Дипломная работа
«Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц (на примере Московского банка СБ РФ)»
- 75 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1 Сущность и формы расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке 6
1.2 Особенности организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка 18
1.3 Современные способы организации расчетов с клиентами банка 24
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МОСКОВСКОМ БАНКЕ СБЕРБАНКА РФ 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика Московского банка Сбербанка России 30
2.2 Особенности организации расчетов в Московском банке Сбербанка России 42
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В РАСЧЕТАХ С КОНТРАГЕНТАМИ МОСКОВСКОГО БАНКА СБЕРБАНКА РОССИИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Важнейшим приоритетом государственной социально-экономической политики является ускоренное экономическое развитие страны. Одним из ключевых условий реализации имеющегося потенциала экономического развития является расширение банковского сектора. Развитие банковской системы и в целом повышение роли банковского сектора в экономике входит в число стратегических задач государства. Динамика решения задач по развитию банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, качества регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.
Направления и характер развития банковского сектора в существенной степени определяются ходом его реформирования. Правительство Российской Федерации и Банк России рассматривают продолжение процессов реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.
Основная задача очередного этапа развития банковского сектора состоит в накоплении его созидательного потенциала, существенном повышении значения банковского сектора как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития. Характер реформирования банковского сектора должен способствовать достижению целей, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
XXI век вошел в отечественную и зарубежную историю как век развития и внедрения высоких технологий в различных областях экономики, усложнением взаимосвязей и повышением взаимозависимости ряда стран, а также перестройкой ранее существующих процессов в общегосударственном аспекте, что не могло не отразиться на общем функционировании всех кардинальных процессов как внутри страны, так и за ее пределами. Наибольшему влиянию подверглась сфера финансовых отношений. Выбор способа проведения расчетных и платежных операций, основанных на электронных технологиях, имеет ряд преимуществ, которые особо актуальны на данном этапе развития отечественной экономики.
Исходя из всего вышеизложенного, проблема расширения расчетно-кассового обслуживания населения и повышение его качества носит весьма актуальный характер.
Различные теоретические и методические аспекты проблемы формирования оптимального расчетно-кассового обслуживания физических лиц нашли отражение в работах зарубежных и отечественных ученых и практических работников. Среди трудов отечественных специалистов особо следует выделить труды Белоглазовои Г.Н., Кроливецкой Л.П., Лаврушина О.И., Пановой Г.Н., Савинской Н.А., Тавасиева А.М., Халанского В.П.
Целью данной работы является анализ расчетно-кассового обслуживания физических лиц. Из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ сущности и форм расчетно-кассового обслуживания физических лиц в коммерческом банке;
- изучение особенностей организации расчетно-кассового обслуживания физических лиц;
- анализ современных способов организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка;
- анализ коммерческой деятельности Московского банка Сбербанка России;
- изучение особенностей организации расчетно-кассового обслуживания физических лиц в Московском банке Сбербанка России;
- анализ методов и способов улучшения организации расчетно-кассового обслуживания физических лиц в Московском банке Сбербанка России.
Предметом исследования в дипломной работе является качество расчетно-кассовых услуг для физических лиц коммерческого банка. Объектом исследования является Московский банк Сбербанка РФ.
Теоретическую базу дипломной работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Центрального Банка РФ, научные монографии, диссертационные исследования, статьи в экономической периодике. В ходе написания работы использовались общенаучные приемы исследования: экспресс-анализ, метод сравнения, метод диалектики, экономический анализ, монографический метод, сводка и группировка, обобщающие показатели, построение динамических рядов и другие. Практической базой являются данные бухгалтерского учета и отчетности Московского банка Сбербанка России рассмотренные в динамике.
Прежде всего, проанализируем важнейшие функции банков при проведении ими обслуживания физических лиц.
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота средств государства, фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности, срочности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения на заемные средства. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.
Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заёмщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают лишние издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заёмщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заёмщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.
Расчетно-кассовые операции по обслуживанию физических лиц включают в себя включает в себя открытие и ведение счетов физических лиц в валюте РФ и иностранной валюте, операций на проведение платежей, зачислению средств на счета, приему денежных средств без ограничения суммы и выдаче наличных денежных средств в пределах остатка на счете клиента, а также переводы денежных средств и операции с пластиковыми картами. Данные операции по оказанию услуг населению, разнообразные по форме, приносят банкам за рубежом значительный доход. В российской практике круг их пока ограничен. В настоящее время на законодательном уровне обсуждается законопроект о национальной платежной системе, который должен восполнить ряд пробелов, создать предпосылки для стимулирования развития осуществления расчетно-кассового обслуживания физических лиц.
В настоящее время, в сфере развития технологий расчетно-кассового обслуживания физических лиц наличествует бурный прогресс.
Темп технологического прогресса постоянно увеличивается и в скором будущем банкам придется пережить революцию в области продуктов, услуг и схем поставки. Каналы внешнего интерфейса, технологии идентификации и способы связи претерпят существенные изменения. Общество с каждым годом все больше осваивает информационные технологии, для большинства банковских клиентов доступ в Интернет становится обычным делом. И клиенты начинают понимать, что использование услуг интернет-банкинга не только позволяет экономить время (не надо ходить в отделения банка), но и позволяет управлять своими операциями в режиме реального времени.
Банкам придется овладеть технологиями на основе микросхем, облегчающими идентификацию клиентов, биометрическими технологиями для повышения уровня безопасности и надежности идентификации, а также технологиями высокоскоростных сетей для предоставления качественной видеосвязи. Только банк, который «всегда готов» обслужить клиента, работает в режиме «24x7x365», хорошо понимает потребности своих клиентов, активно разрабатывает и внедряет прогрессивные технологии, сумеет выжить в современных условиях.
Оптимальная работа в сфере расчетно-кассового обслуживания физических лиц не сводится только к эффективному использованию современных технологий. Главной задачей успешного розничного банка становится создание организационной структуры, которая будет находиться в режиме постоянной готовности для предоставления эффективного круглосуточного онлайнового обслуживания.
Для государства в целом имеет существенное значение создание эффективной правовой базы не только регулирования порядка осуществления безналичных расчетов физическими лицами, но и защиты интересов физических лиц и создание условий для использования форм наличных и безналичных расчетов. В России должен существовать эффективный механизм расчетно-кассового обслуживания денежных средств, который будет служить государству, бизнесу и гражданам надежным средством обмена товаров и услуг на деньги. Этот механизм должен быть защищенным, обеспечивать снижение уровня мошенничества и операционных издержек, которые несут банки и платежные схемы, и способствовать повышению уровня доверия к системе.
В дипломной работе были проанализированы показатели деятельности Московского банка Сбербанка РФ. По итогам финансового анализа видно, что банк справился с последствиями финансового кризиса 2008-2009 гг., сохранив хорошие показатели. Московский банк Сбербанка РФ оказывается весь спектр услуг по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц, а также обладает развитой инфраструктурой их обслуживания – сетью банкоматов, пунктов выдачи наличных, торговых и сервисных предприятий, включенных в систему безналичных расчетов с использованием банковских карт.
Главной линией работы Московского банка Сбербанка РФ является развитие услуг по расчетно-кассовому обслуживанию физических лиц до уровня соответствующего положению банка в регионе. Для чего необходимо создать среду, в достаточной мере представляющей как физических лиц, совершающих в банке различные платежи, так и сеть государственных и негосударственных структур, охватывающую все сферы услуг.
Основное направление развития расчетно-кассового обслуживания физических лиц связано с развитием сети банкоматов, в которых возможно совершение различных платежей, в тех местах, где их установка будет оправдана потоками клиентов. Организация достаточного количества точек самообслуживания на основе банкоматов, способствует повышению доверия со стороны клиента к Сбербанку, поскольку позволяет клиенту быть независимым от режима работы филиалов банка и формирует новое отношение к сфере банковских услуг. Таким образом, подготовив общество можно планировать перенос основного количества оборотов в сфере совершения платежей физическими лицами из области получения наличных в сферу безналичных платежей за товары и услуги.
