Дипломная работа
«Оздоровительное влияние закаливания и физической культуры на организм человека»
- 54 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Общие принципы и физиологические механизмы закаливания 6
1.2. Виды закаливания 11
1.2.1. Закаливание с помощью низких температур 11
1.2.2. Закаливание воздухом 15
1.2.3. Закаливание водой 16
1.2.4. Закаливание солнечным излучением 21
1.3 Физическая культура как оздоровительное…. 25
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 31
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Динамика заболеваемости учащихся в ходе эксперимента 33
3.2. Динамика развития физических качеств в ходе проведения эксперимента 36
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Интерес ученых и простых людей к закаливанию и физической культуре просматривается на протяжении многих столетий. Давно известно, что здоровье человека зависит от многих факторов (наследственность, состояние окружающей среды, развитие здравоохранения), но в большей части, на 50-70% - от образа жизни.[12].
Согласно трудам И.И. Брехмана (1990) здоровый образ жизни - это многокомпонентное составляющее, включающее в себя рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое.
По мнению Я.С. Вайнбаума (2002) важную роль в формировании здорового образа жизни играют закаливание и занятия физической культурой.
Прогрессирующая в современном обществе гиподинамия, и как следствие увеличение количества людей с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениям осанки и опорно-двигательного аппарата, рост числа людей с дефектами зрения и нервно-психическими отклонениями – все эти проблемы делают вопрос оздоровительного влияния закаливания и физической культуры чрезвычайно актуальным [10].
Согласно данным А.П. Лаптев (1990) закаливание в сочетании с физической активностью является одним из эффективных средств укрепления здоровья. Сегодня, как ни когда остро стоит вопрос профилактики и укрепления социального, психического и физического аспектов здоровья человека. На ухудшение здоровья оказывают влияния следующие факторы: неблагоприятная социальная, экологическая и экономическая обстановка, нерациональная организация жизнедеятельности, работы и отдыха, снижение двигательной активности, неправильное питание, ограничение возможности для занятий физической культурой и спортом, низкий уровень валеологической культуры, отсутствие умений и навыков ведения здорового образа жизни и др. [2, 12, 24].
По мнению ряда авторов (Лаптев А.А., 1990, Вайнбаум Я.С., 2002, ) закаливание и физическая культура как факторы повышения сопротивляемости организма человека чрезвычайно актуальны в современном обществе в связи с прогрессирующей гиподинамией, ростом числа людей с избыточной массой и неудовлетворительным состоянием здоровья.
Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет), а физические нагрузки постоянно сокращаются. Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне необходима физическая нагрузка. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками [38,48].
Д.Н Давиденко (2003) установил, что в результате закаливания и занятий физической культурой повышается устойчивость организма к простудным заболеваниям; повышается неспецифическая устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции. Происходит тренировка и налаженное функционирование терморегуляторных механизмов, повышение общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним факторам. Поэтому закаливание в сочетании с двигательной активностью является одним из эффективных средств укрепления здоровья.
В связи с этим нами была поставлена цель исследования.
Цель – выявить оздоровительное влияние закаливания и физической культуры на организм школьников на уроках физической культуры.
Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
2. Определить показатели уровня заболеваемости и уровня развития физических качеств школьников, полученные в ходе эксперимента.
3. Экспериментальным путем доказать эффективность применения закаливания и физической культуры на открытом воздухе на уроках физической культуры.
Объект исследования: урок физической культуры в школе.
Предмет исследования: уровень развития физических качеств школьников.
Гипотеза: данного исследования базируется на предположении, что проведение урока физической культуры на открытом воздухе будет способствовать снижению уровня заболеваемости школьников и более эффективному развитию физических качеств школьников.
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Общие принципы и физиологические механизмы закаливания
Согласно данным Я. С. Вайнбаума (2002) закаливание - одно из наиболее мощных и эффективных оздоровительных средств физического воспитания. Оно позволяет не только сохранить и укрепить здоровье, но и повысить работоспособность.
