствах, закрепленная в Уголовном законодательстве (1984). При этом самодеятельный (общественный) интерес к видам боевых искусств тем самым был еще более мотивирован. Сам процесс передачи боевых искусств, в частности рукопашного боя состоит в первую очередь не в передаче их формы, а раскрытии духа, творческих возможностей личности детей и подростков.

Цель курсовой работы – изучить особенности развития рукопашного боя в Удмуртской республике на примере Приволжского Федерального округа.

В соответствии с целью были поставлены задачи, необходимые для написания данной курсовой работы:

- изучить историю рукопашного боя в России и Приволжском Федеральном Округе;

- проанализировать особенности развития рукопашного боя в России и Приволжском Федеральном Округе.

Объект исследования – рукопашный бой.

Предмет исследования – особенности развития рукопашного боя в России, на примере Приволжского Федерального Округа.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Заключение

В настоящее время в нашей стране отмечается бурное возрождение культурных традиций всех наций и народностей. Образуются культурные центры в различных регионах страны для воссоздания обычаев и духовных ценностей предыдущих поколений. Возродившийся общественный и научный интерес к истории боевых искусств закономерен. Культурная память народа, нации, страны – первое и необходимое условие самодвижения общества. Изменения в российском обществе в последние годы, возрастающая поддержка государства развития боевых искусств в России доказывает значительное сближение гуманитарных значений самих боевых искусств и тенденций общественного развития государства.

Таким образом изучение становления и развития русской боевой традиции, начиная с первых упоминаний о Руси (VI век) до современного состояния традиционных видов единоборств, позволяют показать неповторимость и ценность для русской культуры боевой традиции русского народа.

Русский бой – древнейшая воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, обусловливающая национальный характер. Традиционная боевая культура является составной частью культуры народа, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека, породила феномен современного спорта, и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами, к ним, к сожалению, не относятся русские боевые игрища.

Русская традиционная боевая культура различных веков (VI–XX вв.): крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, воинская культура Советской армии, – все это различные грани боевой воинской традиции России, все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного человека. Боевая культура подразумевает обширную часть всей культуры, внутри которой находится боевая традиция и боевое искусство – как определенный технический пласт, состоящий из элементов, включенных в традиционную мужскую культуру.

До сих пор сохранились различные стили и направления боевой культуры России: буза, деревенская борьба и др. Все они, несмотря на свою самобытность, имеют общую цель – воспитание личности, почитающей традиции, моральные установки общества, в котором она живет; личности духовно нравственной, ответственной за свои поступки.

Таким образом, благодаря отсутствию более или менее обстоятельных научных исследовательских работ о русских кулачных боях, к ним установилось неправильное отношение как к явлению, якобы созданному исключительной некультурностью и невежеством русской деревни. Но кулачные бои устраивались не только в деревне. Хотя и реже, до сих пор еще встречаются и в городах, и здесь в этих боях принимает участие уже совершенно другое население, городское.

Множество существующих на территории нашей страны школ и стилей современных единоборств было бы неполным без упоминания исконно русских стилей. Дошедшие до нас истории о подвигах русских дружин основывались на хорошо разработанных системах подготовки профессиональных бойцов и ополчения. Мы видим, что ритуальные, обрядовые действа, начиная с IV века, постепенно перерастают в элементы мужского воспитания, а также турнирные тренировки перед боевыми действиями. Кое-где ритуальные сражения сохранились до XIX века.

В Х1Х-ХХ веках все виды единоборств России перестали замыкаться в себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с международными системами фехтования, борьбы, английского бокса, французского бокса и даже дзюд-зюцу. Иногда какая-либо из международных школ надолго сохранялась в чистом виде, например, греко-римская борьба. Она пользовалась в России невероятной популярностью. Бокс как «чистое» единоборство (а не как компонент рукопашного боя) появился в России в 90-х годах XIX века.

Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооруженному противнику. В обязательную подготовку «коммандос» входил «вольный бой», схватки с применением короткого оружия, штыковое фехтование.

1920-е годы ознаменовались интересом к комплексным боевым искусствам. Постепенно происходило «засекречивание» наиболее эффективных систем рукопашного боя. Боевые приемы можно было осваивать только «для служебного пользования».

За последнее время наблюдается увеличение популярности рукопашного боя в России и по Приволжскому округу. За период исследования увеличиваются количество любителей данного вида боевых искусств. Регулярно проводятся соревнования во всех городах региона большей частью любителями рукопашного боя являются мужчины – 79%. В возрасте от 31 года и более – 43%.

Список литературы

1. Бажанов, Е. Кулачный бой Текст. iE. Бажанов // Физическая культура в школе. 1997. – №7. – С. 4.

2. Базлов, Г.Н. Атаман снял серу шапку Текст. /Г.Н. Базлов // Русский стиль. Боевые искусства. – 1992. №2. – С. 19–26

3. Белов, А.К. Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника Текст. / А.К. Белов. СПб.: «Нева», 1993. – С. 15–23.