Для успешной реализации запланированных мероприятий необходимо проведение комплексного финансирования включающего как средства для долгосрочного инвестирования в развитие инфраструктуры, так и вложения в текущие затраты. В качестве методов оптимизации данной стратегии предлагается проведение рекламно-информационных мероприятий в ее поддержку.
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 №17-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. ЦБ РФ 26.03.2004 №254-П, в ред. от 03.06.2010 г.
4. Андреева Г. Скоринг как метод оценки кредитного риска. // Банковские технологии. 2006. №5.
5. Антропцева И.О. Осуществление безналичных расчетов физическими лицами. // Банковское право. 2011. №1.
6. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. М.: Прогресс, 1998.
7. Беликова А.В. Проблемы участия банков в инвестиционном процессе. // Инвестиционный банкинг. 2006. №3.
8. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям. – М.: Бизнес и банки, 2007.
9. Вавулин Д.А. Комментарий к ФЗ «О банках и банковской деятельности». М.: Юристъ, 2008.
10. Выступление В.В. Путина в общественной приемной партии «Единая Россия» в Новосибирске 22.10. 2008 г. // h**t://w*w.econograd.r*/politician/bankovskaia-sistema-strani.html
11. Греф Г., Юдаева К. Российская банковская система в условиях глобального кризиса// h**t://institutiones.com/general/1199-rossijskaya-bankovskya-sistema.html
12. Денежное обращение и банки: Учеб. пособие/ Под. ред. Г. Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. М.: Финансы и статистика, 2006.
13. Евтюхина Е. Расчетно-кассовое обслуживание теперь практически невозможно без других банковских услуг. Прежде всего – без кредитования. // Банковское обозрение. 2008. №10.
14. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2003.
15. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
16. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции: учебник. М: ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.
17. Из выступления В.В. Путина на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 12.12.2008 г. //h**t://econograd.r*/politician/bankovskaia-sistema-strani.html
18. Из выступления В.В. Путина на VII международном инвестиционном форуме 19.09. 2008 г // h**t://econograd.r*/politician/bankovskaia-sistema-strani.html
19. Кузнецова И.Д., Павлова Г.Л. Проблемы анализа кредитоспособности заемщика. // Экономика. 2006. №2.
20. Маевский В. Реальный сектор и банковская система. // Вопросы экономики. 2009. №6.
21. Лаврушин О. И. Банковское дело: Учебник – М.: КНОРУС, 2006.
22. Основы банковской деятельности (Банковское дело)/ Под ред. Тагирбекова К.Р. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 2006.
23. Посадская М. Бухгалтерский учет и другие аспекты переводов физических лиц. // Бухгалтерия и банки. 2009. №3.
24. Пряжникова Ю.А. Новые способы осуществления безналичных расчетов как основополагающий фактор снижения «теневой» экономики в России. // Финансовый менеджмент. 2007. №2.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: Новое знание, 2002.
26. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2007.
27. Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2006.
28. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебник под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В. С-Пб, 2001.
29. Фролова Т.А Банковское дело: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
30. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М: Финансы и статистика, 2005.
31. Шинкин А.В. Сравнение результатов стимулирования и государственной поддержки банковского сектора РФ , стран Европы, Японии, США и ряда других стран. // StatBanker.r*
32. w*w.sbrf.r*
33. w*w.rmh.r*.
Тема: | «Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц (на примере Московского банка СБ РФ)» | |
Раздел: | Деньги и кредит | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 75 | |
Цена: | 2200 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ
Отчет по практике:
Анализ системы маркетинга (на примере коммерческого банка)
Дипломная работа:
Рынок банковских продуктов и услуг для физических лиц на примере связного банка
Курсовая работа:
Банковские услуги для населения (на примере СБ РФ)
Курсовая работа:
Управление пассивными операциями банка и его совершенствование (на примере Сарапульского Отделения СБ РФ № 78)