Под закаливанием понимается повышение устойчивости – адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий.
В основе закаливания лежат тренировка центральных и периферических звеньев терморегуляторного аппарата и совершенствование механизмов, регулирующих отдачу и образование тепла. Постоянное систематическое и целенаправленное строго дозированное воздействие раздражающих факторов приводит к развитию адаптивных приспособительных реакций, снижающих чувствительность организма к их действию. Это повышает устойчивость организма человека к изменяющимся факторам внешней среды. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе человека [18, 41].
В основе закаливания лежат тренировка центральных и периферических звеньев терморегуляторного аппарата, совершенствование механизмов, регулирующих отдачу и образование тепла. Постоянное систематическое и целенаправленное строго дозированное воздействие раздражающих факторов приводит к развитию адаптивных приспособительных реакций, снижающих чувствительность организма к их действию. Это повышает устойчивость организма человека к изменяющимся факторам внешней среды. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе человека.
В процессе онто- и филогенеза в организме человека выработались определенные физиологические и биохимические механизмы, обеспечивающие его устойчивость к воздействию комплекса неблагоприятных метеорологических факторов. Организм человека способен эффективно приспосабливаться к изменениям метеорологических, температурных условий, выдерживать даже значительные колебания температуры воздуха, сохраняя при этом тепловое равновесие организма [32].
Тепловой баланс организма достигается в результате сложных терморегуляторных процессов. С одной стороны, происходит оптимальное динамическое колебание объема и интенсивности теплопродукции вследствие изменения интенсивности окислительно-восстановительных процессов, обеспечивающих образование тепловой энергии, с другой — одновременная перестройка теплообмена организма посредством его теплоотдачи во внешнюю среду.
При низких температурах в организме человека усиливаются механизмы теплопродукции, одновременно уменьшается диаметр сосудов кожи, перераспределение тока крови между кожей и внутренними органами [2, 12, 32].
Диапазон функциональных возможностей механизмов терморегуляции человека может быть значительно расширен после применения комплекса целенаправленных, систематических закаливающих процедур.
Механизм оздоровительного действия закаливания на субклеточном уровне идентичен механизму действия физических тренировок: создается дефицит АТФ и креатинфосфата и увеличивается потенциал фосфорилирования. Генетический аппарат клеток активизируется, растет производство митохондрий — энергетических «фабрик» клетки.
Увеличиваются энергетическая мощность клетки (мощность митохондрий), выработка АТФ на единицу массы тканей, ликвидируется ее дефицит, следовательно, развивается адаптация к холоду, гипоксии и физической нагрузке.
В результате закаливания не только совершенствуется терморегуляция, но и происходят некоторые изменения в морфологической структуре и физико-химических свойствах различных тканей организма. Повторные температурные раздражения вызывают утолщение эпидермиса, уменьшение содержания воды в коже, уплотнение биологических каллоидов и т.д. Тем самым повышается стойкость организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим факторам внешней среды [34, 40].
Активизация энергетических процессов способствует нормализации жирового и углеводного обменов и играет положительную роль в профилактике атеросклероза, гипертонической болезни, диабета и ожирения.
При закаливании резко активизируются иммунные механизмы. Через центральную нервную систему и ее подкорковые образования (гипоталамус) активизируется функциональное состояние гипофиза — эндокринной железы, контролирующей действие всех эндокринных желез. Основное значение в повышении иммунитета при закаливающих процедурах имеет воздействие гипофиза на вилочковую (зобную) железу и надпочечники. От этой железы зависит функционирование основных иммунных механизмов — лимфоцитов и антител, в результате, которого значительно повышается устойчивость организма к различным инфекциям, вызываемых бактериями и вирусами, улучшается контроль за появлением чужеродных злокачественных клеток, происходит их уничтожение, чем создается препятствие развитию онкологических заболеваний [32].
1. Под закаливанием понимается повышение устойчивости – адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий.
В основе закаливания лежат тренировка центральных и периферических звеньев терморегуляторного аппарата и совершенствование механизмов, регулирующих отдачу и образование тепла. Постоянное систематическое и целенаправленное строго дозированное воздействие раздражающих факторов приводит к развитию адаптивных приспособительных реакций, снижающих чувствительность организма к их действию. Это повышает устойчивость организма человека к изменяющимся факторам внешней среды. Ведущая роль в этом принадлежит центральной нервной системе человека.
Выделяют следующие принципы закаливания:
Принцип комплексности.
Принцип систематичности.
Принцип постепенности.
Принцип оптимальности дозирования процедур.
Закаливание бывает:
- водой
- воздухом
- солнечными лучами
2. В начале исследований установлено, что достоверно значимых различий по уровню развития физических качеств и уровня заболеваемости школьников не выявлено (>0,05). После проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе происходит достоверно значимое снижение уровня заболеваемости (p<0,05). Также достоверно значимые изменения наблюдаются и в динамике развития физических качеств – так, происходит достоверное повышение показателей силовых качеств в тесте «Подтягивание на перекладине» (p<0,05), по показателям теста «Бег на 100 метров», отражающий развитие скоростных качеств также произошло значимое снижение данного показателя (p<0,05), статистически значимое снижение результатов наблюдается в контрольном тесте «Бег на 1000 м» (p<0,05).
3. Экспериментальным путем доказано, что при физической нагрузке на открытом воздухе происходит тренировка терморегулирующего аппарата. Учащиеся менее подвержены простудным заболеваниям, чем те школьники, которые занимались в зале в комфортных условиях, и которые болели чаще и продолжительнее.
Возможно, в процессе проведения физических упражнений на открытом воздухе, на результаты физической подготовленности влияет не только свежий воздух и солнечная радиация.
В нашем эксперименте доказано, что выполнение физических упражнений на свежем воздухе, где можно использовать природные факторы, закаливание которыми имеет огромное значение для укрепления здоровья и предупреждения ряда заболеваний, более полезны, чем те же занятия в комфортных условиях, то есть в помещении.
1. Андриянова. Е.Ю. Развитие выносливости в школьном возрасте// Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - №3. – 2001. – с. 55
2. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков / М.В. Антропова. – М.: Медицина, 1982. – 284 с.
3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248с.
4. Ашмарин Б.А. О тестах и тестирование /Б.А. Ашмарин-М.: Физкультура в школе,2005. -19с.
5. Баренцев С.А. Совершенствование техники бега на скорость/ С.А. Баренцев// Физическая культура в школе.-2002.-№4-С.19-20.
6. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей / П.К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 2002 - 165с.
7. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. -М.; -2001,-85с.
8. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в средней школе.- М.: Просвещение, 2000.
9. Бойко А. Ф. «Основы лёгкой атлетики». М., «Физкультура и спорт», 2006.
10. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
11. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике/Х. Бубе - М.: Физкультура и спорт, 2008 - 240с.
12. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта // Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 132 с.
13. Вайцеховский С. М. «Книга тренера». М., «Физкультура и спорт», 2001.
14. Валик Б. В. «Тренерам юных легкоатлетов». М., «Физкультура и спорт», 2004.
15. Васильков Г.А. Гимнастика в режиме дня школьников. -М.: Просвещение, -2001, - с.87
16. Внеклассная физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа с детьми школьного возраста: Инструктивно - методическое письмо. - М.: просвещение, -2003, - с.35
17. Воложин, А.И. Путь к здоровью / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чикин – М.: Знание, 1990. – 160с.
18. Гигиена: Учебник / Под ред. Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. - 608с.
19. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для ИФК./М.А. Готик -М: Физкультура и спорт, 2008 -197с.
20. Гойхман П.Н. Легкая атлетика в школе./П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов - М.: Физкультура и спорт,2002.- 200с.
21. Грасис А.И. Родители, тренеры, партнеры, судьи. - М.: Ф и С, -2003, -с.57
22. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. М., «Физкультура и здоровье», 2003.
23. Гужаловский А.А. Физкультура в режиме дня учащихся. - Минск; -2002. -c.91
24. Давиденко, Д.Н Основы здорового образа жизни / Д.Н. Давиденко, В.П. Петленко // ОБЖ. – 2003. – № 4. – С. 50 – 52.
25. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? / С.М. Дедковский-М.: ФиС, 2003-46с.
26. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 204 с.
27. Дьячков Ф.М. Физическая подготовка спортсмена - М., Физкультура и спорт, 2007 г.
28. Егер К., Оельшлегель Г. «Юным спортсменам о тренировке». М., «Физкультура и спорт», 2005.
29. Жевновата Ж. Д., Заярин Г. А., Короткова Т. П., Рыбковский А. Г. «Методика обучения видам лёгкой атлетике». Донецк, ДонГУ, 2009.
30. Колинков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике, М., Физкультура и спорт, 2007- 246с.
31. Коростелев Н.Б. Научные гигиенические школы России в конце XIX - начале XX (сравнительный анализ). / Н.Б. Коростелев // Пробл. соц. гигиены и история медицины, 1996. – № 4. – C. 56-59.
32. Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебник для ИФК / Я.М. Коц - М.: Физкультура и спорт, 2006 - 240с
33. Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития. «Теория и практика физической культуры», 2005, № 4.
34. Лаптев А.П. Гигиена: Учебн. для институтов физ. культуры / А.П. Лаптев, С.В. Полневский – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 368с.
35. Лихачев Б. Т. «Педагогика», - М., «Прометей», «Юрайт», 2002г. – С. .3-8.
36. Ломан В. «Бег, прыжки, метания». М., «Физкультура и спорт», 2004.
37. Макаров А. «Бег на средние и длинные дистанции». М., «Физкультура и спорт», 2006.
38. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. «Теория и методика физического воспитания». М., «Физкультура и спорт», 2006.
39. Межуев В.Б. «Основа основ - желание учиться»/ Жур. «Физическая культура в школе», №2, 2002г, (стр.24-26)
40. Методические вопросы и опыт организации мониторинга санитарно-гигиенического благополучия детских и подростковых образовательных учреждений / В.Г. Маймулов, Т.С. Чернякина, И.Ш. Якубова, Л.В. Козырева // Гигиена и санитария. 1997. – № 6. – C. 35-38.
41. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков / Под ред. Профессора В.Р. Кучмы. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 608с.
42. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ М.Я. Набатникова - М.: Физкультура и спорт, 2002 - с.280
43. Никитюк Б.А. Спортивная морфология: предпосылки возникновения и творческая роль Центрального института физической культуры и ее формирование/ Б.А. Никитюк // Теория и практика физической культуры -2003 - №4- с.37-39
44. Озолин Н.Г., Воронкин В.И. Легкая атлетика. М., «Физкультура и спорт», 2005.
45. Остапенко. Л. Физическая подготовка старшеклассников \\ Физическая культура в школе.- №4. – 1994. – с. 47
46. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 112с.
47. Петровский В.В. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке / В.В. Петровский. - Киев: Здоровье, 2005 - 78с.
48. Платонов В.И. Теория и методика спортивной тренировки – Киев, Вища школа, 2004 -с.352
49. Савин Н.В. «Педагогика», - М., «Просвещение», 2000г. - С. 28-30.
50. Семенов В.П. Методика преподавания легкой атлетики в школе // Лекция для студентов институтов физической культуры. - Смоленск, 2002. - 34 с.
51. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. -М. :Ф и С, - 2000,-с.123
52. Харламов И.Ф. «Педагогика», - М., «Гардарики», 2000г, - С.8-9,12-13, 29.
53. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.-3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-480с.
Тема: | «Оздоровительное влияние закаливания и физической культуры на организм человека» | |
Раздел: | Физкультура и спорт | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Курение табака и механизм его действия на организм
Курсовая работа:
Спорт и физическая культура на современном этапе
Контрольная работа:
Связь организма человека с окружающей средой
Курсовая работа:
Профилактика травматизма на уроках физической культуры в различных возрастных группах