4. Белов, А.К. Кулачное дело на Великой Руси. / А.К. Белов., 2003. 100 с.

5. Белов, А.К. Сцеплялка-свалка. Старинный стиль. Традиционные боевые искусства Текст. / А.К. Белов // Здоровье народа. 1994. – №2. – С. 4–8.

6. Белов, А.К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие Текст. / А.К. Белов. – М.: Здоровье народа, 1993. С. 19–20, 74–79.

7. Горбунов, Б.В. Традиции русских народных игр военно-прикладного характера Текст. / Б.В. Горбунов. Рязань. – 1993. – С. 56–60.

8. Грацманская Н.Н. К проблемам этнокультурной истории. М., 1994. – c. 22

9. Грунтовский, А.В. Мужские состязательные игры в контексте традцион-но-бытовой культуры русского народа Текст. / А.В. Грунтовский // .: [б. и.], 1994. – Вып. 5. - С. 35–40.

10. Грунтовский, А.В. Рукопашный бой без оружия у восточных славян (на материале русских былин) Текст. / А.В. Грунтовский // Традиционные формы досуга: История и современность. – М., 1993., c. 100

11. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь / Л.Н. Гумилев. – М.: ACT, 2008. – 848 с.

12. Гумилев, Л.Н. От Руси к России/ Л.Н. Гумилев. М.: ACT, 2007. – 392 с.

13. Мандзяк А.С. Воинские традиции народов Евразии / А.С. Манздяк. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. С. 37.

14. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. – Москва: РСФСР, 1930, c. 61

15. Панченко, Г.К. История боевых искусств: Россия и ее соседи Текст. / Г.К. Панченко. М.: Олимп, 1997. – С. 368, 376, 381, 398.

16. Прудов А.В., Самойлов В.И., Соболев С.Н. Техника выполнения приемов рукопашного боя. – М., 1986., c. 140

17. Тарас А. Рукопашный бой, 2005, с. 204

18. Белов, А.К. Сходка для двоих Текст. / А.К. Белов // Спортивная жизнь России. 1991. – №8. - С. 93.

19. Белов, А.К. Русский кулак, или как бились наши предки Текст. / А.К. Белов // Спортивная жизнь России. 1991. – №10. – С. 3–8.

20. Белов, А.К. От кулачного боя к славяно-горицкой борьбе Текст. / А.К. Белов // Спортивная жизнь России. – 1991. – №12. – С. 27–28

21. Логачёв В. «Русский стиль. Боевые искусства» №1 1993 г. – с. 22–28

22. Борьба самбо: Правила соревнований. Издательство: «Физкультура и спорт», Москва 1970. C. 72

23. Русская сила. Журнал «Русский стиль. Боевые искусства» №1 1993 г. – c. 7

24. Белов, А.К. Русский кулачный бой Текст. / А.К. Белов. – М.: Энциклопедия русских единоборств, 1999. 256 с.

25. Горбунов, Б.В. Народные виды спортивной борьбы как элемент традиционной культуры русских (XIX – начала XX в) Текст. // Советская этнография. 1989. – №4. – С. 90–101.

26. Онул. Методические рекомендации по изучению самозащиты без оружия – самбо Кировоград, 1990, 150 с.

27. Система САМБО (сборник документов и материалов, 1933–1944). – Харлампиев А.А.М.: Журавлёв, 2003 г. – 160 с, 28–33

28. Харлампиев А.А. Учебное пособие. Борьба самбо. Издательство: «Воениздат» Москва, 1952. C. 10–15

29. h**t://w*w.bratishka.r*/archiv/2011/3/2011_3_5.php (23. 04. 12)

30. h**t://w*w.kentavr-club.r*/combats/combats6.html (23. 04. 12)

31. h**t://w*w.wcra.spb.r*/index.php? p=content&id=481 (23. 04. 12)

32. h**t://avkproject.narod.r*/1s20001.htm (23. 04. 12)

33. h**t://zapravdu.r*/content/view/61/51/ (04. 05. 12)

34. h**t://rodonews.r*/news_1294308409.html (04. 05. 12)

35. h**t://boevie-iskusstva-mira.r*/Russia/stenoshnoy_boy.html (04. 05.12)

36. h**t://w*w.rovesnik-club.r*/russianSpetsnazStyle.html2.html (04. 05. 12)

37. h**t://sambo.r*/sambo/ (04. 05. 12)

38. h**t://tkd.kulichki.net/army/index.htm (04. 05. 12)

39. h**t://ross.by/martial-art2.html (04. 05. 12)

40. h**t://w*w.r*ssianspetsnaz.r*/Training/Rates/rates.php? uid=8 (05. 05. 12)

41.h**t://kirillica.org/article.php? mode=view&site_id=129&own_menu_id=1595

42. h**t://w*w.dissercat.com/content/fenomen-traditsionnoi-boevoi-kultury-rossii, Borchenko I.D., Chelyabinsk (23.04.12)

Покупка готовой работы
Тема: «рукопашный бой»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика